Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как сконцентрироваться на учебе и не отвлекаться». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы у ребёнка не возникало проблем с выполнением домашнего задания, родители следят за его режимом. В расписании второй половины дня желательно выделять время на отдых, прогулку и обучение. До обеда дети бывают в школе, после — едят, отдыхают некоторое время и садятся за уроки. Сделав их, можно пойти погулять или в гости.
Почему любовь мешает учебе?
Первая любовь, сильная влюбленность — это новый и очень важный эмоциональный опыт в жизни человека. Как все новое, первое серьезное чувство всерьез выбивает из колеи, нарушает баланс, требует перестроить всю жизнь. В подростковом возрасте также дает о себе знать и общая психологическая неустойчивость, и серьезные нагрузки на нервную систему. Проще говоря, подросток перегружен впечатлениями и задачами, которые для него являются важными — тут не до учебы.
Учебу из-за любви забрасывают те подростки, которым она не доставляет удовольствия и не приносит радостных эмоций. Дело не в том, что ваш ребенок балбес, а условный отличник — нет, потому что и с девушкой встречается, и к поступлению готовится. Просто этому условному отличнику учеба дает ощущение драйва, но это не потому что он хороший — просто он учится в школе или на курсах, которые ему важны и интересны, и делает это для себя.
А вот если учеба — это тоска зеленая, то влюбленность дает сильные чувства и эмоции, которые захватывают и увлекают почище компьютерной игры. И конечно, учеба становится не первым приоритетом. Волевой ресурс, который раньше хоть как-то двигал подростка, уже не справляется. И это совершенно нормально.
Как организовать режим труда и отдыха для школьника?
Если по каким-то предметам возникают затруднения, их откладывают до прихода мамы и папы вечером с работы. Доделать их желательно сразу после ужина, в позднее время всем труднее сохранять спокойствие и концентрироваться. В семьях, которых принято садиться за домашнее задание по ночам, часто происходят конфликты.
Школьники, которые посещают дополнительные занятия и секции в свободное время, обычно стараются делать уроки заранее, потому что к вечеру на них не остается ни сил, ни желания. Стоит помнить, что слишком большое количество кружков или секций вредят молодому организму, заставляя постоянно находиться в напряжении и запоминать новую информацию.
Время для сна и отдыха должно тщательно оберегаться родителями, оно не менее важно для детского развития и благополучия, чем оценки в школе.
Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика. А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.
Соответственно, развитие концентрации у детей подразумевает развитие у них навыка удерживать на чем-то внимание, не отвлекаясь. Способность эта совершенствуется с возрастом.
До 3 лет у малышей в основном внимание непроизвольное, то есть не зависящее от их желания, а вызываемое внешними стимулами (показали яркую игрушку, сильно хлопнули дверью, включили музыку или любимый мультик, чирикнула пестрая птичка…). Малыш реагирует на эти раздражители, пока они ему интересны.
Произвольное внимание требует воли и целенаправленности, умения управлять умственной деятельностью. Навык сосредоточения на чем-либо по осознанному желанию вырабатывается у детей к 5–6 годам.
От того, насколько глубоко и всесторонне развито внимание дошкольника, во многом будет зависеть его успеваемость уже как школьника.
Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость.
Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.
Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.
Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:
Время Действие
07:00 — 07:05 | Ребёнок просыпается |
07:05 — 07:20 | Зарядка, гигиена |
07:20 — 07:35 | Завтрак |
07:35 — 08:00 | Сборы в школу |
08:00 — 08:30 | Дорога в школу |
08:30 — 13:05 | Уроки |
13:05 — 13:30 | Дорога домой |
13:30 — 13:40 | Переодевание, гигиена |
13:40 — 14:00 | Обед |
14:00 — 16:00 | Свободное время, секции |
16:00 — 18:00 | Выполнение домашнего задания |
18:00 — 18:30 | Ужин |
18:30 — 20:00 | Свободное время |
20:00 — 21:00 | Подготовка ко сну |
21:00 — 07:00 | Ночной сон |
Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.
- Создайте малышу свободное пространство, необходимое для того, чтобы полностью сосредоточиться на одном деле.
- Не нужно таскать ребенка из одного кружка в другой, даже если предложения кажутся вам очень интересными.
- Не следует недооценивать время, необходимое ребенку для переработки своих впечатлений. Поведение детей при этом бывает очень разным: некоторые проговаривают ситуации, другие обдумывают их про себя, так что кажется, будто они целый день только тем и занимаются, что мечтают.
- У детей свое отношение ко времени. Если вы будете учитывать это при планировании своего дня, вы поможете ребенку избежать стрессовых ситуаций.
- Не прерывайте то занятие, в которое погрузился ребенок. Предупредите его о необходимости смены занятия заранее, чтобы он мог свыкнуться с этой мыслью.
Пять важных фактов о внимании, о которых нужно знать, чтобы понять своего ребенка
- Внимание существует не само по себе, а только внутри определенных видов деятельности. Можно внимательно или невнимательно смотреть, слушать, двигаться. И ребенок может, например, внимательно смотреть, но невнимательно слушать.
- Внимание бывает непроизвольным (когда не нужно прикладывать никаких усилий, чтобы быть внимательным) и произвольным. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного.
- Для того, чтобы «включить» в классе произвольное внимание, ребенку необходимо уметь с помощью непроизвольного обнаруживать определенный сигнал (например, голос учителя), не обращать внимания на конкурирующие (отвлекающие) сигналы, быстро переключаться, когда необходимо, на новый сигнал.
- Пока точно неизвестно, какие области мозга отвечают за внимание. Вернее, ученые выяснили, что в регуляции внимания принимают участие многие структуры: лобные доли коры мозга, мозолистое тело, гиппокамп, средний мозг, таламус и другие.
- Дефицит внимания иногда сопровождается гиперактивностью и импульсивностью (СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью), но часто невнимательные дети бывают и медлительными.
- Невнимательность — это вершина айсберга. У таких детей выявляется целый комплекс особенностей функционирования нервной системы, которые в поведении проявляются как проблемы с вниманием.
Техника: экспресс-концентрация
Продолжительность: 1 минута
Порядок действий:
- Попросите ребенка закрыть глаза в том положении, в котором он находится.
- Приложите свой указательный палец к его лбу, где-то в сантиметре над бровями.
- Скажите ребенку, чтобы он представил, что его лоб прозрачен, и попросите его заглянуть как бы через ваш палец внутрь своей головы (вы заметите, как его глаза под веками немного смещаются вверх). Он должен представить палец и зафиксировать эту картинку на несколько секунд.
Не стоит ждать от себя блестящих результатов и рассчитывать, что все получится с первого раза. Будьте готовы несколько раз перечитать трудные фрагменты и выполнять необходимые упражнения, пока результаты вас не устроят. Если что-то получается с легкостью, то оно скорее всего быстро забудется. А вот то, к чему вы пришли, приложив немало усилий, отложится в памяти надолго.
Бывает такое, что до важного события все меньше времени, но совладать с собой никак не получается. Лучшим советом станет цитата художника Чака Клоуза. Он говорил, что «вдохновение нужно для дилетантов, остальные просто приходят и работают».
Поймите, что кроме любимых дел всегда будут и те занятия, которые не вызывают особого восторга. Концентрируйтесь на цели, побеждайте свои слабости и садитесь за дела без отговорок. Когда вы победите лень и отлично справитесь с задачами, вы почувствуете себя сильнее и счастливее. А отличные отметки станут лучшим доказательством позитивных изменений в жизни.
Более сложная ситуация, когда дети провоцируют учителя с целью заснять его в состоянии ярости и выложить это в какую-либо социальную сеть.
Лариса Тюлина ученикам 8-го класса собрала данные из УК, ГК и КоАП по поводу несанкционированной съемки, распространении изображений человека (акцент — ребенка) в сети, оскорбление чести и достоинства (с акцентом при исполнении служебных обязанностей). Все статьи прочитала и дала подписать, что ознакомлены. Далее подсчитала сумму штрафов, которые родители заплатят за нарушение тех самых законов, она оказалась около миллиона. Сумма штрафов была явно завышена для устрашения. После этого дети удалили видео.
Отношения: когда в школу ходить страшно или незачем
На желание детей учиться и ходить в школу влияет и обстановка в классе, отношения со сверстниками и учителями.
В младших классах особенно важно, как к ребенку относится педагог. Одна мама жаловалась мне, что учительница невзлюбила ее сына. Вызвав маму в школу, она заявила: «Я не могу работать с вашим ребенком. У меня язва открывается, когда я его вижу». Она не могла сдержать раздражения, глядя, как мальчик во время урока машинально наматывает на палец какие-то ниточки. Конечно, ребенок это чувствовал, приходил с занятий расстроенный и не хотел делать домашнее задание.
У подростков на первый план выходят отношения с одноклассниками — они во многом определяют эмоциональное состояние. Когда отношения не складываются или ребенок становится объектом травли, ему уже не до учебы.
Расставить приоритеты
Замечая, что дети утомляются, устают, родители зачастую начинают давать им медикаменты, способствующие концентрации внимания и повышению работоспособности — фактически подсаживают на допинг. Я всегда предостерегаю от этого. Если дело в чрезмерной нагрузке, нужно ее снизить, дать ребенку передохнуть, найти оптимальный для него темп жизни. И не ждать результатов сразу — пусть сначала восстановится.
Надо провести своего рода инвентаризацию — чем ребенок занимается, куда уходят его силы и почему их не остается на учебу. Если он бегает по кружкам, как в стихотворении Агнии Барто, надо подумать, от чего стоит отказаться, чтобы сосредоточиться на учебе.
Все дети разные, их способности индивидуальны, у кого-то лучше получается одно, а у кого-то другое. И если у ребенка не клеится с учебой, он должен знать, что он не бесталанный, не безнадежный, всегда найдется что-нибудь, что он делает хорошо: один прекрасно играет в футбол, другой поет, третий рисует, четвертый печет пироги. Поэтому ни в коем случае нельзя лишать ребенка того занятия, которое ему нравится и в котором он чувствует себя успешным.
Я знаю семью, где из-за плохих оценок мальчика забрали из хоккейной секции, хотя он был одним из лучших в команде. И что это дало? Ребенок был страшно расстроен, обижен на родителей — ведь его оставили без любимого дела. Отношения были испорчены, а лучше учиться он так и не стал. Ту сферу жизни ребенка, в которой он чувствовал себя уверенно, где у него были реальные достижения, родители отсекли, и он оказался лишь в роли отстающего, догоняющего, которому ничего не остается, как только тянуться за другими, а это тяжело, обидно, унизительно.
Подготовьте удобное место
Создайте дома рабочую атмосферу. Проветрите помещение, чтобы не страдать из-за недостатка кислорода, сделайте уборку на столе. Пусть все необходимые для занятий конспекты и учебники будут под рукой.
Так вы не потеряете дополнительное время в поисках нужного материала. Лучше заниматься в тишине, поэтому не включайте музыку или телевизор. Так вы сможете дольше сохранять концентрацию, потому что ни беспорядок вокруг, ни звуки вас отвлекать не будут.
Некоторая музыка воздействует на мозг расслабляюще, снимает раздражительность и повышает концентрацию. Вероятно, вам понравится заниматься под «Лунную сонату» или «К Элизе» Бетховена, «Вальс цветов» Чайковского или ноктюрн №20 Шопена.
Не стоит ждать от себя блестящих результатов и рассчитывать, что все получится с первого раза. Будьте готовы несколько раз перечитать трудные фрагменты и выполнять необходимые упражнения, пока результаты вас не устроят. Если что-то получается с легкостью, то оно скорее всего быстро забудется. А вот то, к чему вы пришли, приложив немало усилий, отложится в памяти надолго.
Бывает такое, что до важного события все меньше времени, но совладать с собой никак не получается. Лучшим советом станет цитата художника Чака Клоуза. Он говорил, что «вдохновение нужно для дилетантов, остальные просто приходят и работают».
Поймите, что кроме любимых дел всегда будут и те занятия, которые не вызывают особого восторга. Концентрируйтесь на цели, побеждайте свои слабости и садитесь за дела без отговорок. Когда вы победите лень и отлично справитесь с задачами, вы почувствуете себя сильнее и счастливее. А отличные отметки станут лучшим доказательством позитивных изменений в жизни.
Так почему же это происходит? Почему мы не делаем того, на что способны, когда чувствуем давление?
Не секрет, что когда мы находимся в стрессе, мы волнуемся. Мы волнуемся о ситуации, последствиях, о том, чтó о нас подумают. Что удивительно, мы мешаем сами себе, потому что волнение заставляет нас концентрироваться слишком сильно. Все верно — мы слишком много думаем о том, что делаем. Когда мы волнуемся о том, как выступить лучше, мы пытаемся контролировать даже те движения, которые лучше поставить на автопилот, оставить за пределами сознания, и в результате мы все портим.
Подумайте о том, как вы спускаетесь по лестнице. Что случится, если я попрошу вас думать о том, как двигается ваше колено, пока вы спускаетесь? Очень возможно, что вы упадете. Будучи людьми, мы способны рассеивать внимание, вот почему разговоры по телефону за рулем — не очень хорошая идея.
Под давлением, когда мы обеспокоены тем, чтобы выступить хорошо, мы пробуем контролировать те действия, которые должны выполняться бессознательно. В результате мы все портим.
Волнуетесь? Напишите об этом
Мы также нашли несколько способов, как избавиться от навязчивых волнений и неуверенности в себе, появляющихся в стрессовых ситуациях.
Исследователи показали, что простая запись ваших мыслей и волнений перед стрессовым событием может помочь удалить их из головы, уменьшив вероятность того, что они появятся в ненужный момент.
Это что-то вроде того, как вы просыпаетесь посреди ночи из-за волнений о том, что вам нужно сделать завтра. Вы пытаетесь вспомнить все, что вам нужно сделать, записываете все это и снова засыпаете.
Запись таких мыслей на бумаге помешает им появиться и отвлечь вас в нужный момент. В результате вы находитесь на пике, когда это важнее всего.