Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Письмо об излишне перечисленных денежных средствах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В банк в подобной ситуации нужно обращаться в первую очередь. Но финансово-кредитные организации чаще всего не могут произвести возврат средств, когда они уже переведены на другой счет. Им для отмены транзакции необходимо разрешение клиента. Если удалось договориться с получателем сразу, без письма, то средства должны будут возвратиться достаточно быстро.
Проценты за несвоевременный возврат налога
Согласно п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Так, в соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ при нарушении сроков возврата излишне уплаченного налога налоговый орган на сумму, не возвращенную в срок, начисляет проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата. С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки, определенному на соответствующую дату. Самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается. Правила применяются в том числе в отношении нарушения сроков возврата излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов (п. 14 ст. 78 НК РФ).
К сведению: при определении суммы процентов ставка рефинансирования должна делиться на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней) (см. Письмо Минфина РФ от 18.07.2017 № 03-05-04-03/45570).
Аналогичный расчет процентов приведен также в п. 3.2.7 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утвержденных Приказом ФНС РФ от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@.
В случае изменения ставки в отдельные периоды времени проценты исчисляются отдельно за каждый период действия соответствующей ключевой ставки.
Письмо (извещение или уведомление) об излишне перечисленных денежных средствах составляется в произвольной форме. Законодательство РФ не определяет структуру данного документа. Однако, для того чтобы неосновательно обогатившемуся лицу была предоставлена наиболее полная информации, в тексте письма следует указать:
- фирменное наименование компании, направляющей письмо;
- исходящий номер документа и дату его составления;
- полное название адресата (наименование предприятия, адрес, ФИО руководителя);
- обращение к руководителю (например, «Уважаемый Петр Петрович!»);
- фактические данные (дату, время перечисления средств, номер платежного поручения, сумму, насколько она превышает необходимые выплаты);
- причины переплаты (ошибка расчетчика, несвоевременное представление сведений специалисту и т.д.);
- просьбу вернуть суммы, выплаченные сверх нормы;
- точный размер подлежащих возврату средств;
- банковские реквизиты, по которым нужно произвести возврат;
- инициалы и должность подписывающего документ лица.
Кнп возврат денежных средств покупателю
Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им. Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ»
Для чего Вам нужна «База судебных решений»? смотри подробнее
Анализ информации, содержащейся в базе, поможет юристу предусмотреть последствия принимаемых им юридических решений и не доводить дело до суда.
Помогает выстроить грамотную стратегию судебного процесса на основе изучения и анализа уже имеющихся в базе решений по аналогичным делам.
Помогает проверить «чистоту» партнеров и контрагентов:
- — принимал ли участие в судебных разбирательствах?
- — в качестве кого? (Истец, ответчик, третье лицо и т.п.)
- — по каким делам?
- — выиграл или проиграл?
Уведомление банка об ошибочном поступлении денежных средств
Компания, получившая ошибочный платеж, должна направить письменное сообщение в банк в течение 10 дней с момента получения выписки банковского счета с излишне поступившими средствами. Форма такого письменного сообщения в банк законодательством не установлена, поэтому банки устанавливают такие формы собственными внутренними документами. При отсутствии в банке утвержденной формы организация составляет сообщение в свободной форме.
Банк в зависимости от условий договора банковского счета:
- в случае возможности безакцептного списания с банковского счета компании ошибочно зачисленных сумм списывает ошибочно зачисленные денежные средства без отдельного распоряжения организации;
- при отсутствии такой возможности по договору между банком и организацией списание ошибочно перечисленных денежные средства производится только при поступлении соответствующего распоряжения.
Назначение платежа «Возврат ошибочно перечисленных денежных средств»
Типовая форма письма не установлена законом. Укажите в заявлении:
- Ф.И.О. плательщика или наименование компании;
- реквизиты платежки — дата, номер, сумма;
- банковские реквизиты счета заявителя, куда следует вернуть деньги;
- просьба о возврате и четкий срок;
- дата написания и подпись заявителя.
Направить письмо можно лично, курьером, почтой или через представителя, действующего по доверенности.
К письму приложите копию платежки с отметкой банка об исполнении.
Виновная сторона обязана осуществить возврат денежных средств с процентами, которые определяет суд в ходе разбирательства.
Основываясь на обстоятельствах каждого конкретного дела, суды указывают на то, что право потерпевшей стороны на требование уплаты процентов наступает по окончании разумного срока (обычно это 7 дней) или установленного потерпевшей стороной периода с момента, когда приобретатель узнал о получении неосновательного обогащения.
Закон не позволяет работодателю своевольничать с выплатой зарплаты. Излишне перечисленные суммы могут быть взысканы только в исключительных случаях.
Трудовой кодекс регламентирует следующие основания:
- счетную ошибку;
- доказанную вину работника в невыполнении норм труда, простое;
- неправомерные действия работника для получения лишних денег, что необходимо устанавливать через суд.
Если обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот период, оно должно быть исполнено в разумный промежуток времени после его возникновения.
Исходя из судебной практики продолжительность зависит от конкретных обстоятельств дела:
- момента расторжения договора;
- даты передачи имущества;
- даты начала пользования имуществом.
Разумным для возврата излишне уплаченных платежей признается семидневный срок.
Закон устанавливает трехдневный срок для возврата затраченных сумм на счет покупателя-гражданина по безналичному расчету. По истечении этого срока у покупателя появляется право на заявление иска к магазину.
Неисполнение обязанности по возврату сумм является присвоением чужих средств. Для получения денег обратно покупатель обязан написать претензию торговой точке и по требованию магазина предъявить кассовый чек или платежный документ.
Если ваши деньги ушли на другой счет по ошибке банка, срочно свяжитесь с кредитной организацией и попытайтесь отменить транзакцию.
КНП — это контроль деклараций на правильность расчета налогов. Как только ФНС получает налоговую отчетность, то сразу начинает проверку. КНП проводят в зависимости от частоты сдачи налоговой отчетности:
- ежеквартально по НДС и налогу на прибыль;
- ежегодно по налогу на имущество, 3-НДФЛ (вместо налога на прибыль для ИП на общей системе налогообложения) и по налогу для компаний и ИП на упрощенной системе налогообложения, НДФЛ и страховым взносам.
Налоговая проверяет только тот отчетный период, за который подана декларация. КНП проводится непосредственно в налоговой инспекции без участия налогоплательщика.
ФНС может проводить общую или углубленную проверку. При общей проверке сотрудники ФНС загружают в программу АИС «Налог-3» данные полученных деклараций. Программа проводит анализ: пересчитывает суммы налогов, сопоставляет показатели отчетного периода (выручку, расходы) с предыдущим. Если никаких противоречий между показателями не обнаружено и налоги рассчитаны верно, то ФНС завершает проверку.
Если в декларации будут обнаружены расхождения с данными других отчетностей или банковских выписок, то ФНС начнет более глубокую проверку. Чтобы провести детальный анализ, налоговая может:
- затребовать дополнительные документы;
- допросить руководителя компании и других сотрудников, а также контрагентов;
- назначить экспертизу документов, печатей, подписей;
- выехать к налогоплательщику по месту ведения деятельности.
Если ФНС обнаружит ошибки, то направит налогоплательщику требование представить пояснения или уточнить налоговую декларацию, т.е. пересчитать налог.
Получить водительские права в Казахстане можно будет за один день
При наличии договора между организациями возврат ошибочно переведенной суммы происходит по факту расторжения этого документа. Составляют соглашение, где указывают причины прекращения договора и согласно этому новому документу осуществляют сам возврат. Поэтому оформляют платежное поручение о возврате ошибочно перечисленных денежных средств с указанием реквизитов соглашения, послужившего основанием возврата денег.
Если продавец получил денежные средства от покупателя по ошибке, они никак не могут ему принадлежать и подлежат обязательному возврату. Сам процесс передачи денежных средств может занимать от нескольких дней до месяца. Всё, что необходимо сделать покупателю, оказавшемуся в такой ситуации, это известить о ней продавца.
Все безналичные расчеты между юридическими и физическими лицами регулируются нормативными документами Банка России. Ошибочные и некорректные переводы тоже. Специальных правил для этого случая нет. Система расчетов между контрагентами организована с учетом минимизации риска ошибочного перевода.
Причины совершения ошибок при перечислении:
- деньги на расчетный счет контрагента были зачислены в результате технического сбоя или неверного указания реквизитов;
- от плательщика поступила сумма, превышающая его обязательства.
Получатель ошибочного платежа несет ответственность за несвоевременный возврат. В судебном порядке ему будут начислены проценты от удерживаемой суммы. Их размер рассчитывается из ключевой ставки ЦБР на момент поступления денег на его расчетный счет (ст. 395 ГК РФ).
Унифицированного бланка нет, поэтому заявление о возврате ошибочно перечисленных денежных средств составляется в произвольной форме. Юридическое лицо вправе использовать фирменный бланк организации. Гражданин — написать от руки.
Убедитесь, что ваш поручение проведено в банке:
- платежи, по которым банк не выполнил транзакцию, отзываются звонком или письмом;
- если перевод выполнен, адресат письма — получатель перевода.
Что включить в письмо получателю:
- полные реквизиты платежного поручения (номер, дату, сумму);
- указание на ошибочность платежа;
- требование вернуть деньги с указанием возможной ответственности;
- желаемый срок возврата средств;
- банковские реквизиты, на которые следует сделать обратный перевод.
Письмо на возврат денежных средств является документом. При неблагоприятном течении событий оно пригодится для судебного решения вопроса.
Направьте копию письма по электронному адресу получателя. Обязательно сделайте почтовое отправление с уведомлением — для суда это послужит подтверждением.
Законодательство РФ не регламентирует сроки возврата платежей, сделанных по ошибке. На практике на это уходит 5-7 дней.
1. Операции с производными финансовыми инструментами кодируются в зависимости от вида базового актива, с которым осуществляется финансовая сделка, с указанием кода назначения платежа (далее — код) соответствующего раздела.
2. По разделу 1 «Специфические переводы».
Код 150 «Транзитные переводы по корреспондентским счетам банков» указывается банком-посредником. При получении транзитного платежа банк бенефициара указывает коды секторов экономики и назначения платежей, соответствующие сделкам, для дальнейшего представления Сведений. Необходимые реквизиты данного платежа банком бенефициара указываются на основании договора между клиентами, в соответствии с которым производится оплата за реализованные товары или оказанные услуги.
Код 181 «Операция по аккредитиву» указывается при перечислении банком-эмитентом суммы денег (покрытия) в обеспечение обязательств по аккредитиву со счета клиента-приказодателя на счет данного банка (за исключением перечисления суммы вознаграждения за исполнение аккредитива), возврате денег при отзыве аккредитива. При осуществлении операций по аккредитивам перечисление денег банком-эмитентом на счет бенефициара кодируется в зависимости от назначения платежа, в том числе:
1) оплата по аккредитиву банком-эмитентом деньгами на сумму аккредитива, предоставленными в его распоряжение на срок действия аккредитива с условием возможного использования этих денег для выплат по аккредитиву (при покрытых аккредитивах);
2) оплата по аккредитиву в пользу резидента или нерезидента с текущего счета клиента (при непокрытых аккредитивах);
3) оплата по аккредитиву из собственных средств банка со счета «Дебиторы по документарным операциям» (в случае отсутствия денег на счете клиента к моменту оплаты при непокрытых аккредитивах);
4) зачисление денег банком-нерезидентом на корреспондентский счет банка-резидента.
Код 182 «Операции по гарантии» указывается банком-эмитентом при перечислении суммы денег (покрытия) в обеспечение обязательств по гарантии со счета клиента-приказодателя на счет данного банка (за исключением перечисления суммы вознаграждения по гарантии), возврате денег при аннулировании гарантии. При наступлении гарантийного случая перечисление банком-гарантом денег клиенту кодируется в зависимости от назначения платежа.
3. По разделу 3 «Вклады (депозиты)».
Раздел 3 «Вклады (депозиты)» не включает платежи иным лицам за товары, услуги, специфические переводы, платежи и (или) переводы, отнесенные к другим разделам Детализированной таблицы кодов назначения платежей.
При наличии у инициатора платежа информации об источниках и целях зачисления на бан��овский счет и изъятия с банковского счета наличных денег указывается код, соответствующий назначению платежа. Коды 311 «Размещение вкладов до востребования (открытых на основании договора банковского вклада)», 331 «Взнос наличных денег на текущие счета», 321 «Снятие со вклада до востребования (открытых на основании договора банковского вклада)», 341 «Снятие наличных денег с текущих счетов» указываются в случае отсутствия данной информации.
4. По разделам 5 «Ценные бумаги, векселя и депозитные сертификаты, выпущенные нерезидентами Республики Казахстан и инвестиции в иностранный капитал» и 6 «Ценные бумаги и векселя, выпущенные резидентами Республики Казахстан и участие в уставном капитале резидентов Республики Казахстан» продажа ценных бумаг нерезиденту кодируется участником сделки-резидентом как покупка этих ценных бумаг нерезидентом;
5. По разделам 7 «Товары и нематериальные активы» и 8 «Услуги».
В разделах 7 «Товары и нематериальные активы» и 8 «Услуги» виды товаров и услуг изложены с учетом национального классификатора Республики Казахстан ГК РК 04-2008 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности (КПВЭД)» и международной методологией РПБ6 (Руководство по платежному балансу и международной инвестиционной позиции, шестое издание) Международного валютного фонда.
Платежи за товары и нематериальные активы, услуги включают предоплату (авансовые платежи).
В раздел 7 «Товары и нематериальные активы» не включены платежи за драгоценные металлы, отнесенные к разделу 2 «Операции с иностранной валютой и драгоценными металлами».
Код 730 «Покупка непроизведенных нефинансовых активов» указывается при платежах за:
1) землю и ее недра, в том числе платежи за право постоянного землепользования;
2) материальные активы, которые используются для производства товаров и услуг, однако, сами не являются результатом производства;
3) нематериальные активы, приобретенные в собственность (в том числе программное обеспечение, патенты, гудвилл, торговые марки, товарные знаки). Приобретение права пользования нематериальными активами отражается по коду 853 «Плата за использование интеллектуальной собственности».
При оплате юридическими лицами за приобретенные электрическую энергию, газ и воду (коммунальные услуги) указывается код 710 «Платежи за товары, за исключением недвижимости и товаров с кодами назначения платежа 711, 712 и 713».
6. По разделу 9 «Платежи в бюджет и выплаты из бюджета».
Данный раздел включает в себя коды по платежам в государственный бюджет и возврату платежей из государственного бюджета (кроме пенсий и пособий).
Необходимость обратиться к банку или контрагенту с ходатайством о возврате перечисленных вами денежных средств может возникнуть в ряде случаев. К примеру, в связи с:
- излишне перечисленной суммой;
- ошибочной отправкой платежа контрагенту, его получившему;
- некорректным указанием платежных реквизитов (неточностью в написании расчетного счета, или реквизитов банка, обслуживающего контрагента плательщика).
В каждом из этих случаев, чтобы вернуть перечисленные средства, плательщик должен направить в адрес получателя письмо, с указанием сути обращения и подтверждение причины требования.
1. Операции с производными финансовыми инструментами кодируются в зависимости от вида базового актива, с которым осуществляется финансовая сделка, с указанием кода назначения платежа (далее — код) соответствующего раздела.
2. По разделу 1 «Специфические переводы».
Код 150 «Транзитные переводы по корреспондентским счетам банков» указывается банком-посредником. При получении транзитного платежа банк бенефициара указывает коды секторов экономики и назначения платежей, соответствующие сделкам, для дальнейшего представления Сведений. Необходимые реквизиты данного платежа банком бенефициара указываются на основании договора между клиентами, в соответствии с которым производится оплата за реализованные товары или оказанные услуги.
Код 181 «Операция по аккредитиву» указывается при перечислении банком-эмитентом суммы денег (покрытия) в обеспечение обязательств по аккредитиву со счета клиента-приказодателя на счет данного банка (за исключением перечисления суммы вознаграждения за исполнение аккредитива), возврате денег при отзыве аккредитива. При осуществлении операций по аккредитивам перечисление денег банком-эмитентом на счет бенефициара кодируется в зависимости от назначения платежа, в том числе:
1) оплата по аккредитиву банком-эмитентом деньгами на сумму аккредитива, предоставленными в его распоряжение на срок действия аккредитива с условием возможного использования этих денег для выплат по аккредитиву (при покрытых аккредитивах);
2) оплата по аккредитиву в пользу резидента или нерезидента с текущего счета клиента (при непокрытых аккредитивах);
3) оплата по аккредитиву из собственных средств банка со счета «Дебиторы по документарным операциям» (в случае отсутствия денег на счете клиента к моменту оплаты при непокрытых аккредитивах);
4) зачисление денег банком-нерезидентом на корреспондентский счет банка-резидента.
Код 182 «Операции по гарантии» указывается банком-эмитентом при перечислении суммы денег (покрытия) в обеспечение обязательств по гарантии со счета клиента-приказодателя на счет данного банка (за исключением перечисления суммы вознаграждения по гарантии), возврате денег при аннулировании гарантии. При наступлении гарантийного случая перечисление банком-гарантом денег клиенту кодируется в зависимости от назначения платежа.
3. По разделу 3 «Вклады (депозиты)».
Раздел 3 «Вклады (депозиты)» не включает платежи иным лицам за товары, услуги, специфические переводы, платежи и (или) переводы, отнесенные к другим разделам Детализированной таблицы кодов назначения платежей.
При наличии у инициатора платежа информации об источниках и целях зачисления на банковский счет и изъятия с банковского счета наличных денег указывается код, соответствующий назначению платежа. Коды 311 «Размещение вкладов до востребования (открытых на основании договора банковского вклада)», 331 «Взнос наличных денег на текущие счета», 321 «Снятие со вклада до востребования (открытых на основании договора банковского вклада)», 341 «Снятие наличных денег с текущих счетов» указываются в случае отсутствия данной информации.
4. По разделам 5 «Ценные бумаги, векселя и депозитные сертификаты, выпущенные нерезидентами Республики Казахстан и инвестиции в иностранный капитал» и 6 «Ценные бумаги и векселя, выпущенные резидентами Республики Казахстан и участие в уставном капитале резидентов Республики Казахстан» продажа ценных бумаг нерезиденту кодируется участником сделки-резидентом как покупка этих ценных бумаг нерезидентом;
5. По разделам 7 «Товары и нематериальные активы» и 8 «Услуги».
В разделах 7 «Товары и нематериальные активы» и 8 «Услуги» виды товаров и услуг изложены с учетом национального классификатора Республики Казахстан ГК РК 04-2008 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности (КПВЭД)» и международной методологией РПБ6 (Руководство по платежному балансу и международной инвестиционной позиции, шестое издание) Международного валютного фонда.
Платежи за товары и нематериальные активы, услуги включают предоплату (авансовые платежи).
В раздел 7 «Товары и нематериальные активы» не включены платежи за драгоценные металлы, отнесенные к разделу 2 «Операции с иностранной валютой и драгоценными металлами».
Код 730 «Покупка непроизведенных нефинансовых активов» указывается при платежах за:
1) землю и ее недра, в том числе платежи за право постоянного землепользования;
2) материальные активы, которые используются для производства товаров и услуг, однако, сами не являются результатом производства;
3) нематериальные активы, приобретенные в собственность (в том числе программное обеспечение, патенты, гудвилл, торговые марки, товарные знаки). Приобретение права пользования нематериальными активами отражается по коду 853 «Плата за использование интеллектуальной собственности».
При оплате юридическими лицами за приобретенные электрическую энергию, газ и воду (коммунальные услуги) указывается код 710 «Платежи за товары, за исключением недвижимости и товаров с кодами назначения платежа 711, 712 и 713».
6. По разделу 9 «Платежи в бюджет и выплаты из бюджета».
Данный раздел включает в себя коды по платежам в государственный бюджет и возврату платежей из государственного бюджета (кроме пенсий и пособий).
Код 911 указывается при перечислении начисленных (исчисленных) и иных обязательств в бюджет (за исключением пени и штрафов), предусмотренных Бюджетным кодексом Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года и Кодексом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). Исключением являются суммы к уплате: по обязательствам в бюджет по результатам проверок органами государственных доходов; при изменении (продлении) сроков уплаты налогов, по обязательствам в бюджет по результатам камерального контроля.
Код 912 указывается при уплате начисленных сумм пени по обязательствам в бюджет за нарушение сроков уплаты налогов, других обязательных и иных платежей в бюджет. Исключением являются суммы пени: начисленные по результатам проверок органами государственных доходов; начисленные при изменении (продлении) сроков уплаты налогов; начисленные по результатам камерального контроля.
Код 913 указывается при уплате сумм штрафов, налагаемых за административные правонарушения, исчисленных в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (далее — Кодекс об административных правонарушениях). Исключением являются суммы штрафов: налагаемые по результатам проверок органами государственных доходов; наложенные до продления сроков уплаты налогов.
Код 914 указывается при перечислении сумм налогов, других обязательных и иных платежей в бюджет (за исключением пени и штрафов), предъявленных к уплате на основании уведомления о начисленных суммах по результатам проверок органами государственных доходов.
Код 915 указывается при уплате сумм пени, начисленных по результатам проверок органами государственных доходов. Исключением являются суммы пени: начисленные по обязательствам в бюджет, начисленные при изменении (продлении) сроков уплаты налогов, начисленные по результатам камерального контроля.
Код 916 указывается при уплате сумм штрафов, налагаемых по результатам проверок органами государственных доходов. Исключением являются суммы штрафов: налагаемые за нарушение законодательства Республики Казахстан (кроме налагаемых по результатам проверок органами государственных доходов); наложенные до продления сроков уплаты налогов.
Код 917 указывается при уплате в бюджет сумм налогов с измененным (продленным) сроком уплаты.
Код 918 указывается при уплате сумм пени, начисленных при изменении (продлении) сроков уплаты налогов. Исключением являются суммы пени: начисленные по обязательствам в бюджет за нарушение сроков уплаты налогов; начисленные по результатам проверок органами государственных доходов; начисленные по результатам камерального контроля.
Назначение платежа «Возврат ошибочно перечисленных денежных средств»
При наличии договора между организациями возврат ошибочно переведенной суммы происходит по факту расторжения этого документа. Составляют соглашение, где указывают причины прекращения договора и согласно этому новому документу осуществляют сам возврат. Поэтому оформляют платежное поручение о возврате ошибочно перечисленных денежных средств с указанием реквизитов соглашения, послужившего основанием возврата денег.
Если продавец получил денежные средства от покупателя по ошибке, они никак не могут ему принадлежать и подлежат обязательному возврату. Сам процесс передачи денежных средств может занимать от нескольких дней до месяца. Всё, что необходимо сделать покупателю, оказавшемуся в такой ситуации, это известить о ней продавца.
При отправке денег на основании поручения могут возникнуть ошибки. Плательщик может ошибиться при указании реквизитов, вследствие чего деньги попадут другому получателю. В этом случае выполняется возврат средств по платежке. Процедура эта должна соответствовать положениям нормативных актов.
В статье 31 ФЗ №395-1 от 2 декабря 1990 года «О банках» указано, что кредитные учреждения должны выполнять поручения по переводу денег. При этом должны быть соблюдены правила, утвержденные ЦБ. Форма установлена Правилами ЦБ №383-П от 19 июня 2012 года. В поручении должны содержаться обязательные сведения. Перечень их есть в Приложении 1 к Положению ЦБ №383-П от 19 июня 2012 года.
Правильное указание всех реквизитов в платежке принципиально для верной идентификации платежа. Без реквизитов невозможно выполнение поручения. Без них просто не понятно, кому переводить деньги. Если в документе неправильно указаны реквизиты, средства будут переведены не туда. Что делать, если произошла такая ошибка? Необходимо оформить возврат средств по платежке.
В бухучет заносятся записи, полностью обратные тем, которые использовались при принятии денег к учету. В частности, нужны эти проводки:
- ДТ51 КТ62. Приход денег.
- ДТ62 КТ51. Возврат денег.
- ДТ76 КТ51. Списание на возврат денег по ошибочной платежке.
Рассмотрим налоговый учет возврата средств по платежному поручению:
- УСН. Зачисление денег фиксируется в налогооблагаемых доходах. Отражать платеж требуется по дате поступления денег на р/с. Когда средства возвращаются по платежке, необходимо сторнировать доходы, которые облагаются налогом. Сторно проставляется на дату возврата средств.
- ОСНО. Зачисление и возврат денег, переведенных по ошибке, – это операция, которая не фиксируется при ОСНО.
Как действовать компании, которая получила ошибочный платеж? Ей требуется в течение 10 суток отправить в банк уведомление об ошибке. Форма уведомления не оговорена законами. Она устанавливается внутренними актами. Если в банке нет установленной формы, уведомление составляется в свободном виде.
Дальнейшие действия со стороны банковского учреждения:
- Если возможно безакцептное списание, средства списываются без дополнительного распоряжения.
- Если отсутствует подобная возможность, для списания потребуется распоряжение от получателя ошибочного платежа.
Частично порядок возврата средств зависит от локальных инструкций, установленных для конкретного банка.
Возврат по платежному поручению
Активно развивающаяся компания ЦДБ — занимает лидирующие позиции в сфере обучения и информационного сопровождения бухгалтеров с 2000 года.
Чтобы составить письмо поставщику о возврате денежных средств, образец которого можно найти на нашем сайте, необходимо соблюсти несколько обязательных требований. В письме должно быть представлено полное и подробное обоснование необходимости возврата – это пункты соглашения, а также ссылки на действующие нормативные акты.
Бывает, что организация осуществляет платеж ошибочно (не тому контрагенту) и впоследствии получает деньги назад. Также возможно перечисление предоплаты, затем расторжение договора и возврат денежных средств. В обоих случаях такие суммы при формировании показателей ОДДС не учитываются (ни в составе платежей, ни в качестве поступлений).
К нему прилагаются следующие документы: кассовый или товарный чек, если по каким-либо причинам кассовый чек не был выдан; заявление о возвращении товара и получении денег которое оформляется на фирменном бланке компании по форме № КМ-3, утверждено Госкомстатом РФ, постановление №132 от 25.12.1998.
Правления Национального Банка Республики Казахстан от 15 ноября 1999 года № 388 «Об утверждении Правил применения кодов секторов экономики и назначения платежей и представления сведений по платежам в соответствии с ними» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 1011).
Администратор доходов проверит факт Вашей оплаты в отчетности, которую ему ежедневно представляет Управление Федерального казначейства по Пензенской области, и (или) в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
Книга состоит из ответов на вопросы граждан, поступившие на портал «Российской газеты» в рубрику «Юридическая консультация». Собранные в ней вопросы связаны с судебной защитой прав и интересов граждан.
Если администратор доходов примет решение об отказе в возврате, то он Вас официально об этом уведомит с указанием причины отказа.
Книга состоит из ответов на вопросы граждан, поступившие на портал «Российской газеты» в рубрику «Юридическая консультация». Собранные в ней вопросы связаны с судебной защитой прав и интересов граждан.
Возврат ошибочных платежей до наступления стадии безотзывности одинаков для обоих видов и производится кредитной организацией по волеизъявлению плательщика.
Каковы сроки камеральной проверки налоговой декларации
Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):
Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца (или 2 месяца для НДС-декларации) с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:
При этом налоговики не обязаны приступать к контрольным мероприятиям строго в день получения декларации. Поэтому дата в акте камералки может отличаться от даты сдачи декларации. Но вот закончить проверку налоговики обязаны точно в срок. Подробности см. здесь.
Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).
Возможно ли увеличение срока камеральной проверки
Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).
Исключением является декларация по НДС. Проверяющие могут продлить срок камеральной проверки по этой декларации на 1 месяц (с 2-х до 3-х месяцев). Это возможно в том случае, если они найдут признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).
Вопреки этому некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.
Составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.
Инспекция может вернуть излишне уплаченный НДФЛ не полностью
С 1 октября 2020 года вступает в силу поправка, которая предусматривает, что при наличии задолженности по налогу любого вида, а также пеням и штрафам возврат излишне уплаченного налога будет осуществляться только после зачёта долга (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
До внесения изменений возвращали налог после зачёта задолженности по аналогичному виду налога. То есть если на момент возврата НДФЛ у вас была задолженность именно по НДФЛ, то возвращали разницу. С 1 октября, если вы хотите вернуть НДФЛ, например, применив налоговый вычет и подав декларацию 3-НДФЛ, но при этом на момент возврата у вас присутствует задолженность по НДФЛ, транспортному, земельному, имущественному или прочим налогам, то вам вернут лишь разницу, оставшуюся после учёта всех задолженностей.
Узнать, есть ли у вас какая-либо задолженность по налогам (пеням, штрафам), можно, обратившись с заявлением в свою налоговую инспекцию для получения справки о состоянии расчётов с бюджетом (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ). Сделать это можно также через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой службы. Для этого необходимо войти в раздел «Жизненные ситуации» и выбрать «Запросить справку и другие документы».
Что такое камеральная проверка
Правовая основа. Камеральную налоговую проверку проводят в соответствии с налоговым кодексом и письмами ФНС, которые уточняют отдельные моменты. Например, как налоговикам проверять уточненную налоговую декларацию.
Предмет. Во время камеральной проверки налоговые инспекторы смотрят, соответствуют ли сданные декларации и другая отчетность налогоплательщиков действующему налоговому законодательству. То есть инспектор изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил документы и верно ли исчислил налоги.
Если нет, инспектор сначала требует пояснить что-то в отчетности и донести или дослать дополнительные документы. Затем, если из документов или пояснений причину противоречий инспектор не установил либо ошибки и нарушения подтвердились, ИФНС доначисляет налоги и взыскивает их. А физлицам также по результатам проверки декларации могут отказать в вычете.
Камеральные проверки проводят и другие госорганы, например Счетная палата или Таможенная служба. Они проверяют документы по своей части: таможенники изучают таможенные декларации, работники Счетной палаты контролируют траты бюджетных организаций.
ФНС же контролирует именно налогоплательщиков.
Что такое камеральная налоговая проверка
Камеральная проверка — это контрольное мероприятие, которое ИФНС проводит после получения любой декларации и любого расчета. В общем случае такая проверка не предполагает посещения налоговиками места нахождения налогоплательщика: все мероприятия проводятся в стенах инспекции.
Первым делом поступившая отчетность проверяется на соблюдение сроков сдачи. ИФНС фиксирует, что декларация или расчет представлены без опоздания. Если срок нарушен, плательщику грозит штраф по статье 119 НК РФ.
Затем контролеры проверяют соответствие отчетности правилам, которые прописаны в порядке заполнения той или иной декларации (расчета). После этого проверяется выполнение контрольных соотношений.
Кроме того, в рамках «камералки» данные из декларации или расчета сопоставляются с прочей информацией, которая есть в распоряжении налоговых органов. В частности, сведения из поступившей отчетности сверяются с данными из других деклараций и расчетов самого налогоплательщика, а также с отчетностью его контрагентов (п. 2.3 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705). Помимо этого, сведения, указанные в декларации или расчете, сопоставляются с данными из информационных источников, к которым у ИФНС есть доступ. Это, в частности, информация о лицензиях, банковских счетах, данные ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 2.5 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705).
Порядок проведения «камералки»
Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.
Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.
ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.
Если по результатам автоматизированного контроля в отчетности обнаружены ошибки, расхождения или несоответствия, то это является поводом для углубленной проверки. Также расширенная проверка осуществляется в том случае, если в декларации заявлены льготы или сумма НДС к возмещению. Кроме того, обязательной углубленной ревизии подвергается отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 3, 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ).