- Наследование

Налоговая база по транспортному налогу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая база по транспортному налогу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.

Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).

Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит взаимодействовать налоговым инспекциям только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений (Информация ФНС России «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций»).

В каких случаях платить налог не нужно?

Стоит отметить, что не все транспортные средства являются объектом налогообложения по транспортному налогу. В соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ не нужно платить данный вид обязательных платежей в отношении следующих средств передвижения:

  • легковые авто, оборудованные для эксплуатации инвалидами;
  • машины мощностью меньше 100 л. с., полученные через органы социальной защиты населения;
  • водный и воздушный транспорт, принадлежащий организациям или ИП, который используются для перевозки пассажиров и грузов;
  • средства передвижения, принадлежащие органам государственной власти;
  • самолеты и вертолеты, предназначенные для обслуживания медицины;
  • транспортные средства, числящиеся в розыске, или же те авто, которые уже найдены. В последнем случае уплачивать налог не нужно за период с начала розыска и до дня передачи машины ее владельцу;
  • иные случаи.

Отдельно стоит подчеркнуть, что определенные послабления по транспортному налогу могут быть предусмотрены для граждан, относящихся к категории льготников (более подробно об этом написано ниже).

Льготы по транспортному налогу

Стоит отметить, что на федеральном уровне какие-либо льготы по транспортному налогу законом не предусмотрены.

Однако определенные послабления вправе устанавливать государственные органы субъектов РФ. Причем в каждом регионе они могут отличаться.

Для примера можно рассмотреть льготы по транспортному налогу, действующие в некоторых регионах России:

  1. В Москве от уплаты данного вида налога освобождены такие категории налогоплательщиков, как (закон г. Москвы от 09.07.2008 года № 33):
  • Герои СССР и РФ, имеющие орден Славы;
  • ветераны ВОВ;
  • инвалиды (1 и 2 группа);
  • семьи, где есть ребенок-инвалид (льготу получает один из родителей);
  • другие категории лиц.
  1. Свердловская область – в соответствии с законом Свердловской области от 29.11.2002 года № 43-ОЗ от уплаты транспортного налога освобождены:
  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • многодетные семьи (льготу получает один из родителей) и др.

Как определить налоговую базу по транспортному налогу – примеры

К примеру, на организацию зарегистрирован легковой автомобиль, мощность которого по техпаспорту составляет 130 кВт. Для расчета ТН необходимо перевести показатель в лошадиные силы: 130 х 1,35962 = 176,75 л. с. Результат округляется до второго значения после запятой. Затем уточнить ставку налога в нужном регионе и произвести вычисления.

Если предприятие владеет воздушным ТС, предположим, самолетом, для расчета налога требуется взять за налоговую базу тягу реактивного двигателя. Значение приведено в техпаспорте на объект. Если же техническая документация не содержит данные о мощности, поскольку у объекта нет двигателя, а значит, валовой вместимости, за НБ берется единица ТС.

Нередко предприятия в течение календарного года продают и/или приобретают новые объекты. Как в этой ситуации меняется расчет ТН? В соответствии с п. 3 стат. 362 НК при этом требуется применять специальный коэффициент владения, определяемый путем деления месяцев фактического использования ТС (согласно регистрационным правам) на 12. Предположим, юрлицо реализовало в июне (12.06) один из принадлежащих ему л/авто. Согласно правилам расчета июнь уже не включается в вычисления, поскольку снятие с учета произошло до 15-го числа. Значит, налог нужно начислить за январь-май 2017 г. Если же права на авто передаются после 15-го числа, такой месяц должен быть исключен из времени фактического владения транспортом. Документальным подтверждением выступают свидетельства о регистрации объекта или снятии с учета.

Читайте также:  Комиссии по легализации налоговой базы: что делать, если получили приглашение

Пример расчета – налоговая база для транспортного налога и сумма налога

Например, юрлицо приобрело и поставило на учет 17 октября автомобиль. Мощность двигателя равна 106 л.с. Налогооблагаемый параметр определяется по мощности двигателя, то есть она будет равна 106. По НК РФ для авто с диапазоном лошадиных сил от 100 до 150 ставка налогообложения составляет 3,5 руб. за л.с. Алгоритм вычислений:

  • выводится годовая сумма налогового обязательства: 106 х 3,5 = 371 руб.;

  • определяется продолжительность фактического владения транспортным средством – 2 мес. (это ноябрь и декабрь, октябрь не засчитывается, так как регистрация ТС произошла во второй половине месяца);

  • корректируется годовая сумма налога с учетом периода нахождения в собственности: 371 х (2 мес. / 12 мес.) = 62 руб.

Другой пример. У человека в собственности два транспортных средства:

  1. Моторная лодка с двигателем Patriot мощностью 3 л.с.

  2. Приобретенный 10 июля 2018 года Porshe Cayenne Turbo 2018 года выпуска. Стоимость составляет 9,8 млн. руб., мощность – 550 л.с.

Транспортный налог относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ) и законодательными актами субъектов РФ. К сожалению нормативные документы не в полной мере отражают некоторые специфические черты администрирования данного налога, что неизбежно приводит к судебным разбирательствам между налоговым органом и налогоплательщиками.

Немало споров возникает с организациями в отношении транспортных средств, не поставленных на учет в регистрирующих органах. Например, имеются случаи, когда транспортное средство приобретено не для езды по дорогам общего пользования, а для передвижения исключительно по территории налогоплательщика. Возникает ли в таком случае обязанность по уплате транспортного налога? Официальная позиция по этому поводу контролирующими ведомствами не высказывалась. При этом объектом налогообложения транспортным налогом являются транспортные средства, зарегистрированные в ГБДД и Гостехнадзоре. Поэтому платить налог с транспортных средств, которые не поставлены на учет, организация не обязана[38]. Поскольку транспортные средства, принадлежащие организации отражаются на балансе, при проведении налоговой проверке не исключены разногласия по поводу налогообложения этого имущества. Налоговый орган может потребовать уплаты транспортного налога и с незарегистрированных транспортных средств. Результатом таких споров нередко являются судебные разбирательства.

Позиция большинства Арбитражных судов по этой проблеме отличается от позиции налоговой службы. Судьи считают, что с транспортных средств, которые не поставлены на учет в соответствующих регистрирующих органах, транспортный налог платить не нужно[39].

Однако есть решения, выводы которых совпадают с позицией налоговой службы. Они основаны на том, что регистрация транспортного средства зависит от волеизъявления его собственника или владельца. Поэтому отсутствие такой регистрации не может служить основанием для освобождения от уплаты налога[40].

Немало разногласий возникает в связи с вступлением новых правил регистрации транспортных средств. С 15 октября 2013 года вступил в силу новый административный регламент регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Госавтоинспекции. Документ утвержден приказом Министерства внутренних дел России – (далее МВД России) от 7 августа 2013 года № 605 и принят во исполнение требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ. Корректировке также подверглись и соответствующие правила регистрации, утвержденные приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001.

Собственники и владельцы транспортных средств теперь могут предоставлять их для совершения регистрационных действий в любое регистрационное подразделение Госавтоинспекции на территории России по своему выбору. Место жительства, регистрации по месту пребывания физического лица, равно как и место регистрации или нахождения юридического лица или его обособленного подразделения при этом значения больше не имеют.

Ранее регистрационные действия в отношении транспортных средств физических лиц, осуществлялись в соответствующих подразделениях в пределах субъекта РФ, а в отношении транспортных средств юридических лиц – по месту их нахождения (которое определяется местом их государственной регистрации) либо по месту нахождения их обособленных подразделений.

То есть получается следующие: налогоплательщик может зарегистрировать транспортное средство, например, в Чеченской республике, где ставки транспортного налога самые низкие, а вернувшись, например, в Нижегородскую область, платить по ставкам того региона, где транспортное средство зарегистрировано?

Стоит иметь ввиду, что данные изменения не коснулись порядка уплаты транспортного налога, так как согласно НК РФ он уплачивается по месту нахождения транспортных средств[41], которым в свою очередь признается место нахождения (жительства) собственника транспортного средства[42]. Вторая проблема, с которой столкнулись налоговые органы в связи с вступлением в силу нового административного регламента регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Госавтоинспекции – это то, что теперь исключена необходимость снятия транспортного средства с учета в связи с отчуждением. В таком случае, обязанность проведения регистрационных действий возложена на нового собственника транспортного средства.

Установленный законом срок – десять дней. Однако на практике не редко сроки нарушаются. И случалось, что автомобиль продан по договору купли-продажи, например, во втором квартале 2014 года, а новым сособственником поставлен на учет только в третьем квартале 2014, а возможно и позднее. При обращении организации-продавца в Госавтоинспекцию, транспортное средство снимается по заявлению прежнего собственника, но датой обращения, а не датой договора купли-продажи.

Читайте также:  Перепланировка квартиры: что о говорит закон

В соответствии с законодательством РФ плательщиками транспортного налога являются организации и граждане, на которых транспортное средство зарегистрировано[43]. Если транспортное средство остается зарегистрированным на прежнего владельца, то плательщиком налога является его продавец, а не покупатель, что вызывает множество недоумений со стороны прежнего собстве��ника.

Отдельной проблемой стоит вопрос о том, кто является плательщиком транспортного налога в случае если автомобиль передается по договору лизинга. Согласно законодательству РФ, транспортный налог должна платить та сторона договора лизинга, на которую зарегистрировано транспортное средство. Зарегистрировать транспортное средство, переданное по договору лизинга, можно как на лизингодателя, так и на лизингополучателя. Это вопрос стороны согласовывают при заключении договора лизинга. При этом возможно два варианта:

‒ Транспортное средство регистрируется на лизингодателя. В данном случае обязанность по уплате транспортного налога возлагается на него как на срок действия лизинга, так и по его окончании (если договором не предусмотрен выкуп лизингового имущества);

‒ Транспортное средство регистрируется на лизингополучателя.

При этом варианте обязанность по уплате транспортного налога на срок действия договора лизинга возлагается на лизингополучателя только в одном случае – если транспортное средство изначально регистрируется на него (без первоначальной регистрации на лизингодателя). В противном случае налог перечисляет лизингодатель как в течение срока действия договора, так и по его окончании[44].

После окончания действия договора лизинга транспортное средство, зарегистрированное на лизингополучателя снимается с временного учета. При этом если лизингополучатель был плательщиком транспортного налога в течение срока действия договора, обязанность по уплате налога перейдет лизингодателю после перерегистрации автомобиля в ГИБДД.

В случае, когда договором ли лизинга предусмотрен выкуп лизингового имущества по окончании срока действия договора, при уплате транспортного налога учитываются следующие особенности: если транспортное средство изначально было зарегистрировано только на лизингополучателя (то есть он был плательщиком транспортного налога), то и после окончания договора лизинга обязанность по уплате налога остается за ним.

При этом лизингополучатель обязан снять транспортное средство с временного учета и зарегистрировать его на себя на постоянной основе. Если в период действия договора лизинга плательщиком транспортного налога был лизингодатель, то обязанность заплатить налог появляется у лизингополучателя после регистрации транспортного средства в ГИБДД.

Таким образом, на наш взгляд, одной из приоритетных задач для законодателей должно стать упрощение администрирования транспортного налога. Необходимо принятие законов, которые могли бы упростить администрирование налога. К сожалению, часто новые законодательные акты серьезным образом усложняют жизнь не только налогоплательщику, но и проверяющим органам.

Как рассчитать сумму налога

Сумма начисления рассчитывается на основе следующих параметров:
Ставка
Ставка устанавливается законами субъектов РФ в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя. Зависит от мощности, валовой вместимости, категории и года выпуска ТС. Они могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ не более чем в 10 раз от ставки, указанной в НК Российской Федерации.
Налоговая база
Этот параметр устанавливается в зависимости от вида ТС. Для автомобилей, мотоциклов и другого транспорта с двигателем это мощность двигателя в лошадиных силах
Период владения
Количество полных месяцев владения ТС в течение года.
Повышающий коэффициент
Для легковых машин средней стоимостью от 3 млн. руб. применяется повышающий коэффициент. Перечень таких автомобилей доступен на сайте Минпромторга РФ.

Как рассчитать количество полных месяцев владения автомобилем

Если ТС было поставлено или снято с учета в течение года, то транспортный налог рассчитывается с определенным коэффициентом. Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано, к числу календарных месяцев в году (12).

Порядок определения количества полных месяцев владения автомобилем рассчитывается в соответствии с пунктом 3 ст. 362 НК РФ. Месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15-го числа включительно. Месяц снятия с учета признает полным в случае, если автомобиль снят с регистрации после 15-го числа.
К примеру, если автомобиль был поставлен на регистрацию после 15-го числа, то этот месяц не является полным и при расчете налога на автомобиль не учитывается.

Транспортный налог 2016.

Уплачивать транспортный налог 2016 необходимо по установленным ставкам региона прописки человека, на которого зарегистрирован автомобиль Транспортный налог 2016.

Для правильного расчета транспортного налога знать одну лишь налоговую базу недостаточно. Для этого вам также понадобятся актуальные для вашего региона налоговые ставки.

Ставки, как правило, дифференцированы по типу транспортного средства и размеру налоговой базы. Некоторые регионы идут дальше и дополнительно вводят классификацию ставок по возрасту ТС, а также по категории владельца(не путать со льготами) — например, для граждан, владеющих только одним ТС, для граждан — владельцев нескольких ТС и для ЮЛ-резидентов особых экономических зон и т.д.

Читайте также:  Минимальный размер алиментов на несовершеннолетних детей

Также при расчете транспортного налога в 2015 году плательщики обязаны использовать повышающие коэффициенты к налоговой базе, если ТС, находящееся у них на балансе, отнесено Минпромторгом к категории «люксовых».

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Налог на имущество организаций с 1 января 2004 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 30 «Налог на имущество организаций») и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 НК, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налогоплательщиками налога признаются:

– российские организации;

– иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Объекты налогообложения определены НК в зависимости от типа налогоплательщика (табл. 16.3).

Плательщиками транспортного налога являются:

1) организации;

2) физические лица;

3) индивидуальные предприниматели (далее – ИП).

Не являются плательщиками налога:

1) республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы;

2) суды;

3) органы прокуратуры;

4) местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица);

5) государственные учреждения, созданные местными исполнительными и распорядительными органами для обеспечения деятельности бюджетных организаций;

6) организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;

7) войска и воинские формирования.

Освобождение от налогообложения

Освобождаются от транспортного налога транспортные средства:

  • в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;

  • снятые с учета до 1 июля 2021 г.;

  • выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК;

  • организаций, законсервированные в порядке, установленном Совмином.

Пониженные ставки транспортного налога

1. В размере 50% от установленной ставки: в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

2. В размере 75% от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога либо ставка транспортного налога применяется в размере 50% от установленной ставки).

Льгота по транспортному налогу предоставляется налоговым органом на основании представленных плательщиком документов, подтверждающих право на такую льготу, а также на основании имеющихся в налоговом органе сведений, представленных государственными органами и иными организациями в порядке, установленном законодательством.

Как используется властями транспортный налог

Многих автовладельцев волнует вопрос, куда идут и как используются денежные средства, перечисляемые в виде транспортного налога. Этот важный момент регулируется статьями 14 НК РФ и 56 БК РФ, которые озвучивают следующие положения. Транспортный налог перечисляется в общий региональный бюджет без целевого назначения. То есть региональные власти могут потратить эти деньги практически на что угодно, начиная от строительства социально важных объектов и заканчивая благоустройством городских территорий.

До 1 января 2003 года эти сборы поступали в фонды дорожных служб, занимающихся обустройством дорог. Однако высокая коррупционная составляющая и налаженные схемы «откатов» заставили Правительство РФ ввести региональный налог на транспорт, который уплачивается в региональный бюджет без законодательного контроля над его использованием.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *