Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок увольнения с государственной гражданской службы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.
Работник не сообщил о своем опыте государственной службы
Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика. Проверить записи нужно за последние два года.
Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).
Как хотят оптимизировать госаппарат?
В 2019 году Минфин запланировал массовое сокращение штатов госслужащих. В ведомстве заявили, что в России насчитывается приблизительно 2,4 млн государственных служащих. Это приблизительно 3,3% от общей численности занятого населения. Сейчас на 10000 человек в России приходится около 148 чиновников, а планируют оставить только 103.
Сокращение должно было проводиться в несколько этапов. Первый шаг в процессе реформирования – это именно массовые увольнения:
- до конца 2020-го предлагали сократить численность сотрудников федеральных органов на 10%, территориальных – на 5%;
- в 2021 показатель сокращения в регионах должен был составить 15%.
Таблица №1. Сокращение госслужащих в цифрах
2400000 государственных служащих в России |
|
до конца 2020 – численность сотрудников федеральных органов хотели сократить на 10%, территориальных – на 5%; | до конца 2021 сокращение в регионах должно было составить 15%. |
сейчас 148 чиновников на 10000 населения |
планируется 103 чиновника на 10000 населения |
Второй этап – структурное усовершенствование и реорганизация государственного аппарата. На этой стадии также будут проводиться сокращения, в первую очередь, за счет укрупнения и преобразования госорганов.
Хотя авторы реформы и отрицают, что главная цель их идеи заключается в экономии, но, тем не менее, применение сэкономленным ресурсам уже найдено.
Процедура увольнения государственного работника по инициативе начальства проходит следующим образом:
- работника приглашают в отдел кадров соответствующего департамента, где его ознакамливают с приказом об увольнении и ставит свою подпись;
- работник получает обходной лист и начинает процесс передачи своих дел согласно установленной в ведомстве процедуре;
- в день увольнения работник прибывает в отдел кадров, сдает обходной лист и получает копию приказа и трудовую книжку.
В случае увольнения по собственному желанию процесс аналогичен:
- работник прибывает в отдел кадров своего ведомства и предоставляет соответствующее заявление, написанное собственноручно;
- следующие этапы аналогичны.
Особенности расторжения контрактов с госслужащими регулируются ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Только на основаниях, указанных в нем, служащие могут быть уволены из госорганов.
Статья | Пояснение |
ст. 33 | Общие основания расторжения контракта |
ст. 34 | Контракт может быть прекращен в любой момент по соглашению сторон |
ст. 35 | Как производится расторжение срочного контракта |
ст. 36 | Нюансы увольнение служащего по собственной инициативе |
ст. 37 | Когда инициатором увольнения госслужащего может стать наниматель |
ст. 39 | О прекращении контракта по независящим от сторон обстоятельствам |
Увольнение госслужащего по ходатайству представителя нанимателя
Если инициатором расторжения контракта является не служащий, а представитель нанимателя, необходимо руководствоваться основаниями, указанными в ст. 37 ФЗ №79-ФЗ. Здесь все зависит от конкретной ситуации:
- Когда служащим было допущено однократное грубое нарушение (пребывание на работе в состоянии опьянения, аморальный поступок и т.д.), данный факт должен быть зафиксирован соответствующим актом. Также сюда входят прогулы без уважительных причин.
- Если работник появился в нетрезвом виде, требуется заключение медкомиссии.
- Нельзя расторгнуть контракт без предварительной служебной проверки с целью сбора доказательств вины сотрудника.
- По окончании проверки составляется приказ о прекращении контракта, он отдается на подпись служащему.
Статья 19. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим
1. Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:
1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона;
4) применения административного наказания в виде дисквалификации.
2. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.
Процедура увольнения государственного работника по инициативе начальства проходит следующим образом:
- работника приглашают в отдел кадров соответствующего департамента, где его ознакамливают с приказом об увольнении и ставит свою подпись;
- работник получает обходной лист и начинает процесс передачи своих дел согласно установленной в ведомстве процедуре;
- в день увольнения работник прибывает в отдел кадров, сдает обходной лист и получает копию приказа и трудовую книжку.
В случае увольнения по собственному желанию процесс аналогичен:
- работник прибывает в отдел кадров своего ведомства и предоставляет соответствующее заявление, написанное собственноручно;
- следующие этапы аналогичны.
Ошибки и вопросы по теме
Вопрос 1
Что подразумевает под собой формулировка «увольнение по причине утраты доверия»?
Увольнение по утрате доверия регулируется Трудовым кодексом (п.п 7, 7.1 ч.1 ст. 81). Если сотрудник имеет дело с ценностями (денежными или материальными), то при выявлении нарушений в работе его можно уволить по причине утраты доверия. Потерять доверие можно и в случае, если служащий занимается деятельностью, приносящей доход, не предоставляет или предоставляет некорректные сведения о доходах, имеет счета в иностранных банках и в некоторых других случаях.
Вопрос 2
Каким образом можно восстановиться на государственной службе?
Восстановиться на госслужбе можно только в том случае, если увольнение было не законно. Бывший сотрудник должен подать заявление в суд с просьбой восстановить его на службе. Если выяснится, что отдел кадров организации действительно совершил ошибку и уволил служащего незаконно, то сотрудника придется восстановить. В том случае, когда увольнение было проведено на абсолютно законных основаниях, восстановиться на прежнем месте не получится. Однако имеется возможность устроиться на новую вакансию наряду с другими соискателями.
Ошибка
В организации проводилось сокращение штата. Служащий в этот момент находился на больничном, а когда принес больничный лист узнал, что уволен. Руководство организации совершило большую ошибку, поскольку сокращение в отношении такого сотрудника можно провести только когда служащий закроет больничный лист.
Увольнение госслужащих регламентируется двумя основными документами – Трудовым кодексом и Законом о государственной службе. В целом процесс увольнения похож на увольнение обычных работников, однако существуют важные нюансы, которые следует учитывать.
Кто такие госслужащие и чем они отличаются от обычных работников
Госслужащий – это работник, который выполняет свои трудовые функции на госслужбе. Выделяют два вида госслужащих:
- Федеральные. Они получают свое вознаграждение из федерального бюджета. К таким служащим относятся военные, служащие федеральных органов, государственных компаний
- Гражданские госслужащие в субъектах. Они трудятся в регионах и доход получают из региональных бюджетов
Иными словами все, кто работает в органах государственной власти, являются госслужащими. В отличие от обычных работников такие служащие имеют некоторые преимущества:
- Можно получать бесплатное медицинское обслуживание в государственных медицинских организациях. Перечень таких услуг открытый
- Госслужащие периодически проходят обучение для повышения уровня своей квалификации
- Они имеют более продолжительный отпуск
- Служащим положены дополнительные премии
- У них имеются льготы при покупке жилья и устройстве детей в детский сад
- На госслужбе можно сделать неплохую карьеру
- При выходе на пенсию сохраняется часть льгот
Закон «О государственной гражданской службе РФ» в статье 39 предусматривает в качестве основания расторжения контракта желание самого госслужащего.
Фактически законодательство не содержит такого понятия, как «отработка перед увольнением». Однако условием увольнения по инициативе госслужащего является заблаговременное предупреждение им представителя нанимателя, срок предупреждения установлен в 2 недели.
В течение этого срока сотрудник имеет право передумать и отозвать поданное заявление. Кроме того, срок дается лицу на передачу дел, подписание обходного листа и т. п.
Однако, если стороны служебного контракта придут к взаимному согласию, этот срок может быть сокращен, а служащий уволен в любой день, относительно которого он договорится с представителем нанимателя. Кроме того, необходимость в соблюдении установленного законом срока отсутствует в следующих случаях:
- госслужащий не может продолжить исполнять служебные обязанности по уважительной причине (поступление в учебное заведение, переезд в иную местность, выход на пенсию и т. п.);
- представитель нанимателя допускает нарушения законодательства.
В перечисленных случаях контракт должен быть расторгнут в дату, указанную служащим.
Есть ли способы не отрабатывать?
Конечно, есть! Как мы уже говорили, если увольнение вызвано невозможностью исполнения служебных обязанностей, а также по соглашению между сотрудником и работодателем, гражданский служащий может быть снят с должности гражданской службы и уволен без отработки раньше срока, указанного в нормативных документах. Насколько законным является требование 2-х недельной отработки при увольнении узнаете здесь.
Как видим, увольнение государственного служащего мало чем отличается от увольнения любого другого сотрудника по собственному желанию. Основным нюансом в этом вопросе является необходимость ознакомить работника с памяткой об обязанности сообщить, если в течение двух последующих лет он решит устроиться на другую работу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в случае:
1. Несоответствия служащего замещаемой должности гражданской службы:
А) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
Б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
1.1. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о госслужбе и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
2. Неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
3. Однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:
А) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
Б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
В) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
Г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
Д) нарушения служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
4. Совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя.
5. Принятия служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа.
6. Однократного грубого нарушения служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ.
7. Предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.
8. Прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.
8.1. Отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).
9. В иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе).
Закон «О государственной гражданской службе РФ» в статье 39 предусматривает в качестве основания расторжения контракта желание самого госслужащего.
Фактически законодательство не содержит такого понятия, как «отработка перед увольнением». Однако условием увольнения по инициативе госслужащего является заблаговременное предупреждение им представителя нанимателя, срок предупреждения установлен в 2 недели.
В течение этого срока сотрудник имеет право передумать и отозвать поданное заявление. Кроме того, срок дается лицу на передачу дел, подписание обходного листа и т. п.
Однако, если стороны служебного контракта придут к взаимному согласию, этот срок может быть сокращен, а служащий уволен в любой день, относительно которого он договорится с представителем нанимателя. Кроме того, необходимость в соблюдении установленного законом срока отсутствует в следующих случаях:
- госслужащий не может продолжить исполнять служебные обязанности по уважительной причине (поступление в учебное заведение, переезд в иную местность, выход на пенсию и т. п.);
- представитель нанимателя допускает нарушения законодательства.
В перечисленных случаях контракт должен быть расторгнут в дату, указанную служащим.
Причины для увольнения тех, кто состоит на госслужбе
Перечень случаев увольнения по решению работодателя достаточно велик и подразумевает совершение серьезных правонарушений.
Основание для увольнения | Расшифровка |
При несоответствии должности | По этой причине возможно два варианта: · Служащий не может работать по состоянию здоровья и в подтверждение этому есть заключение врача. При этом увольнение проводится по п.10 ч.1 ст.33 закона №79-ФЗ · Проведенная аттестация подтвердила низкую квалификацию |
Служащий не выполняет свою работу и при этом уже имеет взыскание | При первом нарушении дисциплины уволить за невыполнение трудовых обязанностей нельзя, а вот если служащий уже был наказан за подобный проступок, то увольнение можно провести |
Если допущено грубое нарушение в работе | Сразу несколько проступков могут послужить причиной увольнения: · Если нет веской причины, а сотрудник отсутствовал на работе более 4 часов · Нахождение на работе в состоянии опьянения · Разглашение секретной информации · Воровство · Нарушение техники безопасности, которое повлекло последствия |
Утрата доверия | Достаточно новое понятие, введено не так давно. Закреплено в Трудовом кодексе. При увольнении по этому основанию работодатель обязан выдать все причитающиеся при увольнении суммы. Если служащий нанес материальный ущерб, то взыскать его можно будет через суд |
В других случаях | Есть еще несколько случаев, когда работодатель может уволить госслужащего: · Если руководитель принял решение, которое в итоге нанесло урон госимуществу · Предоставление ложных документов · В случаях, предусмотренных частью 1 статьи 37 закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года |
Большинство госслужащих дорожат своим местом и стараются не нарушать установленные порядки.
Освобождение служащего от занимаемой должности
В законодательстве РФ существуют два понятия, касающиеся прекращения должностных обязанностей госслужащего, которые не стоит путать. К ним относится его освобождение от занимаемой должности и официальное увольнение.
Комментарий специалиста
Горчаков Владимир
Юрист
Если служащего освобождают от занимаемой должности, трудовые отношения не прерываются и его, в соответствии статьи 39 №79-ФЗ, обязаны зачислить в резерв, хотя контракт и прерывается. При увольнении же служащего происходит аннулирование контракта, сопровождающееся полным прекращением взаимоотношений с нанимателем.
Освобождением от должности могут сопровождаться следующие обстоятельства:
- призыв служащего на армейскую службу;
- назначение его на общественную должность, например для выполнения профсоюзных обязанностей;
- в связи с выходом на пенсию;
- форс-мажорные события: катастрофы, связанные с природными явлениями, локальные военные действия и т. д.
- также служащего могут освободить от должности по сокращению штатов.
При увольнении по воле нанимателя некоторые обстоятельства требуют от него выполнения определенных действий:
- когда увольнение связано с несоответствием служащего должности, которую он занимает, то перед расторжением контракта наниматель обязан ему предложить должность, соответствующую его деловым качествам;
- если служащий откажется от предложенной должности, то свой отказ он должен оформить письменно;
- если госслужащего освобождают от занимаемой должности и определяют в резерв, а он на протяжении трех месяцев не приступает к выполнению обязанностей в новой должности, предложенной ему, то его из резерва кадров исключают, а затем увольняют;
- при увольнении в связи с плохим состоянием здоровья служащего, не позволяющим в полной мере выполнять свои обязанности, а также в связи со смертью служащего, основанием расторжения контракта считается причина, не зависящая от желания сторон;
Важно! Госслужащего, принятого на должность с испытательным сроком, могут уволить на испытательном сроке, если он не устроил нанимателя, т. к не соответствует предъявляемым требованиям.
Срок расторжения отношений с муниципальным служащим зависит от основания, по которому это происходит:
- Если основанием является сокращение численности штата, предупредить сотрудника необходимо как минимум за два месяца.
- Если сотрудник увольняется добровольно, вся процедура займет две недели.
- По соглашению сторон трудовой договор расторгается в течение периода, о котором договорятся работник и работодатель. Допустимо сокращение периода увольнения до одного дня.
- В связи с утратой доверия и при неоднократном неисполнении должностных обязанностей — не менее двух рабочих дней. Увольнение по этим основаниям является дисциплинарным взысканием. Прежде чем его применить, работодатель обязан затребовать у работника письменное разъяснение. На его предоставление работнику дается два рабочих дня. Издавать приказ об увольнении до истечения этого срока является нарушением трудовых прав работника.
- В случае достижения предельного возраста увольнение оформляется со дня, следующего за днем рождения служащего. Законодательно не оговаривается специальная процедура уведомления о грядущем расторжении договора с сотрудником, но следуя соображениям деловой этики, работодателю стоит заблаговременно известить сотрудника о том, что договор с ним не продлят после наступления предельного возраста.