Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сертификация продуктов питания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Настоящий стандарт входит в Систему национальных стандартов в области оценки соответствия. Настоящий стандарт разработан в обеспечение реализации требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в части оценки соответствия и других нормативных документов Евразийского экономического союза в области оценки (подтверждения) соответствия.
Нормативные документы
В отношении оценки качества продуктов питания действуют следующие Техрегламенты ТС:
- «О безопасности пищевой продукции» 021/2011;
- «О безопасности мяса и мясных продуктов» 034/2013;
- «О безопасности молока и молочной продукции» 033/2013;
- «О безопасности зерна» 015/2011;
- «Техрегламент на соковую продукцию, изготовленную из овощей и фруктов» 023/2011
- «Техрегламент на масло и масложировую продукцию» 024/2011;
- «О безопасности пищевых добавок, вспомогательных тех. средств и ароматизаторов» 029/2012;
- «О безопасности отдельных категорий продуктов специализированного назначения» 027/2012.
Указанные Техрегламенты содержат требования, которые касаются качественного состава готовых продуктов и полуфабрикатов, а также вопросов производства, условий хранения, транспортировки и так далее.
Кроме того, для реализации товара на законных основаниях требуется подтверждение соответствия продукта нормативам ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки» 022/2011.
Для изделий, относящихся к категории специализированных, заявителю потребуется свидетельство о госрегистрации. СГР будет удостоверять полную безопасность товара в санитарно-гигиеническом отношении. Оно необходимо для:
- Детского питания;
- Минеральной и столовой воды, выпускаемой для ежедневного употребления и применения в лечебных целях, с уровнем минерализации более 1 мг/дм3;
- БАДов;
- Продуктов для кормящих матерей;
- Продуктов, предназначенных для употребления беременными женщинами;
- Питания, выпускаемого для спортсменов.
Система национальных стандартов в области оценки соответствия аналогична по целям и принципам международной системе стандартов ИСО/МЭК серии 17000.
Национальные стандарты, входящие в Систему стандартов по оценке соответствия, гармонизированы с соответствующими международными стандартами ИСО/МЭК серии 17000 в той мере, в которой возможно их эффективное применение на территории Российской Федерации.
Под оценкой соответствия в международном стандарте ИСО/МЭК 17000 «Оценка соответствия. Словарь и общие принципы» понимается доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу выполнены.
5.1 При подтверждении соответствия пищевой продукции осуществляется отбор образцов (проб) продукции, являющейся объектом декларирования соответствия, с целью проведения их исследований (испытаний) и измерений.
5.2 Правила отбора образцов (проб) пищевой продукции установлены в стандартах, включенных в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия — национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений (далее — перечень стандартов, содержащих правила и методы).
5.3 В случае отсутствия стандартов, устанавливающих правила отбора образцов (проб) пищевой продукции, в перечне стандартов, содержащих правила и методы, до разработки соответствующих межгосударственных стандартов используют методики исследований (испытаний) и измерений, аттестованные (валидированные) и утвержденные в соответствии с законодательством государства — члена Союза, и включенные в перечень стандартов, содержащих правила и методы.
5.4 В случае отсутствия в стандартах, включенных в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия — национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов (проб), необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, положений, устанавливающих правила отбора образцов (проб), при отборе образцов (проб) для проведения исследований (испытаний) и измерений пищевой продукции необходимо руководствоваться [4].
5.5 Отбираемые образцы (пробы) пищевой продукции по составу и технологии изготовления должны быть идентичными продукции, предназначенной для реализации потребителю (приобретателю).
5.6 Отбор образцов (проб) пищевой продукции проводят:
а) для серийно выпускаемой продукции — на складе готовой продукции изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), складе временного хранения, таможенном складе, в емкости транспортного средства или на производственной линии готовой продукции;
б) для партии продукции — на местонахождении партии [на складе готовой продукции изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), складе временного хранения, таможенном складе или на складе получателя при ответственном хранении, в емкости транспортного средства или на производственной линии готовой продукции].
5.7 Отобранные образцы (пробы) пищевой продукции изолируют от остальной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте их отбора.
5.8 При подтверждении соответствия пищевой продукции отбор образцов (проб) и идентификацию продукции проводит в зависимости от примененной схемы декларирования соответствия изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо) или продавец либо по их поручению уполномоченное ими лицо, в качестве которого может выступать орган по сертификации продукции, или аккредитованная испытательная лаборатория (центр), в область аккредитации которых включена соответствующая продукция, или собственная испытательная лаборатория изготовителя.
5.9 Отбор образцов (проб) пищевой продукции проводят одновременно с идентификацией продукции, посредством которой устанавливается тождественность характеристик продукции признакам, установленным для данной продукции в [1] и (или) технических регламентах Союза на отдельные виды пищевой продукции, в иных документах, послуживших основанием для принятия декларации о соответствии.
5.10 Если по выбору заявителя проведение идентификации и (или) отбора образцов (проб) продукции при декларировании соответствия осуществляется в зависимости от примененной схемы декларирования соответствия органом по сертификации продукции, или аккредитованной испытательной лабораторией (центром), или собственной испытательной лабораторией изготовителя, то заявитель представляет в указанный орган, или аккредитованную испытательную лабораторию (центр), или собственную испытательную лабораторию изготовителя все документы и информацию, необходимые для проведения идентификации и (или) отбора образцов (проб) продукции.
5.11 Результаты отбора образцов (проб) продукции оформляют актом (актами) отбора образцов (проб) продукции, в котором указывают место и дату отбора образцов (проб) продукции, условия хранения образцов (проб) продукции, а также идентифицирующие признаки отобранной продукции. Акт(ы) отбора образцов (проб) продукции в зависимости от примененной схемы декларирования соответствия направляют в аккредитованную испытательную лабораторию (центр) или собственную испытательную лабораторию изготовителя, которые будут проводить исследования (испытания) и измерения продукции.
5.12 К идентифицирующим признакам пищевой продукции могут быть отнесены:
а) полное наименование изготовителя, его место нахождения (адрес юридического лица) и адрес(а) места осуществления деятельности по изготовлению продукции (если адреса различаются) — для юридического лица и его филиалов (производственных площадок), которые изготавливают продукцию, или фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства и адрес(а) места осуществления деятельности по изготовлению продукции (если адреса различаются) — для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государств — членов Союза;
б) наименование продукции (группы продукции), обозначение продукции и (или) иное условное обозначение, присво��нное изготовителем (при наличии);
в) придуманное наименование пищевой продукции;
г) обозначение документа(ов), в соответствии с которым(и) изготовлена продукция (стандарт, стандарт организации, технические условия или иной документ) (при наличии);
д) назначение продукции, рекомендации по использованию продукции, другие основные характерные свойства и характеристики продукции, обеспечивающие возможность однозначного отнесения продукции к пищевой продукции;
е) иные сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию;
ж) дата изготовления;
и) срок хранения (годности) продукции;
к) размер (объем) партии (для партии продукции);
л) упаковка, номинальное количество в единице потребительской упаковки (при необходимости), масса нетто и объем (при необходимости);
м) иная информация, указанная в технической документации и (или) товаросопроводительных документах (при наличии).
5.13 Результаты идентификации пищевой продукции отражают в акте идентификации продукции и (или) акте отбора образцов (проб) продукции.
Примечание — В случае оформления акта идентификации продукции один экземпляр акта идентификации продукции вручается заявителю непосредственно или направляется ему заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
5.14 При проведении идентификации и отбора образцов (проб) продукции осуществляют проверку условий хранения пищевой продукции.
5.15 Идентификацию пищевой продукции проводят в соответствии с требованиями, установленными в [1] и (или) в технических регламентах Союза на отдельные виды пищевой продукции.
Горячее питание обязательно
Согласно гл. IV.1 «Организация питания детей», введенной не так давно в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание.
К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.
Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.
Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):
-
горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;
-
готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.
Сертификация специй и пряностей
Все специи и пряности должны в обязательном порядке пройти процедуру сертификации в соответствии с требованиями ТР ЕАЭС 029/2012 О безопасности пищевых добавок. В качестве формы сертификации выступает обязательное декларирование.
Основополагающим моментом является классификация данного вида продукции. Поскольку именно принадлежность специи к тому или иному виду наиболее существенным образом влияет на дальнейшее проведение процедуры декларирования.
В особую группу стоит выделить товары, произведенные с использованием ГМО. На специи, которые были получены путем сбора в условиях дикой природы, также необходимо оформить технические условия.
Сертификация семечек как готового продукта
Что касается семечек как готового продукта, то они попадают под действие регламента Р ТС 021/2011 (О безопасности пищевой продукции), в соответствии с которым необходимо пройти процедуру декларирования. Что касается сертификации, то она не оформляется ни в добровольном, ни в обязательном порядке.
Как правило, для того, чтобы получить декларацию, производителю предварительно необходимо разработать и соответствующим образом оформить Технические условия на свою продукцию. Также стоит заметить, что если при производстве семечек использовалось генно-модифицированное сырье, то они должны пройти государственную регистрацию в Роспотребнадзоре.
Сертификация пищевых добавок
Качество и безопасность пищевых добавок регулируются положениями Технического регламента ТР ТС 029/2011. В первую очередь, пищевые добавки необходимо правильно классифицировать, и это довольно сложный процесс из-за большого количества идентификационных факторов.
Сертификат на пищевые добавки не оформляется ни в обязательном, ни в добровольном порядке. Предусмотрено либо получение декларации, либо свидетельства о государственной регистрации.
Оформление декларации на салаты. Для того, чтобы салаты могли находиться в законной продаже, необходимо оформить сертификат о государственной регистрации и декларацию соответствия. Поскольку салат — это пищевой продукт, его качество должно отвечать требованиям ТР ТС 021/2011 (безопасность пищевой продукции).
Государственная регистрация необходима в тех случаях, когда какие-либо компоненты салата являются генно-модифицированными, а также если салаты предназначаются непосредственно для детского питания. Однако такие случаи достаточно редки — в основном необходимо оформление исключительно декларации.
Что делать, если товар не подлежит обязательной сертификации?
Если выяснение вопроса о том, какой товар не подлежит сертификации в России, показало, что тот или иной продукт находится вне сферы обязательной сертификации, возможны несколько вариантов. В этом случае его производитель или продавец может выбрать несколько возможных путей документального оформления своей продукции:
- производить или реализовывать продукт в отсутствие каких бы то ни было сертификационных документов;
- оформить отказное письмо на продукцию. Оно представляет собой официальный документ, указывающий, какая продукция не подлежит обязательной сертификации;
- получить добровольный сертификат соответствия на продукцию. Этот документ подходит для продавцов или производителей товаров, на которые не распространяется требование об обязательной сертификации. Тем не менее, добровольный сертификат — это полноценный сертификационный документ, выпускаемый на защищенном бланке. Он подтверждает соответствие продукции требованиям ГОСТ или других нормативных документов либо техническим условиям, выбранным производителем.
Все эти варианты являются разрешенными на территории РФ, поэтому выбор между ними остается за производителем или продавцом товара.
Документальное подтверждение качества товара
Сертификация товара в современной России становится повсеместной. В этом нет ничего удивительного, если учесть тот факт, что наличие сертификата свидетельствует о высоком качестве продукции и ее безопасности для населения страны. Это, в свою очередь, приводит к росту доверия к товару и его большему распространению.
Под сертификацией товара подразумевается подтверждение его качества в соответствии с установленными на законодательном уровне нормами, техническим регламентом, ГОСТом.
Последний параметр введен еще в советское время, а затем принят и в России. Однако с момента принятия нормативного акта «О техническом регулировании», в данной сфере наблюдаются определенные изменения.
Система нормирования качества и безопасности
Система государственного нормирования качества и безопасности пищевой продукции в соответствии с Федеральным законом N 29-ФЗ включала:
— государственные стандарты, устанавливающие обязательные для применения при производстве характеристики и свойства конкретных групп пищевой продукции, позволяющие идентифицировать такую продукцию, а также методы исследований (испытаний) пищевой продукции;
— государственные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (СанПиН), устанавливающие показатели и критерии безопасности пищевой продукции, процессов ее производства, хранения, транспортировки, реализации, утилизации, а также требования к производственному контролю на всех этапах жизненного цикла продукции;
— государственные ветеринарные правила и нормы.
Производство пищевой продукции осуществлялось в соответствии с добровольно применяемыми государственными стандартами или разрабатываемой самими производителями продукции технической документацией (техническими условиями).
После проведенной реконструкции системы регулирования безопасности пищевых продуктов обязательная сертификация была заменена на систему обязательного декларирования ее соответствия, отменены санитарно-эпидемиологические заключения, сокращены масштабы ветеринарно-санитарной экспертизы, устранены дублирующие процедуры сертификации и декларирования соответствия. Сокращен перечень пищевых продуктов, в отношении которых основанием для их свободного обращения на территории Таможенного союза являются документы о государственной регистрации ограниченного перечня продукции, представляющей наибольший потенциальный риск для здоровья людей.
Как избыточные и устанавливающие дополнительные и неоправданные обременения для хозяйствующих субъектов были признаны утратившими силу положения Федерального закона N 29-ФЗ, возлагающие на изготовителей пищевых продуктов обязанности сопровождать каждую партию таких продуктов удостоверениями качества, получать на транспортные средства, перевозящие пищевые продукты, санитарные паспорта, утверждать техническую документацию на производство пищевых продуктов только после получения заключений о ее соответствии санитарным и ветеринарным правилам.
Согласно изменениям, внесенным в статью 13 Федерального закона N 29-ФЗ, сокращен перечень органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора в данной сфере регулирования. Исключены надзорные полномочия Росстандарта, Россельхознадзора (в части государственного фитосанитарного надзора), а также упраздненных государственных хлебной и торговой инспекций. Государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов возложен только на государственные органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного ветеринарного надзора.
Органы исполнительной власти на территории РФ в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» разделяются на федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Среди функций, которые осуществляют органы исполнительной власти, можно выделить:
- принятие нормативных правовых актов (издание на основании и во исполнение Конституции РФ федеральных законов и правил поведения, обязательных для исполнения);
- контроль и надзор:
- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением установленных нормативными правовыми актами РФ общеобязательных правил поведения;
- выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности;
- регистрация документов (актов, прав, объектов) и издание индивидуальных правовых актов;
- управление государственным имуществом (осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества и управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ);
- оказание государственных услуг (предоставление услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам).
Федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности, а также координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств. Но министерства не имеют права осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом (кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ).
Федеральные службы уполномочены осуществлять государственный контроль и надзор, издавать индивидуальные правовые акты, но не имеют права заниматься нормативно-правовым регулированием, управлением государственным имуществом и оказанием платных услуг (кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ).
Федеральные агентства осуществляют функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг, создают индивидуальные правовые акты, но не имеют права осуществлять нормативно-правовое регулирование, государственный контроль и надзор (кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ).
Контроль качества пищевых продуктов и государственный надзор в РФ осуществляется:
- Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальными органами;
- Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и ее территориальными органами;
- Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) – в соответствии с постановлениями Правительства РФ № 246, 407 (рис. 1).
Актуальные технические регламенты
Ниже представлен перечень наиболее распространенных техрегламентов ТС в пищевой сфере:
- 021/2011 – основной регламент, включает общие требования к продуктам питания;
- 022/2011 – содержит требования к маркировке пищевой продукции.
Также существуют профильные нормативные документы:
- 023/2011 – на соковую продукцию;
- 024/2011 – на масложировую продукцию;
- 015/2011 – на зерно;
- 033/2013 – на молоко и молочные изделия;
- 034/2013 – на мясную продукцию;
- 040/2016 – на рыбу;
- 044/2017 – на воду;
- 027/2012 – на специализированные продукты питания;
- 029/2012 – на пищевые добавки.
Порядок получения сертификата качества и срок действия
Для того чтобы получить сертификат, независимо от того, идет ли речь об обязательной, добровольной или дополнительной сертификации, продавцу, поставщику или импортеру потребуется осуществить определенный порядок действий, который выглядит следующим образом:
- проверка в соответствии с номенклатурным перечнем относительно конкретной продукции или услуги к перечню, подлежащему той или иной сертификации;
- подача первичной заявки на осуществление сертификационной процедуры для конкретного вида продукции или услуг;
- оплата сертификационных услуг того уполномоченного органа, который будет осуществлять процедуру сертификации;
- предоставление на экспертизу товара или услуг в том виде, в каком затребует их уполномоченный орган. Уполномоченный орган вправе потребовать от производителя, поставщика или импортера предоставить возможность своим сотрудникам получить доступ к проверяемому товару или услугам для определения возможности выдать необходимый сертификат;
- оформление итоговой заявки на проведение сертификационной процедуры;
- подача документов, которые должны сопровождать поданную заявку, от непосредственного заказчика сертификационной процедуры;
- получение результатов рассмотрения поданной заявки в указанные сроки, которые определяются уполномоченным органом на основании особенностей, характеризующих тот или иной вид товара или услуг;
- в случае если заявка рассмотрена положительно, и уполномоченным органом принято решение о выдаче обязательного или дополнительного сертификата, завершающим этапом становится получение собственно сертификата.
При оформлении сертификата соответствия требуется предоставить целый ряд документов, которые будут сопровождать заявку на проведение сертификационной процедуры. К числу таких документов относятся:
- уставные документы заказчика сертификационной процедуры;
- свидетельства о присвоении ИНН и ОГРН ;
- документы, которые содержат описание продукции или товара, предоставленного для присвоения сертификата соответствия;
- техническая документация, которая подтверждает происхождение товара или продукции, если такая документация не содержит коммерческой тайны;
- собственно заявка на проведение сертификационной процедуры.
В том случае, если речь идет о товарах, которые имеют иностранное происхождение, перечень документов несколько меняется:
- потребуются уставные документы импортера;
- свидетельства о присвоении ИНН и ОГРН самого импортера;
- контракт на поставку сертифицируемой продукции;
- описание товара, который подлежит сертификации, в том числе составляемое на основании тех документов, которые предоставляет государство-производитель;
- заявление на проведение сертификационной процедуры, подаваемое импортером товара;
- если товар представил на оформление сертификата его производитель, зарегистрированный в другом государстве, то потребуются документы, подтверждающие происхождение такого товара.
Оформление сертификата соответствия может происходить в следующих уполномоченных организациях и государственных органах:
- Ростехнадзор для видов товаров и услуг, которые должны получать обязательные и добровольные сертификаты соответствия, если речь идет о технической продукции или услугах технического характера;
- Центры стандартизации и метрологии, если выдаваемые сертификаты оформляются на товары или услуги, которые требуют обязательного проведения специальных поверочных мероприятий;
- государственные и частные центры экспертизы и лицензирования для остальных видов сертификационных процедур, а также для товаров и услуг, которые не требуют обязательного проведения технического или метрологического исследования сертифицируемого товара или услуг.
- со сроком действия до конца текущего года (выдаются для товаров или услуг, которые имеют ограниченный срок годности, например, в силу технических особенностей или особенностей своего внутреннего состава);
- сроком действия на один год (оформляются при наличии соответствующих условий эксплуатации продукции или оказания услуг);
- сроком на два года;
- на три года;
- бессрочные (выдаются на технически сложный товар, а также на те виды услуг, которые не требуют постоянных изменений в силу своей универсальности).
Проведение сертификации различных видов товаров и услуг предусмотрено в действующем законодательстве Российской Федерации. Однако из-за того, что такой вид сертификации предусмотрен не для всех видов товаров, законодатель предусмотрел различные виды сертификатов, которые различаются механизмом их получения и наличием необходимости проведения процедуры обязательного оформления таких сертификатов.
Как получить сертификат качества?
Для получения сертификатов качества и безопасности продукции вам нужно осуществить 5 шагов:
- Определиться будете ли вы проходить сертификацию самостоятельно или воспользуетесь услугами экспертов. В обоих случаях вы экономите — либо деньги, либо время, силы и нервы. Разумеется, при участии специалистов процедура проходит значительно быстрее и легче.
- Теперь нужно узнать какие сертификаты или иные документы нужно получать на ваш товар. Вы можете уточнить этот вопрос у эксперта или самостоятельно поискать ответ в сети среди множества документов. Как мы уже писали выше, вполне возможно, что для вашей продукции понадобится несколько сертификатов или деклараций.
- В зависимости от системы сертификации и других нюансов, вы либо отдаете на испытания образцы продукции, либо документ на анализ, либо готовитесь к производственному аудиту.
- Составляются протоколы испытаний или аудита, которые и будут являться основанием для принятия решения по выдаче сертификата.
- При благополучном исходе вам выдается оригинал сертификата с обязательным внесением в электронную базу Росреестра.