Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому нужен учительский профсоюз?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В марте 2020 года вы будете подтверждать категорию в старом формате. Изменения в правилах аттестации учителей пока касаются только специалистов, которые добровольно участвуют в эксперименте по внедрению нового формата. Он проходит в 19 регионах, полный список регионов опубликован на сайте ЕФОМ.
А что думают сами педагоги?
Никто лучше не расскажет о профсоюзе, чем его члены. Мы собрали несколько отзывов, не всегда положительных!
Считаю, что наш профсоюз 50/50 работает. У нас раздают подарки детям, учителям, еще через профсоюз можно путевку приобрести для детей. Но это всё в наше время работа практически бесполезная, просто сбор денег, небольших, но все равно. Меня в декрете автоматически оттуда «вытурили», больше в профсоюз не стала вступать.
Надежда, Тамбов
Профсоюз в нашей образовательной организации загнулся в связи со сменой руководства оного. Не знают нормативов, не заботятся о правах, ни одного проведённого собрания с коллективом. НИЧЕГО! Только презенты по праздникам. Я, как оказалось, вышла из него, сменив фамилию после регистрации брака. О чем мне сообщили, когда раздавали новогодние подарки. А замужем я с февраля… Как говорится, рыба гниет не с хвоста.
Татьяна, Мурманск
Отвратительно организация работает! Например, везде профсоюз даёт подарки к новому году детям сотрудников. Везде, даже в частных компаниях. А у нас делают большие глаза и говорят: «Где вы такое слышали? У нас не дают и никогда не давали». Путёвок нет. Единственное, что они делают, это занимаются оформлением сельских льгот.
Ульяна, Липецкая область
И всё же если педагог хорошо знает свои права и готов их защищать, профсоюз будет выполнять обязанности в полном объеме.
Кто может не проходить обязательную аттестацию педагогов?
По закону все педагоги должны проходить обязательную аттестацию, чтобы доказать, что они соответствуют должности. Это нужно делать через два года после начала работы по специальности, а затем повторять через каждые пять лет. Еще раз повторимся, что это обязательно, в отличии от аттестации на категорию, которая добровольна.
Но есть те, кто не проходит обязательную аттестацию (и им за это ничего не будет):
Работники в декретном отпуске. Они проходят аттестацию не раньше, чем через два года после возвращения к работе.
Педагоги, находящимся на больничном листе свыше четырех месяцев. Учителя на длительном больничном листе проходят аттестацию не раньше, чем через год после возвращения к работе.
Какие нужны документы для обязательной аттестации?
Издается приказ о создании и составе аттестационной комиссии внутри учреждения . В комиссии обязан присутствовать представитель профсоюза.
Заместитель директора по учебной или методической работе готовит представление на каждого сотрудника , участвующего в аттестации.
Работодатель должен ознакомить работника с представлением за 30 дней до аттестации. Если работник отказывается ставить изучать представление, работодатель обязан составить акт отказа , который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
Аттестация проходит через 30 дней после того, как педагог ознакомился с представлением. В этот момент он уже знает дату аттестации и более-менее знаком с процедурой.
Вопрос: Знаем, что в силу ст. 82 ТК РФ в аттестационную комиссию обязательно включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации. Будут ли основанием для увольнения результаты аттестации, проведенной комиссией без представителя профсоюза, или мы должны требовать от работников создания профсоюза? («Отдел кадров коммерческой организации», N 11, ноябрь 2014 г.)
Знаем, что в силу ст. 82 ТК РФ в аттестационную комиссию обязательно включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации. Будут ли основанием для увольнения результаты аттестации, проведенной комиссией без представителя профсоюза, или мы должны требовать от работников создания профсоюза?
Работодатель не может требовать создания профсоюза. Если в организации отсутствует профсоюзная организация, результаты аттестации, проведенной без представителя таковой, могут служить основанием для увольнения.
Обоснование. Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзом считается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Право на объединение в профсоюзы
Деятельность профсоюзов у нас регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах).
В соответствии с данным законом граждане имеют право на создание профсоюзов.
Права профсоюзной организации подробно регламентированы в главе 2 Закона о профсоюзах.
Профсоюз — это общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
В первую очередь, необходимо поговорить о том, что граждане обладают правом на создание профессиональных союзов для защиты своих прав и интересов в сфере своей трудовой деятельности. Это закреплено в статьях 7, 37 Конституции РФ. Статья 2 ТК РФ устанавливает право работников на создание профессионального союза, как основным принципом правового регулирования трудовых отношений.
Каждый, достигший 14 летнего возраста вправе создавать профессиональные союзы либо вступать и выходить из них. Данное право реализуется свободно без каких-либо разрешений. Граждане Российской Федерации, проживающие за границей, имеют право состоять в российских профсоюзных организациях.
Иностранные граждане либо лица без гражданства могут состоять в российских профсоюзах при условии, что они проживают на территории РФ. Исключением из этого условия является указание в законодательстве РФ или в международных договорах РФ на невозможность членства в профсоюзах.
Главные задачи профсоюза
Работнику самому трудно защитить свои права, противостоять незаконным действиям работодателя, добиваться хороших условий труда и получения достойной оплаты труда. Поэтому необходимо выделить главные задачи, которые обязан выполнять профсоюз.
В деятельности профсоюза огромное значение имеет информация. Необходимо в каждой организации иметь профсоюзный уголок правовой информации, где можно узнать о видах деятельности профсоюзного комитета, о работе отраслевого профсоюза, об изменениях в законодательстве, о путях решения трудовых споров. Активно развивается периодическая печать: журналы и газеты по профсоюзной тематике. Профсоюзы участвуют в разработке законодательных актов в интересах работников по социально-трудовым вопросам. Защищая права трудового коллектива, профсоюзы взаимодействуют с государственными структурами и могут обращаться в суд. Могут создавать различные фонды, социальные программы и использовать все имеющие ресурсы для выполнения поставленных задач и реализации намеченных целей.
Конфликт интересов сотрудника организации с руководством создает условия для формирования профсоюзного движения внутри организации. Решать острые конфликтные вопросы гораздо эффективнее, если делать это коллективно. Члены профсоюза способны конструктивно вести переговоры с работодателем, работник в любое время может обратиться в профсоюзную ячейку за помощью, за защитой своих прав. Грамотный профсоюз и добровольное сотрудничество помогут избежать конфликта интересов и всегда находить компромисс.
Необходимость профсоюзного объединения
Эффективность деятельности профсоюза заключается в работе по повышению уровня социальной защищенности работников.
Профсоюз формирует активную творческую личность, которая имеет колоссальный опыт работы с людьми и способна оперативно справляться с поставленной задачей. Конструктивное взаимодействие работодателя с профсоюзами по различным вопросам, укрепляет позиции работодателя в коллективе. Обеспечивает дисциплинированность руководителя, содействует соблюдению требований законодательства о комфортных трудовых условиях.
А сами работники, когда сделают свой выбор в пользу профсоюза, будут уверены, что защита у них есть. Для этого необходима слаженная работа коллектива, солидарность в вопросах труда и отдыха.
Поэтому, необходимо иметь активную жизненную позицию, проявить инициативу, найти единомышленников и постараться улучшить жизнь на предприятии. Ведь чем больше людей объединиться в движение за достойный труд, тем сильнее будет профсоюз.
— Галина Ивановна, в этом году историческому профсоюзу учителей исполняется 110 лет. Российскому профсоюзу — 25 лет. На момент создания российского — в чем он отличался от существовавшего прежде советского профсоюза?
— Это интересный вопрос. То, что мы пережили в 90-е годы, вряд ли переживал какой-то другой профсоюз в мире. Наш первый председатель, Владимир Михайлович Яковлев, начал создавать профсоюз новой формации. Были два пути: можно было распустить советский профсоюз и начинать все с нуля, от создания первичек — вверх. Но мы прекрасно понимали, что есть огромное количество людей в России, которые уже были в советское время членами профсоюза. И тот факт, что меняется общественный строй, меняется политика в стране, не означает, что эти люди должны потерять хотя бы на какое-то время свою защиту, представительство своих интересов. Поэтому мы пошли наиболее сложным, эволюционным путем: пытались в рамках уже действовавшего профсоюза менять его деятельность, делать ее адекватной тем процессам, которые происходят в стране. Это было тяжело, потому что совпало с самыми трудными проблемами, которые мы переживали в 90-е годы. Примерно с 1993 года в отрасли был обвал с невыплатой в срок заработной платы. Началась непростая пора для профсоюза. Нужно было заниматься именно теми вопросами, которые были наиболее болезненными для тех, чьи интересы мы представляем.
Все 90-е годы прошли для нас в публичных акциях. Кроме того, началось создание забастовочных комитетов учителей в тех организациях, где были проблемы. Вначале эти комитеты и лидеры были вне профсоюза, но мы пошли на объединительные процессы, взяли их под свое крыло. Мы с Владимиром Михайловичем Яковлевым пришли к мысли, что нельзя эти комитеты оставлять в одиночестве. Провели вместе ряд серьезных, всероссийских конференций, с тем чтобы объединиться и действовать уже в рамках профсоюза. Это у нас получилось. Тогда в отрасли все было демократично, на мероприятиях у нас были все — вплоть до премьер-министра. Мы их приглашали к себе, они перед нами отчитывались… То есть мы начали приучать власть к необходимости ведения переговоров с социальными партнерами.
Далее нам надо было встраиваться в международное профсоюзное движение, где нас, по аналогии с ВЦСПС, воспринимали как коммунистов. В определенный момент мы подали заявку на вступление в Интернационал образования. Но еще до вступления в Россию прислали представителей Американской федерации учителей, визит которой был профинансирован Госдепартаментом США. В течение двух лет они ездили по всей России, пытались найти нашему профсоюзу альтернативу. Так и не нашли. Дискуссии были достаточно интересные. А в те годы к нам приезжали делегации из многих стран. И получилось так, что вроде бы цель у американского объединения была в том, чтобы помешать нашему вступлению в Интернационал, но благодаря этим нашим знакомствам, нашим встречам мы приобрели множество друзей в международном профсоюзном движении, которые нас поддерживали. Потом мы с американскими представителями расстались по-товарищески, они поняли, что альтернативы нашему профсоюзу нет.
В то время мы занимались важнейшей работой по укреплению профсоюза. С трудом обеспечивали необходимыми кадрами наши организации: у нас не было ни юристов, ни экономистов, ни специалистов по информационной работе — не было никого. И вот сейчас я могу сказать, что в абсолютном большинстве регионов у нашего профсоюза есть юрист, а в некоторых даже по два юриста, есть специалисты по информационной работе и занимающиеся вопросами охраны труда. А сделать это тоже было непросто. Вроде бы, если говорить в целом, вал взносов большой, но он весь размывается по всей структуре профсоюза. Именно поэтому мы и тогда, и сейчас серьезно занимаемся поиском более эффективного использования тех средств, которые нам доверяют.
Закончились 90-е годы, и мы почувствовали: государство предприняло шаги к улучшению ситуации, к сглаживанию остроты проблемы с задержками заработной платы. Впрочем, появилось много других проблем…
— Но тема невыплаты заработной платы и сейчас эпизодически возникает…
— Она всегда есть, но не до такой степени, как было в 90-е…
…И мы тогда начали смотреть, как расширять деятельность профсоюза. Какие еще важные направления нужно усиливать? Конечно, мы всегда ставим главной целью, чтобы власть с нами считалась. А для этого главное — профсоюзная структура должна быть профессиональной. Власть с нами может не согласиться, может не принимать тех решений или предложений, с которыми мы выходим. Но нам не могут сказать: “Вы говорите непрофессиональные вещи”.
В нашей отрасли уже давно идут процессы реформирования. А последствия нововведений, на наш взгляд, не всегда достаточно продумываются. И профсоюзу нужно отслеживать все эти процессы, реагировать. Притом что прямо противостоять им совсем не просто. Если власть определяет курс развития, профсоюз, конечно, может выказывать с ним несогласие, хотя приостановить процесс может далеко не всегда. Однако всегда может задать содержательные вопросы. Например, с 2000 года мы живем в условиях постоянной оптимизации бюджетной сферы. При этом власть так и не ответила на наши содержательные вопросы: вы провели ревизию бюджетной сферы? Вы знаете, сколько точно работников сегодня в бюджетной сфере? Как вы ее финансируете? И так далее. Наша задача — изучать, анализировать эти процессы и пытаться сделать то, что от нас зависит, чтобы избежать негативного развития событий. Идут объединительные процессы в учреждениях, увольняются учителя или другие работники, которые входят в наш профсоюз, — значит, мы должны выяснять, не нарушаются ли их права даже в этих сложных ситуациях; каким образом происходит процесс высвобождения; какие программы разрабатываются для трудоустройства, переподготовки и т.д.
Важнейшее направление работы — обучение, постоянное повышение квалификации руководителей наших профсоюзных организаций. Мы создали Учебно-методический центр и обучаем представителей районных и городских организаций профсоюза. Это важно еще и потому, что профсоюз — особая организация. Почти семья. И такое обучение, во многом построенное в формате встреч, позволяет приблизить центральный аппарат, руководство профсоюза к местным активистам. Я всегда говорю коллегам в регионах: разве я могу доехать до каждого вашего села, города, деревни? Но вы приезжаете к нам, знакомитесь и понимаете, что в Москве есть ваши товарищи, которые о вас беспокоятся, пытаются сделать для профсоюза то, что от них зависит. Вы понимаете, что мы близки друг другу и заботимся друг о друге.
У нас есть разные категории членов профсоюза: студенты, преподаватели, учебно-вспомогательный персонал, учителя, работники дошкольного образования. Наша задача была сделать так, чтобы в профсоюзе появились органы, представляющие интересы этих категорий. Так у нас появился Студенческий координационный совет, который сейчас активно работает. Они уже воспринимаются министерством, как достойные социальные партнеры. У нас появились и Координационный совет преподавателей, и Совет работников дополнительного образования детей.
Мы поддерживаем инициативы разного уровня. Например, в свое время мы начали подавать сигналы, что нужно обратить внимание на дошкольное образование. Мы производили расчеты, вносили предложения пополнить программы поддержки учителей еще и учетом проблем “дошкольников”. Вначале не получилось. Тогда мы решили, что региональные комитеты профсоюза должны инициировать в местных администрациях рассмотрение и принятие дополнительных мер поддержки дошкольных учреждений и работающих в них. Запустили этот процесс снизу — как волну. И в итоге пробили изменения.
Наш профсоюз стал инициатором огромного числа конкурсов. И они охватывают не только профсоюзную среду. Мы ищем разные формы привлечения внимания власти к разным категориям работников. Например, в год учителя мы провели общероссийскую акцию “Славлю твое имя, учитель”: подготовили открытки, и на них выпускники школ писали слова благодарности учителям, которые их когда-то учили. Мы сами удивились, какой широкий отклик последовал на участие в этих конкурсах, и поняли, что это людям нужно.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Что такое профсоюз, и зачем он нужен?
Профсоюз — это объединение работников, которые связаны своими профессиональными интересами по роду деятельности. Это общественная организация, которая создается с целью защиты прав (социальных, экономических и трудовых) всех членов, которые входят в эту организацию. Существуют профсоюзы работников образования, медицины, культуры и т. д.
А теперь более подробно. Как только человек устраивается на предприятие, то по факту он нанимается к работодателю с целью выполнения определенной работы. Учитывая специфику трудовых отношений между работником и работодателем, работник находится в подчинении и обязуется выполнять требования работодателя. Но даже в том случае, если он сталкивается с незаконными или несправедливыми действиями по отношению к себе, он не может применить меры воздействия на свое руководство. А вот у руководителя есть такие возможности: он может оштрафовать работника, уволить его или как минимум вынести выговор. По сути, подчиненные поодиночке представляют собой никому не нужные «винтики» механизма, и защитить их некому.
Об отсутствии пользы профсоюзов
Несмотря на это многие работники пытаются узнавать, зачем вступать в профсоюз. Справедливости ради стоит отметить, что не все профсоюзы одинаково хороши. Некоторые не оказывают настоящую помощь вступившим в их сообщество работникам, и пользы от них нет никакой. К сожалению, подобных организаций сегодня существует множество. Часто встречаются профсоюзы работников образования и студентов, которые практической и юридической помощи не оказывают. У этих организаций не хватает ни ресурсов, ни полномочий для ведения подобной деятельности. У многих участников сообщества тогда возникает вполне резонный вопрос о том, чем занимается председатель профсоюза такого рода. Впрочем, иногда они могут предложить путевки в какой-нибудь санаторий по небольшой скидке или подарок на Новый год. Следует отметить, что часто приближенным к руководству профсоюзной организации участникам председатель организации может предоставить дополнительные льготы и поощрения. При этом за профсоюзный билет приходится платить всем, что сводит реальную пользу такой организации к минимуму. В крупных сообществах трудящихся состоит огромное количество рабочих, за каждого из них организация получает отчисления. В рамках одной транзакции это очень малые деньги, однако в сумме платежи составляют довольно внушительный бюджет.
Зачем мне нужен профсоюз?
Возможность контролировать соблюдение ваших прав на рабочем месте. Одна из функций профсоюза — контроль над соблюдением законных прав трудящихся работодателем. Так, по закону никто не обязан работать в опасных для жизни и здоровья условиях (напр.
Однако на практике это право повсеместно нарушается. Заставить работодателя действовать по закону работники могут лишь своими коллективными действиями (напр. Эффективнее всего делать это, используя возможности профсоюза.
Возможность влиять на зарплату, условия труда и социальную политику компании.
Если профсоюз объединяет больше 50% трудового коллектива, он имеет право вести переговоры с работодателем от лица всех работников и заключать с ним коллективный договор — документ, оговаривающий условия труда, оплаты, социальные гарантии и пр. Насколько выгодным для работников будет этот договор, зависит от силы профсоюза и активной поддержки его требований коллективом.
Зачем мне профсоюз? У меня и так все хорошо.
Если сегодня «все хорошо», то отнюдь не факт, что так будет и завтра. Пока работники не организованы, они беззащитны перед капризами начальников и рынка. Если не создать дееспособный профсоюз сейчас, то, когда станет по-настоящему плохо, что-то менять может быть слишком поздно.
Вступая в профсоюз сейчас, ты страхуешь себя на будущее. Наличие сильного профсоюза на предприятии может предотвратить многие проблемы. А это всегда лучше, чем «креститься», когда грянет гром.
Каким образом профсоюз может повлиять на работодателя?
В арсенале профсоюзов есть много методов продвижения интересов работников. Во-первых, переговоры. Профсоюз вовсе не заинтересован в конфронтации с работодателем.
Дальновидный руководитель понимает, что ему выгоднее договориться с работниками по принципу: «Хорошая работа за хорошую зарплату», чем терпеть убытки и ронять престиж фирмы в результате трудового конфликта. Однако договариваться на равных могут лишь сильные стороны. Если работники не организованы, то и договариваться с ними работодателю нет никакого резона.
Если общение с руководством не дает результатов, профсоюз может оказать на него давление с помощью коллективных акций — от сбора подписей до забастовки.
Успешность этих действий так же зависит от реальной силы профсоюза, т. Стопка заявлений в бухгалтерии — лучший аргумент в споре с работодателем, чем любое количество подписей под очередной петицией.
Но я не хочу бастовать!
И профсоюз не хочет. Рабочие объединяются не для того, чтобы бастовать, а для того, чтобы добиваться реальных улучшений. Решение о забастовке принимается в крайнем случае, когда другие способы воздействия на администрацию исчерпаны.
Причем принимается большинством голосов работников, как членов, так и не-членов профсоюза. Но для того, чтобы продвигать свои интересы без забастовки, рабочие должны показать работодателю, что в случае необходимости они МОГУТ остановить производство. Лучший способ сделать это — создать многочисленный профсоюз.
Я лучше посмотрю, как профсоюз будет работать, а уж потом решу — вступать мне или нет.
Многие рабочие по старинке воспринимают профсоюз как благотворительную контору, занимающуюся распределением льгот и поощрений. Или место, куда можно пожаловаться (со скромными шансами на успех). Так было в советское время. Но времена изменились.
Новые профсоюзы, созданные снизу, для защиты интересов и прав трудящихся, опираются только на численность и активность своих членов. Поэтому, чем дольше ты «смотришь» и выжидаешь, тем меньше шансов у профсоюза добиться успеха. Когда профсоюз предъявляет работодателю требования, тот в первую очередь интересуется: «Кого вы представляете?». И по-своему он прав.
Вместо того, чтобы критиковать профсоюз (а он, конечно, небезупречен) — помоги активистам делом или советом, приди на собрание профкома, посмотри, как принимаются решения. И уж потом решай, вступать или не вступать.
Если я вступлю, меня уволят (будут придираться, лишат премии, не повысят и т. п.).
На самом деле члена профсоюза гораздо сложнее уволить или наказать, чем того, кто в профсоюзе не состоит. Если, конечно, работник сам не подставляется и не делает глупостей. Ведь ��вязываясь с профсоюзником, любой менеджер связывается с профсоюзом в целом. А это — юристы, куча грамотно составленных бумаг, а, в случае необходимости — суды, жалобы, огласка в СМИ и прочий нежелательный «геморрой».
Поэтому там, где администрация не прибегает к откровенно противозаконным методам, членство в профсоюзе — хороший способ «воспитать» свое непосредственное начальство. Что касается премиальных, то на предприятиях, где действуют сильные профсоюзы (напр.»Форд», «Фольксваген») рабочие не зависят от произвольно распределяемых премий и сверхурочных. То же касается и карьерного роста. Цель профсоюза — прозрачная и справедливая система повышений, зависящая от профессиональных качеств сотрудника, а не от личной преданности начальнику. И эта цель вполне реальна. Вступая в профсоюз, ты вносишь свой вклад в ее осуществление.
Если я вступлю в профсоюз, на что пойдут мои членские взносы?
Профсоюзный взнос составляет 1% от зарплаты члена профсоюза (применительно к «Ниссану» — около 300 р. в мес.). Половина из этих денег идет в Межрегиональный Профсоюз Работников Автопрома (МПРА), куда входят первичные профсоюзные организации «Форд», «Фольксваген», «АвтоВАЗ», «Джи Эм», «Ниссан» и многих других предприятий.
Все это необходимо, чтобы успешно защищать права работников. Другая половина взносов остается в первичке, и расходуется на ее текущую деятельность. Любой член профсоюза может в любое время получить информацию о расходовании этих средств.
Зачем нужен профсоюз, что можно получить от профсоюза: что даёт членство работнику предприятия? Основная функция профсоюза: чем занимается?
Этот вопрос все чаще задают члены профсоюзов в условиях, когда средства массовой информации устами различных лидеров, манипулируя общественным мнением, твердят о ненужности профсоюзов.
В начале 21 века профсоюзы продолжают переживать трудное время. Переход к рыночной экономике изменил всю систему экономических и социальных отношений, профсоюзы как общественная организация трудящихся вынуждены были переосмыслить и перестроить свою деятельность с учетом новых экономических и политических реформ.
Впервые за последние десятилетия возникла безработица, зарплата работников продолжает оставаться низкой, и та во многих случаях выдается с задержками, мало внимания новые собственники предприятий уделяют условиям труда и безопасности, продолжаются многочисленные нарушения администрацией трудового законодательства, в том числе необоснованные увольнения работников, противодействие многих новых собственников предприятий и организаций профсоюзной деятельности и т.
Рыночные отношения, как они складываются в России, создают немалые проблемы для профсоюзов.
В этих условиях немало еще членов профсоюзов, не дождавшись лучших перемен в своей работе и жизни, решают в знак протеста покинуть его ряды, ослабляя еще более силы и возможности своей профорганизации.
Уважая и признавая право каждого человека быть членом профсоюза той организации, которая наиболее полно отвечает его интересам или вообще быть вне всякой организации, тем не менее, следует разъяснить членам профсоюза позицию профсоюзов.
Следует отметить, что за годы реформ, становления рыночных отношений российские профсоюзы накопили немалый опыт реальной защиты интересов своих членов, многие профсоюзные организации стали настоящей организационной силой, грамотно используя свои права и возможности людей труда.
Действительно, профсоюз может решать те вопросы, которые одному человеку решить не под силу, но аргументы в пользу профсоюза не хотят слушать отдельные руководители, стремящиеся стать полноправными хозяевами в организации, в учреждении, то есть те, кому профсоюз мешает лишить своих членов тех небольших льгот и социальных гарантий, которые у них остались.
При строгом соблюдении профкомами Трудового кодекса РФ, других законодательных актов, регламентирующих труд, учебу, быт и отдых членов профсоюза можно защитить права трудящихся.
В новых рыночных отношениях все чаще власти и многие собственники предприятий принимают решения по важнейшим социально-трудовым вопросам без участия профсоюзов, без учета их мнения, грубо нарушая законодательство.
Уволили работника – члена профсоюза: «Почему меня не защитил мой профсоюз?»
Месяцами не выплачивают зарплату работникам: «А что же сделал мой профсоюз, чтобы не допустить этой задолженности?» и т.д.
Таким образом, ответственность профсоюзов перед своими членами профсоюзов в такой социально-экономической ситуации в России в целом и на конкретных предприятиях неизмеримо возрастает.
Реально в обществе происходит то, что называется обострением противоречий между трудом и капиталом.
Этот процесс не приводит к отрицанию профсоюзов (чего очень хотят оппоненты). Наоборот, когда эти противоречия обостряются, у трудящихся в еще большей степени, появляется необходимость объединяться для защиты своих интересов, поскольку профдвижение является для них последним средством сопротивления такому развитию событий, при котором игнорируются их интересы.
Этот вывод подтверждается результатами исследования, проведенного Научным центром профсоюзов.
Большинство считает, что в условиях рыночной экономики профсоюзы становятся единственной организацией, призванной отстаивать и защищать права работника.
Такой же ответ дают даже многие из респондентов, которые в последнее время по различным причинам вышли из профсоюза.
Авторитет профсоюзной организации — в ее действиях, в каждодневной работе в интересах своих профсоюзов, и конечно, в информировании работников об этой деятельности и ее результатах.
Если профсоюзы эффективны, то они необходимы работникам, если нет, то их ждет печальная судьба.
Говоря об этом, нельзя не выделить роль председателя профкома, лидера профсоюзной органи��ации, его влияние на эффективность работы организации.
Краткая история и цели создания профсоюза
В 1948 году Международная организация труда (учреждение в составе ООН) приняла Конвенцию № 87 о свободе ассоциаций и защите прав на организацию.
С этого времени трудящиеся получили международное право объединяться для коллективной защиты своих трудовых, экономических и социальных прав. Это главные цели всех профсоюзов независимо от того, как они себя называют. Других форм объединения общество не принимало.
Главный редактор журнала «Кадровое дело» Александр Попов считает, что у профсоюзов нет реальных рычагов воздействия на работодателей. «Более того, часто компании сами выступают за создание профсоюзов с тем расчётом, чтобы такие профсоюзы были благосклонны к администрации компании», — добавил он.
Историк, публицист и политический активист Алексей Сахнин уверен, что причина в изменении рынка труда: «Традиционная профсоюзная форма работы становится невозможной, в том числе и из-за деградации рынка труда, когда число организованных рабочих продолжает уменьшаться, а трудовые ресурсы вымываются в мелкий бизнес и самозанятость. Нужны новые формы. Профсоюзы превращаются в активистские группы и включаются в любой социальный конфликт. Условно это становится не отраслевой профсоюз, а профсоюз классовой взаимопомощи».
Педагоги боятся работать в школе
По данным Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы, нехватка педагогических кадров в школе сейчас составляет 250 тысяч человек. Однако эксперты полагают, что статистика занижается самими учебными заведениями за счёт перегрузки учителей в школах и ситуаций, когда один педагог преподаёт несколько дисциплин. В реальности дефицит учителей в стране намного больше.
Правозащитник в сфере образования Виктор Панин считает, что рост числа увольнений педагогов в этом году в первую очередь связан с усталостью учителей от бесконечных невыполненных обещаний со стороны образовательных чиновников.
«Все обещания образовательных чиновников остаются словами, зарплаты педагогов в стране не растут, а бумажная нагрузка фактически не снижается. Соответственно, всё больше людей понимают, что рассчитывать на изменения в ближайшем будущем бессмысленно, и начинают строить свою жизнь вне школы».
Сколько будет? И поможет ли?
Анна Пустовалова работает учителем истории и обществознания. Как предметник она заполняет все отчеты, в том числе о прохождении программы, выполнена ли программа, что выполнено, почему, если нет. По ее словам, система ЭПОС, которой пользуется пермское образование, очень удобна, это не просто электронный цифровой журнал, но большой портал, где можно найти методические разработки, пообщаться с учениками, родителями, прикреплять разные мультимедийные материалы.
Учителю кажется логичным, если все требования департаментов и министерства об информации сведутся к ЭПОСу, в котором будет вся информация.
Портал «Траектория» Анну Пустовалову не смущает, по ее мнению, это важная информация, особенно по детям, которые стоят на внутришкольном учете или в комиссии по делам несовершеннолетних.
Если рассматривать это понятие более детально, то нужно понять следующее. При устройстве человека на предприятие, его нанимают для выполнения конкретных работ. Соответственно, сотрудник при выполнении своей деятельности, находится в подчинении у работодателя и обязан выполнять все его требования. И даже в ситуациях, когда он сталкивается с несправедливостью и незаконными действиями по отношению к себе, то наказать за это свое руководство и применить к нему меры воздействия, он не может. В отличие от руководителя, который имеет право наложить на сотрудника штраф, уволить его, вынести ему выговор. Получается, что все подчинённые по одному являются маленькими винтиками большого механизма, которые никому не нужны и их некому защитить.
Понятно, что работники могут обратиться в суд, трудовую инспекцию или прокуратуру с заявлением.
СПРАВКА! Сложность здесь в том, что для правильного и грамотного составления заявления нужно знать процессуальное законодательство. И даже при восстановлении справедливости, позже работодатель постарается избавиться от такого сотрудника. Результатом этого станет то, что наемный сотрудник все-таки пострадает.