Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила стажировки водителей с 1 января 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В данном случае возникает интересный вопрос. Что делать организации, в которой нет водителя, соответствующего приведенным требованиям? Еще более интересная ситуация — организация, где берут на работу первого водителя.
Лист испытания водителя
Результаты прохождения стажировки должны быть внесены в специальный документ — лист испытаний:
11. Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний.
12. Лист испытаний содержит следующие сведения:
- номер листа испытаний;
- фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
- сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
- дата и время прохождения, испытательный период;
- заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью,3 о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
Образец обратной стороны листка прохождения стажировки водителем
Зачет по практической подготовке (получен, не получен) « » 2013г. (подпись водителя-наставника) Заключение:Допустить (не допустить) к самостоятельной работе на транспортном средстве ТС ПАЗ 3205370 регистрационный номер М 986 НХ 71, маршрутом МБОУ СОШ № 22 д. Пашково Ответственный за безопасность движения (подпись)« » 2013г. Ознакомлен: Директор школы « » 2013г. (подпись) Стажировочный лист Фактически на любом современном предприятии, руководители порой требуют от своих подчиненных предъявить стажировочный лист. Для его получения необходимо сотруднику в обязательном порядке проходить стажировку. Что такое стажировка? Вы отправляетесь на любое другое предприятие (государственное или частное – не принципиально), и походите там стажировку.
Для автобусов и грузовиков – разный стаж
Действительно, в некоторых случаях водители должны проходить стажировку при трудоустройстве (п. 13-22 Порядка, утв. приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59).
Стажировка обязательна при следующих обстоятельствах:
- сотрудник устраивается на работу непосредственно после окончания учебы;
- трудоустройство происходит после перерыва в работе продолжительностью более года;
- сотрудник устраивается на работу на горный маршрут;
- работник будет работать на новом типе транспортного средства или новом маршруте пассажироперевозок.
Руководителем стажировки является водитель-наставник. Его кандидатура подбирается из водителей предприятия, удовлетворяющих следующим условиям:
- наставник не совершил за последний год по своей вине дорожно-транспортных происшествий;
- имеет подходящий стаж управления соответствующим транспортным средством (легковым такси или грузовиком – не менее 3 лет; автобусом, трамваем, троллейбусом – не менее лет).
Отметим, что бланк стажировочного листа водителя должен содержать информацию о водительском стаже.
Для чего придумана стажировка на рабочем месте
Чтобы понять, для чего придумана стажировка, нужно заглянуть в нормативные акты, регулирующие данный процесс. Обязанность проводить стажировку закреплена за работодателем законодательно. Работника необходимо обучить безопасным методам труда, провести инструктаж и стажировку на рабочем месте (ч. вторая ст. 212 ТК РФ).
О необходимости работодателю проводить стажировку на рабочем месте для сотрудников, поступающих на работу с вредными и опасными условиями труда, говорится в части третьей статьи 225 Трудового кодекса. Это же требование более развернуто содержится в пункте 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций 1 .
К этому нужно добавить, что Ростехнадзор утвердил Положение об организации обучения
и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе, по экологическому, технологическому и атомному надзору 2 . Тем самым предполагают сократить риск получения сотрудниками травм или профессиональных заболеваний.
Следует обратить внимание, что инструктажи
и
стажировка
по своему назначению схожи. И та, и другая процедуры призваны дать работнику понятие о том, как безопасно выполнять свои обязанности. И обе проводят до начала работы.
Можно ли стажировку не проводить
Стажировка обязательна только для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, а также в тех случаях, когда это требование установлено отдельными нормативными актами. Например, для водителей, которые перевозят пассажиров или работают на опасных производственных объектах. Здесь обойтись без стажировки никак нельзя. Если работодатель ее не проводит, он рискует быть оштрафованным на сумму от 30 000
до
50 000
рублей. Для руководителей организаций штраф будет меньше – от
1000
до
5000
рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
С 1 января 2020 года наказание за нарушение трудового законодательства существенно возрастет. Так, за допуск к работе без необходимого обучения по охране труда (а стажировка – это один из видов обучения) руководителю организации и частному предпринимателю будет грозить штраф на сумму от 15 000
до
25 000
рублей, для организации – от
110 000
до
130 000
рублей (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ) 5 . Есть над чем задуматься.
Если же на предприятии нет вредного или опасного производства, то организация стажировки – внутреннее дело работодателя.
Заполнение листа испытаний водителя
Порядок заполнения листа следующий:
В разделе сведения о проходящем стажировку:
- Указываем фамилию, имя, отчество испытуемого
- Указываем сведения о транспортном средстве, на котором проводятся испытания. Если транспортных средств несколько, то указываем их все.
- Указываем год рождения испытуемого
- Указываем стаж работы водителем
- Указываем номер водительского удостоверения
- Указываем дату, время и количество часов испытания
В разделе сведения о водителе-наставнике:
- Указываем фамилию, имя. отчество наставника
- Указываем его должность
Требования к водителю наставнику при прохождении испытания определены в п. 10 Приказа 264
Водитель наставник должен:
- иметь стаж работы на данном транспортном средстве не менее 3 лет (при испытаниях на легковом, грузовом автомобиле)
- иметь стаж работы на данном транспортном средстве не менее 5 лет (при испытаниях на автобусе, трамвае или троллейбусе)
- не быть участником дорожно-транспортных происшествий за последний год
Учитывая данные требования, необходимо назначить водителя-наставника.
В разделе прохождение испытания:
Данный раздел выполнен в виде таблицы, в которой указывается:
- дата испытания,
- количество часов,
- краткая характеристика выполняемого вида работы
- результат прохождения
- и подпись водителя наставника
Причина – повышенная опасность
Организовывать стажировки обязаны отнюдь не все работодатели (организации и индивидуальные предприниматели). Данный тип обучения – удел работодателей, у которых сотрудники работают во вредных или опасных условиях (ст. 255 ТК РФ).
Помимо этого стажировки нужно проводить в иных случаях, прямо установленных действующим законодательством. К примеру, в энергетической отрасли предусмотрена обязательная стажировка работника после перерыва в работе (п. 1.4.8 приказа Минэнерго от 13.01.2003 № 6).
Обязанность проводить стажировки установлена законодательством и для транспортников (руководящий документ Минавтотранса РСФСР от 20.01.1986 № РД-200-РСФСР-12-0071-86-12). Так, водители, работающие на перевозках пассажиров или грузов, должны проходить стажировки в специально установленных случаях:
- сотрудник устраивается на работу непосредственно после окончания учебы;
- трудоустройство происходит после перерыва в работе продолжительностью более года;
- сотрудник устраивается на работу на горный маршрут;
- сотрудник будет работать на новом типе транспортного средства или новом пассажирском маршруте.
В связи с этим кадровикам нужен стажировочный лист водителя и образец заполнения этого документа.
Приказ Минтранса о стажировке водителей
Нормативный документ, который регламентирует вопросы, связанные со стажировкой – это порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Приказ Минтранса России от 29.07.2022 №264):
7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее – водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2022 года испытание является обязательным для всех водителей, которые устраиваются на новое место работы.
До 31 декабря 2022 года требования были проще и существовало 3 причины направления водителя на стажировку:
- человек впервые устраивался на работу водителем;
- человек не работал водителем в течение последнего года или больше (по трудовой книжке);
- человек устраивался на работу и при этом переводился на другой тип транспортного средства (например, ранее он работал на легковой машине, а устраивался на работу водителем автобуса).
Причина – повышенная опасность
Организовывать стажировки обязаны отнюдь не все работодатели (организации и индивидуальные предприниматели). Данный тип обучения – удел работодателей, у которых сотрудники работают во вредных или опасных условиях (ст. 255 ТК РФ).
Помимо этого стажировки нужно проводить в иных случаях, прямо установленных действующим законодательством. К примеру, в энергетической отрасли предусмотрена обязательная стажировка работника после перерыва в работе (п. 1.4.8 приказа Минэнерго от 13.01.2003 № 6).
Обязанность проводить стажировки установлена законодательством и для транспортников (руководящий документ Минавтотранса РСФСР от 20.01.1986 № РД-200-РСФСР-12-0071-86-12). Так, водители, работающие на перевозках пассажиров или грузов, должны проходить стажировки в специально установленных случаях:
- сотрудник устраивается на работу непосредственно после окончания учебы;
- трудоустройство происходит после перерыва в работе продолжительностью более года;
- сотрудник устраивается на работу на горный маршрут;
- сотрудник будет работать на новом типе транспортного средства или новом пассажирском маршруте.
В связи с этим кадровикам нужен стажировочный лист водителя и образец заполнения этого документа.
Стажировка водителей должна осуществляться на автомобилях той марки, на которой они затем будут работать. Перед началом проводится инструктаж. Водитель-стажер в течение всего срока занимается грузоперевозками (перевозкой пассажиров) под надзором наставника, исполняет все его требования и указания. Если работа на линии подразумевает знание пунктов и мест погрузки-разгрузки, заполнение маршрутных листов, оформление транспортных накладных, он учится ведению документации. Контролирует и следит за состоянием технического средства перед выездом из гаража во время движения и по завершению работы. Соблюдает необходимые правила перевозки людей и грузов, осваивая безопасные методы труда. Не допускает нарушения ПДД. Проходит обязательные предрейсовые медосмотры.
Как составляется приказ
Приказ о проведении стажировки считается внутренним правовым документом организации, являющимся частью комплексного пакета, обеспечивающего БДД. В нём оговариваются: лицо-стажер, подлежащее стажировке; водитель-наставник, в обязанности которого входит обучение по утверждённой программе и контроль за исполнением всех требований обучающимся. Могут создаваться отдельные приказы на каждого. Данный приказ действует на весь период стажировки, до момента допуска работника к самостоятельной работе, как того требует программа стажировки по охране труда для водителя автомобиля.
Важно! Допуск разрешается отдельным приказом, после чего составляется акт передачи автотранспорта водителю и фиксируется актом закрепления автомобиля за конкретным лицом. К приказу о допуске прилагается форма стажировочного листка (карточки), с соответствующими записями.
В каких случаях необходима стажировка?
13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Существуют 3 причины направления водителя на стажировку:
- человек впервые устраивается на работу водителем;
- человек не работал водителем в течение последнего года или больше (по трудовой книжке);
- человек устраивается на работу и при этом переводится на другой тип транспортного средства (например, ранее он работал на легковой машине, а устраивается на работу водителем автобуса).
Примечание. Требование о прохождении стажировки распространяется на все категории транспортных средств, а не только на автобусы и грузовики.
Кто имеет право проводить стажировку водителей?
Для проведения стажировки должен быть назначен наставник, отвечающий следующим требованиям:
16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
- не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
- имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
- имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).
Требования к наставнику:
- За последний год он не был виновником ДТП;
- Он имеет необходимый стаж работы (по трудовой книжке).
Как правильно оформить стажировку
Как и любой вид инструктажа по охране труда, стажировка должна быть правильно оформлена. Это необходимо по ряду причин. Во-первых, чтобы проверяющие не могли наказать работодателя за необучение своих работников, во-вторых, чтобы сам сотрудник не мог предъявить претензий в случае получения им травмы или заболевания по своей неосторожности.
Минимально необходимый перечень
документов при оформлении стажировки выглядит так: • положение о стажировке; • программа стажировки; • приказ о стажировке; • приказ о допуске к самостоятельной работе.
В первую очередь
нужно оформить
Положение о стажировке
. К процессу разработки этого документа необходимо подойти очень серьезно и скрупулезно. Ведь он подробно описывает права и обязанности стажирующегося и наставника, сроки и порядок стажировки, ответственность и другие особенности, связанные со стажировкой.
Ответы на ваши вопросы
Нужно ли проводить стажировку дворнику?
В нашем ЖЭКе проводят спецоценку условий труда. Если у дворников будут установлены вредные условия, нужно ли будет проводить им стажировку? Ольга ВОРОТОВА, главный инженер (Иркутск)
Как бы это ни звучало странно, но если следовать букве закона, стажировку придется проводить.
Оформите дворникам две смены стажировки. Этого будет достаточно, чтобы освоить методы работы.
Нужен ли инструктаж, если все равно предстоит стажировка?
Нужно ли перед стажировкой проводить инструктаж по охране труда на рабочем месте, если стажировка все равно охватывает весь объем обучения по безопасному выполнению работы? Виктор ГАВРИЛОВ, инженер по охране труда (Саранск)