Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый мониторинг: особенности альтернативной формы налогового контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Система налогового мониторинга – это процесс непрерывного контроля за компанией в онлайн-режиме. Бизнес дает согласие на такое внимание, а ФНС через специальное ПО проверяет текущую отчетность. Понятно, что такая система выгодна, прежде всего, государству: мониторинг предотвращает формирование «серых схем» ухода от налогов, получает доступ к финансовой информации.
Кто может перейти на налоговый мониторинг?
Налоговый мониторинг – удел крупного бизнеса. Точнее сказать, пока это удел гигантов. Для примера, уже используют налоговый мониторинг такие компании как РЖД, Ростех, Газпром, Лукойл, ВТБ, МТС, Аэрофлот, Мегафон и др.
Топ отраслей, где трудятся гиганты, выбравшие налоговый мониторинг:
- добыча нефти и газа,
- металлургическая промышленность,
- перевозки,
- финансово-кредитная сфера,
- производство,
- строительство,
- торговля,
- связь,
- информационных технологии.
Критерии компаний, которые могут претендовать на новую форму мониторинга налогового контроля, определены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Таких критериев три: величина заплаченных за предыдущий год налогов, величина совокупной выручки и величина активов компании. Законом определены нижние границы данных критериев. Расскажем подробнее.
Три условия перехода на налоговый мониторинг:
- 100 млн руб. – не меньше этой величины должна составлять совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченных компанией за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга. Важно знать, что налоги, уплаченные за перевозку товара за границу, а также НДФЛ и страховые взносы в эту сумму не входят.
- 1 млрд. руб. – не меньше этой величины должен составлять суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности компании за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга.
- 1 млрд. руб. – не меньше этой величины должна составлять совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором предоставляется заявление о проведении налогового мониторинга.
Как проходит мониторинг
Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.
Налоговики имеют право:
- запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
- привлекать специалистов и экспертов.
Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:
- в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
- в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.
Характерные особенности налогового мониторинга
В отличие от классических форматов налогового контроля, организации, выбравшие для себя налоговый мониторинг, избавляются от проведения выездных и камеральных проверок ФНС. Подобное становится возможным за счет перехода на удаленное взаимодействие, когда инспектор в режиме реального времени может проводить оценку бухгалтерской, налоговой и прочей документации компании, а также при необходимости запрашивать дополнительные документы. Благодаря такому формату взаимодействия ФНС получает возможность анализировать корректность расчета налогов и сборов в бюджет в онлайн-формате, своевременно информировать налогоплательщика об ошибках, создавать письменные рекомендации о снижении налоговых рисков.
Тем не менее существуют ситуации, когда ФНС вправе устраивать камеральные проверки, невзирая на факт проведения налогового мониторинга. Подобное действует в следующих случаях:
- организация представила отчетность по одному из уплачиваемых ею налогов позже 1 июля года, который следует вслед за мониторинговым периодом;
- юридическое лицо подготовило декларацию по налогу на добавленную стоимость или акцизам с заявлением о возмещении уплаченных в бюджет сумм;
- организация воспользовалась своим правом и сформировала уточненную декларацию по одному или нескольким уплачиваемым налогам, указав в ней меньшую сумму бюджетных платежей или заметно подросшую сумму убытков (сравнение ведется с ранее поданными декларациями);
- мониторинговые процедуры завершены раньше установленного срока.
Разрешение на выездную проверку может быть выдано, если:
- мониторинговый период прекращен досрочно;
- в уточненной декларации, поданной в рамках мониторингового периода, сумма бюджетных платежей будет существенно уменьшена по сравнению с данными из предшествующих деклараций;
- организация проигнорирует указания ФНС, выпущенные в рамках мониторинга;
- решение о проведении проверки принимается вышестоящим органом с целью контроля деятельности налоговой инспекции, выполнявшей мониторинг юрлица.
Важная задача налогового мониторинга – снижение налоговых рисков организации. Налоговый орган комплексно анализирует их и оценивает эффективность работы системы внутреннего контроля налогоплательщика по выявлению и предотвращению этих рисков. Результаты этой работы – основа для планирования проверок. Они определяют:
- метод проверок – сплошной или выборочный;
- объем необходимых документов.
Компании с 07.08.2021 предоставляют более подробную информацию о рисках. Так, предусмотрено раскрытие информации:
- о коде вида экономической деятельности по ОКВЭД, к которой относится риск;
- норме Налогового кодекса РФ, с которой связан раскрываемый риск;
- детально о сделке (операции), в отношении которых выявлен риск (в т. ч. о контрагенте, виде сделки, реквизитах договора).
В форме «Информация об организации системы внутреннего контроля» теперь более стандартизованное изложение информации обо всех внутренних нормативных документах налогоплательщика в отношении организации и функционирования системы внутреннего контроля.
Соответствующим образом скорректирован состав документов. Так, таблицы «Анализ контрольных процедур» больше нет. Введена новая форма «Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям».
Если до 07.08.2021 по электронке отправляли информацию об организации системы внутреннего контроля, то теперь добавлены электронные форматы представления:
- информации о рисках организации;
- информации о рисках по отдельным сделкам и операциям;
- контрольных процедур;
- результатов их выполнения;
- оценки уровня организации системы внутреннего контроля;
- мероприятий по улучшению системы внутреннего контроля;
- матрицы рисков и контрольных процедур.
Таблицы с данными тоже поправили. Например, в сведения о результатах контрольных процедур нужно вносить информацию о количестве проверенных договоров, операций и документов.
Что такое налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг (НМ) – форма налогового контроля, заменяющая традиционные проверки на онлайн-формат взаимодействия с налоговыми органами. Она основывается на предоставлении налоговой службе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика, его бухгалтерской и налоговой отчетности, фактически, в режиме реального времени.
Этот способ предоставляет ряд преимуществ:
-
позволяет оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных операций;
-
снижает объем истребуемых налоговым органом документов, позволяет сосредоточиться на проверке рискованных операций;
-
позволяет превентивно выявлять налоговые риски, быстро урегулировать спорные или неопределенные налоговые позиции;
-
предупреждение возникновения налоговых рисков и спорных ситуаций происходит уже на этапе планирования операций и сделок.
Критерии для перехода на налоговый мониторинг
Критерий |
С 1 июля 2021 года |
совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, НДФЛ и страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС |
не менее 100 млн рублей |
суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга |
не менее 1 млрд рублей |
совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга |
не менее 1 млрд рублей |
Кто может перейти на налоговый мониторинг
Перейти на проведение налогового мониторинга может не каждая организация. Чтобы претендовать на данный вид налогового контроля, компания должна соответствовать ряду обязательных критериев по доходам, активам и уплачиваемым в бюджет налогам. Подать заявление о переходе на налоговый мониторинг компания может при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):
- совокупная сумма налогов, подлежащих уплате за 2021 год, составляет не менее 100 миллионов рублей (учитываются НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПИ и страховые взносы; не учитываются налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС);
- суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности организации за 2021 год составляет не менее 1 млрд рублей;
- стоимость активов по данным бухотчетности на 31 декабря 2021 года не менее 1 млрд рублей.
Кто вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга?
Налогоплательщик может стать объектом мониторинга при соблюдении ряда условий, предусмотренных в Налоговом кодексе статье 105.26 п 3. пп.1-3:
- Сумма налогов, уплачиваемых за год предприятием в бюджет, за предшествующий мониторингу период должна составлять не менее 300 млн. рублей. При этом учитываются не только НДС и налог на прибыль, но и акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и пр. То есть при определении возможности включения компании в программу мониторинга учитываются все выплаченные им за год налоги и сборы.
- Подать заявление в территориальный фискальный орган организация может в случае, если в прошедший год сумма дохода, согласно финансовой и бухгалтерской отчетности составляла от 3 млрд. рублей и выше.
- Стоимость активов компании, претендующей на проведение налогового мониторинга, за прошедший год должна быть не менее трех млрд. рублей, согласно финансовой отчетности.
Как мы видим, участвовать в программе мониторинга могут только крупные налогоплательщики.
Период налогового мониторинга
Согласно пункту четвертому, статьи 105.26 Налогового Кодекса, началом мониторинга является 1 января, окончанием 1 октября следующего года.
При этом, как указано в законе, на этот период исключаются любые другие налоговые проверки – камеральные и выездные. Однако это не касается ситуаций, указанных в статье 88 п.1.1 и в статье 89 п. 5.1 Налогового кодекса:
- Если налогоплательщик предоставил декларацию позднее первого июля.
- Если в декларации заявлено возмещение НДС или акцизных сборов.
- Если налогоплательщик сдал «уточненку», в которой была уменьшена налоговая сумма или увеличены убытки предприятия.
- Контрольная выездная проверка работы территориальных налоговых органов, вышестоящим органом ФНС.
- Прекращение налогового мониторинга раньше срока.
- Неисполнение налогоплательщиком рекомендаций ФНС – мотивированного мнения.
Мотивированное мнение налоговой инспекции
Мотивированное мнение – это отражение мнения ФНС по тому или иному вопросу, касающемуся налогов, корректности их исчисления, сроков уплаты и пр. Процедура направления компании мотивированного мнения предусмотрена данным видом налогового контроля.
Мотивированное мнение имеет две формы:
- По инициативе ФНС.
- По запросу компании.
В первом случае мотивированное мнение направляется при обнаружении в процессе мониторинга ошибок при исчислении налогов и уплате акцизов, сборов и взносов. Направляется оно в организацию в течение пяти дней, при этом не позднее, чем за три месяца до окончания процедуры мониторинга.
Во втором случае, налогоплательщик запрашивает мотивированное мнение у инспекции, если у него возникли вопросы по налогам, сборам, акцизам или иных сфер хозяйственной деятельности предприятия. Оформляется запрос в виде изложения позиции компании по данному вопросу. Ответ на запрос должен быть направлен в адрес компании не позднее месяца со дня его получения. При этом этот срок может быть продлен решением руководства территориального органа, если для обозначения позиции ФНС по данному вопросу требуются дополнительные данные и документы. При продлении срока рассмотрения вопроса налогоплательщик извещается дополнительно.
Согласно закону, после ознакомлением с мотивированным мнением компания должна известить налоговый орган о своем согласии-несогласии с точкой зрения ФНС в течение месяца:
- В случае согласия с мнением инспекции налогоплательщик отправляет документы, удостоверяющие, что мнение налоговой инспекции было учтено и реализовано.
- Если налогоплательщик не согласен с мнение инспектора, он в указанный срок должен направить разногласия с предлагающимися документами. Налоговый инспектор после получения такого разногласия должен все материалы по нему направить в трехдневный срок в федеральный орган исполнительной власти. После чего может быть инициирован взаимосогласительная процедура, в которой будет участвовать представитель организации и налоговой инспекции. Срок проведения такой процедуры определен законом в один месяц, после чего компания извещается об изменении мотивированного мнения или о решении оставить его в силе.
В итоге новый метод контроля позволяет не только эффективно взаимодействовать фискальным органам и крупным налогоплательщикам, но и вводит в практику совершенно новый для России способ решения налоговых споров – не судебный, а консультативно-медиативный. К тому же он позволяет свести к минимуму вмешательство ФНС в работу предприятия и уменьшить число проверок.
Для крупных компаний такое взаимодействие поможет избежать рисковых сделок и контрактов и повысить безопасность хозяйственной и финансовой деятельности.
Условия проведения налогового мониторинга
Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.
Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:
- общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
- объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
- общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.
Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица. Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.
Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.
Сущность понятия «налоговый мониторинг»
Налоговым мониторингом (НМ) обозначают одну из разновидностей контроля, позволяющую проверить заранее, насколько правильно, своевременно и полно проведена уплата в казну средств, обязательных к перечислению. Компания по доброй воле в порядке реального промежутка времени открывает налоговикам неограниченный доступ к данным своего учета (бухгалтерского и финансового).
Взамен у нее появляется возможность обратиться к специалистам местной НС за мотивированным мнением (ММ) относительно правильности начисления налогов по совершаемым сделкам. Подобное сотрудничество очень актуально, особенно если у специалистов предприятия появились определенные сомнения по уплате сборов касательно заключаемых с контрагентами соглашений.
НМ выгоден предприятию, которое работает открыто и не пытается укрыться от уплаты средств в казну государства. С помощью НМ:
- заметно ускоряется решение спорных вопросов о действии налогового законодательства и употреблении его в конкретной ситуации;
- компания избегает будущих возможных доначислений по налогам, уплаты пени и штрафов;
- обременение контролем со стороны налоговой существенно ослабевает.
Кто может использовать налоговый мониторинг
Об использовании налогового мониторинга можно узнать из п. 3 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ. Здесь сказано, что перейти на налоговый мониторинг могут те компании, которые соответствуют определенным критериям по итогам года, предшествующего году представления заявления о желании провести налоговый мониторинг. Критерии следующие:
- общая сумма НДС, НДФЛ, акцизов, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов не меньше 100 млн рублей;
- доходы в бухгалтерской отчетности – не меньше 1 млрд рублей.
- балансовая стоимость активов на 31 декабря – не меньше 1 млрд рублей.
Что мониторят налоговики
Компании, в отношении которых идёт налоговый мониторинг, обязаны соблюдать требования к системе внутреннего контроля:
- за совершаемыми фактами хозяйственной жизни (бизнес-процессы);
- правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
Вообще, система внутреннего контроля должна работать на всех уровнях бизнес-процесса (операции). А именно:
ЭТАП |
ЦЕЛЬ |
До фактического начала бизнес-процесса (операции) | Предупреждение или снижение негативного воздействия событий и факторов, которые могут повлиять на достижение целей организации |
Непосредственно в ходе бизнес-процесса (операции) | Своевременное выявление и немедленное устранение возникающих в ходе работы нарушений и отклонений от заданных параметров |
После бизнес-процесса (операции) | Установление достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов целевым (плановым) показателям |
Условия проведения налогового мониторинга
Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.
Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:
- общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
- объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
- общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.
Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица. Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.
Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.