Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки группы детей в автобусе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Задача сопровождающих группы — следить за поведением детей, их питанием, состоянием здоровья, за соблюдением своими подопечными правил безопасного проезда в автобусе и посадке-высадке из него. Также в случае необходимости сопровождающий корректирует маршрут.
Что такое организованная перевозка детей?
Но для начала, четко сформулируем, что же это такое:
Организованная перевозка группы детей — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
Пункт 1.2 ПДД
Это значит, что организованная перевозка — это:
- Поездка в автобусе, который не является маршрутным транспортом.
- В группе 8 и более детей, путешествующих без родителей.
Какие случаи не относятся к организованной перевозке?
- Учитель отправляется с классом на автобусе №12 в цирк — это поездка по маршруту городского транспорта.
- В группе 8 и более детей, в том числе с родителями, а без родителей едут в общем 7 или менее детей.
- В группе 7 и менее детей.
Стоимость услуг по оформлению документов в УГАДН
Наименование услуги |
Москва |
Санкт-Петербург |
Регионы |
---|---|---|---|
Цена на пассажирскую лицензию для перевозки детей | от 15000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Внесение в реестр лицензированных автобусов | 5000 р. | от 4000 р. | от 4000 р. |
Отдельная подача на внесение в реестр УГАДН | 5000 р. | от 4000 р. | от 4000 р. |
Поиск специалиста по БДД | от 10000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Как оформить лицензию при помощи специалистов
Чтобы не получить отказ, необходимо правильно подготовить заявление и собрать необходимый пакет документов. Доверить лицензирование перевозок детей школьными автобусами в этом случае лучше опытным и квалифицированным специалистам нашей компании.Они заполнят от вашего имени заявление и помогут собрать:
- выписку из Единого госреестра юридических лиц или ИП;
- учредительные документы компании и выданный налоговой ИНН;
- документ, подтверждающий право собственности на автобус;
- договор с медучреждением, которое будет проводить регулярные освидетельствования перед рейсом;
- документ, подтверждающий место постоянной стоянки автобуса;
- квитанцию об уплате госпошлины или реквизиты этого документа, указанные в заявлении.
Требования к автобусам для перевозки детей
Автобус, на котором будет осуществляться организованная перевозка, должен удовлетворять ряду требований:
- Соответствие по конструкции и назначению техническим требованиям, актуальным для пассажирских перевозок.
- Допущение к участию в дорожном движении в порядке, установленном законодательством.
- Наличие знака «Перевозка детей», который устанавливается впереди и сзади машины
- Наличие включенного проблескового маяка (желтого или оранжевого). Это правило действует с июля 2018. Данный маяк не дает никакого преимущества перед другим транспортом, но информирует других участников дорожного движения о том, что в транспорте дети.
- Техническое оснащение: наличие тахографа, аппаратуры для спутниковой связи ГЛОНАСС/GPS (действует с 30.05.2021 года).
- Оснащение автоматической системой, которая оповещает о том, что транспортное средство начало движение назад.
- Наличие талона, подтверждающего прохождение техосмотра.
- Для транспорта, теоретически способного развить скорость больше 60 км/час – наличие ограничителя скорости.
- Автобус не должен быть выпущен ранее, чем 10 лет назад (актуально с 30 июля 2021 года)
Какие потребуются документы?
Перед перевозкой несовершеннолетних детей, необходимо предварительно подготовить следующие документы:
- договор фрахтования, если перевозка осуществляется в его рамках;
Образец договора фрахтования автобуса для перевозки детей
- если автобус или группа автобусов следует по маршруту с продолжительностью в пути более 12 часов, то необходимо присутствие медицинского работника. В этом случае нужно представить документ о его квалификации, подтвердить, что деятельность осуществляется на основании лицензии или копии договора с лечебным учреждением;
- копия уведомления о поездке детей или решения о сопровождении автомобилем ГИБДД. Уведомление подается при осуществлении перевозки детей одним или двумя автобусами в ГИБДД предварительно за два дня до выезда. Если транспортных средств три и более, не позднее, чем за 10 дней;
Бланк уведомления о перевозке детей в ГИБДД
- сведения о водителе и данные его водительского удостоверения;
- списки детей и сопровождающих, с указанием контактных телефонов родителей или законных представителей несовершеннолетних пассажиров, а также сопровождающих их лиц;
- программа маршрута с запланированным временем в пути, местами и временем предполагаемых остановок для отдыха. При организации экскурсионной поездки указываются сведения оператора, предоставляющего туристическую услугу, указываются остановки на посещение запланированных мест;
- при нахождении в пути более трех часов в автобусе должны находиться вода и пищевые продукты, список которых потребуется составить;
- документ о порядке размещения по местам в автобусе детей (исключение составляет поездка по договору фрахтования).
На что обратить внимание
С 1 июля 2015 года вступили в силу новые требования к автобусам, на которых осуществляется перевозка детей: транспортное средство должно быть не старше 10 лет, допущенное к участию в дорожном движении, оборудованное тахографом (для фиксации скорости, периодов движения и остановки), аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (устройством, позволяющим определить точное месторасположение транспортного средства).
Если такой автобус у организатора перевозки отсутствует, он его арендует и заключает договор фрахтования. Если есть, договор не требуется.
Водителем автобуса, осуществляющего перевозку детей, может быть только лицо, которое:
- имеет стаж работы водителем ТС категории «D» не менее 1 года из последних 3 календарных лет;
- не совершало в течение последнего года административных правонарушений в области дорожного движения, за которые предусмотрено лишение прав либо административный арест- прошло предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей, а также предрейсовый медицинский осмотр.
Не позднее, чем за 2 дня до поездки, организатор перевозки или фирма, осуществляющая перевозку (по договоренности с организатором), обязаны подать в ГИБДД уведомление о перевозке детей. В случае, когда перевозка осуществляется 3 и более автобусами, подается заявка на сопровождение автомобилями сотрудников полиции.
Напомним о правилах перевозки детей автобусами
1 января 2021 года начали действовать требования, предъявляемые к условиям перевозки группы несовершеннолетних транспортным средством по-городскому, пригородному и междугороднему маршруту.
Согласно новым правилам, организатор любой поездки подростков должен уведомить об этом сотрудников Госавтоинспекции. Если для транспортировки детей нужно более двух автобусов, к уведомлению прикладывают заявку на сопровождение транспортной колонны патрульной машиной.
Все документы подают:
- за сутки до поездки в городском или пригородном маршруте;
- за 2 дня до отправки по междугороднему направлению.
Правила перевозки детей в автобусе междугороднего сообщения без родителей обязывают организатора обеспечить пассажиров сопровождающими лицами.
Планируя междугороднюю поездку, учитывают время нахождения в дороге:
- В группе не должно быть детей до 7 лет, если предполагаемое в дороге время превышает 4 часа.
- Для поездки, которая составит более 12 часов, организуют присутствие медработника. Его сопровождение обязательно для колонны автобусов.
- С 23 до 6 часов возможна транспортировка несовершеннолетних к аэропорту, железнодорожному вокзалу или от них. Ночью перевозить детей нельзя более чем на 100 км.
Если организуют поездку и перевозят детей в автобусе межгород, ТС обязательно оборудуют ремнями безопасности.
Поездка несовершеннолетнего без оплаты возможна, когда его сопровождает родитель. Правила перевозки детей в автобусе до 7 лет по городу гласят, что проезд можно не оплачивать, когда между населенными пунктами не больше 50 км. В случае бесплатной поездки детям не предоставляют персональное место.
Чтобы подтвердить возраст дошкольника и не оплачивать проезд, предъявляют свидетельство о рождении кассиру или контролеру.
В законодательных актах указано, сколько детей до 7 лет можно перевозить в автобусе бесплатно. Один взрослый имеет право сопровождать неограниченное число дошкольников.
Законодательство разрешает транспортным компаниям вводить запрет на проезд без предоставления сидячего места.
Тогда один взрослый сопровождает двух детей с 50%-оплатой билета. Возраст несовершеннолетних не должен превышать 12 лет. При покупке льготного билета каждому маленькому пассажиру предоставляют индивидуальное место.
В ПДД прописано, что пассажир во время поездки обязательно пристегивается, если в ТС есть ремни безопасности. Их устанавливают только на сидячих местах. Поэтому когда автобус оборудован страховочными устройствами, дошкольник едет сидя. В подобной ситуации правила перевозки детей до 7 лет в автобусе разрешают взрослому купить билет с 50%-скидкой.
В правилах о колесном транспорте указано, что страховочными ремнями необходимо оборудовать:
- ТС классов III и В, предусмотренных только для сидящих пассажиров;
- ТС для междугородних поездок.
Транспорт старого образца не всегда имеет ремни безопасности. Поэтому оплачивать билет для несовершеннолетнего в таких автобусах не нужно.
С 2017 года ПДД предусматривают обязательное применение детских кресел только в легковом автомобиле или кабине грузовика. Для безопасного проезда детей в автобусе достаточно оборудовать сиденье страховочными ремнями. Поэтому можно перевозить ребенка в автобусе без детского кресла.
Порядок посадки и высадки несовершеннолетних при организации поездки зависит от количества дверей и числа сопровождающих. Новые правила позволяют одному взрослому отвечать за 20 человек. Тогда для посадки и высадки открывают только одну дверь.
Новые правила перевозки детей автобусами в 2021 году
Для организованной перевозки группы детей новые правила лицензирования установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в который с 1 марта 2019 года были внесены соответствующие изменения. С этого момента получение лицензии обязательно при осуществлении организованной перевозки детей, а также в случае доставки школьников до места учёбы и домой. Кроме этого, деятельность осуществляющего перевозку детей предпринимателя регулируется нормами ФЗ№ 196 «О безопасности дорожного движения» и ФЗ № 259, утвердившего Устав автомобильного транспорта, который устанавливает правила транспортировки пассажиров и багажа.
В процессе оформления лицензии информация о перевозящем людей автобусе включается в специальный реестр лицензий и транспортных средств, для чего подаётся отдельное заявление.
- Федеральный закон № 99, гл.2, от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Федеральный закон № 259, ст. 3.2, от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
- Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
- Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
- Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
- Приказ Минтранса России от 31 июля 2020 № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
Минтранс подготовил поправки для борьбы со старыми автобусами
27 Ноября 2020
Ответственность за обновление автопарков для пассажирских перевозок могут переложить на региональные власти. Подготовленный Минтрансом законопроект вводит понятие «срок эксплуатации транспортного средства». Но конкретный период не указан, определять его будут самостоятельно в каждом субъекте. Предлагаемые нововведения поддержали в правительстве России, отметив, что они положительно отразятся на дорожной безопасности. Критически к предложению Минтранса отнеслись представители компаний пассажирских перевозок. Во-первых, максимальный срок эксплуатации транспорта у разных производителей варьируется от семи до 25 лет. А во-вторых, на безопасность больше влияет своевременная замена тормозных колодок, считают перевозчики. Если их не менять, то транспортное средство при средней степени эксплуатации станет опасным для жизни пассажиров уже через 1,5 года. Неопределенное время
Минтранс подготовил ряд изменений в закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров» . Одна из предлагаемых новаций вводит понятие «срок эксплуатации транспортного средства». Для этого часть 1 статьи 3 предлагают дополнить пунктом 29 в следующей формулировке: «срок эксплуатации транспортного средства — количество полных календарных лет, прошедших с года, в котором впервые была осуществлена государственная регистрация транспортного средства». Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ не определено понятие «срок эксплуатации транспортного средства», объяснили «Известиям» в Минтрансе. В то же время этот показатель является одним из критериев оценки заявок на участие в открытых конкурсах. Конкретный период эксплуатации в законопроекте не указывается, его будут определять региональные власти самостоятельно, учитывая «различный уровень социально-экономического развития регионов и муниципальных образований». — Данное изменение коснется только транспортных средств перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автобусным и городским наземным электрическим транспортом, — пояснили в Минтрансе. Документ уже получил одобрение в комиссии Правительства России по законотворческой деятельности. — Речь о так называемых коммерческих маршрутах. Предлагаемые проектом нормы создают правовые рычаги, благодаря которым местные власти смогут добиваться обновления перевозчиками подвижного состава. Старые автобусы будут убирать с линий. Это повысит безопасность и качество перевозок, — пояснил «Известиям» член правительственной комиссии, председатель Правления Ассоциации юристов России
Владимир Груздев
.
Аварийность растет
В конце августа 2021 года эксперты ОНФ на заседании рабочей группы «За права автомобилистов» отметили, что междугородние автобусные перевозки до сих пор остаются одним из самых опасных способов передвижения. Предпринятые ранее меры незначительно повлияли на снижение аварийности среди перевозчиков. Такие выводы экспертов ОНФ подтверждаются и официальной статистикой ГИБДД России. В 2021 году произошло 7416 ДТП с автобусами, из них 5608 по вине водителей, в 2018-м — 6199 (5815), а в 2019-м количество аварий возросло до 6926 (5535). По итогам за 10 месяцев 2021 года в стране произошло 4304 аварии с автобусами, из которых почти половина по вине водителей (2986). — Основная причина аварий — прежде всего плохое состояние дорог. А если ДТП произошло из-за технической неисправности, то нужно понимать, возникла ли она от старости транспортного средства или в результате его неправильной эксплуатации. Ведь неквалифицированное техобслуживание может навредить и новому автобусу, — сказал «Известиям» эксперт ОНФ, главред журнала «За рулем»
Максим Кадаков.
Он заметил, что инициатива Минтранса может уничтожить мелких перевозчиков, которые просто не смогут позволить себе приобрести новый транспорт. Свою эффективность по обновлению автопарка показали только правительственные программы поддержки — «Русский грузовик», «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль». Соответственно, и в сфере автобусных перевозок лучше использовать стимулирующие, а не запретительные меры.
Проверка тормозов
Представители сферы пассажирских перевозок критически отнеслись к инициативе Минтранса. По их мнению, введение срока эксплуатации не приведет к повышению безопасности на дорогах. — Надо заметить, что максимальный срок эксплуатации транспорта абсолютно разный даже у производителей. Так, например, у автобусов немецкой марки Setra — 25 лет, а у российских — от семи до 13 лет, — сказала «Известиям» директор Объединения пассажирских перевозок
Татьяна Ракулова.
Эксперт пояснила, что если говорить о ДТП, которое может произойти по техническим причинам, то для этого должна быть неисправной тормозная система. И чтобы этого не произошло, ежедневно проводится техосмотр перед выездом в рейс и по возвращении из него. — Ни одна уважающая себя компания не использует транспортное средство со дня его производства и до списания без замены агрегатов — тормозных колодок, колес. То, что влияет на безопасность транспортных средств, обновляется по несколько раз в год. Если вообще ничего не обновлять, то транспортное средство при средней эксплуатации станет опасным для жизни пассажиров уже через полтора года. Поэтому даже если установить срок эксплуатации три года, то всё равно за этого время много чего в транспортном средстве поменяется, — добавила Татьяна Ракулова. Она также не исключила, что инициатива Минтранса может быть направлена и на импортозамещение. Но проблема в том, что надежного автобусного транспорта для межрегиональных поездок в России пока не производят, отметила эксперт. А так как перевозчик ответственен за то, что может произойти в дороге, то он предпочтет взять ту машину, в которой будет уверен. Отрасль пассажирских перевозок сейчас сильно зарегулирована, но при этом контроль за исполнением требований ведется слабый, считает председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей Олег Куксов. — Конкретный срок эксплуатации в Минтрансе не установили, потому что нет технического обоснования для необходимости введения такого понятия. Сколько мы ни просили, нам так и не смогли предоставить статистику, сколько ДТП произошло со старыми автобусами. Потому что такого анализа не проводится, — заявил «Известиям» эксперт. Олег Куксов отметил, что 3–4 года пытались ввести требование возить детей только на автобусах не старше 10 лет, и каждый раз его отодвигали. — Автобусы старше 10 лет — основа парков всех небогатых регионов. Купить новый автобус за несколько миллионов и возить на нем пассажиров в какой-нибудь деревне просто нереально, он никогда не окупится. Перевозки детей значительно сократились из-за этого, — заявил эксперт. В результате от этого требования отказались.
Транспорт для групповых перевозок несовершеннолетних лиц, технические нормативы – ГОСТ Р 51160-98
Правила, нормы подготовлены Министерством транспорта. Комплекс норм закреплены Постановлением Правительства №1177. Законодательным актом утверждены следующие положения относительно транспортировки лиц, не достигших совершеннолетия:
- проезд несовершеннолетних лиц (младше 16 лет) не маршрутным транспортом;
- организованная транспортировка групп больше восьми человек;
- проезд несовершеннолетних лиц без лиц, представляющих их интересы.
Важно! От лиц, представляющих интересы несовершеннолетних, допускается сопровождающий, человек с медицинским образованием. Комплекс правил не актуален для всех мероприятий, в которых принимают участие родители, не заявленные сопровождающими лицами.
Правила организации групповых перевозок несовершеннолетних лиц предполагают:
- соблюдение очередности посадки, высадки несовершеннолетних пассажиров;
- подготовка определенного пакета документов;
- соответствие водителя, а также всех сопровождающих действующим нормативам;
- сопровождение транспортной колонны представителями автоинспекции.
Какие штрафы за нарушения правил?
Для водителей легковых автомобилей есть штраф 3 000 рублей за перевозку ребёнка до 7 лет без автокресла или непристёгнутым в нём.
А вот за нарушения правил перевозки группы детей транспортом есть свои наказания.
Штрафы за нарушения перевозки детей
Норма КоАП | Нарушение | Штраф |
Часть 4 статьи 12.23 | Если автобус не соответствует правилам, нет договора фрахтования, водитель не соответствует обязанностям, без программы маршрута, сопровождающего или без списка детей. | 3 000 рублей – на водителя, 25 000 – для должностных лиц, 100 000 – для юр. лиц и ИП. |
Часть 5 статьи 12.23 | Нарушение правил перевозки в ночное время. | 53 000 рублей или лишение на 4-6 месяцев – на водителя, 50 000 – для должностных лиц, 200 000 – для юр. лиц и ИП. |
Часть 6 статьи 12.23 | Другие нарушения. | 25 000 – для должностных лиц, 100 000 – для юр. лиц и ИП. |
Требования к транспортным средствам
Новые правила перевозки детей школьным автобусом, в части транспорта для перевозки детей, начнут действовать с 01.01.2017 года. Они оговаривают:
- Обязательное наличие технического талона или карты диагностики, подтверждающей исправность транспортного средства.
- Автобус для перевозки детей должен быть не старше 10 лет с момента выпуска.
- В каждом транспортном средстве должен быть установлен тахограф, осуществляющий контроль за скоростью передвижения транспортного средства, режимом сна и отдыха водителя.
- Должна быть установленная спутниковая навигационная система Глонасс, для возможности определения местонахождения автобуса в любое время суток.
ПДД и нормативные документы об организованной перевозке несовершеннолетних
Понятие «организованные перевозки детей автобусом в рамках школьной доставки» подразумевает:
-
систематическую или разовую транспортировку несовершеннолетних по установленному или согласованному маршруту с использованием немаршрутных ТС;
-
доставку к месту назначения организованных групп в составе от 8 человек (максимальная численность группы не может превышать количество посадочных мест в салоне автобуса);
-
доставку детей без присутствия их официальных представителей (родителей, и приравненных к ним в правах лиц – усыновителей либо опекунов).
Организация и доставка детей школьными автобусами осуществляется согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1177 от 15.12.13 г., а также Постановлению Правительства РФ № 1184 от 02.11.15 г. и Правилам дорожного движения, устанавливающим:
-
требования к оборудованию автобусов опознавательными знаками, системами визуального оповещения, приборами контроля;
-
необходимость оформления перевозок и согласования маршрута движения с органами ГИБДД, наличия сопровождения группы детей на маршруте;
-
максимально допустимые эксплуатационные характеристики транспортного средства – год выпуска, периодичность техосмотров, наличие системы спутниковой навигации;
-
требования к водителю, допущенному к управлению школьным автобусом – наличие конкретной категории и стажа работы в ней, отсутствие нарушений ПДД.
Организованная перевозка детей автобусами. Новые правила лицензирования
Follow · 5 min read — это перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью восемь и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.С 01 января 2017 года действуют новые транспортировки детей школьным автобусом.
Они распространяются на автотранспортные средства для детей в возрасте от 6 до 16 лет на территории РФ.Действует также , где говорится о специальных транспортных средствах для перевозки лиц от 1,5 года до 16 лет в автобусах.
Общие технические требования направлены на обеспечение безопасности малолетних пассажиров, а также к наличию опознавательных знаков и надписей. Согласно документу автобусы должны соответствовать требованиям безопасности:Опознавательные знаки «Перевозка детей» должны быть установлены на школьном автобусе спереди и сзади.
Кузов автобуса должен быть желтого цвета. На наружных и боковых сторонах автобуса — надписи «Дети!».Запрещено перевозить маленьких детей до 7 лет, если поездка протекает более 4 часов.
С 23:00 вечера до 6:00 утра групповая перевозка допускается только к аэропортам и ж/д вокзалам и от них. После 23:00 расстояние не должно превышать 50 км.Организованные детские перевозки колонной в междугородных автобусах продолжительностью более 3 часов должны сопровождаться медицинским работником.В транспорте должна обязательно находиться бутилированная вода и набор продуктов.Не позже, чем за 2 дня до начала перевозки,