Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страны Евросоюза и Шенгенской зоны в 2022 году: какие входят, а какие нет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.
Кандидаты на членство в ЕС
Как уже упоминалось, список стран Евросоюза в 2022 году включает 27 членов. Последнее пополнение состоялось в 2013 году, когда в состав объединения вошла Хорватия. Четыре западноевропейских государства – Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн – не входят в ЕС, но тесно интегрированы в единый экономический рынок и являются участниками Шенгенской зоны.
Для вступления в Евросоюз страна-кандидат должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, в основе которых заложены демократическое управление государством, соблюдение прав человека, функционирование рыночной экономики и приверженность целям и намерениям ЕС. Право на вхождение в Евросоюз по географическому признаку зафиксировано в статье 49 Маастрихтского договора.
Дизайн и флаг Европейского Союза
Флаг Европейского Союза отличается своими двенадцатью золотыми звездами, установленными на лазурно-синем поле.
Дизайн флага был одобрен и принят Советом Европы (СЕ) в 1955 году и с тех пор является символом, представляющим Европу в целом.
Совет призвал другие европейские организации принять его, и это привело к тому, что Европейские сообщества (ЕС) приняли его в 1985 году.
Европейский Союз (ЕС) после своего образования в 1993 году унаследовал флаг и его использование от ЕС.
В настоящее время флаг широко используется в официальной деятельности ЕС, а также Совета Европы.
Расширение Европейского экономического сообщества (ЕЭС)
После полутора десятилетий в целом позитивных изменений в ЕЭС и его первоначальной Внутренней шестерке другие ведущие европейские страны все чаще требовали присоединиться к ожидаемым выгодным и далеко идущим результатам для самих себя.
Когда мир приветствовал празднование Нового года 1 января 1973 года, ЕЭС приветствовала присоединение трех новых членов: Дании, Ирландии и Соединенного Королевства.
В 1980-е годы продолжалось дальнейшее расширение: Греция, Испания и Португалия также присоединились к Европейскому экономическому сообществу.
Эта же эпоха также характеризовалась расширением горизонтов ЕЭС, когда Шенгенское соглашение 1985 года освободило пограничный контроль между государствами-членами, а Единый европейский акт 1986 года сделал то же самое для трансъевропейской свободной торговли.
Поскольку Берлинская стена пала вместе со свержением коммунистических режимов по всему континенту, казалось вероятным и пророческим, что многие из этих бывших социалистических республик когда-нибудь сами захотят стать частью этого более свободного европейского сообщества.
Это произошло раньше, чем позже, для Восточной Германии, которая стала частью ЕЭС после геополитического воссоединения с западногерманским коллегой в 1990 году.
Быстрый рост членства
После Маастрихтского договора все больше и больше членов, включая ряд бывших контролируемых коммунистами стран, присоединялись к Европейскому Сообществу, что стало возможным благодаря усилению либерализации политики и стандартов, регулирующих такие новые вступления.
Австрия, Финляндия и Швеция присоединились в начале 1995 года, и в мае 2004 года последовала беспрецедентная волна из 10 дополнительных участников.
Еще недавно Европейский Союз (по сути, термин, используемый для описания нынешнего Европейского сообщества) добавил к в нее входят Болгария и Румыния в 2007 году и Хорватия в 2013 году.
Критерии соответствия
К странам-кандидатам, помимо основных условий, предъявляются и другие требования, так называемые «критерии соответствия» (ст.49 ДЕС), прописанные высшим институтом политической координации ЕС – Европейским советом, состоящим из председателей всех членов Евросоюза.
Поскольку эти критерии были приняты на совещании ЕС в Копенгагене 22.06.93г., то и название они получили соответствующее «Копенгагенские критерии».
Жизнеспособность рыночной экономики, умеющей продуктивно реализовываться в рамках единого политического пространства, выступает в качестве экономического условия данного критерия.
Также необходимо, чтобы в стране-кандидате присутствовало продуктивное руководство и неизменное материальное положение. Конкретных численных рамок для данных обязательств не прописано.
Однако, страна, даже отвечающая требованиям в ст.49 ДЕС, не сможет вступить в ЕС, в случае слабого экономического положения.
Существует определенный фонд, подпитываемый бюджетом Евросоюза, называемый «Инструмент помощи в подготовке к присоединению». Он создан для улучшения финансового положения потенциально возможных новых членов ЕС.
Постоянность государственных и социальных институтов, гарантирующих демократию, верховенство права, права человека, почитание и охрану меньшинств относятся к политическим и правовым условиям «Копенгагенских критериев».
Важную роль играет условие подстроить законодательную базу страны-кандидата к праву ЕС, сделав это еще до даты вступления. Это требование фактически означает обязательность проведение реформы многочисленных структур внутреннего права и законодательной базы стран-кандидатов, на что требуется очень длительный срок.
Таким образом, становится понятно, что вступление в Евросоюз – это очень долгий и многоэтапный процесс, к которому необходима сложная подготовка со стороны страны-кандидата.
Сам Евросоюз выставляет к самому себе требование о способности к продуктивному интегрированию в свой состав различных стран.
Это требование было озвучено 14.12.2006г. И 15.12.2006г. на совещании Европейского совета, по итогам которого были выявлены следующие пробелы в ЕС:
- возможность попадания на площадь участников ЕС беженцев или криминальных структур;
- отсутствие в финансовом фонде ЕС и стран-членов достаточного количества денег на поддержание экономической стороны стран-кандидатов или возможных кандидатов.
Создание Европейского союза
Идея об образовании организации возникла после окончания Второй мировой. Для предотвращения таких ситуаций в будущем министр иностранных дел Франции в 1950 году предложил соединить сталелитейную и угольную европейскую промышленность.
В 1951 году 6 стран – Люксембург, Нидерланды, Бельгия, Италия, Германия и Франция – после подписания Парижского соглашения, образовали, крупное объединение стали и угля. Быстрое развитие торговли в 1957 году привело к формированию крупного сообщества Европы.
Настоящий ЕС был создан 1 ноября 1993 года на основе Маастрихтского соглашения, что стало причиной возникновения евро. Далее в соглашения Европейского союза вносились корректировки на основе договоров, заключенных в Амстердаме, Ницце и Лиссабоне.
Хозяйственная жизнь Евросоюза формируется из экономик стран-участниц, что делает ее структуру неоднородной. Каждый из членов европейского объединения вносит свой вклад, формируя общий ВВП. В 2017 году показатель составил 15,5 трлн евро, что занимает 22% от мирового ВВП.
Экономика ЕС в разрезе отдельных наиболее значимых отраслей:
Промышленность составляет 80% европейского экспорта. На территории ЕС функционирует около 22 млн предприятий. На долю промышленного сектора приходится 19,5% ВВП Евросоюза. Наиболее развитые отрасли промышленности:
- машиностроительная;
- топливная;
- черная и цветная металлургия;
- химическая и нефтехимическая промышленность.
Сельское хозяйство — ведущая отрасль Европейского союза, которая в денежном выражении составляет 410 млрд евро.
В сельском хозяйстве задействовано около 40% всей территории ЕС. Благодаря благоприятным факторам (мягкий климат, эффективная организация производства, правильная государственная политика) Евросоюз длительное время сам обеспечивал себя продуктами питания.
В аграрном секторе ЕС ведущая роль отведена скотоводству, причем преимущество отдается молочному и мясному направлению.
Бывшие участники европейского союза
В 2016 году Великобритания провела референдум, в котором приняли участие 30 миллионов человек. В мире он известен как Brexit. Явка жителей 71.8%. По результатам голосования 51,9% населения выступил за выход из состава ЕС. Жители Англии и Уэльса в основном хотели покинуть союз, тогда как граждане Северной Ирландии и Шотландии желали остаться в организации.
На основании 50 статьи Лиссабонского договора страна-участница вправе покинуть Европейский союз. Статья регламентирует правила выхода из Евросоюза. Согласование условий отделения территории может длиться до 2 лет. Официальный старт начат был в марте 2019 года. Окончательное решение вступило в силу в ночь на 1 февраля 2020 года. Таким образом, Великобритания лишилась права голоса в принятии законов, но до конца 2020 года оставалась в составе единого экономического пространства.
В 1985 году, обретя независимость, союз покинула Гренландия, которая присоединилась автоматически в 1973 году за счет Дании. Фарерские острова, обладая большой политической свободой, не вступили в ЕС, несмотря на членство Дании.
Кто претендует на включение в ЕС?
Если державы, которые не входят в состав Европейского союза, желают войти в его список, то они должны соответствовать «Копенгагенским критериям». Они проходят специальную проверку, по результатам которой принимается решение о вхождении в состав ЕС.
На данный момент существует 5 официальных претендентов – Черногория, Македония, Турция, Сербия и Албания.
Потенциальным претендентом является Босния и Герцеговина.
Соглашение об ассоциациях ранее подписывались странами, территориально расположенными на других континентах – Египет, Иордания, Чили, Израиль, Мексика и другими – все они также являются претендентами.
Восточными партнерами Евросоюза являются Украина, Азербайджан, Беларусь, Армения, Молдова и Грузия.
Страны, не входящие в ЕС
№ | Страна | Статус |
---|---|---|
1 | Албания | Кандидат |
2 | Андорра | |
3 | Армения | |
4 | Азербайджан | |
5 | Беларусь | |
6 | Босния и Герцеговина | Потенциальный андидат |
7 | Ватикан | |
8 | Великобритания | Вышла из состава ЕС |
9 | Грузия | |
10 | Исландия | |
11 | Косово | Потенциальный андидат |
12 | Лихтенштейн | |
13 | Молдова | |
14 | Монако | |
15 | Норвегия | |
16 | Россия | |
17 | Сан-Марино | |
18 | Северная Македония | Кандидат |
19 | Сербия | Кандидат |
20 | Турция | Кандидат |
21 | Украина | |
22 | Черногория | Кандидат |
23 | Швейцария |
Градация европейских стран по годам вступления в ЕС
Хорватию удалось сделать самым новым членом Европейского союза. Это случилось в 2013 году. За шесть лет до этого присоединение было успешно завершено Болгарией и Румынией. Они стали частью «пятого расширения», которое началось девятью годами ранее. Тогда ЕС пополнился Кипром, Мальтой, Польшей, Чехией, Словакией, Словенией, Венгрией, присоединились государства Прибалтики. Количество членов организации значительно увеличилось.
В 1995 странам-основателям удалось привлечь Швецию, Австрию, Финляндию. Получилось объединиться с португальцами и испанцами в восемьдесят шестом. Уговорить Грецию в 1981 году. И приветствовать Великобританию, Данию, Ирландию в 1973.
Послевоенная Европа долго переживала трудности восстановления и взаимного недоверия. Но к 1957 году итальянцы, французы и немцы преодолели противоречия, забыли старые распри и положили начало новой истории Европы.
Люксембургу, Бельгии и Голландии также была отведена важная роль. Именно они стали ядром нового союза, который сложился в 1957 году после подписания в Риме межгосударственного договора. Он ознаменовал создание экономической организации, которая за свою более чем полувековую историю трансформировалось в современный нам Евросоюз. Его символом стал герб, изображающий 12 сверкающих звезд на голубом поле.
Политическое устройство
После подписания Лиссабонского договора в 2007 году, политическое устройство ЕС поменялось. Исполнительная, судебная, законодательная власть приобрели ряд дополнительных функций и полномочий.
Исполнительная власть ЕС имеет две составляющие:
- Европейский Совет;
- Европейская комиссия.
Законодательная власть представлена:
- Европейским парламентом;
- Советом Европейского Союза.
Судебная власть представляет собой систему, состоящую из трех звеньев:
- Суд Европейского союза;
- Суд первой инстанции;
- Специальные судебные палаты.
Европейский союз имеет приоритет перед государствами-членами союза при заключении международных соглашений, касающихся таможенных правил, условий торговой конкуренции, общей торговой политики, денежной политики, защиты окружающей среды и сохранения ресурсов.