Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какими правами и обязанностями обладает налоговый агент». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со ст. 9 комментируемого Кодекса к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, отнесены в том числе организации и физические лица, признаваемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах налоговыми агентами. Установлению правового статуса указанных участников налоговых правоотношений и регламентации их деятельности посвящена комментируемая статья.
Может ли работник подать заявление о получении вычетов в электронной форме, например, заполнить заявку и направить ее по внутренней локальной сети организации?
Стандартные, социальные, имущественные налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика.
В НК РФ прямо указано на необходимость предоставления письменного заявления на получение стандартных, социальных, имущественных вычетов (письмо Минфина от 03.05.2017 № 03-04-06/27013). Налоговый орган в ходе налоговых проверок вправе запросить у налогового агента копию соответствующего заявления работника. Налоговый агент без заявления работника или при наличии заявления, направленного в электронной форме, вправе не предоставлять вычет.
Однако основанием для вычета является не заявление. Представленные работником документы, подтверждающие право на вычет, и тем самым, свидетельствующие о его желании получить указанный вычет, — достаточное основание для предоставления налоговым агентом вычета.
В этой связи расчет налоговой базы по НДФЛ с использованием вычета, в том случае, если работник представил уведомление налогового органа, подтверждающее право на вычет, при отсутствии собственно отдельного заявления или несоблюдении формы его составления, не должен повлечь за собой негативные последствия для налогового агента.
Также отсутствуют основания для привлечения налогового агента к ответственности в виде штрафа за неисполнение требования о представлении копии заявления по той причине, что у него просто нет такого документа, поскольку он не составлен работником.
Что является документальным основанием для предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета?
Налоговый агент обязан предоставить имущественные вычеты при получении от налогоплательщика письменного заявления и уведомления налогового органа о подтверждении права на этот вычет.
Форма уведомления утверждена приказом ФНС от 14.01.2015 № ММВ-7-11/3@. В уведомлении обязательно должны быть указаны реквизиты работодателя (наименование, ИНН, КПП), у которого налогоплательщик вправе получить вычет, и сумма такого вычета.
Если у налогового агента нет трудовых отношений с физическим лицом, то вычет ему не может быть предоставлен , даже если физическое лицо представит налоговому агенту уведомление налоговой инспекции о подтверждении права на вычет, в котором этот налоговый агент будет указан как работодатель (письмо Минфина от 14.10.2011 № 03-04-06/7-271).
В том случае, если работник представил уведомление о праве на имущественный вычет в середине года, может ли налоговый агент вернуть налог за периоды, истекшие до месяца получения уведомления?
Может. Из статей 210, 220, 226, 231 НК РФ следует, что если соблюдены условия получения вычета, и у работодателя имеется подтверждение налогового органа, вычет может быть предоставлен с начала налогового периода.
В отличие от социальных вычетов НК РФ не устанавливает запрет на возврат налоговым агентом суммы имущественного налогового вычета за весь налоговый период, на который выдано уведомление о подтверждении права на вычет.
Судебная практика подтверждает правомерность предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета с начала налогового периода (календарного года) (определение Верховного Суда от 13.04.2015 № 307-КГ15-324, Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденный Президиумом Верховного Суда 21.10.2015).
Согласился с этой позицией и Минфин, признав, что сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная с начала года до месяца, в котором работник обратился к организации за имущественным вычетом, является излишне удержанной. Эта сумма подлежит возврату в порядке статьи 231 НК РФ (письмо Минфина от 22.11.2016 № 03-04-06/68714).
Таким образом, при наличии оснований для получения вычета, вычет рассчитывается налоговым агентом с учетом его предоставления за весь налоговый период, в котором работник обратился за ним.
Образовавшийся остаток вычета работник может получить при подаче налоговой декларации в налоговый орган или в следующем налоговом периоде у налогового агента на основании нового подтверждения налогового органа.
Комментарии к ст. 226 НК РФ
Взыскание сумм налога на доходы физических лиц с самого налогового агента может быть обращено только на средства налогоплательщика, удержанные налоговым агентом, но не перечисленные им в бюджет.
За счет средств налогового агента также не может быть взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц.
Аналогичные выводы отражены в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 26.01.2006 N Ф04-10081/2005(19077-А46-23), ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.03.2004 N А69-832/03-8-Ф02-930/04-С1, ФАС Уральского округа от 23.06.2004 N Ф09-2508/04-АК.
Однако существует практика, когда суды взыскивают с налогового агента суммы неудержанного налога на доходы физических лиц (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 22.07.2003 N А65-14358/2002-СА2-11). При этом суды ссылаются на то, что налоговым агентом был нарушен пункт 5 статьи 226 НК РФ.
Следует тем не менее учитывать, что ряд арбитражных судов указывает на то, что если налоговый агент не удержал и не перечислил налог в бюджет, то взыскание налога и пеней должно производиться не с налогового агента, а с налогоплательщика (физического лица) (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.08.2004 N А74-4459/03-К2-Ф02-3288/04-С1).
Если же налоговый агент произвел удержание налога, но при этом своевременно не перечислил его в бюджет, с него взыскиваются пени.
Исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, начисленным налогоплательщику за данный период, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Сумма налога по доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику.
Исчисление суммы налога на доходы физических лиц производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
Пункт 2 статьи 231 НК РФ устанавливает, что не удержанные налоговым агентом с физических лиц или удержанные не полностью суммы налога на доходы физических лиц взыскиваются до полного погашения задолженности в порядке, предусмотренном ст. 45 Кодекса, которая предусматривает судебный порядок взыскания налоговой задолженности по инициативе налоговых органов. Такая ситуация возможна, когда налоговый агент не имеет возможности удержать сумму налога и сообщает об этом налоговому органу.
Если налоговый агент не лишен такой возможности, то за ним сохраняется обязанность удержать подлежащую уплате сумму налога.
В письме УФНС по г. Москве от 29.03.2006 N 28-11/24199 сообщено следующее.
Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов при их фактической выплате.
Пунктом 2 статьи 223 НК РФ определено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Таким образом, налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ.
Порядок исчисления налогов
Статьей 52 Налогового кодекса установлен единый порядок того, как должны исчисляться налоги для налогоплательщиков и налоговых агентов. Порядок уплаты налогов налоговым агентом отличается от исчисления налога налоговым органом. Налоговыми органами налог исчисляется в соответствии со специальными правилами, которые предусмотрены во 2 пункте 52 статьи Налогового кодекса. Исходя из этого налоговым агентом налоги исчисляются в порядке, который предусмотрен для налогоплательщиков, при учете особенностей, установленных в нормах второй части Налогового кодекса РФ.
В соответствии с итогами отчетного или налогового периода налоговыми агентами должна быть исчислена сумма налога, что означает исчисление налоговой базы в соответствии с данными бухгалтерского и налогового учета; определение налоговой ставки, которая подлежит применению; применение налоговых льгот; определение суммы налога, которая в дальнейшем будет удержана у налогоплательщика и перечислению в бюджет.
Следующим элементом налоговых обязанностей налоговых агентов является удержание налогов, которая является уменьшением источником выплаты доходов, которые причитаются налогоплательщику, на величину сумм, которые должны быть перечислены в бюджет.
В отличие от исчисления налога, выражающегося в активном действие налоговых агентов, удержание является неправомерным бездействием, воздержанием от совершения действий по выплате налогоплательщикам исчисленных налогов.
Когда удерживается налог налоговыми агентами, происходит уменьшение выплачиваемых налогоплательщику доходов на величину, соответствующую исчисленным налогам. Денежные средства, которые ему выплачиваются являются материальной выгодой и становятся собственностью налогоплательщика или указанного им лиц. В данном случае с момента, когда налог удерживается налоговыми агентами, обязанность налогоплательщиков по уплате суммы может считаться исполненной. Наоборот, если налог, которые подлежит перечислению и удержанию в бюджет налоговыми агентами, не исчисляется и не удерживается, , обязанности налогоплательщиков, связанные с уплатой налогов считаются неисполненными, другими словами он – должник перед бюджетом.
Удержание налоговым агентом налога не влечет смену собственника денежных средств.
Перечисление налогов налоговыми агентами осуществляется по правилам, установленным 4 пункте 24 статьи и статьях 45 и 58 Налогового кодекса Российской Федерации.
В большинстве случаев налоговые агенты – это налогоплательщики, которые обязаны уплачивать налоги, установленные для них.
К примеру, предприятием удерживаются со своих сотрудников налоги на доход физического лица и одновременно уплачиваются взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации как налогоплательщиком. У налоговых агентов имеются одинаковые права с теми, кто выплачивает налоги. Как следствие, правовой статус налоговых агентов обладает двойственной природой. С одной стороны налоговые агенты могут вступать во взаимоотношения с налогоплательщиками как представители налогового органа, при этом не используя государственно-властные полномочия. С другой стороны налоговые агенты – это участники финансово-хозяйственного оборота, что влечет за собой возможность возникновения объектов налогообложения и дает им статус налогоплательщиков.
Меры ответственности налоговых агентов
Привлечение к ответственности налоговых агентов возможно, если:
- не были выполнены обязательства по удержанию налогов из доходов третьих лиц (налогоплательщиков);
- отказ от перечисления в бюджет удержанных с налогоплательщиков сумм;
- задержка в реализации денежного расчета с бюджетными структурами;
- частичное удержание налогов, погашение налоговых обязательств в неполном объеме.
При выявлении одного или нескольких правонарушений к налоговому агенту могут быть применены следующие формы материальных взысканий:
- штрафные санкции, величина которых привязана к объему средств, недополученных бюджетом по вине субъекта хозяйствования (20% от суммы налога, подлежащего уплате – обоснование нормы приведено в ст. 123 НК РФ);
- пени, рассчитываемые за каждый день просрочки платежа по налогам (регламентация вопроса осуществляется через положения п. 7 ст. 75 НК РФ).
Если налоговый агент допустил ошибки при составлении отчетной документации, представляемой в ФНС, за каждый некорректно оформленный бланк будет выписан штраф (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). За игнорирование необходимости представлять в ФНС обязательный набор сведений или документов на налогового агента налагается штраф:
- размер взыскания равен 200 руб. за каждую непереданную налоговикам справку 2-НДФЛ;
- при просрочке 6-НДФЛ взыскание будет равно 1000 руб. за каждый задержанный месяц (штраф начисляется даже за неполные месяцы).
Понятие налогового агента
Как следует из статьи двадцать четвертой Налогового Кодекса РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению и удержанию у налогоплательщика (из выплачиваемых ему агентом средств) и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговыми агентами это лица, на которые возложены определенные права и обязанности как на участников налоговых правоотношений. Такими лицами могут быть как юридические, так и физические лица. При этом физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) в настоящее время выступают в качестве налоговых агентов по удержанию подоходного налога с сумм, выплачиваемых ими гражданам, привлекаемым для выполнения каких-либо работ по трудовым или гражданско-правовым договорам. Основанием для заключения таких договоров являются как Гражданский кодекс РФ, так и Кодекс законов о труде РФ, поскольку в соответствии со ст.15 последнего в качестве работодателей могут выступать не только организации, но и физические лица.
Не следует путать налоговых агентов со сборщиками налогов. Статус сборщика налогов (ст.25 НК РФ) предусматривает обязанность перечислять (но не исчислять и удерживать) по поручению налогоплательщика или налогового агента суммы налоговых платежей (это, например, банки, отделения связи и т. п.).
Как уже говорилось, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Однако следует обратить внимание на то, что в ряде статей НК РФ конкретно оговаривается, применяется ли данная статья к налоговым агентам.
В налоговом кодексе, в частности в статье двадцать четвертой имеется более точное понятие о признаках налоговых агентов.
Таким образом, налоговые агенты выступают, с одной стороны, как обязанные лица, наделенные статусом, аналогичным статусу налогоплательщиков (по отношению к налоговым органам), а с другой стороны, как представители налоговых органов, но не наделенные правами этих органов (по отношению к налогоплательщикам).
Налоговые агенты: их права и обязанности
Налоговый агент уплачивает налоги за других лиц, а не за себя, при этом он имеет ровно те же права, которыми наделен налогоплательщик, если налоговое законодательство не предусматривает иное (ст. 24 НК РФ).
Права налоговых агентов обеспечиваются в соответствии со ст. 21 и 22 НК РФ, согласно которым они, в частности, могут:
- получать в ИФНС информацию о налогах, сборах, актуальных нормативных актах о налогообложении, отчетные формы по налогам и т.п., а от Минфина РФ и региональных органов — разъяснения по возникающим вопросам применения налогового законодательства,
- пользоваться налоговыми льготами при их наличии,
- получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит, если на то имеются основания,
- своевременно получать зачет/возврат переплат по налогам (пеням, штрафам),
- проводить сверку с налоговыми органами, получать акты сверки с ИФНС,
- представлять в ИФНС пояснения по начисленным/уплаченным налогам, а равно по актам налоговых проверок,
- лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии актов проверки и решений налоговиков, налоговые требования и уведомления,
- не выполнять неправомерные требования налоговиков, а также обжаловать акты ИФНС.
Главные обязанности, возложенные на налоговых агентов НК РФ — правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налога за налогоплательщика. Кроме этого, налоговый агент обязан (ст. 24 НК РФ):
- письменно сообщить в ИФНС о сумме налоговой задолженности налогоплательщика, которую невозможно с него удержать — сделать это необходимо в месячный срок,
- вести по каждому налогоплательщику учет начисленных и выплаченных ему доходов, удержанных с него налогов,
- представлять налоговикам документы, позволяющие контролировать правильность исчисления налогов,
- минимум 4 года хранить документы, требующиеся для начисления, удержания, перечисления налогов.
Приведенный перечень не исчерпывающий, поскольку всех, кто является налоговым агентом, касаются и иные требования, предусмотренные налоговым законодательством: обязанности налоговых агентов по отчетности НДС предусмотрены п. 5 ст. 174 НК РФ, особенности удержания агентами НДФЛ – ст. 226 НК РФ и т.д.
Что относится к обязанностям
Перечень того, что обязаны выполнять налоговые агенты, приведен в пунктах 3 статьи 24 НК РФ. К ним относятся:
- своевременный и правильный расчет и удержание фискальных сборов из денежных средств, которые выплачиваются налогоплательщику;
- перечисление в бюджет РФ удержанные суммы в сроки, установленные законодательством;
- уведомление ФНС о невозможности удержать налог;
- представление необходимой для контроля отчетности в ИФНС;
- учет исчисленных, удержанных и перечисленных налогов по каждому налогоплательщику;
- обеспечение сохранности документов, необходимых для проверки правильности исчисления и удержания фискальных платежей.
Также НК РФ могут быть предусмотрены иные обязанности для отдельных видов налогов. Например, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить не только ИФНС, но также и самого налогоплательщика.
Права, обязанности и ответственность налоговых органов
Согласно НК РФ налоговые органы вправе:
- Требовать от субъектов документацию – для правильного исчисления налога;
- Требовать пояснений – для определения правомочности действий при заполнении отчетности;
- Проводить проверки – чтобы удостовериться в законности действий плательщиков;
- Приостанавливать на основании законодательных актов финансовые операции субъектов в финансовых учреждениях;
- Арестовывать имущество должника – для обеспечения уплаты долга;
- Изымать документацию, подтверждающую факт преступления;
- Проводить инвентаризацию имущества субъекта – для определения возможности получения благодаря ему прибыли;
- Выполнять расчетные операции предполагаемой прибыли, если субъект не допускает органы на объект;
- Правильно исчислять налоги и сборы;
- Взыскивать недоимки по платежам любого рода;
- Запрашивать у банков данные относительно платежных документов налогоплательщиков;
- Привлекать к расследованию сторонних специалистов и свидетелей;
- Обращаться в судебные инстанции;
- Лишать предпринимателей лицензии.
Налогоплательщики и налоговые агенты
Понятие «налогоплательщик» раскрыто в ст. 19 НК РФ. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Филиалы и иные обособленные российские организации только исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Далее в части второй НК РФ указано, кто является налогоплательщиком применительно к каждому налогу.
Например, согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Права и обязанности налогового агента по НДФЛ
По общему правилу налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговый агент по НДФЛ обязан (п. 3 ст. 24, ст. 226, п. п. 1, 2, 3 ст. 230 НК РФ, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
- правильно и своевременно исчислять, удерживать из доходов налогоплательщиков и перечислять налог в бюджет;
- сообщать налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать НДФЛ, суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в срок не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, налог с которого не удержан (сообщение подается в виде справки в составе расчета 6-НДФЛ);
- выдавать справку о доходах и суммах налога физлицам, получившим от налогового агента доход, если они обратились с заявлением о ее выдаче;
- вести учет доходов, начисленных и выплаченных физлицам в календарном году, предоставленных им налоговых вычетов, сумм, уменьшающих налоговую базу; исчисленного, удержанного и перечисленного с таких доходов НДФЛ в самостоятельно разработанных формах регистров налогового учета, в том числе по каждому налогоплательщику;
- в установленные сроки представлять в налоговый орган по месту своего учета отчетность по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ за I квартал, полугодие, 9 месяцев, год и сведения о доходах физлиц и суммах исчисленного, удержанного и уплаченного НДФЛ по итогам года по каждому физлицу в виде справки о доходах и суммах налога в составе расчета 6-НДФЛ);
- представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления НДФЛ;
- в течение 5 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления НДФЛ;
- нести другие обязанности, предусмотренные НК РФ.
Права и обязанность налоговых агентов
Налоговый агент налогоплательщиком не является(ст. 24). Сначала нужно разделить понятие налогового агента и налогоплательщика. Налоговый агент — это лицо, которое принудительно вовлечено государством в процесс уплаты налогов, и по НК РФ на это лицо возложены дополнительные обязанности, и эти обязанности его личными по уплате налогов не являются. Балабин В.И. Статус налоговых агентов . — М.: Книжн. мир, 2014. — С.122.
Налоговыми представителями могут быть как организации, этак и физические лица. Тем самым физические лица налоговыми представителями будут тогда, когда они сами являются персональными бизнесменами и у их имеются наемные работники. Уплата подоходного налога за наемных работников и формирует налогового агента — физического лица. Это редкостный вариант. В других вариантах налоговыми представителями являются организации.
Права налогоплательщиков налоговых агентов и совпадают фактически. Разница лишь в категории налогов. Однако для этого нужно разглядеть те ситуации, когда появляется налоговый агент.