Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный бюджет РФ — виды, структура и обеспечение исполнения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
Комментарии к ст. 11 БК РФ
В правовом смысле бюджет (в соответствии со ст. 84, 104, 105, 106, 114 Конституции Российской Федерации; ст. 11 БК РФ) — это прежде всего закон, разработанный в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством, рассмотренный и утвержденный Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ.
Президент России обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции, ст. 170 БК РФ).
Статья 114 Конституции Российской Федерации определяет полномочия Правительства РФ в области бюджетной деятельности, установив, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета. Непосредственную же работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Статья 105 Конституции Российской Федерации регламентирует порядок принятия федеральных законов, в том числе по вопросу принятия закона о федеральном бюджете. Особое значение в деятельности Федерального Собрания имеет рассмотрение законопроектов о федеральных налогах, являющихся ресурсовыми источниками бюджета, и некоторых других финансовых вопросов — ч. 3 ст. 104 Конституции. Это наглядно проявляется в порядке их внесения в Государственную Думу.
Статья 106 Конституции Российской Федерации декларирует обязательность рассмотрения в Совете Федерации законопроектов, касающихся федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии. Это говорит о важности и первостепенности данных направлений деятельности государства.
Все законы, подлежащие обязательному рассмотрению верхней палатой, относятся к предметам исключительного ведения Федерации (ст. 71 Конституции). Перечень составлен с учетом мировой практики федеральных государств, где именно такие вопросы решаются с учетом мнения представителей субъектов федерации. Ведь финансовые законы, какого бы вопроса они ни касались, безусловно затрагивают интересы населения каждой территории.
Следовательно, Конституция Российской Федерации предусматривает распределение функций в области бюджетной деятельности на основе конституционного разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей, что закреплено в БК РФ (ст. 153 — 154, 171 и др.).
Конституция Российской Федерации (ст. 132) определила и полномочия органов местного самоуправления в области бюджета, установив, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
Но бюджет является только проектом, пока он не утвержден высшим органом государственной власти, «он получает высокий титул бюджета только в результате официального утверждения. В данном случае под бюджетом понимается уже государственный акт, устанавливающий финансовый план государства» .
———————————
Пискотин М.И. Бюджетное право. М.: Юридическая литература, 1971. С. 16.
Бюджет определяет социально-экономическую деятельность государства, основные направления бюджетной и налоговой политики и, наконец, подробную роспись доходов и расходов государства. В бюджете закреплены права и обязанности участников бюджетных правоотношений.
Согласно ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
– определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.
В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.
Теперь рассмотрим расходы бюджета России:
- Обеспечение работы президента, деятельности Федерального собрания, Центрального избиркома, Счетной палаты, а также ряда федеральных органов госвласти, их территориальных подразделений.
- Функционирование судебной федеральной структуры.
- Осуществление государственной международной деятельности.
- Национальная оборона, обеспечение безопасности страны, осуществление конверсии отраслей промышленности, относящихся к оборонным.
- Содействие фундаментальным исследованиям и научно-технологическому прогрессу в целом.
- Государственная поддержка транспорта — железнодорожного, морского и воздушного.
- Поддержка государством атомной энергетики.
- Ликвидация последствий ЧС, стихийных бедствий, имеющих федеральный масштаб.
- Исследование космического пространства, использование его.
- Формирование собственности государства.
- Компенсация внебюджетным государственным фондам расходов, затраченных на выплаты государственных пенсий и пособий, иных социальных платежей, что подлежат финансированию в соответствии с российским законодательством.
- Статистический официальный учет.
- Инвестиционные федеральные программы.
Повествуя о формировании бюджета России, стоит упомянуть о Резервных фондах. Они утверждаются не только при планировании федерального, но и при создании бюджетов всех уровней. Есть важное правило. Объем Резервного фонда федерального бюджета не может быть более 3 % от всех его расходов на текущий год.
Представим другие важные утверждения:
- Размер Резервного фонда бюджетов субъектов страны определяется их органами законодательной власти при утверждении бюджетного проекта на очередной финансовый год.
- Резервные фонды используются только для покрытия непредвиденных расходов. Например, тратятся на аварийные и спасательные работы по ликвидации последствий ЧС.
- Порядок расходования средств из данных фондов определяется Правительством РФ.
- Планирование федерального бюджета на следующий финансовый год всегда включает в себя включение в его состав Резервного фонда президента РФ. Его размер — не более 1 % от всего бюджета страны.
- Денежные средства из данного фонда резервных запасов используются для финансирования государственных непредвиденных расходов, а также расходов, связанных с воплощением в жизнь Указов президента.
- Накопления из президентского Резервного фонда недопустимо растрачивать на следующее: референдумы, выборы, а также освещение деятельности главы Российского государства.
Участники бюджетного процесса и их полномочия
Система органов, обладающих бюджетными полномочиями, включает в себя финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного (муниципального) финансового контроля, каждый из которых имеет свои задачи и действует в рамках закрепленных за ним полномочий. Прерогатива определения финансовых органов отдана Президенту Российской Федерации. Органом денежно-кредитного регулирования является Центральный банк РФ (Банк России), а в качестве органов государственного или муниципального финансового контроля выступают: Счетная палата Российской Федерации, контрольные и финансовые органы исполнительной власти и контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.
Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено и на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с российским законодательством.
С целью осуществления собственной бюджетной политики субъекты РФ на основании своего законодательства и законодательства Российской Федерации создают свои финансовые органы и органы финансового контроля. Аналогичными полномочиями на своем уровне обладают муниципальные образования, которые с целью обслуживания своего бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством Российской Федерации.
ЛЕКЦИЯ № 9. Налог на доходы физических лиц.
Подоходный налог – один из важнейших налогов, формирующих бюджеты современных государств, охватывает различные источники доходов граждан, так как связан с различными сферами их деятельности.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
К доходам от источников в РФ относятся:
1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации;
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации или от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;
3) доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав;
4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;
5) доходы от реализации:
А) недвижимого имущества, находящегося в РФ;
Б) в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
В) прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ;
Г) иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу;
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ;
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;
8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию или из РФ, штрафы и иные санкции за простой таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в РФ;
9) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной или беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;
10) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;
11) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.
Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в РФ или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
2) от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Налоговым периодом признается календарный год.
Освобождаются от налогообложения следующие виды доходов физических лиц:
1) государственные пособия и иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с законодательством;
2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
3) все виды компенсационных выплат, связанных с:
А) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
Б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или денежного возмещения;
В) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
4) вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;
5) алименты, получаемые налогоплательщиками;
6) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;
7) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ;
8) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:
А) налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством;
Б) работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи;
В) налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи, в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах);
9) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей и за счет средств Фонда социального страхования РФ;
10) суммы, уплаченные работода��елями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников и их детей;
11) стипендии учащихся, студентов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования;
12) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц, продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде;
13) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования;
14) призы в денежной или натуральной формах, полученные спортсменами за призовые места на Олимпийских играх, Всемирных шахматных олимпиадах, чемпионатах и кубках мира и Европы, чемпионатах, первенствах и кубках РФ от официальных организаторов;
15) суммы, выплачиваемые организациями и физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях;
16) и другое.
ЛЕКЦИЯ № 11. Налог на имущество физических лиц.
Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Если имущество, которое является объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, то налогоплательщиком этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
Объектами налогообложения являются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
1) при стоимости имущества до 300 тыс. руб. – ставка до 0, 1 %;
2) при стоимости имущества от 300 тыс. руб. – ставка от 0,1 % до 0,3 %;
3) при стоимости имущества свыше 500 тыс. руб. – ставка от 0,3 % до 2,0 %.
Налоги зачисляются в местный бюджет по месту регистрации объекта налогообложения.
От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
1) герои Советского Союза и Герои РФ, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
2) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
3) участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
4) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
5) лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
6) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
7) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
8) потерявшие кормильца члены семей военнослужащих. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.
Исчисление налогов производится налоговыми органами.
Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Налог на строения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, предоставляются налоговым органам бесплатно. По новым строениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
Структура доходной части бюджета
Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступившие в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии с законодательством государства. Формируется доходная часть из:
- Налоговых выплат, включающих налоги и сборы на собственность, на внешнюю торговлю, на прибыль и другие сферы деятельности, пошлины и отчисления.
- Неналоговых поступлений, основанных на доходах от коммерческой деятельности, штрафах, административных сборах, поступлениях от санкций и других платежей, не являющихся налоговыми.
- Доходов от операций с капиталом. Торговые операции с землей, государственными запасами, основным капиталом.
Право. Понятие и признаки права.
Образование. Понятие, структура, система и функции образования.
Общая структура бюджета
Общая структура федерального бюджета | ||
4,285 | ||
2007 | 7,781 | 5,987 |
2008 | 9,276 | 7,571 |
2009 | 7,338 | 9,660 |
2010 | 8,305 | 10,118 |
2011 | 11,368 | 10,926 |
2012 | 12,856 | 12,895 |
2013 | 13,020 | 13,343 |
2014 | 14,497 | 14,832 |
2015 | 13,659 | 15,620 |
2016 | 13,460 | 16,427 |
2017 | 15,089 | 16,420 |
2018 | 19,455 | 16,709 |
2019 | 20,189 | 18,214 |
Общая динамика расходов и доходов федерального бюджета за 2006-2019 годы | Общая динамика расходов и доходов консолидированного бюджета за 2006-2019 годы |
Структура доходов федерального бюджета за 2021 год | Структура доходов консолидированного бюджета за 2021 год |
Структура расходов[2] федерального бюджета за 2021 год | Структура расходов[3] консолидированного бюджета за 2019 год |
Задачи государственной бюджетной политики
Главными целями ежегодной политики в сфере финансового планирования являются следующие позиции, рассчитанные на долгосрочную перспективу действенности бюджетных инструментов:
- Выполнение государственного плана любого уровня не должно идти вразрез с политикой социально-экономического развития.
- Определение источников доходной части и расходы регионального бюджета (или бюджета муниципалитетов) нуждаются в постоянном общественном контроле. Только таким образом можно достичь общегосударственных целей полноценного обеспечения реализации финансовых программ.
- Для эффективного выполнения любого государственного проекта должно быть уделено достаточно внимания обоснованности концепции ресурсного обеспечения.
Кроме того, обязательным шагом государства и каждого его субъекта при формировании распределения бюджетных средств является повышение качества предоставляемых населению услуг. В первую очередь, речь идет о здравоохранении, образовании и социокультурной составляющей. Регулярные поступления из общегосударственного в региональные муниципальные бюджеты во многом обусловлены и параметрами функционирования пенсионной системы. Здесь крайне важно, чтобы территориальные органы имели возможность своевременно учитывать демографические изменения в общей структуре населения.
Бюджетный дефицит и государственный долг
Если расходная часть бюджета превышает доходную – возникает бюджетный дефицит, который рано или поздно приводит страну к экономическому кризису, банкротству. Бюджет становится дефицитным, как только:
- правительство перестает контролировать экономическую и политическую ситуацию в стране;
- в органах законодательной, исполнительной и судебной власти процветает коррупция;
- существенно уменьшается количество поступающих в казну налогов, увеличивается теневой сектор экономики;
- в стране возникают восстания, разворачиваются военные действия, происходят природные или техногенные катастрофы.
Преодоление дефицита государственного бюджета — задача серьезная и зачастую трудновыполнимая. Это связано с тем, что правительству необходимо искать новые источники для финансирования, как за границей, так и внутри страны. Если преодоление дефицита бюджета будет осуществляться за счет повышения налогов — приостановится развитие малого бизнеса, большинство предпринимателей предпочтут уклоняться от налоговых выплат и будут работать нелегально.
Экономисты признают несколько способов преодоления дефицита бюджета:
- Сокращение некоторых видов государственных затрат. При этом на определенных сферах общественной жизни можно экономить, а на некоторых недопустимо (например, на здравоохранении).
- Эмиссия денег — выпуск дополнительного количества денежной массы. Увеличение общей денежной массы лишь временно способствует преодолению дефицита госбюджета, впоследствии оно приводит к инфляции (обесцениванию денег).
- Продажа государственного имущества: промышленных предприятий, газа, нефти, угля, золота и серебра, полудрагоценных металлов.
- Получение займов и кредитов от других стран, международных финансовых организаций.
Как уже отмечалось выше, важными функциями бюджета являются стимулирующая и социальная.
«В целом государство в форме бюджета имеет мощное средство (не всегда, правда, эффективно используемое) воздействия на экономические, социальные и даже политические процессы. Бюджет более всего позволяет реализовывать публичные дела государства, все то, что направлено на обеспечение общих интересов и потребностей населения».5
Для того чтобы реализовывать (и изменять) существующую социально-экономическую политику, государство может увеличивать те или иные расходные статьи бюджета, перераспределяя денежные средства между конечными получателями.
Исходя из этого, можно говорить о том, что федеральный бюджет является важнейшим инструментом воздействия государства на экономическое и социальное развитие, на состояние отдельных элементов финансовой системы. «Он формирует базовые финансовые и экономические показатели, к которым относятся: уровень бюджетных инвестиций или государственных капиталовложений, уровень оплаты труда в бюджетной сфере, объем доходов социальных групп населения, объем государственного долга, степень централизации бюджетной системы и уровень налоговой нагрузки на экономику, степень государственного вмешательства в экономику».6
Стоит отметить, что понятие «расходы федерального бюджета» отнюдь не равноценно понятию «расходы государства» в целом, поскольку, например, существенная часть социальных выплат осуществляется из внебюджетных фондов (Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования).
С точки зрения социально-экономического развития страны не все бюджетные расходы являются равноценными. «Большая часть из них прямо содействует поступательному развитию экономики (национальная экономика, фундаментальные исследования), повышению уровня благосостояния населения и здоровья нации (социальная политика, образование, здравоохранение, в какой-то мере – жилищно-коммунальное хозяйство и охрана окружающей среды). Другие расходы, отражая финансирование общественных потребностей (расходы на национальную оборону и безопасность, управление), сокращают, а не увеличивают потенциал общественного роста, хотя в силу реальной действительности они необходимы с точки зрения обеспечения внутренней и внешней безопасности и в этом смысле полезны».7
Рост расходов по статьям «Национальная оборона» или «Национальная безопасность», с одной стороны, не имеет отношения к социальной направленности государственной политики. Однако за счет финансирования этих статей создаются новые рабочие места, предприятия получают государственные заказы, что положительно сказывается на развитии экономики страны.