Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дискриминация: преступление и административное правонарушение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоАП РФ. В силу ч. 1 ст. 2.1 данного кодекса административным правонарушением признается обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое КоАП РФ и региональными законами предусмотрена административная ответственность.
Честь и достоинство – немного о нравственных категориях
Слухи о том, что работники сферы ЖКХ при общении с жителями за словом в карман не лезут и порой эти слова бывают нецензурными, не рождаются на пустом месте. Но отметим и другую сторону: чтобы работать в нашей отрасли, нужно быть стрессоустойчивым, ведь и собственники попадаются разные.
Обсудим, что считается оскорблением, кто возбуждает подобные административные дела, почему такие процессы считаются одними из самых сложных. Рассмотрим случаи, когда потерпевшей стороной были жители домов или сотрудники управляющих организаций.
Первым же делом определимся с понятиями. Суды считают оскорблением унижение чести и достоинства другого лица. Честь – это нравственная категория, созвучная с благородством и честностью. Это положительная социально-нравственная оценка человека со стороны общества. Честь формируется самим человеком, его поведением и отношением к другим людям.
Достоинство личности – также положительное понятие, характеризует высокие моральные качества человека. Предполагает определённую оценку потерпевшего собственных качеств. Одновременно достоинство личности предполагает обязанность человека уважать других, их права и свободы.
Оскорбление проявляется в действии: словесно, жестами и физически человек в неприличной форме унижает честь и достоинство другого человека.
Как вопрос регулируется на законодательном уровне?
Все действия, нарушающие законодательные положения, предусматривают соответствующее наказание. В кодексах и федеральных законопроектах описано четкое разделение деяний на две крупных группы:
- Административные – правонарушения, описанные в административном кодексе. Обычно здесь речь идет о мелких проступках, которые законом запрещены, но опасных последствий для общества не имеют. В качестве наказания предусматривается штраф или другой вариант.
- Уголовные – здесь речь уже идет о преступных деяниях, которые имеют тяжкие последствия, вплоть до летального исхода. Виновное лицо привлекается к уголовной ответственности, а наказание может заключаться в виде исправительных работ или заключения на конкретный период.
Административная ответственность как один из видов юридической ответственности
Таким образом, административным правонарушением признается посягающее на установленный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое действующим законодательством установлено административное наказание. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной — физические лица; Физические лица в качестве субъектов административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности.
Чем отличается административная ответственность от уголовной? Разница между двумя видами ответственности есть, и весьма существенная.
Объективные признаки административного правонарушения. Объект и объективна сторона административного правонарушения. Субъективные признаки административного правонарушения. Субъект административного правонарушения.
За все вышеперечисленные проступки будет возбуждено уголовное дело, и назначено суровое наказание. Конечно, существует большая разница между тем, что человек украл мешок картошки и убил продавца. Разграничения между проступками по своей тяжести, четко писаны в Уголовном Кодексе.
Во-вторых, круг родовых объектов, за посягательства на которые несут административную ответственность юридические лица, значительно уже, чем у физических и должностных лиц. Например, ответственность юридических лиц не предусмотрена гл. 17, 21 КоАП РФ. Дисциплинарную ответственность следует отличать от административной. Во-первых, юридическим основанием привлечения работника (служащего) к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, а административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные административным законодательством.
Комплекс прав, свобод и законных интересов граждан может принадлежать им с момента рождения, либо возникать при наступлении определенных юридических фактов (например, общее право на вступления в брак возникает с момента совершеннолетия). При реализации указанных прав нужно учитывать следующие нюансы:
- в большинстве случаев, права и свободы человека фиксируются в нормативных актах – Конституции РФ, федеральных законах и т.д.;
- ограничение прав допускается только в случаях, прямо указанных в законе (например, свобода может ограничиваться только по судебному приговору, вступившему в силу);
- произвольное ограничение в правах, либо установление незаконных препятствий для их реализации, карается по нормам КоАП РФ или УК РФ.
Разграничение ответственности между УК РФ и КоАП РФ определяется статусом нарушителя.
Если дискриминация выявлена в действиях должностного лица, использовавшего свое служебное положение, санкции последуют по Уголовному кодексу. В иных случаях нарушителю грозит наказание по КоАП РФ.
Виды и формы дискриминации
Для выявления фактов противоправных действий и назначения справедливого наказания, учитываются следующие виды и формы дискриминации:
- по признаку определенной социальной группы – возрастные характеристики, пол, национальность, происхождение, инвалидность и т.д.;
- по виду общественных отношений – дискриминация в трудовых отношениях, в сфере торговли и оказания услуг, и т.д.;
- по форме выражения – прямая или косвенная (например, прямая дискриминация сопровождается установлением явного запрета или ограничения, тогда как при косвенной форме возможно уклонение от реализации законных прав);
- иные виды и формы.
Чтобы привлечь к ответственности за дискриминационное поведение, нужно убедиться, что ограничение направлено на законные и существующие права.
Например, отказ в приеме на работу водителем по причине отсутствия у гражданина водительского удостоверения не будет рассматриваться как дискриминация. Если же отказ в трудоустройстве по указанной должности вызван полом соискателя, может наступать ответственность за дискриминацию.
Отличие административной ответственности от уголовной и дисциплинарной
Конституции РФ все люди равны перед законом и судом. Государство гарантирует каждому равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Данный перечень дискриминационных признаков является открытым.
А.Исакова, утверждавшего, что пикетирование проводилось с единственной целью — обратить внимание общества на недопустимость применения насилия к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией, были признаны несостоятельными, тем более что к распространявшейся им информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, имели доступ несовершеннолетние.
Уголовная ответственность по ст. 207.3 УК РФ наступает за распространение под видом достоверных ложных фактов об использовании Вооруженных Сил РФ. Гражданину, подозреваемому в данном преступлении, нужно будет доказать, что он не знал о недостоверности распространенных сведений, т.е. их несоответствии официальной информации Минобороны России.
Обсудим, что считается оскорблением, кто возбуждает подобные административные дела, почему такие процессы считаются одними из самых сложных. Рассмотрим случаи, когда потерпевшей стороной были жители домов или сотрудники управляющих организаций.
Существенные различия преступления от правонарушения
За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.
Недавно мы завершили цикл статей по девиантному (отклоняющемуся поведению). И тема про виды наказаний как нельзя лучше вписывается в нее. Из наказаний состоит наша жизнь, именно они вгоняют нас в рамки. Но про них знать нужно, иначе ЕГЭ на нормальные баллы не написать!
Оскорбление проявляется в действии: словесно, жестами и физически человек в неприличной форме унижает честь и достоинство другого человека.
But as I’ve said all along, these vaccines are always voluntary and never forced,» Abbott said in a video announcing the executive order. «Government should not require any Texan to show proof of vaccination and reveal health information just to go about their daily lives. That is why I have issued an executive order that prohibits government-mandated vaccine passports in Texas.
Правоведение для чайников – 9. Правонарушения и юридическая ответственность
К административной ответственности можно привлечь юрлицо, физлицо и должностное лицо, все зависит от состава правонарушения.
Особых вопросов по юрлицам и должностным не должно возникать, поскольку, если имеется состав, то указанные категории лиц подлежат привлечению к ответственности.
Наиболее интересен вопрос о возрасте привлечении к административке физлиц:
Самый первый вопрос который может возникнуть — это с какого возраста привлекают к административной ответственности? Для ответа на указанный вопрос обратимся к ст. 2.3. КоАП РФ, в которой указано на то, что физлицо может быть привлечено к административке, если достигло 16 лет.
В КоАП РФ не выделены какие-либо специальные статьи для несовершеннолетних, получается, что несовершеннолетний может быть привлечен по всем статьям КоАП РФ как физлицо. Кроме того, физлицо при достижении 16 лет может быть признано полностью дееспособным в порядке эмансипации.
Составов правонарушений по КоАП РФ для физлиц достаточно много, можно привлечь к административке за нарушение в области охраны собственности, на транспорте, в области дорожного движения, в области воинского учета и др.
Привлекать к ответственности граждан у нас могут следующие лица и органы:
- судьи
- должностные лица определенных органов
- определенные органы
В главе 23 КоАП РФ перечислены соответствующие органы и лица, которые могут рассматривать административные дела, а именно:
- судьи
- комиссии по делам несовершеннолетних
- полиция
- органы и учреждения уголовно-исполнительной системы
- налоговые органы
- таможенные органы
- военные комиссариаты
- и другие
В КоАП РФ распределены составы, которые должны рассматриваться теми или иными лицами. Это очень важно, поскольку не может быть рассмотрено административное дело тем лицом, которое не имеет право его рассматривать.
Например, дела о правонарушениях несовершеннолетними рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
У полиции имеются свои составы, по которым они рассматривают дела, например, за курение в общественном месте.
Гражданин, который привлекается к административке, вправе:
- не свидетельствовать против себя
- отказаться от дачи объяснений или дать объяснения
- знакомиться со всеми материалами дела
- предоставлять доказательства, заявлять ходатайства
- пользоваться юридической помощью защитника
- пользоваться иными процессуальными правами, в том числе, заявлять отводы, подавать жалобы, получать судебные акты и т.п.
Таким образом, привлекаемое лицо может воспользоваться всеми правами, которые предоставлены ему КоАП РФ.
Общий срок для привлечения к административной ответственности установлен в 2 месяца со дня совершения правонарушения, а если дело должно рассматриваться судьей – то 3 месяца. Если соответствующие сроки истекут к моменту рассмотрения дела, тогда лицо не подлежит привлечению к ответственности.
Однако, за отдельные составы правонарушений КоАП РФ установлены более длительные сроки давности привлечения к ответственности, в связи с чем по отдельным составам следует смотреть положения ст. 4.5. КоАП РФ.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Федеральные законы дополняют КоАП РФ и УК РФ схожими нормами об ответственности за распространение недостоверной (ложной) информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.
Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения (примечания к ст. 207.1 УК РФ, к ст. 13.15. КоАП РФ). |
Позитивная дискриминация
Все рассмотренные выше виды дискриминации имеют негативный характер, поскольку подразумевают ущемление прав социальных групп, на которые они направлены. Но существует также такое понятие как позитивная дискриминация. Она подразумевает не ущемление, а расширение прав категории лиц, на которую направлена.
Позитивная дискриминация – это специальные меры, направленные на предоставление привилегий определенным социальным группам. Это могут быть расширенные права и возможности, всевозможные льготы, а также приоритет при получении определенных благ.
Хороший пример позитивной дискриминации – поощрение приёма на работу людей с инвалидностью. Эта практика присутствует во многих странах и подразумевает налоговые льготы (или другие стимулы) для предприятий, в штате которых присутствует определенный процент лиц с ограниченными физическими возможностями.
В целом, позитивная дискриминация является положительным явлением, поскольку способствует восстановлению социальной справедливости. Однако у неё есть и отрицательные аспекты. К примеру, если позитивная дискриминация помогла нуждающемуся человеку занять хорошую вакансию, это практически всегда означает, что более квалифицированный кандидат остался без работы.
Что представляет собой административное правонарушение
Согласно законодательству РФ, к административным нарушениям относят действия или бездействия, за которые предусмотрена административная ответственность. Что это означает? Дело в том, что за нарушения не всегда нужно нести наказание. Например, гражданин не соблюдал установленную законом процедуру оформления договора. Если он ограничился устным соглашением или не пошел к нотариусу, то государство просто откажет в предоставлении помощи при сложностях с выполнением обязательств.
Также бывает, что норма прописана в законодательстве, а ответственность за нарушение не предусматривается. Например, разрешенная скорость для водителей автомобиля в пределах города составляет 60 км/ч; но если спидометр показывает 70 км/ч, то наказания не последует. Ведь закон говорит: скорость нельзя превышать более, чем на 20 км/ч. В результате действие, противоречащее нормам, есть, а ответственность не указана в КоАП.
Следовательно, административное правонарушение — это случай, когда вы допустили проступок, и в КоАП или в законе субъекта РФ предусмотрена соответствующая мера.
Как вопрос регулируется на законодательном уровне?
Все действия, нарушающие законодательные положения, предусматривают соответствующее наказание. В кодексах и федеральных законопроектах описано четкое разделение деяний на две крупных группы:
- Административные – правонарушения, описанные в административном кодексе. Обычно здесь речь идет о мелких проступках, которые законом запрещены, но опасных последствий для общества не имеют. В качестве наказания предусматривается штраф или другой вариант.
- Уголовные – здесь речь уже идет о преступных деяниях, которые имеют тяжкие последствия, вплоть до летального исхода. Виновное лицо привлекается к уголовной ответственности, а наказание может заключаться в виде исправительных работ или заключения на конкретный период.
Законодательством Российской Федерации установлена уголовная и административная ответственность за нанесение оскорбления
В соответствии со статьей 319 Уголовного кодекса Российской Федерации за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением предусмотрены: штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года.
Представителем власти в данном случае признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Кроме того, Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные Законодательные акты Российской Федерации» в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) внесена новая статья 5.61, предусматривающая административную ответственность за оскорбление.
В соответствии с частью 1 статьи 5.61 КоАП оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
На основании части 2 статьи 5.
61 КоАП за нанесение оскорбления, содержащегося в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, налагается административный штраф: на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
Часть 3 статьи 5.
61 КоАП предусматривает возможность привлечения к административной ответственности должностных и юридических лиц за непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей).
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г.
№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Статьей 26.
2 КоАП установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Также следует учитывать, что материалы звукозаписи могут быть признаны доказательствами, только если сведения, изложенные в них, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (части 1 и 2 статьи 26.7 КоАП).
Уголовная ответственность за дискредитацию (ст. 280.3 УК РФ)
В случае, если публичные действия по дискредитации Вооруженных Сил Российской Федерации будут совершено повторно в течение одного года, то за это уже будет грозить уголовная ответственность по внесенной в Уголовный кодекс Российской Федерации статье 280.3 «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности».
Как мы можем видеть, наименование данной статьи, полностью аналогично, рассмотренной ранее ст. 20.3.3 КоАП РФ.
Часть 1 ст. 280.3 УК РФ будет применяться к лицу, повторно совершившему публичные действия по дискредитации Вооруженных Сил Российской Федерации, после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.
Таким образом, повторно совершенные в течение одного года, публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования вооруженных сил в указанных целях (ч.1 ст. 280.3 УК РФ), повлекут за собой уже уголовное наказание начиная от штрафа в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей и заканчивая лишением свободы на срок до 3 лет.
В случае если дискредитация вооруженных сил привела к смерти по неосторожности и (или) причинению вреда здоровью граждан, имуществу и др. (ч.2 ст. 280.3 УК РФ), то данные действия сразу же повлекут за собой уголовное наказание начиная от штрафа в размере от 300 тысяч до 1 миллиона рублей и заканчивая лишением свободы на срок до 5 лет, без какой-либо административной преюдиции.