Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тьютор в ДОУ. Сопровождение детей с ОВЗ.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Тьютор в школе ведет индивидуальную работу с детьми. Его задача – сопровождать обучающегося, имеющего рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. Если же такой рекомендации не имеется, но у ребенка есть необходимость в тьюторском сопровождении, такое решение может быть принято аналогичным консилиумом школьного учреждения.
Особенности должностной инструкции тьютора в школе
Тьютор в школе:
- организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
- проводит анализ достижения и подтверждения обучающимся уровней образования (образовательных цензов), на основе такого анализа помогает обеспечить соответствие уровня подготовки и обучения требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;
- самостоятельно или совместно с обучающимися, их родителями или представителями проводит анализ результатов реализации индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы;
- исходя из такого анализа организует участие обучающихся и их родителей (иных законных представителей) в разработке и корректировке индивидуальных образовательных и учебных планов, проектов, в проведении мероприятий с обучающимися;
- оказывает помощь при взаимодействии обучающегося с учителями и другими школьными специалистами для коррекции индивидуального учебного плана;
- осуществляет персональное сопровождение обучающегося по вопросам предпрофильной подготовки, начального профильного обучения, исходя из его интересов и способностей;
- помогает разобраться в причинах неудач, решении проблем и трудностей, возникающих в процессе обучения;
- взаимодействует с родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам выявления, формирования и развития познавательных интересов обучающихся;
- проводит с обучающимися консультации, беседы, тренинги, деловые игры;
- консультирует обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по вопросам их участия в проектировании и реализации адаптированных образовательных программ;
- помогает адаптировать процесс обучения для детей с ОВЗ и инвалидностью с учетом их особенностей и индивидуальных возможностей в состоянии здоровья, психического и физического развития;
- подбирает или разрабатывает такие методические средства и способы, которые помогают сформировать в школе разнообразную, открытую и информативную среду обучения.
Инструменты работы тьютора
Инструментами воздействия тьютора в детском саду являются:
- Пожалуй, самым важным можно назвать общение с родителями дошкольника. Они проводят с ним все время вне ДОУ и поэтому могут поделиться наблюдениями или необычными моментами в поведении ребёнка, что будет играть большую роль в работе с ним.
- Дневник наблюдений. Тьютор, как и родители, следит за состоянием ребенка и его повадками, для этого записывает разные реакции на окружающий мир малыша.
- Диагностические карты, в которые вносятся все изменения в развитии ребенка.
- Внедрение ребенка в ситуации стресса и проблем, а также в окружение детей других возрастов.
- Организация занятий с целью совершенствования тех или иных навыков и качеств.
Требования к инструкции, введение в действие
Должностная инструкция вводится в действие приказом по учреждению.
С точки зрения теории управления к должностной инструкции предъявляются следующие минимальные требования:
- комплекс задач (функций) для данного рабочего места должен отвечать физическим возможностям рядового человека средней квалификации (принцип соответствия);
- детальность описания обязанностей должна точно соответствовать разграничению сфер деятельности различных рабочих мест, препятствовать появлению «ничьих» зон (принцип надлежащей детализации). При этом степень детализации каждой из обязанностей должна быть одинаковой. В противном случае возникнет крен в сторону выполнения работником наиболее точно сформулированных обязанностей;
- по возможности каждый пункт инструкции, устанавливающий обязанность работника, должен содержать показатель исполнения, способствующий объективной оценке труда (принцип показателей);
- в перечне задач (функций) желательно определить удельный вес каждого направления работы (принцип значимости порученных задач);
- описание рабочего места должно предоставлять работнику возможности для раскрытия своего «я» (принцип самовыражения) и роста профессионального мастерства (принцип повышения квалификации);
- должностные инструкции необходимо периодически, скажем раз в год, пересматривать, чтобы описания рабочих мест не придавали учреждению ненужной жесткости (принцип обновления).
Правовые требования к должностной инструкции заключаются в следующем:
- инструкция должна соответствовать тарифно-квалификационной характеристике и действующему на момент ее утверждения законодательству;
- форма должностной инструкции, структура ее текста должны соответствовать ГОСТу на организационно-распорядительную документацию.
Учитель имеет право:
4.1. Выбирать:
- и использовать в своей работе методики обучения, учебные пособия и материалы, учебники, методы и систему промежуточной аттестации, утвержденные школой.
4.2. Давать:
- обязательные распоряжения ученикам во время занятий.
4.3. Привлекать:
- к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.
4.4. Принимать участие:
- в разработке учебного плана и образовательной программы;
- в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.
4.1. Педагог-психолог имеет право:
- участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;
- на защиту профессиональной чести и достоинства;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
- защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;
- на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
- повышать квалификацию;
- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период;
- требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
- отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы педагога-психолога;
- иметь учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией.
Поскольку личное кураторство ещё не получило распространения, существует потребность в постоянной рекламе услуг. По мере личностного роста потребность в наставнике у ученика со временем исчезает, поэтому специалист периодически находится в поиске нового подопечного.
Для преподавателей, работающих в сфере инклюзивного образования, существует вероятность стресса, сильного эмоционального напряжения, профессионального выгорания. Особенно, если существует давление со стороны родителей или руководства.
Стандартов обучения при индивидуальном подходе нет, поэтому педагог-тьютор находится в постоянном поиске необходимого учебного материала, разработке собственных методик. Дети, с которыми работает индивидуальный учитель, обладают сложностями в общении, требуют внимания и терпения. Этот процесс отнимает много времени и сил.
Воспитатель воспитателю рознь
Понятие «воспитатель» весьма растяжимое, поскольку оно относится к работникам детских садов, интернатов и школ (воспитатели группы продленного дня), к сотрудникам домов малютки, детских домов и даже исправительных учреждений. Воспитатели работают как с маленькими детьми, так с подростками и взрослыми, как со здоровыми людьми, так и имеющими различные проблемы со здоровьем. Они трудятся как в государственных бюджетных, так и в частных автономных учреждениях.
У разных категорий воспитателей цели, задачи, условия работы подчас весьма ощутимо различаются. Исходя из этого, единого варианта должностной инструкции нет и быть не может, поэтому документ всегда должен корректироваться, в зависимости от того, к кому именно он применяется.
В чем заключается работа тьютора
Тьютор – особый тип педагогической профессии. Тьюторинг находится на стыке педагогики и психологии. Такой индивидуальный наставник не заменяет преподавателя. Если задача учителя донести материал до ученика так, чтобы он его запомнил и смог применить на практике, то тьютор смотрит значительно глубже. С его помощью подопечный может понять, какие знания ему необходимы, какой формат образования окажется для него наиболее эффективным. То есть тьютор работает со смыслом обучения.
Должностные обязанности тьютора отличаются в зависимости от сферы деятельности. При работе с детьми они включают в себя:
- выявление и развитие познавательных интересов ребенка;
- тьютор готовит индивидуальные программы обучения;
- сопровождает ученика во время подготовки и в процессе обучения;
- помогает подопечному искать нужную для самообразования информацию;
- оказывает поддержку процесса формирования личности (сюда входит целеполагание, формулировка персонального заказа на знания, а также анализ причин успехов и неудач);
- в обязанности тьютора входит оценка имеющихся у подопечного ресурсов, которые он сможет использовать для достижения поставленных целей;
- тьютор поможет подобрать профильные и дополнительные курсы;
- окажет поддержку в выборе пути, поможет преодолеть трудности образовательного процесса;
- профориентация также является задачей персонального наставника;
- тьютор активизирует творческий потенциал ученика для участия в научно-исследовательской деятельности;
- контролирует достигнутый уровень знаний.
Важно, чтобы тьютор вызывал доверие. Иначе его подопечный просто не будет откровенно делиться своими проблемами с педагогом. На роль преподавателя часто берут молодых педагогов — сокращается разрыв между поколениями, мешающий созданию доверительных отношений. Также нужно обращать внимание на:
- Квалификацию
Лучше всего с ролью тьюторов справляются люди с аттестатом психологических, педагогических факультетов, с сертификатом курсов тьюторов;
- Отзывы
Не надо пользоваться услугами человека, не работавшего тьютором ранее. Либо же его стаж должен быть тесно связан с педагогикой;
- Первое впечатление
Тьюторское сопровождение в «Фоксфорде»
Наша программа тьюторского сопровождения направлена на личностное развитие — это взгляд в будущее ребёнка.
Программа осуществляется дистанционно: тьютор и ребёнок общаются в режиме реального времени по видеосвязи.
>
Участники программы:
- тьюторы — специалисты, непосредственно работающие с детьми;
- тьюторант и представители тьюторанта — ребёнок и родители.
Структура программы включает в себя 9 индивидуальных онлайн-встреч. Первая общая встреча со всеми участниками программы проводится в начале тьюторского сопровождения, а вторая — в конце.
Тьютор в школе не обсуждает с подростком личную жизнь, внутрисемейные отношения, вопросы религии. Если ли у родителей появятся вопросы, они могут принять участие во встрече — в начали или в конце.
Темы индивидуальных встреч:
- «Моё будущее. Мои мечты и планы» — интенция подростка о своём будущем и будущем человечества.
- «Моя ресурсная карта» (начало) — выявление доступных и желаемых ресурсов.
- «Моя ресурсная карта» (окончание) — аккумуляция культурно-предметных и социальных ресурсов.
- «Путь к мечте» (начало) — разграничение мечтаний, целей и планов.
- «Путь к мечте» (продолжение) — постановка цели, пробы, фиксация того, что получилось.
- «Строю свой индивидуальный маршрут» — саморазвитие, самоконтроль, тайм-менеджмент, рефлексия.
Обязанности тьютора в детском саду
Взрослые тоже испытывают потребность в индивидуальном образовательном процессе. По прогнозам специалистов, на онлайн-обучение вскоре придется, как минимум, половина всей обучающей деятельности. Вузы и центры повышения квалификации постепенно переходят на этот формат, поскольку он даёт быстрые результаты с минимальными затратами времени и средств.
Помощь преподавателя-тьютора, работающего в онлайн-режиме, за счёт персонализации процесса даёт эффект, в разы превосходящий очное обучение. Наставник в нужный момент поддерживает, мотивирует, вся деятельность проходит под его контролем.
Поскольку личное кураторство ещё не получило распространения, существует потребность в постоянной рекламе услуг. По мере личностного роста потребность в наставнике у ученика со временем исчезает, поэтому специалист периодически находится в поиске нового подопечного.
Для преподавателей, работающих в сфере инклюзивного образования, существует вероятность стресса, сильного эмоционального напряжения, профессионального выгорания. Особенно, если существует давление со стороны родителей или руководства.
Стандартов обучения при индивидуальном подходе нет, поэтому педагог-тьютор находится в постоянном поиске необходимого учебного материала, разработке собственных методик. Дети, с которыми работает индивидуальный учитель, обладают сложностями в общении, требуют внимания и терпения. Этот процесс отнимает много времени и сил.
Без педагогического или психологического образования работать тьютором нельзя. Необходимы специальные знания и навыки работы с детьми по различным методикам, в инклюзивном образовании – понимание основ коррекционной педагогики.
Вузы, преимущественно московские, начали принимать на факультеты студентов по этой специальности недавно. Обучение тьюторству в системе образования возможно в МГИМО, МГУ, университете «Синергия». Лицам, имеющим диплом педагога или психолога, достаточно закончить курсы переподготовки в формате дистанционного обучения или поступить в школу тьюторов.
Во всем мире тьюторство в образовании называют профессией будущего. В этой сфере деятельности с каждым годом открываются новые возможности. Психология современного успешного человека включает готовность к переменам, легкость в освоении новых знаний, способность ориентироваться в новой среде. На пути личностного роста индивидуальный помощник необходим каждому – и ребенку, и взрослому.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”
Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.
В связи с многочисленными вопросами в части организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Министерство просвещения Российской Федерации направляет соответствующие разъяснения.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
Основными направлениями деятельности тьютора являются:
2.1 Создание условий для формирования индивидуальных учебных планов учащихся с учетом образовательных и профессиональных интересов и планов на будущее; 2.2. Удерживание проблем и трудностей процесса самообразования, возникающие у школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении, создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения. 2.3. Способствование проявлению и реализации учебной и общественной инициативы при выборе и освоении профиля обучения;