Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обновленные правила въезда в Россию из-за границы в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Есть ряд категорий иностранных граждан, которые могут длительное время пребывать на территории Российской Федерации без прохождения дактилоскопической регистрации и медицинского освидетельствования. Наиболее многочисленная из них – граждане государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Известно, что по состоянию на 1 марта 2020 года на территории РФ их находилось около 2,5 млн человек.
Действия работодателя после оформления иностранца из ЕАЭС в штат
Даже после оформления работника в штат расслабляться не стоит. Во время трудовых отношений вы должны следить за сроками действия миграционных документов иностранного сотрудника.
Помните, что медицинский полис иностранца всегда должен быть действительным. ДМС продлевается после того, как истек срок, на который он был оформлен. Сумма страхового покрытия для мигранта должна быть не менее 100 000 рублей.
ОМС также необходимо продлевать ежегодно (Приказ Минздрава РФ от 27.10.2016 N 803н). Данный полис действует только до конца календарного года, поэтому с первого января 2018 года у мигрантов должен быть оформлен новый полис ОМС, который будет действовать до конца 2018 года и т.д.
Миграционный учет необходимо заново оформлять, если сотрудник выезжал из страны, находился на лечении в больнице или регистрировался в гостиницах и отелях (даже если они находятся в вашем городе).
Так как граждане ЕАЭС не оформляют патент на работу, процедура их трудоустройства мало отличается от оформления в штат российских граждан. Но все же нюансы присутствуют, и мы их подробно разобрали.
Главные правила миграционного учета иностранцев в РФ
Основные использующиеся для постановки на учет мигрантов принципы таковы:
- Прибывший мигрант передает фиксирующее его прибытие уведомление в учреждение ГУВД: его зарегистрируют в качестве пребывающего на территории РФ гражданина.
- Иностранному гражданину вручается отрывающаяся часть уведомительного документа: в качестве удостоверения факта постановки на учет, который будет осуществлен в течение семи (с момента прибытия) дней.
Стоит отметить, что для лиц, прибывших с территорий Казахстана и Беларуси, а также Кыргызстана, Армении, постановка на учет будет оформляться в течение не 7 дней, а 15.
Некоторые категории граждан обязаны регистрироваться в РФ на следующий же после прибытия день.
К ним относятся:
- лица, не определившиеся заранее с местом жительства;
- лица, работа которых осуществляется вахтовым методом;
- граждане, целью которых является лечение либо отдых (местом проживания таковых будет санаторий либо отель);
- граждане со статусом «лишенные свободы».
От постановки на миграционный учет освобождаются:
- члены экипажа корабля с военным статусом (цель – государственный визит);
- то же в отношении судна гражданской категории (если период пребывания на берегу – менее суток);
- пассажиры транзитной категории (вне зависимости от вида транспорта);
- путешественники, если срок их визита в РФ ограничивается одной неделей.
Миграционный учет иностранных студентов в РФ
Ставить на миграционный учет студентов, прибывших на обучение в Россию, обязуется учебное заведение, производившее их зачисление. Для этого администрации ВУЗа отводится семь суток с момента пересечения иностранными подданными границы РФ. Студенты в свою очередь должны предоставить пакет документов: заграничный паспорт и заполненную миграционную карту.
Внимание! Регистрация иностранных студентов по юридическому адресу ВУЗа категорически запрещена. Это должно быть только фактическое место проживания – общежитие.
Если студент решил самостоятельно арендовать жилье, то вся ответственность за уведомление государственных органов автоматически снимается с администрации ВУЗа. В таком случае, ставить в известность органы власти о пребывании иностранного лица, обязуются собственники недвижимости, предоставившие студенту место для проживания.
Срок постановки на миграционный учет в 2022 году
Иностранные граждане, которые прибыли на территорию РФ обязаны официально информировать органы МВД о мест фактического нахождения. А так же в течение семи календарных дней пройти регистрацию. Исключения касаются лишь граждан стран-республик бывшего СССР:
- Украина, Белоруссия – без официальной регистрации 90 календарных дней;
С 2020 года для граждан Украины этот период возможно будет сокращен до 7 дней (в силу политической ситуации).
- Узбекистан, Молдова или Азербайджан – 7 суток;
- Таджикистан – 15 суток;
- Казахстан, Киргизия, Армения – 30 суток;
Регистрация иностранца действует в течение 90 календарных дней. После истечения этого срока иностранный подданный обязан покинуть территорию России. Продление регистрации возможно в следующих случаях:
- наличие трудового договора либо патента;
- прохождение обучения;
- подача документов на регистрацию на временное проживание.
Правила пребывания иностранных граждан
Основные требования к пребыванию иностранцев касаются не только документов, но и сроков нахождения в России:
По визе | Без визы |
Иностранцы должны покинуть РФ до окончания срока действия визы | Здесь все зависит от наличия международных договоров между странами. В основном срок пребывания без регистрации только по миграционной карте составляет 7 дней, но в некоторых случаях может быть увеличен |
2015 г. с юридической точки зрения стал знаковым для основной части российских трудовых мигрантов, разделив их на иностранных граждан из стран СНГ (за исключением стран ЕАЭС) и на иностранных граждан государств — членов ЕАЭС. Возможности представителей этих двух групп существенно различаются в части правил пребывания, осуществления трудовой деятельности, получения медицинской помощи и положения членов их семей.
Сегодня иностранцы государств — членов ЕАЭС находятся в более выгодном положении в сравнении с остальными. В частности, для долгосрочного пребывания в России им достаточно наличия трудового или гражданско-правового договора и патент им не требуется, а соответственно, они не должны вносить ежемесячные авансовые платежи, проходить процедуру оформления патента, тратить на нее средства, сдавать экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства, а также проходить медицинское освидетельствование и приобретать полис добровольного медицинского страхования. Осуществлять трудовую деятельность иностранные граждане стран — членов ЕАЭС имеют право в любом субъекте РФ и делать это без учета мер по ограничению национального рынка труда. Единственным же плюсом для иностранцев, осуществляющих рабочую деятельность по патенту, в сравнении с гражданами государств — членов ЕАЭС является возможность законного пребывания в России при отсутствии трудового или гражданско-правового договора (при учете предоставления уведомления о заключении такого договора в двухмесячный срок со дня получения патента). Данный текст является первой частью описания результатов исследовательского проекта, посвященного правовому положению иностранных граждан из государств ЕАЭС и прочих стран СНГ. Во второй, заключительной, части будут представлены результаты анализа правил пребывания членов семей, социального страхования, а также касающиеся депортации, административного выдворения и последующих въездов в Российскую Федерацию применительно к этим двум группам.
/»Миграционное право», 2018, N 4/
Российские миграционные реформы последних лет разделили основной поток временно пребывающих трудящихся иностранцев на (1) граждан Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которым для работы в России достаточно наличия трудового или гражданско-правового договора, и (2) граждан прочих стран Содружества Независимых Государств (СНГ), которым, помимо договора, необходимо иметь патент. К первой относятся граждане Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины, а ко второй — граждане Беларуси, Армении, Казахстана и Кыргызстана. В данном тексте анализируются сходства и различия их юридических статусов.
В первую очередь к таким реформам авторы относят введение патента в 2015 г., который позволил иностранцам пребывать и работать на юридические лица на его основании, и заключение Договора о ЕАЭС, который выделил граждан ЕАЭС в особую категорию «трудящиеся государств — членов ЕАЭС». См.: Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ (ред. 03.07.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.
Статья состоит из частей, в которых представлены правила, регулирующие социальное страхование, пребывание членов семей, депортацию и административное выдворение, а также последующие въезды на территорию Российской Федерации, применительно к этим двум группам. В каждой части сначала рассматриваются правила, касающиеся граждан стран СНГ, не включая ЕАЭС, а затем — правила для граждан государств — членов ЕАЭС. В отдельных местах представлены описания правоприменительной практики, которые позволяют более детально рассмотреть правовое положение иностранных граждан. В заключение сравниваются юридические статусы граждан государств — членов ЕАЭС и граждан прочих стран СНГ. Данный текст является второй частью описания результатов исследовательского проекта. В первой его части был представлен анализ аспектов миграционного законодательства, которые касаются правил, регулирующих пересечение границы, пребывание, трудовые отношения, налогообложение иностранных граждан из государств ЕАЭС и прочих стран СНГ. Текст прошел экспертизу у консультантов, специализирующихся в области миграционного права, медицинского, социального и страхового законодательства.
Правовые основы для постановки на учет иностранцев в РФ в 2019 году
Правовое положение иностранцев в России и порядок постановки их на учет регулируются следующими нормативными актами:
ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» | В законе установлены правила проживания в стране, оформления приглашений. Отдельно определены вопросы получения РВП и ВНЖ. | Дополнительно определены вопросы получения разрешений на осуществление трудовой деятельности. |
ФЗ «О гражданстве» | Разъяснены случаи получения и отказа от российского подданства. Требуется получить РВП, затем ВНЖ. | В ряде случаев возможно получение паспорта РФ в упрощенном порядке при указании такого требования в государственной программе. |
Указ Президента РФ №1289 от 14.09.2012 | Регулируется вопросы предоставления документов о переселении в Россию. | Действует на основании специальной государственной программы. |
ФЗ «О порядке въезда в РФ » | Определяет порядок предоставления документов, оформления виз для отдельных категорий иностранных граждан. | Раскрывает вопросы заполнения миграционных карт и постановки на регистрационный учет. |
Особенности регистрации иностранных сотрудников компаниями в РФ в 2019 году
Для приглашения иностранного работника из-за рубежа предварительно организации требуется получить разрешение на выделение квоты от российских властей. Для этого необходимо соблюсти следующие этапы:
- Запрос на предоставление рабочей силы в Центр занятости в регионе ведения коммерческой деятельности с указанием профессий, количества специалистов, назначенному окладу. Заявление подается за год, в котором планируется привлечение иностранцев.
- Если нужные кадры не найдены с установленными условиями, то организации выдается заключение об отсутствии сотрудников по заданным характеристикам.
- Подается заявление на выдачу квоты на привлечение сотрудников из-за рубежа в ГУВМ МВД РФ. К нему прикладывается документ из Центра занятости в обоснование отсутствия нужных кадров в России в обозначенном количестве специалистов и необходимости приглашения их из-за рубежа. Минимальны уровень заработной платы должен быть установлен не менее прожиточного минимума в регионе нахождения юридического лица.
- Ходатайство с приложенными документами рассматривается в течение 30 дней миграционным органом субъекта России. ПО итогу выдается решение в предоставлении квоты на следующий год либо предоставляется отказ с указанием причин.
- На основании свидетельства о привлечении иностранной рабочей силы оформляются разрешения на каждого сотрудника из-за рубежа, который привлекается для осуществления определенного вида трудовой деятельности. Их выдают в индивидуальном порядке в отделении ГУВМ МВД РФ на каждого работника. Срок их действия составляет 1 год с правом продления.
- После пересечения иностранными сотрудниками границы России необходимо подать уведомления в миграционную службу об их прибытии с указанием точного места проживания и характеристик пригласившей в РФ организации.
- По окончанию действия разрешения на квоту и документов на работу на каждого сотрудника из-за границы необходимо выслать сотрудников за рубеж.
Как зарегистрировать иностранного гражданина по месту пребывания в 2022 году
Наиболее тяжким правонарушением считается фиктивная регистрация. Иностранец, да и собственник жилого помещения, должен все тщательно обдумать, так как он еще не знает, чем грозит фиктивная регистрация иностранных граждан. Ответственность за такую регистрацию установлена Уголовным кодексом (ст. 322.2) и может повлечь наказание в виде реального срока лишения свободы.
Временная регистрация иностранного гражданина по месту пребывания прекращается автоматически, как только иностранец пересекает границу в обратном направлении. При прохождении таможенного досмотра сведения о выбытии заносятся в базу, на их основании иностранец считается выехавшим, и начинается отсчет времени пребывания за пределами страны для того, чтобы повторить процедуру въезда.
Сроки пребывания граждан таджикистан на территории рф
Интернет-портал «Россия для всех» изучил все изменения, выделил наиболее важные, вступившие в силу, и опровергнул те, что не соответствуют действительности. Не более трех месяцев за полгода Теперь срок пребывания иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы (преимущественно страны СНГ), не может суммарно превышать 90 дней в течение 180 дней, если не имеется иных разрешительных документов на пребывание.
В 10-11 тыс российских квартир зарегистрировано 600 тыс человек — ФМС Теперь за фиктивную регистрацию иностранного гражданина нарушитель может быть оштрафован на сумму от 100 тыс. до 500 тыс. рублей (либо в размере заработной платы за период до трех лет) или осужден на лишение свободы на срок до трех лет. Им может стать как владелец помещения, зарегистрировавший человека, так и сам иностранный гражданин.Также если иностранец не имеет регистрации по адресу, по которому он проживает, тем самым допуская административное правонарушение, его могут оштрафовать на сумму от 2 тыс.
Правительство предложило обязать мигрантов из ЕАЭС сдавать биометрию
Согласно внесенным поправкам в законопроекты, миграционный учет 2021 иностранных граждан выполняется с помощью обновленного бланка, а его форма изменилась 13 июня 2020 года. Продление миграционного учета также осуществляется на бланках обновленного и измененного образца. Заполнить бланк, оформляя продление миграционного учета, можно как от руки, так и на клавиатуре компьютера.
Миграционный учет иностранных граждан, а также продление миграционного учета, это необходимые процедуры, позволяющие регулировать взаимодействие с другими государствами и въезд/выезд их представителей. Своевременная регистрация является основой законопослушного поведения в России и беспрепятственного возвращения в свою страну.
Миграционный учет иностранных граждан контролируется МВД, поэтому независимо от количества и потока иностранцев в определенные периоды, в стране будет поддерживаться порядок и стабильность. В реалиях наличия особых условий в настоящее время миграционный учет 2021 имеет свои особенности и позволяет нерезидентам до урегулирования ситуации пребывать на территории державы без продления документального подтверждения регистрации.
По закону человек не может быть лишен каких-либо прав на основании отсутствия регистрации. Однако сопроводительные подзаконные акты ограничивают доступ к социальным благам (трудоустройство, медицина, образование) для мигрантов, которые не стали в положенные сроки на миграционный учет. Кроме того, это карается также материально (в виде штрафов) и физически (путем административного выдворения).
В соответствии с законодательными нормами каждый иностранный гражданин, как и россиянин, обязан уведомить государственные органы о своем фактическом месте пребывания, или, говоря простыми словами, оформить временную прописку.
Постановка на учет осуществляется исключительно в целях информирования. Об уведомительном характере регистрации говорится практически во всех нормативных актах, при этом неважно, на каких основаниях (в визовом или безвизовом порядке) и в каких целях (работа, учеба, прохождение лечения, командировка, визит к родственникам и под.) мигрант приехал в Российскую Федерацию.
Стать на регистрационный учет можно разными способами – от личного посещения государственных органов до использования онлайн-ресурсов.
Для оформления временной прописки потребуются документы иностранца и принимающей его стороны.
Иностранному гражданину к паспорту (удостоверению личности) необходимо приложить:
- миграционную карту (оригинал и копия);
- бланк уведомления о прибытии;
- визу (если между странами установлен визовый обмен).
Содержимое пакета документов, предоставляемого принимающей стороной, зависит от того, кто выступает в такой роли – физическое лицо или организация.
Так, юридическое лицо должно подготовить:
- представитель фирмы-работодателя – копии учредительных документов и бумаг;
- администрация гостиницы, санатории и проч. – заявление о временной регистрации по месту пребывания.
Физические лица, которые принимают иностранных гостей, предоставляют:
- паспорт (оригинал и копия);
- бумаги, подтверждающие право собственности на жилье.
В отличие от российских, иностранным гражданам придется уплатить за постановку на миграционный учет пошлину. Размер государственного сбора составляет 350 рублей. При личном обращении в МФЦ или миграционный орган госпошлину заинтересованное лицо уплачивает в банковском учреждении, чаще всего в Сбербанке, в случае постановки на миграционный учет через портал Госуслуг деньги за услугу списываются с банковской карты.
Порядок ведения трудовой книжки
Согласно ст. 66 ТК РФ на территории РФ применяются трудовые книжки только установленного образца. К ним относятся:
- трудовая книжка образца 1973 года, введенная Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 06.09.1973 N 656;
- трудовая книжка образца 2003 года, введенная Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225.
Поскольку государства ЕАЭС — это республики бывшего СССР, надо иметь в виду следующее:
- если иностранец предъявляет трудовую книжку одного из указанных образцов, в нее вносится запись о приеме на работу;
- если он предъявляет иную трудовую книжку, организация обязана завести ему новую трудовую книжку российского образца. При этом никакие записи об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории своей страны в трудовой книжке российского образца не производятся.
Такие разъяснения приведены в Письмах Роструда от 20.01.2014 N ПГ/13372-6-1 и от 15.06.2005 N 908-6-1.
Вопросы заключения браков с иностранцами на территории РФ регулируются местными законодательствами. При этом существуют некоторые условия:
- Если брак заключается без личного присутствия иностранного гражданина в ЗАГСе, то от него потребуется письменное подтверждение желания вступить в брак.
- Процедура заключения брака иностранного гражданина на территории РФ должна соответствовать законодательству не только России, но и Родины брачующегося.
- Иностранец обязан предоставить следующее:
- документы, подтверждающие его право на вступление в брак
- свидетельство (или иной документ), подтверждающий прекращение предыдущего брака, если он был
- виза или документ, свидетельствующий о получении ВНЖ
Все перечисленные документы должны быть легализованы (то есть, прошедшими процедуру апостилирования). Помимо ЗАГС-ов иностранные граждане могут вступать в брак с российскими подданными на территории Консульств РФ.