- Потребительское право

Обязан ли трудиться осужденный в местах лишения свободы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязан ли трудиться осужденный в местах лишения свободы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Обязан ли трудиться осужденный в местах лишения свободы

Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению осужденных.

Поддержка освободившихся из мест заключения: как ее получить?

Нахождение в местах лишения свободы накладывает на дальнейшую, за пределами пенитенциарного учреждения, жизнь осужденного не самый положительный след. Как правило, таким людям сложно устроится на хорошую работу, не редкость и отсутствие жилья, а потому возврат обратно в тюрьму не за горами. К тому же, сама социальная адаптация осужденного довольно сложна – чем больше он провел за решеткой, тем сложнее ему потом прийти в себя.

Чтобы минимизировать такие негативные последствия для бывшего осужденного, государство разработало несколько социальных мероприятий для адаптации – в частности выплачивается пособие освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется помощь на региональном уровне в социальных центрах и центрах занятости. Об этом далее расскажем более подробно.

Как получить денежную помощь после освобождения?

5. Осужденные, указанные в части четвертой настоящей статьи, освобождаемые из исправительных учреждений, а также несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения. 1.

В целях успешной адаптации освобождаемых из мест ограничения или лишения свободы к условиям жизни гражданского общества, а также из соображений гуманности комментируемая статья предусматривает различные формы материальной поддержки таких лиц в начальный период после отбытия ими наказания. В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся в ИУ, обеспечены оплачиваемой работой, многие из них имеют низкие заработки.

Поэтому к моменту освобождения они могут нуждаться в материальной помощи, которая предоставляется администрацией ИУ.

Статья 103 УИК РФ. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы

  1. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
  2. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
  3. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с частью седьмой статьи 74 настоящего Кодекса, организуется только на территории тюрьмы.
  4. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
  5. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению осужденных.
  6. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Статья 108 УИК РФ. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы

  1. В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
  2. При отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, больными, страдающими хроническими заболеваниями, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию получить начальное профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Перечень хронических заболеваний и медицинских противопоказаний, препятствующих получению начального профессионального образования и (или) профессиональной подготовки, и порядок проведения медицинских осмотров осужденных для установления наличия либо отсутствия у них медицинских противопоказаний, препятствующих получению начального профессионального образования и (или) профессиональной подготовки, определяются совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.При отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, больными, страдающими хроническими заболеваниями, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию получить начальное профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Перечень хронических заболеваний и медицинских противопоказаний, препятствующих получению начального профессионального образования и (или) профессиональной подготовки, и порядок проведения медицинских осмотров осужденных для установления наличия либо отсутствия у них медицинских противопоказаний, препятствующих получению начального профессионального образования и (или) профессиональной подготовки, определяются совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
  3. Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.
  4. Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования.
  5. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве.
Читайте также:  6-НДФЛ в 2023 году: новая форма

Неотбытый срок лишения свободы теперь можно заменить принудительными работами

  • Приказ МВД России от 15.04.2021 N 24 «О внесении изменений в приказ Следственного департамента МВД России от 8 ноября 2011 г. N 58»
  • Приказ МВД России от 08.11.2011 N 58 (ред. от 15.04.2021) «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов»
  • Постановление Правительства РФ от 14.04.2021 N 595 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 — 2026 годы)»
  • Постановление Правительства РФ от 06.04.2018 N 420 (ред. от 14.04.2021) «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 — 2026 годы)»
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 13.04.2021 N 13-П «По делу о проверке конституционности статьи 22, пункта 2 части первой статьи 24, части второй статьи 27, части третьей статьи 246, части третьей статьи 249, пункта 2 статьи 254, статьи 256 и части четвертой статьи 321 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.И. Тихомоловой»
  • Распоряжение Президента РФ от 12.04.2021 N 88-рп «О внесении изменений в состав межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 30 июля 2018 г. N 205-рп»
  • Распоряжение Президента РФ от 30.07.2018 N 205-рп (ред. от 12.04.2021) «О некоторых вопросах межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям»
  • Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 N 569 «Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 08.04.2021 N 11-П «По делу о проверке конституционности статьи 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л.Ф. Саковой»
  • Постановление Правительства РФ от 07.04.2021 N 553 «О случае и порядке направления в 2021 году на использование изъятых или конфискованных этилового спирта и спиртосодержащей продукции»

Уголовный закон в качестве санкции предусматривает 3 вида работ:

О них говорится в ст. 49 УК РФ. Этот вид наказания не применяется к лицам, совершившим серьезные преступления. Это бесплатные общественно-полезные работы, которые гражданин выполняет в свободное от основной занятости время, не более 4 часов в день.

Им посвящена ст. 50 УК РФ. Наказание можно отбывать и по основному месту работы. Для осужденного ничего не поменяется, кроме того, что часть заработка ему придется отдавать в казну страны.

О принудительных работах говорится в ст. 53.1 УК РФ. Это самый серьезный вид наказания из перечисленных. Они заменяют реальный тюремный срок. Их назначают за преступления небольшой или средней тяжести, а также за впервые совершенное тяжкое преступление.

Рассмотрим их главные отличия:

Работы исправительного характера возможны по месту основной занятости. Если человек нигде не оформлен, он будет трудиться по месту проживания. Если назначены принудительные работы, человека могут направить в любой регион независимо от того, где он проживает. Решение принимают органы уголовно-исполнительной системы.

Наибольший срок исправительных работ — 24 месяца, а принудительных — 5 лет.

К исправительным работам могут приговорить лиц пенсионного возраста, к принудительным — нет.

Если осужденный к исправительным работам уклоняется от выполнения трудовой повинности, наказание могут заменить на принудительные работы или тюремный срок. Если же гражданин уклоняется от принудительных — на реальное лишение свободы.

Работы исправительно-трудового характера менее суровые, чем принудительные.

У них есть и схожие черты. К примеру, минимальный срок наказания в обоих случаях равен 2 месяцам. Кроме того, в доход государства взыскивают определенный процент от заработка. В этом их отличие от обязательных работ, которые осужденный должен выполнять безвозмездно.

Суды обычно назначают такой вид наказания тем преступникам, которые могут исправиться, не садясь в тюрьму.

Такую санкцию не применяют к злоумышленникам, совершим жестокие преступления, связанные с нанесением травм, убийством, изнасилованием и т.д.

Иногда исправительными работами заменяют штраф, если осужденный в силу материального положения не способен его выплатить.

К некоторым категориям граждан не могут применить этот вид санкции:

  • инвалиды I группы;
  • матери малолетних детей (до 3 лет);
  • беременные женщины;
  • лица, служащие в армии;
  • контрактники в должности «рядового» или «сержанта», если они к моменту вынесения приговора еще не отслужили 12 месяцев службы по призыву.

Исправительные работы не назначают при наличии отягчающих обстоятельств.

Время, в течение которого осужденный по разным причинам не осуществлял трудовые обязанности, не засчитывается в срок исправительных работ. Сюда относятся отпуска, выходные, отгулы, прогулы и т.п.

Занятые на исправительных работах имеют право на отпуск. Ежегодный оплачиваемый период отдыха составляет 18 рабочих дней. Его предоставляет организация, где трудится гражданин по согласованию с УИИ. Иные виды отпусков осужденным предоставляют на общих основаниях.

Статья 103. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы

[Уголовно-исполнительный кодекс РФ] [Глава 14] [Статья 103]

1. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

2. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

3. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с частью седьмой статьи 74 настоящего Кодекса, организуется только на территории тюрьмы.

4. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

5. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению осужденных.

6. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Сколько получает тюремный надзиратель?

Казалось бы, при такой сложности работа надзирателем никого не должна привлечь. Однако на каждую вакантную должность проводится конкурс, поскольку соискателей не так уж и мало.

Читайте также:  Размер пенсии по старости в России и ее изменения с 2022

Всё дело в зарплате и бонусах профессии. Конечно, по столичным меркам зарплата совсем не велика, но в регионах выбор невелик, а стабильность и некоторые бонусы привлекают граждан.

Зарплата начинающего сотрудника около 15 тысяч, а у офицера со стажем — примерно 36 тысяч рублей. К этому стоит ещё прибавить различные надбавки: по званию, за стаж, за особые условия работы, за работу с секретными сведениями, за особые достижения и пр. Итоговая сумма может доходить до 45 тысяч, а то и больше.

Помимо того, соискателей на должность привлекают и некоторые бонусы. К примеру, если у сотрудника ФСИНа нет жилья, то его поставят в очередь на единовременную выплату для покупки жилплощади.

Работнику, приехавшему из другого региона выдают средства на съём квартиры. Начинающему сотруднику, пришедшему работать в тюрьму сразу после ВУЗа или свадьбы, выплачивают около 70 000 рублей «подъёмных». А в перспективе ещё и «военная пенсия».

Каждый год службы в уголовно-исполнительных органах идёт за полтора, поэтому на минимальную пенсию по выслуге лет можно выйти уже к 33 годам, а в 60 лет к ней прибавится ещё и пенсия по возрасту. При выходе на пенсию сотрудникам положена материальная помощь в размере 7 стандартных окладов.

Большое значение имеют также бесплатные ведомственные больницы, санатории, детские оздоровительные лагеря, гарантированное место в детском саду или школе на льготных условиях.

Отпуск у тюремного надзирателя больше, чем у остальных: у молодых сотрудников — 30 дней, а у надзирателей со стажем — до 45 дней.

Надзирателям оплачивается высшее образование в ВУЗах ФСИН, а также обучение в адъюнктуре, докторантуре, командировочные на учёбу, на конференции и совещания.

Что касается карьеры, то у тюремного надзирателя перспективы в этом плане тоже весьма неплохие. Карьерный рост возможен внутри структуры ФСИН. Можно перевестись в управу, пойти работать в ВУЗ или центральный аппарат ФСИН, занять должность начальника тюрьмы.

А что? На руководящих должностях сотрудники УИС получают достойные деньги, которые не всегда заработаешь на гражданке, особенно в регионах.

Стоит отметить, что подготовленный сотрудник уголовно-исполнительной системы, ежедневно работавший с людьми, разбиравший практические ситуации, очень ценится.

Считается, что именно такой работник способен справиться с любой работой. Многие после выхода на пенсию идут работать в службы безопасности.

До того, как освободиться

В 2006 году Минюст утвердил инструкцию по содействию освобождающимся осужденным в трудоустройстве (Приказ Минюста России от 13 января 2006 г. N 2)

За полгода до освобождения заключенного начинают готовить к вольной жизни: в исправительном учреждении (ИУ) с ним проводят различные беседы и занятия. В том числе, по заявлению освобождаемого, ИУ обязано оказать ему содействие в трудовом и бытовом устройстве. Для этого учреждение уведомляет органы самоуправления и службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Если ответят, что подходящих мест нет, то инспектор по трудовому и бытовому устройству осужденных должен продолжить работу по этому вопросу, но в других местностях. Конечно же, если освобождающийся согласен.

Также осужденным можно выехать за пределы ИУ, чтобы самостоятельно решить свои вопросы по работе и жилью, но не дольше, чем на 7 суток (не считая времени на дорогу туда-обратно).

Кроме того, с марта 2021 года между ФСИН и Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) действует соглашение по содействию в трудоустройстве освобождающимся из ИУ. Роструд является оператором электронной базы вакансий «Работа в России», где собраны актуальные предложения работодателей и соискателей из всех регионов страны. Через эту систему и проходит трудоустройство бывших заключенных.

Но зачастую такие меры существуют только на бумаге: о социальной адаптации заключенные часто и не слышали, а с работой есть сложности даже в самих исправительных учреждениях. Судьбой тех, кто уже покинул стены «казенного дома», ФСИН занимается еще меньше.

Другой комментарий к статье 103 УИК РФ

1. Общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Комментируемая статья устанавливает обязательность труда осужденных к лишению свободы, что соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными от 30 августа 1955 г.; п. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.).

Места и виды работ, на которых осужденные к лишению свободы обязаны трудиться, определяются администрацией исправительных учреждений. При этом имеющаяся специальность и желание осужденного заниматься тем или иным видом трудовой деятельности учитываются при наличии соответствующих производственных возможностей.

В связи с тем что подавляющее большинство предприятий учреждений, исполняющих наказания, оказалось не в состоянии функционировать в условиях рыночной экономики и выполнять задачу привлечения осужденных к общественно полезному труду, возникла острая необходимость в изменении их организационно-правовой формы в целях сохранения производственного и кадрового потенциала. В настоящее время ФСИН России осуществляется реформирование системы трудовой занятости и профессионального обучения осужденных, направленное прежде всего на решение вопросов их социально-трудовой адаптации и подготовки к жизни в обществе.

Концепция реформирования государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, разработанная в рамках реализации Федеральной целевой программы «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002 — 2006 годы», одобрена Экспертным советом при Правительстве РФ (заключение N 9 от 15 июля 2003 г.). Положения Концепции нашли свое отражение в бюджетном законодательстве РФ.

Федеральным законом от 06.06.2007 N 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» ч. 1 комментируемой статьи изложена в новой редакции, в соответствии с которой осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции, а также по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений и следственных изоляторов.

———————————
СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2834.

При этом исключено положение, в соответствии с которым осужденные были вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Обязанность администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к общественно полезному труду в новой редакции ч. 1 сохранена с оговоркой о том, что она реализуется при условии наличия рабочих мест.

Производственная деятельность исправительных учреждений (центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских), федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, а также особенности привлечения осужденных к труду на объектах организаций, не входящих в уголовно-исполнительную систему, выполнения работ по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений и следственных изоляторов регламентируются Законом об органах, исполняющих уголовные наказания.

В соответствии с названным Законом центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства РФ в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.

Читайте также:  Что Такое Людское и Воровское Понятие • Спрос за крысятничество

Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые соответственно в воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.

Примерное положение о центре трудовой адаптации осужденных, учебно-производственной (трудовой) мастерской и лечебно-производственной (трудовой) мастерской утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять нормативное правовое регулирование в сфере исполнения наказаний (Минюстом России).

Деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную Законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду. Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определяется Правительством РФ.

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Перечни должностей в штатах центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания, замещаемых лицами, имеющими специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждаются руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы в пределах лимитов численности этой категории сотрудников уголовно-исполнительной системы, установленных Правительством РФ.

2. Осужденные привлекаются к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья. Так, обязанность трудиться не распространяется на осужденных, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение по старости, — мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, а также осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, которым предоставлено право трудиться по их желанию.

Порядок и условия привлечения к труду данных категорий осужденных, а также ограничения в отношении применения труда несовершеннолетних осужденных устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о труде и нормами о социальной защите инвалидов, содержащимися в законодательных актах РФ. Трудоспособность осужденных определяется медицинской комиссией исправительного учреждения.

3. Привлечение осужденных к труду в различных видах исправительных учреждений имеет свои особенности. В частности, осужденные, отбывающие лишение свободы в тюрьмах, не могут привлекаться к труду на предприятиях, расположенных вне территории исправительного учреждения, их труд организуется только на территории тюрьмы.

4. Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений установлен Перечень работ и должностей, на которых запрещается применение труда осужденных. Они не могут использоваться на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы; в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, находится (хранится) оружие, служебная документация, специальные технические средства. Не допускается труд осужденных: по обслуживанию и ремонту технических средств охраны, а также размещенных во внутренней запретной зоне инженерных средств охраны; с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; с подчинением им вольнонаемных работников; в качестве водителей оперативных машин; в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

Поощрения и взыскания

От того, как исполняются обязанности, возлагаемые на осужденных к лишению свободы, зависит применение мер поощрения или взыскания.

Безупречное поведение, добросовестное отношение к учебе и труду, а также активное участие в мероприятиях воспитательного характера (показательные выступления, хор, театральные постановки и т.д.) – все это является основанием к поощрению. Список «хороших» дел не является исчерпывающим, оценка действий осужденного производится в каждом индивидуальном случае на усмотрение начальника учреждения, который и принимает решение о поощрении, которое может быть в виде:

  • благодарности (единственный вид поощрения, которое может быть объявлено устно);
  • награждение подарком;
  • денежная премия;
  • досрочное снятия взыскания (при наличии любого взыскания это единственно возможная мера поощрения);
  • дополнительное краткосрочное или длительное свидание (актуально для тех, кто имеет право на ограниченное количество свиданий с родственниками);
  • разрешение на 1 дополнительную посылку или бандероль (применяется в отношении осужденных, у которых возможность получения посылок ограничена. Например, эту меру нецелесообразно применять в воспитательных колониях, где получают бандероли без ограничения);
  • разрешение проводить время за пределами колонии в выходные и праздничные дни (применяется в колониях-поселениях);
  • увеличение прогулки до 2–х часов (для тех, кому свободное перемещение по территории запрещено – например, в колонии строгого режима).

Решением начальника учреждения может быть осуществлен перевод осужденного с обычных условий на облегченные, или со строгих на обычные, в зависимости от положения лица. Перевод в учреждение другого типа (например, из колонии общего режима в колонию-поселение) тоже является своеобразной мерой поощрения, но принимается такое решение специальной комиссией.

Наличие нескольких поощрений выгодно самому осужденному – все они заносятся в личное дело (кроме устной благодарности) и являются веским обстоятельством для суда, который рассматривает заявление об условно-досрочном освобождении или о замене неотбытой части наказания более мягким (например, лишение свободы на ограничение свободы). Довольно часто судьи идут навстречу осужденным и удовлетворяют такие заявления – конечно, при отсутствии взысканий, которые могут быть в виде:

  • выговора (может быть в устной или письменной форме);
  • дисциплинарного штрафа (до 200 рублей – сумма небольшая, но сам факт появления в личном деле даже небольшого взыскания может полностью «закрыть» путь к досрочному освобождению);
  • решения об отмене возможности проживания на льготных условиях (вне общежития) и выхода за пределы территории (актуально в колониях-поселениях);
  • помещения в штрафной изолятор – так называемый «ШИЗО» — на срок до 15 суток (применяется везде, кроме колонии-поселения и ВК);
  • перевод в одиночную камеру (применяется в колонии особого режима);
  • перевод в помещения камерного типа (применяется в отношении женщин, отбывающих наказания в колонии общего режима).

Решение о наложении взыскания принимается начальником исправительного учреждения на основании данных о нарушениях, таких как:

  • употребление лицами спиртного или наркотиков;
  • хулиганские действия, нарушение общественного порядка;
  • неповиновение или оскорбление сотрудников администрации;
  • изготовление или передача запрещенных предметов (например, острых предметов – заточек);
  • уклонение от обязательного лечения;
  • отказ от работы, учебы;
  • склонение других осужденных к нарушению условий отбывания наказания.

Какие существуют виды принудительных работ?

Принудительные работы различают по следующим признакам:

  • По территориальному расположению:
    • Принудительные работы по месту жительства осужденного;
    • Отбытие осужденного в другой регион для выполнения судебного приговора.
  • По сроку приговора:
    • Срок наказания от 2 месяцев до года будет носить более воспитательный и профилактический характер;
    • А срок принудительных работ от года до 5 лет является суровой степенью наказания.

Так, на практике, в качестве принудительных работ могут назначить:

  1. Уборку улиц, придомовых территорий;
  2. Сбор мусора в общественных местах;
  3. Участие в благоустройстве города.

Итак, принудительные работы могут быть назначены абсолютно любых видов законной деятельности, а их виды выделяются только по территориальным и временным признакам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *