- Правовые ответы

КАЗАХСТАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ БУХГАЛТЕРОВ УЧЁТ 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КАЗАХСТАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ БУХГАЛТЕРОВ УЧЁТ 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В связи с тем, что многие владельцы иностранных компаний стремятся расширять свой бизнес и регистрировать новые представительства на территории Казахстана, правительство разработало несколько правил валютного регулирования, которое позволит контролировать международные сделки.

Какие этапы включает в себя процедура ликвидации ТОО?

Чтобы провести ликвидацию ТОО в Казахстане, необходимо пройти несколько этапов:

  • принятие собственником (собранием учредителей организации) решения о ликвидации компании;
  • формирование ликвидационной комиссии;
  • уведомление о грядущем увольнении работников не менее, чем за месяц (ст.52 ТК РК);
  • уведомление Министерства юстиции РК в письменном виде или через электронные сервисы с использованием ЭЦП (п.1 ст.50 ГК РК);
  • уведомление УГД МФ РК (в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения), согласно п.1 ст.50 НК РК;
  • уведомление Центра занятости населения о грядущем увеличении числа безработных не менее, чем за 2 месяца;
  • публичное уведомление о ликвидации компании посредством подачи объявления в газеты республиканского значения, с указанием сроков (минимум 2 месяца) принятия претензий со стороны кредиторов (п.3 ст.50 ГК РК);
  • по истечении 2 месяцев с подачи объявления –составление промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационной налоговой отчетности;
  • подача в УГД МФ РК заявления на проведение налоговой проверки и налоговой отчетности с пометкой «ликвидационная» (в течение 3 дней с даты утверждения баланса);
  • прохождение проверки (инициируется УГД МФ РК не позднее 20 рабочих дней с даты получения заявления);
  • расчет с кредиторами, расчет по налоговым обязательствам, в т.ч. путем продажи имущества с открытых торгов;
  • при наличии операций, связанных с ВЭД –запрос в таможенных органах справки об отсутствии задолженности по сборам;
  • после окончания налоговой проверки -составление окончательного варианта ликвидационного баланса;
  • закрытие счетов ТОО в банках;
  • снятие с учета ККМ;
  • предоставление в территориальное УГД МФ РК ликвидационного баланса и справки о закрытии счетов;
  • уничтожение печати (предварительно печать необходимо проставить на всех документах, где она может потребоваться);
  • подача заявления и документов в ЦОН по месту регистрации ТОО (или через портал Egov).

Ликвидация юридического лица

Процедура ликвидации, как и регистрация, проходит в государственных органах. По времени этот процесс достаточно длителен. Будучи объектом бизнеса независимо от величины дохода (или его отсутствия) в налоговую должна поступать соответствующая отчетность. В случае невыполнения этого требования могут быть наложены разного рода санкции и штрафы, а конечным результатом может стать решение признать юридическое лицо бездействующим. При таком положении дел регистрация новой компании будет невозможной, как и подача заявки на участие в государственном тендере, если участник числится в роли учредителя или руководителя.

Полная ликвидация юридического лица происходит при наличии соответствующего пакета документов:

  1. Учредительные бумаги в оригинальном исполнении (свидетельство о регистрации, устав, договор, решение и приказ, свидетельствующие о назначении руководителя исполнительного органа юридического лица и его удостоверение личности в копии).
  2. Документ о взятии на учет по НДС (если таковой есть).
  3. Документы, подтверждающие наличие контрольно-кассового аппарата.
  4. Перечень лиц, участвующих в комиссии по ликвидации и копии их удостоверений личности.
  5. Ликвидационная налоговая отчетность.
  6. Информация об имуществе юридического лица, подлежащего ликвидации, претензии от кредиторов и результаты рассмотрения последних.
  7. Ликвидационный баланс предприятия.
  8. Данные об открытых банковских счетах юрлица.
  9. При наличии филиалов и представительств необходимы документы о снятии таковых с учета.
  10. Доверенность на сотрудников компании, которые будут заниматься процедурой ликвидации.

Порядок принудительной ликвидации

Перечень субъектов, подлежащих принудительной ликвидации формируется не позднее 1 марта. Информация в СМИ размещается не позднее 1 апреля. Кроме перечня компаний указываются и следующие данные:

  • ИНН (если он есть);
  • регистрационный номер плательщика налогов;
  • ФИО при наличии такового в документе, подтверждающем личность физлица либо наименование субъекта;
  • название налогового органа согласно месту нахождения субъекта;
  • адрес налогового органа, куда могут обращаться кредиторы или лица, чьи интересы будут затронуты в случае принудительного закрытия компании.

После появления в СМИ перечня субъектов сведения о них запрашиваются в:

  • банках второго уровня и организациях, занимающихся отдельными видами банковских операций;
  • уполномоченных госорганах о наличии движимого и недвижимого имущества;
  • органах юстиции о наличии или отсутствии данных в Национальном реестре идентификационных номеров.

Камеральный контроль и блокировка ЭСФ

Текущая редакция

Новая редакция

Комментарий

Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля

2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом.

Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля

2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом.

Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ.

Статья 96. Результаты камерального контроля

1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений;

по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.

Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения.

Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.

Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками.

Статья 96. Результаты камерального контроля

«1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска.

При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;

по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска;

по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания

выявленных нарушений и их степени риска.

Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения.

Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»;

Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска.

По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение).

По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было).

Статья 96. Результаты камерального контроля

1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем:

постановки на регистрационный учет в налоговых органах;

представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;

2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В пояснении должны быть указаны:

дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом);

фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);

идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);

наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;

номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение;

обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение.

В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению.

Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется.

Статья 96. Результаты камерального контроля

«1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем:

постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;

отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан;

2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»;

«3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»;

«2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны:

дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем

личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);

идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об

устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;

номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,

с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.

В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»;

В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ.

Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска).

Статья 96. Результаты камерального контроля

Статья 96. Результаты камерального контроля

6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса.

При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ.

Отсутствует

Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур

1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.

2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом.

3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства».

4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом.

5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие.

Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления.

Статья 145. Виды налоговых проверок

1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска;

2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).

Статья 145. Виды налоговых проверок

1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»;

2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).

Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.

Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.

Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года.

С 01.01.2023 года

Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска.

Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая.

Статья 158. Завершение налоговой проверки

Статья 158. Завершение налоговой проверки

«При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.

При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта).

В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола.

Читайте также:  Как провести голосование в ЖКХ

Налог на добавленную стоимость (НДС) и Электронные счета-фактуры (ЭСФ)

Текущая редакция

Новая редакция

Комментарий

Статья 399. Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость

1. Освобождается от налога на добавленную стоимость импорт:

Статья 399. Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость

1. Освобождается от налога на добавленную стоимость импорт:

19) сахара-сырца тростникового;

20) химических веществ (сырья) для производства пестицидов при одновременном соблюдении следующих условий:

производство указанных товаров отсутствует на территории Республики Казахстан или не покрывает потребности Республики Казахстан;

ввезенные товары включены в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриальной деятельности по согласованию с уполномоченным органом, уполномоченным органом в области налоговой политики и уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;

ввезенные товары предназначены исключительно для производства пестицидов и не предназначены для дальнейшей реализации.

В случае нарушения в течение трех лет с даты выпуска товаров для внутреннего потребления на территории Республики Казахстан требований, установленных настоящим подпунктом, налог на добавленную стоимость на импортируемые товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;

21) произведений искусства, ввозимых негосударственными музеями. Перечень произведений искусства, указанных в настоящем подпункте,

утверждается уполномоченным органом в области культуры по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

С 01.01.2023 года

Новые категории импорта, освобожденные от НДС: сахар-сырец, хим вещества для производства пестицидов, произведения искусства, ввозимые музеями.

Статья 412. Общие положения

1. При совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру:

Статья 412. Общие положения

1. При совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру:

10) юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для осуществления деятельности по подтверждению соответствия, определенное законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании;

11) налогоплательщик, являющийся таможенным представителем, таможенным перевозчиком, владельцем складов временного хранения, владельцем таможенных складов и уполномоченным экономическим оператором в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан

С 01.01.2023 года

Новые категории, обязанные выписывать СФ: юр лицо, выполняющее деятельность по подтверждению соответствия и таможенный представить, перевозчик, владелец складов временного хранения, таможенных складов.

Статья 412. Общие положения

Статья 412. Общие положения

2-1. При ограничении выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса счет-фактура выписывается на бумажном носителе.

При этом счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, подлежит введению в информационную систему электронных счетов-фактур в течение пятнадцати календарных дней с даты отмены ограничения выписки счетов-фактур в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса.»;

С 01.01.2013 года

Добавлено положение. Если налогоплательщик ограничен в выписке ЭСФ – документ выписывается на бумаге. После отмены ограничения – бумажный СФ вводится в ИС ЭСФ в течении 15 дней.

Статья 412. Общие положения

14. В случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 2) части первой, частью третьей пункта 13 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе товаров, работ, услуг реквизитов юридического лица, через доверенное лицо которого осуществляется приобретение товаров, работ, услуг, или индивидуального предпринимателя, приобретающего товары, работы, услуги. При этом в случаях, предусмотренных подпунктами 3) и 4) пункта 13 настоящей статьи, выписка счета-фактуры осуществляется по месту реализации товаров, работ, услуг.

В случае, предусмотренном подпунктом 4) части первой пункта 13 настоящей статьи, получатель услуг вправе обратиться с требованием выписать документ, подтверждающий факт проезда физического лица, или счет-фактуру к поставщику таких услуг, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе работ, услуг реквизитов физического лица, которому оказана услуга по перевозке.

В случае приобретения товаров, работ, услуг у налогоплательщика, указанного в подпункте 8) части первой пункта 1 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение срока, установленного пунктом 2 статьи 413 настоящего Кодекса, обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование.

Статья 412. Общие положения

14. В случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 2) части первой и частью третьей пункта 13 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе товаров, работ, услуг реквизитов юридического лица, через доверенное лицо которого осуществляется приобретение товаров, работ, услуг, или индивидуального предпринимателя, приобретающего товары, работы, услуги.

В случае, предусмотренном подпунктом 4) части первой пункта 13 настоящей статьи, получатель услуг вправе в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации обратиться с требованием выписать документ, подтверждающий факт проезда физического лица, или счет-фактуру к поставщику таких услуг, а поставщик обязан выполнить такое требование с учетом положений настоящей статьи, в том числе в части указания в сведениях о получателе работ, услуг реквизитов физического лица, которому оказана услуга по перевозке.

В случае приобретения товаров, работ, услуг у налогоплательщика, указанного в подпункте 8) части первой пункта 1 настоящей статьи, получатель товаров, работ, услуг вправе в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации, обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать счет-фактуру, а поставщик обязан выполнить такое требование.

Выписка счета-фактуры в соответствии с положениями настоящего пункта осуществляется по месту реализации товаров, работ, услуг.

С 01.01.2013 года

Установлен срок для обращения покупателем для выписки ЭСФ в установленных случаях – 180 календарных дней с даты совершения оборота. В настоящий момент — в течение срока исковой давности.

Статья 413. Сроки выписки счетов-фактур

2. В целях выполнения требований пункта 14 статьи 412 настоящего Кодекса выписка счета-фактуры осуществляется в день или после даты совершения оборота, но в пределах срока исковой давности, установленного статьей 48 настоящего Кодекса.

Статья 413. Сроки выписки счетов-фактур

2. В целях выполнения требований пункта 14 статьи 412 настоящего Кодекса выписка счета-фактуры осуществляется в день или в течение ста девяноста пяти календарных дней после даты совершения оборота.

С 01.01.2013 года

Установлен срок для выписки ЭСФ (в ситуации, когда выписка документа продавцом не требуется) — в течение 195 календарных дней (срок обращения покупателя для оформления документа – 180 календарных дней).

Статья 431. Порядок и сроки возврата превышения налога на добавленную стоимость

2. Если иное не установлено статьями 432 и 434 настоящего Кодекса, возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость, подтвержденного результатами проверки, производится налогоплательщику в следующие сроки:

в остальных случаях – в течение ста пятидесяти пяти календарных дней.

Статья 431. Порядок и сроки возврата превышения налога на добавленную стоимость

2. Если иное не установлено статьями 432 и 434 настоящего Кодекса, возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость, подтвержденного результатами проверки, производится налогоплательщику в следующие сроки:

в остальных случаях – в течение семидесяти пяти рабочих дней.»;

С 01.01.2023 года

Сокращаются сроки для возврата превышения НДС, подтвержденного результатами проверки, в общих случаях – со 155 до 75 рабочих дней

Статья 440. Определение оборота по реализации товаров, работ, услуг и облагаемого импорта в Евразийском экономическом союзе

5. Не является облагаемым импортом:

Статья 440. Определение оборота по реализации товаров, работ, услуг и облагаемого импорта в Евразийском экономическом союзе

5. Не является облагаемым импортом:

В случае нахождения временно ввезенных товаров на территории Республики Казахстан более двух лет с даты ввоза ввоз таких товаров признается облагаемым импортом и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по импортированным товарам с даты принятия на учет таких товаров в порядке и размере, которые определены настоящим Кодексом

С 01.01.2023 года

Если временно ввезенный товар находится на территории РК более 2-х лет, такой товар признается облагаемым импортом и подлежит обложению НДС.

Статья 453. Счет-фактура

6. При реализации импортером товаров, ввезенных с территории государств-членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан, счет-фактура в электронной форме выписывается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Статья 453. Счет-фактура

6. При реализации импортером товаров, ввезенных с территории государств – членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан в одном налоговом периоде, счет-фактура в электронной форме выписывается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

В иных случаях счет-фактура при реализации импортером товаров, ввезенных с территории государств – членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан, выписывается в сроки, установленные главой 47 настоящего Кодекса.»;

С 01.01.2023 года

При реализации импортером товара, импортированного из ЕАЭС, если импорт и продажа в одном налоговом периоде — ЭСФ оформляется до 20 числа следующего месяца. Если в разных периодах – в общие сроки.

Читайте также:  Доля несовершеннолетнего ребенка при приватизации квартиры

Какие типы предприятий можно зарегистрировать в Казахстане?

Правительство Республики Казахстан предусматривает регистрацию таких субъектов бизнеса:

  1. ТОО (LLP). Наиболее распространенный тип юридического лица, которое функционирует на территории РК. Данный предприниматель несет ограниченную ответственность за ведение бизнеса. В таком случае руководители и владельцы компании не ставят под удар собственные средства в случае, если фирму настигнет банкротство. В такой компании должен быть минимум один управляющий, а количество акционеров не ограничено.

  2. АО. При регистрации акционерного общества, необходимо предоставить данные минимум об одном руководителе резиденте Казахстана (физическое лицо) и об одном акционере, гражданство которого не имеет значения. Минимальный капитал такой компании в Казахстане должен составлять 483 000 долларов. Акционерное общество обязуется регулярно (раз в год) предоставлять финансовую отчетность за прошедший период.

  3. ТДО. Товарищества с дополнительной ответственностью функционируют также, как и ТОО, однако в случае возникновения финансовых проблем внутри компании или банкротства покрывают ущерб средствами из собственных вкладов, а если этих денег недостаточно, вынуждены отдавать личное ценное имущество. Поскольку размер уставного капитала формируется в основном за счет средств вкладчиков, учредители ТДО обязаны вернуть инвесторам деньги в случае признания компании не прибыльной.

  4. ИП. Самая простая форма малого предпринимательства, которую можно зарегистрировать в Казахстане. Индивидуальными предпринимателями являются частные лица, которые ведут бизнес по производству или реализации товаров. Деятельность ИП является официальным трудовым стажем, что положительно влияет на рост пенсионных накоплений и стажа работы. Для индивидуальных предпринимателей действует фиксированный режим налогообложения в размере 12% до общей суммы дохода. Регистрация ИП возможна только для коренных жителей Казахстана, которые имеют гражданство и постоянную регистрацию на территории РК. Если иностранец хочет открыть бизнес на основе ИП, обязательным условием является получение гражданства. Также при открытии ИП предприниматель должен учитывать, что он несет полную ответственность за ведение бизнеса и в случае потери капитала компании обязан компенсировать причиненный ущерб из личных средств.

  5. Дочернее представительство. На территории Казахстана предприниматели вправе открывать дочерние компании, которые полностью контролируются большой корпорацией. Независимо от того, что дочерняя организация контролируется главным управляющим предприятия, она функционирует отдельно, имеет собственный бюджет и самостоятельно уплачивает налоги. Оформлять дочерние компании выгодно владельцам крупных организаций, поскольку таким образом они могут рассчитывать на сниженную ставку налогообложения.

  6. Филиал. Данная форма ведения бизнеса подходит для иностранных инвесторов, которые хотят открыть представительство своей компании в Казахстане. Филиал должен быть официально зарегистрирован на территории РК, иметь собственный офис и уполномоченных представителей. Однако, юридическими и финансовыми делами филиала управляет руководитель главного офиса.

Какие документы потребуются для регистрации ТОО в Казахстане?

Предприниматель, который решил зарегистрировать свой бизнес на территории Казахстана, должен собрать обязательный пакет документов. Они обязательно потребуются, чтобы пройти весь процесс регистрации ТОО или другой бизнес в Казахстане:

  • копию удостоверительного документа владельца компании (паспорта);

  • документ, подтверждающий фактический адрес проживания предпринимателя: квитанция на оплату коммунальных услуг, выписка из банка и т.д.;

  • информацию о сумме начального уставного капитала;

  • заявление от акционеров о принятом решении по поводу регистрации юридического лица в Казахстане;

  • описание вида деятельности компании;

  • квитанция или выписка, которая подтверждает, что предприниматель уплатил государственную пошлину.

Также в заявлении о регистрации необходимо прописать название организации, номер счета в банке РК и адрес главного офиса. Если регистрация компании в Казахстане осуществляется по доверенности, доверенное лицо должно предоставить документы, подтверждающие его право зарегистрировать компанию в РК.

Открытие счета для предпринимателя

Для проведения финансовых операций внутри компании и расчетов с международными партнерами предпринимателю нужно в обязательном порядке открыть счет в банке Казахстана. Наиболее выгодные банковские продукты для развития бизнеса предлагают банки ЦентрКредит, Альфа-Банк, Капитал Банк и другие.

Открытие счета в банках для крупного, среднего и малого предпринимательства, которые функционируют на территории Республики Казахстан имеет массу преимуществ:

  • возможность проведения финансовых операций в национальной и иностранной валюте: тенге, рубли, доллары, евро и т.д.;

  • наличие страхования и кредитных продуктов для предпринимателей;

  • оптимальные тарифы на банковские услуги;

  • возможность получить ЭЦП в личном кабинете на сайте банковского учреждения;

  • 100% конфиденциальность персональныхданных юридических лиц;

  • возможность проводить операции контролировать движение средств по счетам с помощью мобильных приложений и интернет-банкинга;

  • круглосуточная техническая поддержка пользователей.

Оформить предпринимательский счет можно онлайн, через официальный сайт банка или обратившись к менеджеру в банковском отделении. Для открытия счета и осуществления предпринимательской деятельности, юридическим лицам нужно указать данные об учредителях, ИИН номер размер уставного капитала и основную информацию о компании в Казахстане.

Как закрыть бизнес без участия налоговиков в Казахстане

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • сегодня
  • неделя
  • месяц

SPAR – далеко не первый иностранный игрок на местном рынке. До него были и супермаркеты схожего формата, и элитные «гурме», и «экспрессы», но практика показывает, что лучше всех из иностранных игроков в Казахстане приживаются компании, занимающие эконом-сегмент. Например, в низком ценовом диапазоне работают российские магазины фиксированных цен – Fix Price. Сеть зашла на казахстанский рынок только в 2019 году, но уже имеет в стране более 200 точек. От соседей к нам пришли и другие торговые сети – российские жесткие дискаунтеры «Светофор» и «Доброцен», которые представлены практически во всех областях Казахстана.

«Это формат жесткий, экономный и потому исключительно успешный», – объясняет причину их жизнеспособности на рынке управляющий компании Trade Help, эксперт в сфере FMCG-ретейла Андрей Калмыков.

Другой российский дискаунтер – «Низкоцен» (открыл первый гипермаркет в Северо-Казахстанской области в 2015 году), наоборот, отказался от жесткого формата. С 2017 года компания начала развивать в Казахстане новую торговую сеть – Inmart. Новый бренд относится все к тому же эконом-сегменту, но работает уже в более мягком и компактном формате – «магазины у дома». На вопросы «Курсива» в компании на момент публикации материала не ответили, но объяснение такому решению удалось найти в других, более ранних публикациях СМИ. Владелец сети Виктор Шкуренко отмечал, что открывать магазины у дома дешевле и проще, чем громоздкие «Низкоцены». Формат дискаунтеров, по его мнению, на тот момент в Казахстане был мало востребован.

Первым городом, где открылся Inmart, стал Павлодар.

«У вас (в Павлодаре) на сегодня две торговые сетки, достаточно крупные: Greenwich и Small. Думаю, Inmart найдет своего покупателя. Каждый работает в своей нише, и потребитель сам найдет, где ему будет интересно. Мы ориентированы как магазин у дома, в шаговой доступности, будем вставать там, где удобно дойти, а не доехать», – говорил тогда Шкуренко.

На сегодня сеть представлена в четырех городах Казахстана – Павлодаре, Костанае, Усть-Каменогорске и Кокшетау.

Для сохранения позиций на рынке важно не только найти «своего покупателя», но и суметь адаптироваться под него, расширяя свою аудиторию. Так, крупная немецкая сеть METRO, во всем мире развивающаяся в В2В-формате (основные клиенты из сегмента HoReCa), в 2009 году открыла в столице Казахстана первый торговый центр не только для бизнеса, но и для розничных покупателей. Позже еще два таких же центра появилось в Алматы. Но в 2015 году ТЦ, расположенный в алматинском микрорайоне «Дорожник», ниже Северного кольца, был закрыт для розничных покупателей. Его переоборудовали в оптовый склад и логистический центр. Возможно потому, что локация для мелкооптового магазина оказалась неудобной.

«У нас были большие сложности в начале работы в Казахстане, как раз из-за того, что менеджмент недооценил уникальность местного рынка. В течение этих 13 лет мы стали умнее, опытнее и научились управлять цепочкой поставок как никто другой. Именно эффективность логистических процессов дает нам возможность расти и развиваться», – прокомментировала «Курсиву» заместитель генерального директора компании «МЕТРО Казахстан» Наталья Мархиева.

Сейчас в Казахстане «МЕТРО Кэш энд Керри» управляет шестью торговыми центрами: по одному в Нур-Султане, Алматы, Караганде, Шымкенте, Павлодаре и Усть-Каменогорске, а также шестью оптовыми складами для обслуживания только профессиональных покупателей: по одному в Нур-Султане, Алматы, Актобе, Актау, Атырау и Уральске.

Читайте также:  Средняя заработная плата по России для расчета алиментов

Дольше всех – 22 года, с 1999 по 2020 год – на рынке Казахстана просуществовал турецкий «Рамстор». Это была первая иностранная сеть супермаркетов, которая, по мнению Калмыкова, заходила сразу со стратегией «освоить молодой рынок, заработать деньги и уйти».

«Рамстор» имеет великолепную экономическую модель – приходит на рынок первым. На пустом рынке имеет быструю окупаемость инвестиций, около 15 лет получает прибыль, и как только конкуренция возрастает – уходит с рынка, так как прибыль в период конкурентной борьбы и роста затрат на персонал, аренду и коммунальные услуги резко уменьшается. «Рамстор» правильно сделал, покинув свое­временно Россию, Казахстан, Азербайджан. Выход из страны с большой прибылью достоин уважения», – считает Калмыков.

Сама компания Migros Ticaret A.Ş., которой принадлежит «Рамстор», закрытие своих супермаркетов в Казахстане подробно не объясняла, лишь разместила на сайте Стамбульской фондовой биржи следующее сообщение: «В соответствии с целями роста нашей компании и стратегией сосредоточенности на рынках, на которых мы работаем, нами проведена переоценка розничной операционной деятельности ТОО «Рамстор Казахстан». Также отмечалось, что доля этого ТОО составила около 0,8% от консолидированных продаж материнской компании.

После прекращения работы супермаркетов ТОО «Рамстор Казахстан» осталось на рынке в качестве владельца многофункционального комплекса Ramstore All In в Алматы.

В законодательстве появится особая процедура для малого и среднего бизнеса — исключение из ЕГРЮЛ по желанию учредителей. Она потребует от владельцев компании меньше усилий и займёт около 3,5 месяцев.

Если проект закона утвердят, ООО будут исключать из ЕГРЮЛ в таком порядке:

Участники юрлица принимают решение о прекращении его деятельности и отправляют заявление об этом в регистрирующую налоговую. Это нужно сделать в том же порядке, в котором компания вносит другие изменения в ЕГРЮЛ.

Налоговая делает запись о предстоящем закрытии ООО. На это отводится 5 дней.

Информацию о том, что компания прекращает деятельность, нужно разместить в Вестнике государственной регистрации. В законопроекте не сказано, кто это делает. Но Минэкономразвития разъяснило, что от владельцев бизнеса потребуется только первичное обращение в налоговую, поэтому, вероятно, публикацией будет заниматься ФНС.

Кредиторы и другие заинтересованные лица могут обратиться с возражениями против закрытия ООО. Они вправе сделать это в течение трёх месяцев.

Если возражения не поступили, налоговая исключает компанию из ЕГРЮЛ.

Ожидается, что новые правила начнут применяться с середины 2023 года, чтобы ФНС успела подготовиться.

Что должен знать ИП на «упрощенке» в 2021 году

Начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия производит выплату денег кредиторам ликвидируемого юридического лица в порядке очередности, установленной статьей 51 Гражданского кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. Если денег для удовлетворения требований кредиторов недостаточно, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (пункты 5, 6 статьи 50 Гражданского кодекса).

Ликвидация ТОО в Казахстане достаточно длительный и сложный процесс, который состоит из строго установленных сроков и порядка. Ниже рассматривается как поэтапно закрыть ТОО в Казахстане.

1. Принятие решения о ликвидации. Назначение ликвидационной комиссии

Процедура начинается с принятия решения участниками ТОО о ликвидации. Решение оформляется протоколом общего собрания участников (решением единственного участника).

Назначение ликвидационной комиссии. Протокол общего собрания участников (решение единственного участника) должен содержать назначение и состав ликвидационной комиссии, порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия должна состоять в количестве не менее двух лиц и назначается из числа любых дееспособных лиц, включая сотрудников юридического лица. С момента назначения к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица, а также право выступать от имени юридического лица в суде.

2. Уведомление госорганов и объявление о ликвидации

Уведомление госорганов. После принятия решения о ликвидации, в течение 3-х рабочих дней нужно письменно или через интернет-сайт с применением ЭЦП уведомить НАО «ГК «Правительство для граждан» и налоговый орган по месту регистрации о ликвидации ТОО (п. 1 ст. 50 ГК РК).

Предоставление информации о высвобождаемых работниках. Информация предоставляется в центр занятости населения о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией, с указанием количества работников и сроков, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за один месяц до начала высвобождения (пп. 2 п. 1 ст. 28 Закона РК «О занятости населения»).

Подача объявления в газету. Одновременно в периодическое печатное издание, распространяемое на всей территории Республики Казахстан (Юридическая газета), подается объявление о ликвидации юридического лица, с указанием порядка и сроках приема претензий от кредиторов.

3. Трудовые отношения при ликвидации

Увольнение сотрудников. Трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае ликвидации работодателя-юридического лица (пп. 1 п. 1 ст. 52 ТК РК).

Компенсация сотрудникам. При расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с ликвидацией, работодатель производит компенсационные выплаты работнику в связи с потерей работы в размере средней заработной платы за месяц (пп. 2 п. 1 ст. 131 ТК РК).

В случае задолженности перед сотрудниками. При ликвидации, работодатель обязан при наличии задолженности перед работником выдать справку о размере образовавшейся задолженности по заработной плате и иным выплатам, оформленную надлежащим образом (п. 3 ст. 62 ТК РК).

4. Составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса

Составление промежуточного ликвидационного баланса. После истечения срока для предъявления претензий от кредиторов, составляется промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержат сведения о составе имущества ликвидируемого ТОО, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения.

Расчет по долгам ТОО. В случае наличия обоснованных заявленных требований по задолженности ТОО, следует произвести расчёт с кредиторами. При недостаточности денег для погашения задолженности продается имущество ТОО с публичных торгов.

Оплата налогов. Параллельно производится расчет по налогам, платежам в бюджет и социальным платежам.

Оставшееся имущество после расчета. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого ТОО передается учредителям (участникам), если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица либо направляется на цели, указанные в учредительных документах.

Составление ликвидационного баланса. После завершения расчета с кредиторами, ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается участниками ТОО.

В случае неспособности рассчитаться по долгам. Признание банкротства. При неспособности ТОО в полном объеме рассчитаться с контрагентами и перед бюджетом, возможно признание банкротства. Признание банкротства осуществляется по заявлению самого ликвидируемого ТОО либо кредитора, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, и иных лиц.

Life Hack: Как правильно ликвидировать ТОО?

Когда налоговую проверку закончат, следует заняться уничтожением печати организации. Для этой цели подойдут фирмы с соответствующими лицензиями. При уничтожении печать режут на части и одну передают тому, кто будет представителем ликвидируемого ТОО. Когда печать будет уничтожена, составляется специальный акт по уничтожению печати. Стоимость такой услуги три — четыре тысячи тенге. И придется выделить деньги на нотариуса, который заверит необходимые документы. Сумма таких расходов не превышает 40 000 тг.

После проведения процедуры нужно посетить ЦОН. Туда подаются зарегистрированные ликвидационные документы. Размер пошлины зависит от предприятия.

  • Осуществить подачу ликвидационного заявления фирмы можно онлайн на портале egov.kz.

Закрытие ТОО в РК происходит за полгода-год. Когда сведения о том, что организация закрыта, будут размещены в Национальном реестре идентификационных номеров, тогда процесс ликвидации ТОО можно считать оконченным.

  • Экономия времени при решении проблемы. Схема действий позволяет сэкономить самый ценный ресурс – время. В зависимости от сложности задачи можете сэкономить от нескольких часов до нескольких месяцев
  • Экономия денег. Не совершаете банальных ошибок, которые могут привести к потере денег
  • Схема действий очень сжатая и компактная, только нужная и основная информация, как и что делать по шагам, без теории и рассуждений.
  • Схема действий соответствует текущему законодательству РК
  • Схема действий составлена специалистом в области защиты гражданских прав, который разбирается в вопросе и знает куда идти и что делать
  • Схема действий опробована и проверена опытным путем
  • Схема действий постоянно обновляется и дополняется
  • Позволяет быстро собрать нужный пакет документов для выполнения задачи. Где, какие документы и как их заполнять прилагается к схеме выполнения
  • Позволяет быстро найти нужных людей или компанию для выполнения задачи
  • Прилагаются телефоны специалистов и компаний, куда можно обратиться на каждом шаге
  • Схема действий составлена исключительно для Казахстана, а не скопирована из России или других стран и учитывает специфику и законы РК
  • Каждая схема действий составляется и проверяется вручную, а не копируется из публичных источников интернета или блогов
  • Схема представлена в наглядном и удобном виде. Прилагаются необходимые списки материалов и документов, а также обучающие видео
  • Схема действий составлена специалистом, который имеет опыт выполнения такой задачи
  • Возврат оплаты в случае, если схема действий не поможет в решении проблемы
  • Техническая поддержка
  • Список курсов и семинаров
  • Расписание курсов и семинаров
  • Расписание для новичков
  • Расписание для профи

Элитно-семеноводческое хозяйство «Тукым» работает на землях района Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области (село Рузаевка) и располагает пашней в 45,4 тыс. га. Специализация — производство семян мягкой и твердой пшеницы, ячменя и гороха. Причем сорта здесь только зарубежной селекции, немецкой и итальянской. Несмотря на то, что последние четыре сезона, с 2019-го по 2022 год, выдались засушливыми, в хозяйстве смогли выйти на стабильную среднюю урожайность в 28 ц/га. При этом обеспечив и высокое качество как семенной, так и товарной продукции.

Результаты обеспечивает весь комплекс мер — внедрение цифровизации в мониторинг полей, точное соблюдение сроков проведения всех агротехнических мероприятий, использование только качественных семян, тщательная работа по защите растений, а также их питанию. В частности, широко применяется инъекция жидких удобрений КАС+S в корневую зону.

Также в хозяйстве большое внимание уделяют защите растений от стрессов, в чем фермерам помогают биостимуляторы компании UPL Ltd., мирового лидера в этом сегменте. ТОО «Тукым» стало пионером использования таких продуктов в Казахстане.

ТОО «Тукым» планирует расширять список биопрепаратов, которые будет применять на своих полях. Реестр UPL позволяет выбирать продукты под любые культуры и под самые разные задачи.

— Мы ожидаем 6-7 новинок уже в следующем сезоне, — отметил фермер. — Это как биостимуляторы, так и аминокислотные комплексы. Суть в том, что погодные условия в каждом сезоне могут сложиться по-разному. Да и разные культуры требуют свой собственный «рацион» питания. Кроме того, на разных стадиях развития тоже нужны разные подкормки. Конечно, можно использовать какие-то универсальные решения. Но можно идти и дальше, углубляясь уже в тонкие настройки плана питания и стимулирования растений. Мы к этому готовы.

Отметим, что цель перед своим хозяйством Талгат Акаев ставит амбициозную — выйти на среднюю урожайность в 50 ц/га. Для этого не только отрабатываются вопросы питания и защиты растений, приобретаются лучшие семена, но и модернизируется парк техники.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *