- Советы юриста

Налоговые льготы при благотворительности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые льготы при благотворительности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если рассмотреть ситуацию с благотворительностью на Западе, то никаких рычагов для развития этого дела государство не имеет. В европейских странах компании или простые граждане, желающие заниматься помощью людям, животным или окружающей среде, не имеют никаких льгот и поблажек от государства.

Участники благотворительной деятельности

Благотворительная деятельность подразумевает наличие как минимум двух участников:

Благотворитель Лицо, которое оказывает помощь, либо безвозмездно выполняет работу, оказывает услугу
Благополучатель Лицо, которое принимает от благотворителя помощь в той форме, в которой она выражена
Посредники Благотворительные фонды

В роли каждого из участников могут выступать и физические и юридические лица. Кроме того, также может существовать еще и промежуточное звено. Это посредники – благотворительные фонды. Благотворительными фондами являются организации, единственный вид деятельности которых связан с привлечением средств благотворителей и их распределение между выделенными группами нуждающихся.

В настоящее время в действующем законодательстве понятие «спонсорство» не закреплено. Вместе с тем понятия «спонсор» и «спонсорская реклама» предусмотрены в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ).

Спонсор — это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности (п. 9 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

Спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

Из этих определений можно сделать вывод, что под спонсорством следует понимать взаимоотношения между спонсором и спонсируемым лицом, которые выступают в роли рекламодателя и рекламораспространителя.

Если договор со спонсором предполагает распространение информации о нем, то отношения между спонсором и спонсируемым рассматриваются как оказание рекламных услуг. Такой договор может предусматривать распространение не только спонсорской рекламы (упоминание лица как спонсора), но и рекламы его товаров, работ и услуг, например, путем размещения логотипа спонсора.

Если же договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает, безвозмездная спонсорская помощь может быть признана благотворительной.

Благотворитель, доброволец, благополучатель

Сторонами (участниками) благотворительной деятельности являются благотворители, добровольцы и благополучатели (ст. 5 Закона N 135-ФЗ).

Благотворители — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

  • бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
  • бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Безвозмездная передача имущества, денежных средств в рамках благотворительной деятельности относится к целевому финансированию, поскольку обязательным условием договора о благотворительной помощи являются цели использования передаваемых (выполняемых, оказываемых) товаров (работ, услуг).

Товары (работы, услуги), имущество, денежные средства, полученные в рамках целевого финансирования и используемые налогоплательщиком по назначению, определенному источником такого финансирования (благотворительного пожертвования), не учитываются в доходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В данном случае налогоплательщик обязан будет вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ), а по итогам налогового периода (календарного года) представить в налоговый орган по месту своего учета отчет о целевом использовании полученного имущества (в том числе денежных средств) по форме, утвержденной Минфином России (абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ). Форма такого отчета представлена листом 07 в составе декларации по налогу на прибыль, утвержденной Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н (в ред. от 16.12.2009).

До 2005 года в России существовала практика, по которой средства, использованные на благотворительность, учитывались как расходы организации, что существенно снижало сумму налога на прибыль и давало маневр для появления «серых» схем.

Сегодня компании-благотворители могут оказывать безвозмездную помощь только из средств чистой прибыли и не освобождаются от уплаты налога на прибыль.

Эксперты отмечают, что потенциальные благотворители зачастую регистрируют благотворительные фонды не в России, а в странах с лояльным налоговым режимом и отсутствием административных издержек.

Благотворительная деятельность в России регулируется несколькими документами. Так, Конституция РФ провозглашает, что в стране «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Есть ряд специальных законов, такие как ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О меценатской деятельности», «О некоммерческих организациях», а ряд норм Гражданского кодекса определяет общие положения, например, ст. 582, поясняет Юлия Андреева, адвокат, соруководитель практики частных клиентов адвокатского бюро «S&K Вертикаль».

Читайте также:  Как оформить дарение квартиры близкому родственнику через МФЦ?

Новый порядок налогообложения расходов на благотворительность

Что дает принятый Закон № 172-ФЗ компаниям и предпринимателям?

В первую очередь, возможность признавать в налоговых расходах затраты на приобретение имущества, используемого (предназначенного для использования):

  • для предупреждения и предотвращения распространения коронавируса;
  • для диагностики и лечения коронавируса.

Имущество должно быть безвозмездно передано медицинским организациям, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Это означает, что на стоимость безвозмездно переданных на борьбу с коронавирусом (лечение, диагностика, предотвращение распространения) имущества или перечисленных (переданных) денежных средств, компании или ИП смогут уменьшить налоговые расходы и не платить налог на прибыль по ставке 20% (либо единый налог при УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»).

Во-вторых, теперь не нужно восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по таким операциям. Такая мера позволит благотворителям, оказывающим помощь по борьбе с пандемией, сэкономить еще 20% на НДС.

При этом получателями денежных средств или имущества должны быть:

  • некоммерческие медицинские компании;
  • органы государственной власти и (или) местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В противном случае (например, передача имущества или денежных средств частному медицинскому центру) — учесть расходы не получится.

Указанные расходы (при соблюдении условий о получателе благотворительной помощи) подлежат учету либо:

  • в составе внереализационных расходов на основании пп.19.5 п.1 ст.265 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
  • в составе расходов при УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») на основании пп.23.1 п.1 ст.346.16 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
  • в составе расходов при ЕСХН на основании пп.24.1 п.2 ст.346.5 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ).

Внесенные поправки действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.

До принятия поправок благотворители платили 20% налога на прибыль (либо единый налог при УСН или ЕСХН) с таких расходов и восстанавливали 20% НДС.

Законом № 172-ФЗ установлена возможность учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, пожертвования в виде имущества, переданного организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих субсидий и грантов.

Речь идет о безвозмездно переданному имуществу (включая денежные средства) следующим категориям НКО (пп.19.6 п.1 ст.265 НК РФ):

социально ориентированным, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);

  • получателям субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти;
  • получателям субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;
  • централизованным религиозным организациям;
  • религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций;
  • социально ориентированным НКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;
  • иным НКО, включенным в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавируса.

На практике это означает, что перечисление благотворительной помощи только тем НКО, которые числятся в реестре, позволит благотворителям воспользоваться правом на вычет. Но не все, даже известные благотворительные фонды, подпадают под эти критерии.

Например, известный благотворительный фонд «Подари жизнь», который собирает деньги для лечения детей, не получает субсидии и гранты и не включен в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

Кроме того, данные налоговые послабления не коснутся компаний, применяющих «упрощенку» (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») и ЕСХН. То есть при расчете единого налога при УСН, ЕСХН они не вправе воспользоваться вычетом.

Налоговые расходы признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации товаров (работ, услуг) благотворителя (которая, в свою очередь, определяется в общем порядке в соответствии со ст.249 НК РФ).

Внесенные поправки также действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.

При этом под имуществом подразумеваются как непродовольственные, так и продовольственные товары (письмо Минфина РФ от 28.05.2020 г. № 03-03-06/3/45318).

Для каких целей и в какой момент будет использоваться получателем имущество, не скажется на налоговой льготе благотворителей.

Критерии для включения НКО в указанный реестр, а также порядок его ведения и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на его ведение, устанавливаются Правительством РФ. Поэтому установленное ограничение в 1% (видимо для предотвращения попыток злоупотребления операций по обналичиванию денег через благотворительные фонды) кажется излишним, ведь числящиеся в реестре НКО являются законопослушными.

На сегодняшний день ведением такого реестра занимается Минэкономразвития РФ.

Так, в реестре (информация Минэкономразвития РФ от 05.06.2020 г.). по состоянию на 29.06.2020 г. число социально-ориентированных НКО составило 22 895.

Читайте также:  Наследство с опозданием. Как его получить?

Однако не все так гладко. В части НДС при передаче имущества НКО льгот у благотворителей нет. Если перечислены деньги, то объекта налогообложения НДС не возникает в любом случае (ст.146 НК РФ).

Как мы уже отмечали, в отношении помощи по борьбе с коронавирусом, обязанность восстанавливать НДС у благотворителя не возникает (пп.51 п.2 ст.146 НК РФи абз.1 пп.2 п.3ст.170 НК РФ). Иная ситуация возникает в случае безвозмездной передаче имущества НКО. Если компания передает имущество благотворительному фонду (например, продуктовые ритейлеры зачастую жертвуют продукты питания), то НДС со стоимости переданного имущества придется восстановить. Возможно в ближайшее время будет устранена законодательная недоработка в части НДС, чтобы стимулировать благотворителей оказывать помощь.

Благотворительная организация — общее понятие для специально созданных объединений, занимающихся благотворительностью. Согласно закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ благотворительные организации должны быть обязательно некоммерческими, без участия государства или его субъектов. Они могут быть созданы в форме:

  • общественных организаций (объединений) — ст. 6 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • фондов — ст. 7 закона № 7-ФЗ;
  • учреждений (если учредитель — благотворительная организация) — ст. 9 закона № 7-ФЗ и пр.

Благотворительные организации должны вести бухучет и отчетность согласно п. 1 ст. 19 закона № 135-ФЗ. Годовой отчет должен находиться в открытом доступе; также он представляется в орган, принявший решение о госрегистрации такой организации, и в налоговый орган (пп. 2–3 ст. 19 закона № 135-ФЗ).

Что такое благотворительный фонд (далее — БФ)? Это некоммерческая организация (НКО), которая может быть учреждена гражданами или юрлицами за счет добровольных взносов в благотворительных целях (ст. 7 закона № 7-ФЗ). БФ является собственником имущества, которое передано ему в качестве вкладов учредителями. Цели БФ должны быть прописаны в уставе. Попечительский совет — главный орган БФ.

Для НДС налогоплательщиками являются любые организации (п. 1 ст. 143 НК РФ). Обязанность представлять декларации лежит на всех налогоплательщиках (п. 5 ст. 174 НК РФ), поэтому нулевые декларации должны быть поданы даже при отсутствии налогооблагаемых операций.

В связи с чем благотворительная деятельность не попадает под НДС? Если в качестве помощи безвозмездно передаются деньги, то объекта налогообложения для НДС не возникает согласно ст. 146 НК РФ. Если же происходит передача товаров или имущественных прав, то действует подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, по которому такие операции (кроме подакцизных товаров) НДС не облагаются. Для подтверждения таких свободных от НДС операций необходимо:

  • соблюдать цели БФ согласно уставу;
  • иметь документы, подтверждающие безвозмездную передачу.

Если получатель помощи — юрлицо, такими документами могут быть договор с получателем, акты приемки-передачи. Для физлиц нужен документ, подтверждающий, что помощь получена (письмо Минфина РФ от 26.10.2011 № 03-07-07/66).

На БФ, осуществляющие и облагаемые, и необлагаемые НДС операции, возложена обязанность вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ), правила которого указываются в учетной политике. По закупкам в целях благотворительности входящий НДС учитывается в стоимости покупки и к вычету не принимается (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). По закупкам в целях коммерческой деятельности НДС может быть принят к вычету, а реализация будет объектом для начисления налога.

Согласно п. 5 ст. 149 НК РФ при подаче соответствующего заявления в налоговый орган есть возможность отказаться от освобождения от уплаты НДС по благотворительным операциям — тогда можно принять к вычету соответствующий входящий НДС, что иногда получается выгоднее.

Благотворительность и льготы: изменения, которые были приняты в Налоговый кодекс РФ в 2021 году

08.07.2020, 2:59

08.06.2020 года был принят Федеральный закон РФ №172-ФЗ, который предусматривает факт внесения изменений в действующий Налоговый кодекс РФ.

Кроме налоговых льгот в сфере благотворительности, которые существовали до этого, правительство установило ряд преференций по нескольким видам налогов, в том числе для физических и юридических лиц, которые пострадали от эпидемии COVID-19. Был создан отдельный реестр, в который вошли 24 тыс. некоммерческие организации – им предполагается выделение ряда дополнительных мер по поддержке своего состояния.

Благотворительность: изменения в Налоговом кодексе РФ

Согласно новым изменениям не реализационным расходом принято считать факт бесплатной передачи движимого/недвижимого имущества в пользу некоммерческим организациям. В связи с этим лица, которые оплачивают налог на прибыли, имеют право уменьшить налоговую базу на сумму пожертвований. Максимальный размер ограничений – не более 1% от дохода, который был получен в процессе деятельности.

Обратите внимание!
Причина таких изменений имеет политический подтекст.
Государство заинтересовано в том, чтобы привлечь дополнительные ресурсы, а также стимулировать работу благотворительных фондов во время эпидемии COVID-19.

Такой порядок определения налоговой базы является не закономерным и экономически неоправданным – ранее затраты, связанные с благотворительностью, были отнесены к налоговым льготам и не рассчитывались при определении нагрузки. Также они не были связаны с получением дохода от предпринимательской деятельности.

Читайте также:  Жилье по договору социального найма

Однако власти основывались на том факте, что данная группа расходов не имеет экономического обоснования, поэтому может не использоваться при расчете вычета.

Благотворитель, доброволец, благополучатель

Сторонами (участниками) благотворительной деятельности являются благотворители, добровольцы и благополучатели (ст. 5 Закона № 135-ФЗ).

Благотворители — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

  • бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

  • бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

  • бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами.

Налоговые льготы при благотворительности

Во всем мире для людей и организаций, часть своей прибыли отдающих на помощь ближним своим, поддержку нуждающихся. Большинство стран имеет разработанное законодательство, регулирующее эту сферу жизни, в том числе включающее определенные налоговые льготы, послабления, особые возможности для людей, решивших отдать часть своей прибыли на благое дело.

В России до сих пор идет постепенное формирование этой части правовых взаимоотношений между людьми и государством. Благотворители имеют небольшие послабления, но крупных выгодных дополнительных программ, как в некоторых европейских странах, пока нет. Однако в будущем году готовится пересмотр законопроектов о благотворительной деятельности. Один из вопросов, который надеются решить законодатели – улучшение положения меценатов, благотворителей в России.

Льготы по налогам для благотворителей

В 2011 году были внесены изменения в Налоговый Кодекс РФ, касающиеся именно этого наболевшего вопроса. Благотворители – юридические лица освобождаются от уплаты НДС не только при осуществлении безвозмездной передачи каких-либо товаров, оказании услуг. Теперь это распространяется и на передачу прав на имущество, только необходимо зафиксировать в договоре, что эта помощь имеет благотворительный характер.

Не облагаются НДС и расходы на рекламные продукты, безвозмездно созданные для социальных целей. Эти же расходы благотворитель имеет право учитывать при расчете налога на прибыль (удержание с них 1% производиться не будет).

Какие еще есть льготы по налогам для благотворительных фондов? Как и для всех некоммерческих организаций для них предусмотрено следующее «послабление»: не должны облагаться налогом на прибыль ни денежные средства, ни имущество, которые получены фондами безвозмездно от физических и юридических лиц в целях осуществления благотворительной деятельности.

Еще один важный момент: не облагаются налогом на доходы физических лиц различные компенсационные выплаты волонтерам. Это может быть и оплата проезда, и «суточные», и прочие расходы, необходимые для выполнения их благородной миссии.

Претерпела некоторые изменения статья 219 Налогового Кодекса. Теперь введен социальный вычет для пожертвований граждан благотворительным фондам. Это означает, что можно вернуть 13% от суммы этой помощи, подав декларацию в налоговую службу. Единственное ограничение состоит в том, что максимальная сумма пожертвований, принимаемая к вычету, не должна превышать 25% от всех полученных гражданином доходов, облагаемых налогом.

ФАС Московского округа в Постановлении от 5 августа 2014 г. по делу № А40-155682/2013 отметил:

— «общеполезные цели должны либо учитывать национальные интересы того государства, в котором осуществляет деятельность то или иное лицо, либо направляться на достижение целей, приносящих пользу не только (не столько) жертвователям и одаряемому, сколько обществу в целом».

Судом рассматривалась ситуация, при которой неким Фондом заключено с Агентством международного развития (АМР) США Соглашение, цель Соглашения определена как поддержка программы мониторинга выборов в Российской Федерации. В ходе судебного заседания рассмотрены комментарии официального представителя МИД России о прекращении деятельности жертвователя в России по причине того, что характер работы представителей Агентства в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы…. В результате судами установлено, что перечисление денежных средств в адрес фонда не может рассматриваться как произведенное на общеполезные цели и квалифицироваться для целей освобождения от налогообложения в как пожертвование.

Налог на добавленную стоимость

НДС благотворительные пожертвования в соответствии с подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ. Согласно данной норме:

— «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации… передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров».

Как указано выше для обоснования правомерности применения льготы важно правильно оформить все документы. Следует обратить внимание на то, что УФНС РФ по г. Москве в Письме № 16-15/126825 от 2 декабря 2009 г. приводит примерный перечень документов, которые, по мнению налогового органа необходимы для применения освобождения от налогообложения передачи благотворительных пожертвований.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *