Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно знать о подведомственности и подсудности дел?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Передача рассматриваемых дел относительно юрисдикции полностью определяется 34 статьей УПК РФ, согласно которой судебный исполнитель, увидевший, что поступившее дело не входит в круг его полномочий, должен вынести постановление о передачи иска в другой правовой орган, подходящий по подсудности.
Основные принципы и правила
Соединение уголовных дел
При определении подсудности УПК РФ следует обратить внимание на ряд основных принципов, являющихся базовыми:
- Одной из особенностей судебной системы является невозможность споров между правовыми органами относительно подсудности. Орган, взявший дело, обязан принять его на рассмотрение, а передача возможна только ввиду открывшихся фактов, которые повлияют на изменение его подведомственности.
- В случае принятия постановления, противоречащего правилам установленным подведомственностью уголовных дел, таковое будет считаться незаконным.
- Полномочия органов полностью заключены в области их юрисдикции. Судебный исполнитель не может рассматривать иски, которые находятся за областью его прав и относятся к другому государственному органу. Подробнее об этом написано в УПК, положение 29.
Подведомственность дел арбитражным судам
Подведомственность дел в судебной системе России – это распределение предоставленных прав Конституционным судом.
Каждый суд, имеет право, ввести процессы, которые утверждены законодательными властями и другими нормативными актами.
В первую очередь, арбитражными судами рассматриваются экономические и корпоративные споры многочисленных граждан с участием:
- юридических лиц организаций;
- индивидуальных предпринимателей;
- субъектов РФ, сюда входят должностные лица и государственные органы.
Арбитражный суд компетентен оспаривать и защищать права граждан, занимающихся предпринимательской и коммерческой деятельностью.
В основном ведутся вопросы о банкротстве, ликвидации коммерческих организаций, споры между акционерными обществами.
При решении спорных юридических дел, арбитражный суд придерживается следующих правил:
- определяет экономический характер спора;
- предмет конфликта;
- основания.
Подследственность на примерах
Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.
Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.
Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.
А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.
Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.
Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.
В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.
Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?
А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.
Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.
В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.
Источники:
Подследственность
Обстоятельства, подлежащие доказыванию
Формы предварительного расследования
Подсудность уголовных дел
Институт подсудности сформулирован в ст. 30—36 УПК РФ.
В действующем уголовно-процессуальном законодательстве и теории уголовного судопроизводства выделяют родовой (предметный), персональный, исключительный, территориальный признаки подсудности и признак подсудности по связи уголовных дел.
Родовой (предметный) признак подсудности определяется характером совершенного преступления, выраженным в его уголовно-правовой характеристике (уголовно-правовой квалификации).
Этот признак используется для разграничения подсудности уголовных дел между различными звеньями одноименных судов и их судебными составами.
В частности, этот признак применяется для разграничения уголовных дел о преступлениях, подсудных мировому судье, суду районного звена, суду областного звена, а также дел, подсудных гарнизонным военным и окружным (флотским) военным судам в качестве судов первой инстанции.
В системе судов общей юрисдикции основную нагрузку по рассмотрению и разрешению уголовных дел о преступлениях несет районный суд.
Районный суд создается в судебном районе, который охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.
Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Фе-дерации.
Уголовно-процессуальный закон не дает перечня преступлений, уголовные дела о которых подсудны районному федеральному суду.
Поэтому в самом общем виде можно определить подсудность уголовных дел районному суду следующим образом.
Районному суду в качестве суда первой инстанции подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам, а также дел, подсудных мировому судье.
Следовательно, подсудность уголовных дел районному суду определяется путем изъятия из нее уголовных дел о преступлениях, подсудных другим судам.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ мировому судье подсудны:
1) уголовные дела частного обвинения о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ;
2) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых также дан в ч. 1 ст. 31 УПК РФ.
В этом исключении находятся уголовные дела:
а) об убийстве, совершенном в состоянии аффекта (ч. 1 ст. 107/ УК РФ);
б) об убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны, либо об убийстве, совершенном при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступления (ст. 108);
в) о причинении смерти по неосторожности (ст. 109);
г) о половом сношении и иных действиях сексуального характера с лицом, не достигшим 14-летнего возраста (ст. 134);
д) о развратных действиях (ст. 135);
е) о некоторых других преступлениях.
Мировые судьи (мировой суд) не функционируют в системе военных судов.
В связи с этим уголовные дела о преступлениях, подсудные мировому судье и совершенные военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 УПК РФ, т.е. в порядке, предусмотренном для деятельности мирового судьи.
В этих случаях решения судей гарнизонного военного суда обжалуются не в апелляционном, а в кассационном порядке (ч. 6 ст. 30 УПК РФ).
Таким же образом разрешается данный вопрос в уголовно-процессуальном законе применительно к гражданской ветви судов общей юрисдикции, если на территории, находящейся под юрисдикцией районного федерального суда, отсутствуют мировые судьи, как это имеет место до настоящего времени в г. Санкт-Петербурге и других регионах Российского государства.
Определять судебную инстанцию, которая рассмотрит уголовные материалы, дано прокурору. При рассмотрении этого вопроса он руководствуется правилом подсудности, даёт оценку субъекту и обстоятельствам дела, установленные следствием.
Основная масса, рассматриваемых уголовных дел, находится в производстве районных судов.
Кроме этого, дела по уголовным статьям подразделяются на несколько видов:
- уголовные дела, подсудные мировому судье;
- дела по уголовным статьям, рассматриваемые вышестоящими судами;
- дела военных судов.
Говоря о подсудности уголовных дел мировому судье, следует отметить, что эта категория судей рассматривает преступные проявления малой тяжести. Срок наказания сравнительно не велик – менее трёх лет тюремного заключения.
Перечень регламентируется 31 статьёй УК, состоит из преступных деяний, имеющих квалификацию:
- Намеренного нанесения не тяжёлого вреда.
- Нанесения тяжкого вреда без намерения его причинить.
- Побоев.
- Высказываний о намерении нанести увечья либо совершить убийство.
- Клеветы.
Ограниченный указанными составами список составлялся на законодательном уровне для того, чтобы разбирательство могло зависеть как от величины наказания, так и от компетенции суда установить истину.
Дела, входящие в компетенцию судов, с учётом сложности состава и предусмотренной ответственности, а также заявления субъекта, подлежат рассмотрению:
- судьёй с двумя заседателями;
- тремя судьями;
- исключительно составом присяжных заседателей.
Когда эпизоды преступного деяния произошли не в одном районе, области или республике, а в различных местах, здесь необходимо предусмотреть принцип определения подсудности по наибольшему числу эпизодов либо по более тяжкому. Эти положения изложены во второй части 32 статьи УПК.
Законодательство предусматривает наличие военных судов. В международном праве существует такое понятие, как международный военный трибунал.
Действующая редакция закона позволяет этой категории судов определиться с подсудностью, принимая во внимание:
- Территориальный признак.
- Место дислокации воинской части или флота.
Рассматриваемая категория судов является первой инстанцией. Статья 31 процессуального кодекса нормами частей 5–8 определяет наименования дел, находящихся в компетенции военных судов.
К производству принимаются дела, когда подсудимый:
- военнослужащий проходит службу в воинских частях;
- гражданин на военных сборах;
- является лицом, уволенным в запас либо окончившим сборы, но преступление совершил в период службы и участия в сборах.
Если военный суд расположен за границей РФ, то он вправе рассматривать дела, подсудные региональным судам. Исключением являются случаи, изложенные в ч. 4 седьмой статьи закона о воинских судах, когда должны учитываться требования договоров России и других стран. В его полномочия входит рассмотрение всех дел, кроме, подсудных вышестоящему и суду флота.
Судебный орган военного округа рассматривает сложные дела, с мерой ответственности от 15 лет до пожизненного тюремного заключения.
Принимает к производству:
- Материалы по обжалованию вынесенных решений военных либо флотских окружных судов, не вступивших в силу.
- Материалы по обжалованию вынесенных решений военных либо флотских окружных судебных инстанций, вступивших в силу.
- Материалы по вновь открытым фактам в рамках принятых судебных актов самой Военной коллегией, имеющих законную силу.
Этот судебный орган уполномочен информировать заинтересованных лиц о принятых решениях, по рассмотренным материалам, готовить обзоры о правовой деятельности.
1. В основу предметной (родовой) подсудности положен такой определяющий признак, как квалификация преступления, инкриминируемого обвиняемому.
Она призвана разграничивать компетенцию судов различных звеньев: мировых судей и федеральных судов общей юрисдикции. Так, мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ, к подсудности федеральных районных судов, а также приравненных к ним военных судов отнесены дела о преступлениях, указанных в ч. 2 ст. 31 УПК РФ. Судам субъектов Федерации и приравненным к ним военным судам подсудны уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ.
2.Территориальная подсудность устанавливается по общему правилу в зависимости от основного признака, каковым признается место совершения преступления.
Согласно ч. 1 ст. 32 УПК РФ уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Однако в реальной жизни могут возникнуть ситуации, в которых определить подсудность исходя только из указанного критерия довольно сложно. Поэтому УПК РФ предусмотрел из названного правила исключения. Так, если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого, то дело об этом преступлении подсудно суду по месту окончания преступления (ч. 2 ст. 32 УПК РФ). Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из этих преступлений (ч. 3 ст. 32 УПК).
В целях экономии сил и средств, обеспечения прав и интересов участников процесса уголовно-процессуальный закон допускает изменение территориальной подсудности. Ее изменение допускается лишь до начала судебного разбирательства в следующих случаях:
1) по ходатайству стороны, если удовлетворяется ее (стороны) ходатайство об отводе всего состава суда;
2) по ходатайству стороны либо по инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело, если:
а) все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии со ст.63 УПК РФ;
б) не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела.
Решение вопроса об изменении территориальной подсудности уголовного дела по перечисленным основаниям отнесено к компетенции председателя вышестоящего суда или его заместителя. Ходатайство стороны или представление председателя суда, в который поступило уголовное дело, рассматривается председателем или его заместителем вышестоящего суда в судебном заседании в порядке, предусмотренном ч. 3, 4 и 6 ст. 125 УПК РФ (ч. 3 ст. 35 УПК РФ).
3. Персональная (субъектная) подсудность уголовного дела применяется в тех случаях, когда обвиняемый по делу в силу требований закона является специальным субъектом.
Характерным примером применения персональной подсудности являются уголовные дела в отношении военнослужащих. В соответствии с ч. 5 и 6 ст. 31 УПК РФ уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, подсудны военным судам. Из данного общего правила сделаны исключения. Они сводятся к следующему.
Первое. Если уголовное дело по обвинению группы лиц под- судно военному суду хотя бы в отношении одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы. Если же указанные лица против рассмотрения данного дела военным судом, то уголовное дело в отношении них должно быть выделено в отдельное производство и направлено для рассмотрения по существу в суд общей юрисдикции. В случае если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то это уголовное дело в отношении всех лиц должно рассматриваться соответствующим (с учетом предметной подсудности) судом общей юрисдикции.
Второе. Оно имеет противоположную направленность. Согласно ч. 8 ст. 31 УПК военным судам, дислоцирующимся за пределами территории России, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных не только военнослужащими, проходящими службу в составе российских войск, но и членами их семей, а также другими гражданами РФ, если:
1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ;
2) иное не предусмотрено международным договором РФ.
4. Подсудность по связи дел применяется в тех случаях, когда возникает необходимость определить подсудность уголовного дела, в котором объединено несколько дел по обвинению одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, подсудных судам разных уровней.
В данной ситуации уголовное дело о всех преступлениях и всех обвиняемых рассматривается вышестоящим судом (ч. 1 ст. 33 УПК). При совершении преступлений в группе с военнослужащим подсудность дела определяется по правилам, описанным выше, и с учетом предметной подсудности (ч. 2 ст. 33 УПК).
Подсудность уголовных дел необ��одимо отличать от подследственности уголовных дел. Данные понятия сходные, но не идентичные. Между ними нет жесткой зависимости, хотя критерии, исходя из которых определяются подсудность и подследственность уголовных дел, в определенной степени совпадают. Например, место совершения преступления, состав преступления и т.д. В то же время подследственность, к примеру, уголовного дела следователю районного следственного отдела, следственного управления, Следственного комитета России по субъекту Федерации не всегда предопределяет районную подсудность этого дела. Если по данному делу обвинение будет предъявлено по ч. 2 ст. 105 УК РФ либо другой статье, отнесенной к подсудности суда субъекта Федерации, то дело должно быть передано для рассмотрения в соответствующий суд субъекта Федерации.Подсудность уголовных имеет важное процессуальное и организационное значение. Оно заключается в следующем.
Во-первых, правила подсудности обеспечивают право гражданина, обвиняемого в совершении преступления, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, действующим на основании и во исполнение закона.Данное право обвиняемому, подсудимому гарантировано требованиями ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.1, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицирована Российской Федерации 30 марта 1998 г.2), ст. 47 Конституции РФ. Согласно этим документам подсудность уголовного дела не может определяться по усмотрению какого-то органа власти или должностного лица. Она устанавливается законом и в строгом соответствии с ним каждое уголовное дело направляется в тот суд, к подсудности которого оно отнесено.
Во-вторых, подсудность как уголовно-процессуальный институт позволяет упорядочить работу судов разных звеньев, обеспечить реализацию свободного доступа граждан к правосудию.
В-третьих, рассматриваемый институт дает возможность оптимизировать работу судов с точки зрения нагрузки на отдельно взятого судью, а также временных и финансовых затрат по осуществлению правосудия. Например, если преступления с точки зрения территориальной подсудности совершены в разных местах, то уголовное дело с целью оптимизации времени рассмотрения и судебных издержек может быть рассмотрено не по месту его расследования, а по месту совершения большинства расследованных по данному делу преступлений или по месту совершения наиболее тяжкого из них.
Кто разрешает споры о подследственности уголовного дела?
Прокурор в уголовно-процессуальном кодексе (УПК)
Суть в распределении уголовных дел между компетентными инстанциями заключается в том, чтобы обеспечить максимально быстрое и эффективное разбирательство. В большинстве случаев под уголовным делопроизводством предполагают дела о кражах, убийствах, изнасилованиях и других преступлениях, направленных против человека и его свобод.
Важно!Рассмотрение осуществляется прокуратурой. Именно прокурор разрешает территориальным следственным органам завести дело и приступить к расследованию. Определение подследственности прокурором описано в комментариях к вышеупомянутой статье УПК России. Прокуратура также дает разрешение на инициацию апелляционного или кассационного судопроизводства.
Подсудность уголовных дел закреплена в ст. 31 УПК. Выделяют четыре ее вида: предметная, территориальная, персональная, исключительная.
Предметная (родовая) подсудность определяется предметом каждого уголовного дела, т.е. квалификацией преступления, совершенного лицом, привлекаемым к уголовной ответственности. В зависимости от квалификации общественно опасного деяния закон определяет подсудность дел мировому судье, районному суду, судам субъектов РФ, гарнизонному и окружному (флотскому) военному суду (ч. 1—3, 5, 6 ст. 31 УПК).
Территориальная подсудность, по общему правилу, определяется местом совершения преступления. Уголовное дело рассматривается тем судом, в районе деятельности которого совершено преступное деяние (ч. 1 ст. 32 УПК).
В то же время место совершения преступления не всегда совпадает с границами одного района. Поэтому в случае, если преступление совершается на территории деятельности различных судов (длящееся или продолжаемое преступление), то уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления. Кроме того, в случае совершения нескольких преступлений в разных местах, уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на место совершения большинства расследованных по данному делу преступлений или наиболее тяжкого из них (ч. 2, 3 ст. 32 УПК).
Распределение уголовных дел
Распределение дел уголовной направленности по какому-либо признаку территориальности обеспечивает реализацию принципа обеспечения доступа граждан к процессу правосудия и при этом направлено на минимизацию личных, а также каких-либо финансовых затрат, тесно связанных с судебным разбирательством правонарушительного дела. Именно этим объясняется некоторая подвижность определенных территориальных правил подсудности, а также некая возможность их изменения в конкретных законом случаях, что, как уже было указано, недопустимо для правил предметной подсудности, где совокупность процессуальных гарантий может быть предоставлена только органом судебной власти определенного уровня.
Специфика построения судебной системы Российской Федерации, где существует большое количество судебных органов районной направленности с небольшим количеством судей, также обусловила потребность законодательной регламентации случаев, когда происходит изменение территориальной подсудности является необходимой и вынужденной мерой, которая в свою очередь обеспечивает реализацию основных принципов осуществления правосудия.
История развития института подследственности и предварительного расследования в уголовном процессе России (XIX-XXI вв.)
Расследование преступлений согласно ч.2 т. 15 Свода законов Российской империи до 1860 года входило в круг обязанностей полиции, которая не только расследовала преступления, но и являлась основным органом дознания. В роли следователей обычно выступали квартальные надзиратели. В крупных городах существовали особые должности следственных приставов гражданских и уголовных дел. Производить следствие могли также нижние земские суды, управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины (полицмейстер, частный пристав, следственный пристав). В важных случаях следствие поручалось особым чиновникам, командируемым на места происшествия губернаторами, министром внутренних дел или даже царем.
Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих обнаружить и изобличить виновного. Само следствие делилось на предварительное и формальное. Главной задачей первого являлось установление факта происшествия, обладающего признаками преступления, задачей второго — выяснение, действительно ли и «в каком виде и степени» обвиняемый совершил преступление, и подлежит ли он наказанию.
А.Ф. Кони, характеризуя работу полицейских чинов по законодательству России до 1860 года, отмечал, что несмотря на свою добрую волю и желание, усилия следователей (т.е. полицейских чинов) приведут в большинстве случаев к уклонению от правосудия в форме оставления «под подозрением», которое, несмотря на красноречие улик, может привести к обвинительному приговору лишь при наличии собственного признания обвиняемого, считаемого «лучшим доказательством всего света».1
Описывая порядок производства полицией дознания, И.Я. Фойницкий отмечал, что закон регламентирует этот вид деятельности только в самых общих чертах для того, чтобы оставалась возможность полиции производить расследование теми средствами и методами, которые диктуются конкретными обстоятельствами дела для быстроты, целесообразности его расследования.2
Вопиющая медлительность, повальное взяточничество, процветавшее среди больших и малых чинов, процессуальная запутанность требований, и другие пороки парализовали всю судебную систему в целом и предварительное расследование в частности.3
Резкой критике подвергали судебную систему и предварительное расследование видные ученые (А.Ф. Кони), революционные демократы (А.Н. Радищев, декабристы А.И. Герцен, Н.П. Огарев) и революционеры-разночинцы, и даже отъявленные реакционеры не могли не признать необходимости судебных реформ.4
Предварительное следствие, возникшее в результате реформы 1860-1864 гг. как предварительное судебное исследование, должно было явиться существенной гарантией вынесения судом законного и справедливого приговора. Описанные затруднения вызвали необходимость создания специального судебного органа (введение должности судебного следователя), который освободил суд от деятельности, мешающей отправлению правосудия.
Наряду с идеей усовершенствования досудебного производства, основной причиной, вызвавшей реформу следственных органов, было стремление правительства накануне крестьянской реформы усилить административную власть, освободив ее от несвойственных ей функций, в том числе по производству предварительного следствия. В основе Судебной реформы 1864 года лежала идея разделения уголовного преследования (обвинения) и следствия, которое рассматривалось как часть судебной деятельности.
Первым шагом в практическом проведении судебной реформы было принятие в мае 1860 года Государственным советом закона о судебных следователях, санкционированного императором. Законопроект был разработан с учетом опыта таких европейских стран, как Англия, Австрия, Германия, и в первую очередь Франции.1
В соответствии с императорским указом от 8 июня 1860 года следственная часть отделялась от полиции, в 44 губерниях вводились должности судебных следователей. Согласно ст.7, 8 «Основных положений об устройстве судебных мест», утвержденными 29 сентября 1862 года, судебные следователи осуществляли свою деятельность по расследованию преступлений в пределах определенных для них участков. Далеко не все участки заняли подготовленные люди, иногда их попросту не хватало. Например, большинство следователей в участках Симбирской следственной палаты не только не имели юридического образования, но и вообще в никаких учебных заведениях и курса не окончили.
Одновременно императором были утверждены Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступление или проступок.3 Данные документы внесли существенные изменения в положение следователя, его взаимоотношения с судом, прокуратурой и полицией и в дальнейшем были включены в Устав уголовного судопроизводства.
Обобщая все условия, в которых начал действовать институт судебных следователей, Б.Л. Бразоль отмечал крайне тягостное положение первых следователей в России.1
Ключевым документом Судебной реформы стал Устав уголовного судопроизводства, утвержденный императором 20 ноября 1864 года, достаточно подробно регламентировавший как предварительное следствие и дознание, так и другие стадии уголовного процесса.
Реализация института подследственности в системе уголовно-процессуальных институтов
По смыслу ст. 38 УПК РФ, следователь является должностным лицом, уполномоченным самостоятельно осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Предполагается, что следственные и иные процессуальные действия производит непосредственно он. Однако в ходе производства по делу может возникнуть необходимость проведения следственных или оперативно-розыскных действий в районах, удаленных от места производства предварительного следствия.
В действующем УПК РФ отдельной статьи, регламентирующей порядок направления и исполнения отдельных поручений следователя, нет. Данные действия регулируются положениями п.4 ч.2 ст.38 и ч.1 ст. 152 УПК РФ. Согласно ст. 38 следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, о производстве иных процессуальных действий. Согласно ст. 152 УПК РФ в случае необходимости следователь вправе поручить производство следственных или розыскных действий соответственно следователю или органу дознания. Нет никаких сомнений, что в подобных случаях должны учитываться нормы о подследственности.
На наш взгляд, стоит согласиться с мнением А.И. Михайлова о том, что обращения следователя к следователю или дознавателю с письменным поручением о производстве следственных или оперативно-розыскных мероприятий стоит именовать отдельным поручением следователя, которое должно быть оформлено в письменном виде.1
На основании анализа норм УПК РФ, поручения следователя могут быть разбиты на две группы.
К первой группе относятся такие, которые вправе девать следователи только органам, осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия. В силу ст.38 УПК РФ следователь не вправе самостоятельно осуществлять подобные мероприятия, а согласно ст. 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» соответствующие органы обязаны исполнять поручения, полученные в письменной форме от следователя о производстве оперативно-розыскных мероприятий.
При направлении подобных поручений, не носящих уголовно процессуального характера, следователь в своем поручении не вправе устанавливать, методы, средства и способы его исполнения, так как это не входит в его компетенцию. Такого рода поручения должны быть направлены руководителю органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, который в свою очередь выделяет оперативного работника для его выполнения.
Ко второй группе относятся поручения о производстве следственных и иных процессуальных действий, то есть поручения уголовно-процессуального характера, которые направляются в органы, осуществляющие предварительное расследование. В данной связи видится верным мнение о том, что поручения подобного характера должны направляться только в случае отсутствия у следователя возможности произвести их лично.2
Закон не регламентирует, какие следственные действия должны исполняться лично следователем, в производстве которого находится уголовное дело, а какие могут быть выполнены путем направления поручения.
Представляется, что наиболее значимые для конкретного уголовного дела следственные действия, в результате которых появляются наиболее важные сведения об обстоятельствах, указанных в ст. 73 УПК РФ, как правило, должны производиться лично следователем, в производстве которого находится уголовное дело, хотя это и может быть связано с выездов в другой город или область.
В случаях возникновения необходимости производства различных следственных действий в другом районе (области), следователь в порядке ст. 152 может поручить их производство органам расследования, дислоцирующимся в этом районе. Но при необходимости производства в другом районе ключевых для расследования уголовного дела следственных действий или следственных действий в большом объеме, они должны быть выполнены самим следователем, ведущим дело, путем выезда на место. Производство их по отдельному поручению означало бы перекладывание своих обязанностей на другого следователя.
В ст.38 УПК РФ в общей форме указано, что по письменному поручению следователя могут быть произведены действия по исполнению постановлений о задержании, приводе, аресте, о производстве иных процессуальных действий. Подобная законодательная формулировка не случайна. Ключевым на наш взгляд, в ст.ст. 38, 152 УПК РФ является формулировка «поручать производство», то есть само решение о необходимости производства, а также надлежащее оформление принятого решения (вынесение соответствующего постановления, обращение в установленном порядке в суд за санкцией и т.д.), должно приниматься следователем, в чьем производстве находится уголовное дело.
Что же касается производства по поручению следователя следственных действий, то закон никаких ограничений либо конкретных перечней не содержит. Однако есть ряд следственных и розыскных действий, которые не следует выполнять путем направления отдельного поручения. Прежде всего, это поручения следователям другого района истребовать и пересылать к месту производства расследования по делу различного справок. Подобные запросы о выдаче соответствующих справок, характеристик, копий судебных решений и прочих документов подлежат направлению непосредственно в те организации и учреждения, которые располагают соответствующими данными и документами.
В связи с возможностью выполнения отмеченных процессуальных действий по поручению, возн��кает вопрос о том, какому конкретно органу расследования направляется такое поручение. Четкого ответа на этот вопрос в уголовно-процессуальном законе не содержится.
Думается, что исполнение отдельных поручений следователя должно осуществляться, прежде всего, при строгом соблюдении предметной, территориальной и персональной подследственности уголовных дел. Так, если дело по предметному признаку подследственно следователю органов внутренних дел, то и выполнение этих процессуальных действий следует поручить следователю этого ведомства. Лишь в исключительных случаях их производство может быть поручено следователям следственного комитета при прокуратуре РФ или следователям других органов. В случае, например, необходимости провести допрос военнослужащего, подобное поручение должно направляться следователю военного следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ, либо командиру воинской части, осуществляющему в порядке ст. 40 УПК РФ, функции органа дознания. Естественно, что поручение необходимо направлять в тот орган предварительного расследования, который правомочен осуществлять такую деятельность в том районе, где необходимо исполнить поручение, то есть в соответствии с критериями определения территориальной подследственности.
Исходя из того, что в соответствии со ст. 38 УПК РФ отдельное следственное поручение должно направляться в письменном виде, видится верной позиция, что отдельное поручение должно состоять из трех частей: вводной, описательной, резолютивной1. При этом добавим, что именно во вводной части отдельного поручения определяется его исполнитель с учетом предметной, персональной и территориальной подследственности уголовных дел.
Понятие и виды подсудности уголовных дел. Передача дела по подсудности
Подсудность уголовных дел — характер уголовного дела, определяющий, каким конкретно судом первой инстанции и в каком судебном составе дело должно быть рассмотрено.
Родовая подсудность определяется родом (видом) преступления, составляющего предмет производства по уголовному делу. С помощью родового признака подсудности устанавливается, суд какого звена судебной системы компетентен рассматривать данное дело, и разграничивается компетенция между судами. Родовая подсудность определяется путем прямых указаний закона об отнесении определенной категории уголовных дел к ведению тех или иных судов.
Территориальная подсудность определяется правилом о том, что уголовное дело должно рассматриваться судом, в районе деятельности которого совершено преступление. Территориальный признак подсудности позволяет распределить дела между одноименными судами, конкретизирует, к ведению какого именно суда относится данное дело (какого района, какой области и т.д.).
Если определить место совершения преступления невозможно, дело подсудно тому суду, в районе деятельности которого закончено предварительное следствие или дознание по делу.
Подсудность по связи дел выделяет признаки, по которым направляет в тот или иной суд дело по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений или группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений:
1. Если дело о нескольких преступлениях, совершенных одним лицом, одновременно подсудно нескольким одноименным судам, оно должно рассматриваться тем судом, в районе деятельности которого закончено предварительное следствие.
2. При обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны разноименным судам, дела обо всех преступлениях рассматриваются вышестоящим судом.
3. При обвинении одного лица в совершении нескольких преступлений или группы лиц, если дело подсудно военному суду хотя бы в отношении одного лица или одного преступления, дело обо всех лицах и преступлениях рассматривается военным судом.
Виды подследственности
Закон выделяет прямую подследственность и иные виды: нередко возникают сложности с определением форм преступлений, которые расследуются тем или иным органом.
Кроме альтернативной подследственности, выделяют:
- территориальную;
- персональную.
При определении подследственности, ее виды могут конкурировать, но этот вопрос регламентирует порядок межведомственного взаимодействия.
В порядке предметной подведомственности органы ФСБ призваны обеспечивать безопасность на территории РФ, как отдельного человека в обществе, так и в масштабах всей страны. Это называется обеспечение национальной безопасности. Законодатель в ст. 151, ч.2, п. 2 определяет виды преступлений, относящихся к ведению для следователей ФСБ:
- измена РФ;
- терроризм;
- акты диверсии;
- разведывательная и контрразведывательная деятельность россиянина в пользу иностранного государства;
- нарушение границы;
- кустарное производство оружия, включая то, которое наносит массовый ущерб и т.д.
Статьи УК РФ указывают следователям на состав преступления. Традиционно, в уголовном праве выделяют 4 составляющих этого понятия:
- вина;
- умысел;
- причинно-следственная связь;
- мотив.
Подведомственность административных дел судам
Перечень правонарушений, по которым дело рассматривают именно суды, обширен. Его устанавливает часть 1 стати 23.1 КоАП РФ. Но сами суды тоже делятся. Они бывают мировыми, районными, арбитражными, судами субъекта РФ и т.п.
По общему правилу дело по существу рассматривает мировой суд.
Районный суд рассматривает дело по существу, во-первых, если по делу проводилось административное расследование. Во-вторых, если наказание за правонарушение КоАП устанавливает в виде административного выдворения, приостановление деятельности, дисквалификацию.
Судьи районных судов будут выносить решения по делам:
- о нарушении законодательства в сфере собраний, митингов, шествий и т.п. (ст. 5.38)
- в области охраны объектов культурного наследия (ст. 7.13-7.16, ч. 18,19 ст. 19.5)
- неповиновение законному требованию сотрудника органа власти (19.3)
- возбуждение ненависти, вражды и иные, предусмотренные частью 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Судьи арбитражных судов рассматривают правонарушения, перечень которых устанавливает статья 23.1, когда они совершены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Это правонарушения в экономической сфере.
Часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ говорит, что ряд дел тоже рассматривают судьи. Если орган власти передает суду материалы.