- Советы юриста

Что нужно знать о подведомственности и подсудности дел?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно знать о подведомственности и подсудности дел?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Передача рассматриваемых дел относительно юрисдикции полностью определяется 34 статьей УПК РФ, согласно которой судебный исполнитель, увидевший, что поступившее дело не входит в круг его полномочий, должен вынести постановление о передачи иска в другой правовой орган, подходящий по подсудности.

Основные принципы и правила

Соединение уголовных дел

При определении подсудности УПК РФ следует обратить внимание на ряд основных принципов, являющихся базовыми:

  • Одной из особенностей судебной системы является невозможность споров между правовыми органами относительно подсудности. Орган, взявший дело, обязан принять его на рассмотрение, а передача возможна только ввиду открывшихся фактов, которые повлияют на изменение его подведомственности.
  • В случае принятия постановления, противоречащего правилам установленным подведомственностью уголовных дел, таковое будет считаться незаконным.
  • Полномочия органов полностью заключены в области их юрисдикции. Судебный исполнитель не может рассматривать иски, которые находятся за областью его прав и относятся к другому государственному органу. Подробнее об этом написано в УПК, положение 29.

Подведомственность дел арбитражным судам

Подведомственность дел в судебной системе России – это распределение предоставленных прав Конституционным судом.

Каждый суд, имеет право, ввести процессы, которые утверждены законодательными властями и другими нормативными актами.

В первую очередь, арбитражными судами рассматриваются экономические и корпоративные споры многочисленных граждан с участием:

  • юридических лиц организаций;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • субъектов РФ, сюда входят должностные лица и государственные органы.

Арбитражный суд компетентен оспаривать и защищать права граждан, занимающихся предпринимательской и коммерческой деятельностью.

В основном ведутся вопросы о банкротстве, ликвидации коммерческих организаций, споры между акционерными обществами.

При решении спорных юридических дел, арбитражный суд придерживается следующих правил:

  1. определяет экономический характер спора;
  2. предмет конфликта;
  3. основания.

Подследственность на примерах

Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.

Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.

Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.

А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.

Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.

Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.

В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.

Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?

А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.

Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.

В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.

Источники:

Подследственность

Обстоятельства, подлежащие доказыванию

Формы предварительного расследования

Подсудность уголовных дел

Институт подсудности сформулирован в ст. 30—36 УПК РФ.

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве и теории уголовного судопроизводства выделяют родовой (предметный), персональный, исключительный, территориальный признаки подсудности и признак подсудности по связи уголовных дел.

Родовой (предметный) признак подсудности определяется характером совершенного преступления, выраженным в его уголовно-правовой характеристике (уголовно-правовой квалификации).

Этот признак используется для разграничения подсудности уголовных дел между различными звеньями одноименных судов и их судебными составами.

В частности, этот признак применяется для разграничения уголовных дел о преступлениях, подсудных мировому судье, суду районного звена, суду областного звена, а также дел, подсудных гарнизонным военным и окружным (флотским) военным судам в качестве судов первой инстанции.

В системе судов общей юрисдикции основную нагрузку по рассмотрению и разрешению уголовных дел о преступлениях несет районный суд.

Районный суд создается в судебном районе, который охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Фе-дерации.

Уголовно-процессуальный закон не дает перечня преступлений, уголовные дела о которых подсудны районному федеральному суду.

Поэтому в самом общем виде можно определить подсудность уголовных дел районному суду следующим образом.

Районному суду в качестве суда первой инстанции подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам, а также дел, подсудных мировому судье.

Следовательно, подсудность уголовных дел районному суду определяется путем изъятия из нее уголовных дел о преступлениях, подсудных другим судам.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ мировому судье подсудны:

1) уголовные дела частного обвинения о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ;

2) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых также дан в ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

В этом исключении находятся уголовные дела:

а) об убийстве, совершенном в состоянии аффекта (ч. 1 ст. 107/ УК РФ);
б) об убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны, либо об убийстве, совершенном при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступления (ст. 108);
в) о причинении смерти по неосторожности (ст. 109);
г) о половом сношении и иных действиях сексуального характера с лицом, не достигшим 14-летнего возраста (ст. 134);
д) о развратных действиях (ст. 135);
е) о некоторых других преступлениях.

Мировые судьи (мировой суд) не функционируют в системе военных судов.

В связи с этим уголовные дела о преступлениях, подсудные мировому судье и совершенные военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 УПК РФ, т.е. в порядке, предусмотренном для деятельности мирового судьи.

В этих случаях решения судей гарнизонного военного суда обжалуются не в апелляционном, а в кассационном порядке (ч. 6 ст. 30 УПК РФ).

Таким же образом разрешается данный вопрос в уголовно-процессуальном законе применительно к гражданской ветви судов общей юрисдикции, если на территории, находящейся под юрисдикцией районного федерального суда, отсутствуют мировые судьи, как это имеет место до настоящего времени в г. Санкт-Петербурге и других регионах Российского государства.

Определять судебную инстанцию, которая рассмотрит уголовные материалы, дано прокурору. При рассмотрении этого вопроса он руководствуется правилом подсудности, даёт оценку субъекту и обстоятельствам дела, установленные следствием.

Основная масса, рассматриваемых уголовных дел, находится в производстве районных судов.

Кроме этого, дела по уголовным статьям подразделяются на несколько видов:

  • уголовные дела, подсудные мировому судье;
  • дела по уголовным статьям, рассматриваемые вышестоящими судами;
  • дела военных судов.

Говоря о подсудности уголовных дел мировому судье, следует отметить, что эта категория судей рассматривает преступные проявления малой тяжести. Срок наказания сравнительно не велик – менее трёх лет тюремного заключения.
Перечень регламентируется 31 статьёй УК, состоит из преступных деяний, имеющих квалификацию:

  1. Намеренного нанесения не тяжёлого вреда.
  2. Нанесения тяжкого вреда без намерения его причинить.
  3. Побоев.
  4. Высказываний о намерении нанести увечья либо совершить убийство.
  5. Клеветы.

Ограниченный указанными составами список составлялся на законодательном уровне для того, чтобы разбирательство могло зависеть как от величины наказания, так и от компетенции суда установить истину.

Дела, входящие в компетенцию судов, с учётом сложности состава и предусмотренной ответственности, а также заявления субъекта, подлежат рассмотрению:

  • судьёй с двумя заседателями;
  • тремя судьями;
  • исключительно составом присяжных заседателей.
Читайте также:  Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?

Когда эпизоды преступного деяния произошли не в одном районе, области или республике, а в различных местах, здесь необходимо предусмотреть принцип определения подсудности по наибольшему числу эпизодов либо по более тяжкому. Эти положения изложены во второй части 32 статьи УПК.

Законодательство предусматривает наличие военных судов. В международном праве существует такое понятие, как международный военный трибунал.

Действующая редакция закона позволяет этой категории судов определиться с подсудностью, принимая во внимание:

  1. Территориальный признак.
  2. Место дислокации воинской части или флота.

Рассматриваемая категория судов является первой инстанцией. Статья 31 процессуального кодекса нормами частей 5–8 определяет наименования дел, находящихся в компетенции военных судов.

К производству принимаются дела, когда подсудимый:

  • военнослужащий проходит службу в воинских частях;
  • гражданин на военных сборах;
  • является лицом, уволенным в запас либо окончившим сборы, но преступление совершил в период службы и участия в сборах.

Если военный суд расположен за границей РФ, то он вправе рассматривать дела, подсудные региональным судам. Исключением являются случаи, изложенные в ч. 4 седьмой статьи закона о воинских судах, когда должны учитываться требования договоров России и других стран. В его полномочия входит рассмотрение всех дел, кроме, подсудных вышестоящему и суду флота.

Судебный орган военного округа рассматривает сложные дела, с мерой ответственности от 15 лет до пожизненного тюремного заключения.

Принимает к производству:

  1. Материалы по обжалованию вынесенных решений военных либо флотских окружных судов, не вступивших в силу.
  2. Материалы по обжалованию вынесенных решений военных либо флотских окружных судебных инстанций, вступивших в силу.
  3. Материалы по вновь открытым фактам в рамках принятых судебных актов самой Военной коллегией, имеющих законную силу.

Этот судебный орган уполномочен информировать заинтересованных лиц о принятых решениях, по рассмотренным материалам, готовить обзоры о правовой деятельности.

1. В основу предметной (родовой) подсудности положен такой определяющий признак, как квалификация преступления, инкриминируемого обвиняемому.

Она призвана разграничивать компетенцию судов различных звеньев: мировых судей и федеральных судов общей юрисдикции. Так, мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ, к подсудности федеральных районных судов, а также приравненных к ним военных судов отнесены дела о преступлениях, указанных в ч. 2 ст. 31 УПК РФ. Судам субъектов Федерации и приравненным к ним военным судам подсудны уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ.

2.Территориальная подсудность устанавливается по общему правилу в зависимости от основного признака, каковым признается место совершения преступления.

Согласно ч. 1 ст. 32 УПК РФ уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Однако в реальной жизни могут возникнуть ситуации, в которых определить подсудность исходя только из указанного критерия довольно сложно. Поэтому УПК РФ предусмотрел из названного правила исключения. Так, если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого, то дело об этом преступлении подсудно суду по месту окончания преступления (ч. 2 ст. 32 УПК РФ). Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из этих преступлений (ч. 3 ст. 32 УПК).

В целях экономии сил и средств, обеспечения прав и интересов участников процесса уголовно-процессуальный закон допускает изменение территориальной подсудности. Ее изменение допускается лишь до начала судебного разбирательства в следующих случаях:

1) по ходатайству стороны, если удовлетворяется ее (стороны) ходатайство об отводе всего состава суда;

2) по ходатайству стороны либо по инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело, если:

а) все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии со ст.63 УПК РФ;

б) не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела.

Решение вопроса об изменении территориальной подсудности уголовного дела по перечисленным основаниям отнесено к компетенции председателя вышестоящего суда или его заместителя. Ходатайство стороны или представление председателя суда, в который поступило уголовное дело, рассматривается председателем или его заместителем вышестоящего суда в судебном заседании в порядке, предусмотренном ч. 3, 4 и 6 ст. 125 УПК РФ (ч. 3 ст. 35 УПК РФ).

3. Персональная (субъектная) подсудность уголовного дела применяется в тех случаях, когда обвиняемый по делу в силу требований закона является специальным субъектом.

Характерным примером применения персональной подсудности являются уголовные дела в отношении военнослужащих. В соответствии с ч. 5 и 6 ст. 31 УПК РФ уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, подсудны военным судам. Из данного общего правила сделаны исключения. Они сводятся к следующему.

Первое. Если уголовное дело по обвинению группы лиц под- судно военному суду хотя бы в отношении одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы. Если же указанные лица против рассмотрения данного дела военным судом, то уголовное дело в отношении них должно быть выделено в отдельное производство и направлено для рассмотрения по существу в суд общей юрисдикции. В случае если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то это уголовное дело в отношении всех лиц должно рассматриваться соответствующим (с учетом предметной подсудности) судом общей юрисдикции.

Второе. Оно имеет противоположную направленность. Согласно ч. 8 ст. 31 УПК военным судам, дислоцирующимся за пределами территории России, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных не только военнослужащими, проходящими службу в составе российских войск, но и членами их семей, а также другими гражданами РФ, если:

1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ;

2) иное не предусмотрено международным договором РФ.

4. Подсудность по связи дел применяется в тех случаях, когда возникает необходимость определить подсудность уголовного дела, в котором объединено несколько дел по обвинению одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, подсудных судам разных уровней.

В данной ситуации уголовное дело о всех преступлениях и всех обвиняемых рассматривается вышестоящим судом (ч. 1 ст. 33 УПК). При совершении преступлений в группе с военнослужащим подсудность дела определяется по правилам, описанным выше, и с учетом предметной подсудности (ч. 2 ст. 33 УПК).


Подсудность уголовных дел необ��одимо отличать от подследственности уголовных дел. Данные понятия сходные, но не идентичные. Между ними нет жесткой зависимости, хотя критерии, исходя из которых определяются подсудность и подследственность уголовных дел, в определенной степени совпадают. Например, место совершения преступления, состав преступления и т.д. В то же время подследственность, к примеру, уголовного дела следователю районного следственного отдела, следственного управления, Следственного комитета России по субъекту Федерации не всегда предопределяет районную подсудность этого дела. Если по данному делу обвинение будет предъявлено по ч. 2 ст. 105 УК РФ либо другой статье, отнесенной к подсудности суда субъекта Федерации, то дело должно быть передано для рассмотрения в соответствующий суд субъекта Федерации.Подсудность уголовных имеет важное процессуальное и организационное значение. Оно заключается в следующем.

Во-первых, правила подсудности обеспечивают право гражданина, обвиняемого в совершении преступления, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, действующим на основании и во исполнение закона.Данное право обвиняемому, подсудимому гарантировано требованиями ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.1, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицирована Российской Федерации 30 марта 1998 г.2), ст. 47 Конституции РФ. Согласно этим документам подсудность уголовного дела не может определяться по усмотрению какого-то органа власти или должностного лица. Она устанавливается законом и в строгом соответствии с ним каждое уголовное дело направляется в тот суд, к подсудности которого оно отнесено.

Во-вторых, подсудность как уголовно-процессуальный институт позволяет упорядочить работу судов разных звеньев, обеспечить реализацию свободного доступа граждан к правосудию.

Читайте также:  Руководителю медицинской организации об административном отпуске

В-третьих, рассматриваемый институт дает возможность оптимизировать работу судов с точки зрения нагрузки на отдельно взятого судью, а также временных и финансовых затрат по осуществлению правосудия. Например, если преступления с точки зрения территориальной подсудности совершены в разных местах, то уголовное дело с целью оптимизации времени рассмотрения и судебных издержек может быть рассмотрено не по месту его расследования, а по месту совершения большинства расследованных по данному делу преступлений или по месту совершения наиболее тяжкого из них.

Кто разрешает споры о подследственности уголовного дела?

Прокурор в уголовно-процессуальном кодексе (УПК)

Суть в распределении уголовных дел между компетентными инстанциями заключается в том, чтобы обеспечить максимально быстрое и эффективное разбирательство. В большинстве случаев под уголовным делопроизводством предполагают дела о кражах, убийствах, изнасилованиях и других преступлениях, направленных против человека и его свобод.

Важно!Рассмотрение осуществляется прокуратурой. Именно прокурор разрешает территориальным следственным органам завести дело и приступить к расследованию. Определение подследственности прокурором описано в комментариях к вышеупомянутой статье УПК России. Прокуратура также дает разрешение на инициацию апелляционного или кассационного судопроизводства.

Подсудность уголовных дел закреплена в ст. 31 УПК. Выделяют четыре ее вида: предметная, территориальная, персональная, исключительная.

Предметная (родовая) подсудность определяется предметом каждого уголовного дела, т.е. квалификацией преступления, совершенного лицом, привлекаемым к уголовной ответственности. В зависимости от квалификации общественно опасного деяния закон определяет подсудность дел мировому судье, районному суду, судам субъектов РФ, гарнизонному и окружному (флотскому) военному суду (ч. 1—3, 5, 6 ст. 31 УПК).

Территориальная подсудность, по общему правилу, определяется местом совершения преступления. Уголовное дело рассматривается тем судом, в районе деятельности которого совершено преступное деяние (ч. 1 ст. 32 УПК).

В то же время место совершения преступления не всегда совпадает с границами одного района. Поэтому в случае, если преступление совершается на территории деятельности различных судов (длящееся или продолжаемое преступление), то уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления. Кроме того, в случае совершения нескольких преступлений в разных местах, уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на место совершения большинства расследованных по данному делу преступлений или наиболее тяжкого из них (ч. 2, 3 ст. 32 УПК).

Распределение уголовных дел

Распределение дел уголовной направленности по какому-либо признаку территориальности обеспечивает реализацию принципа обеспечения доступа граждан к процессу правосудия и при этом направлено на минимизацию личных, а также каких-либо финансовых затрат, тесно связанных с судебным разбирательством правонарушительного дела. Именно этим объясняется некоторая подвижность определенных территориальных правил подсудности, а также некая возможность их изменения в конкретных законом случаях, что, как уже было указано, недопустимо для правил предметной подсудности, где совокупность процессуальных гарантий может быть предоставлена только органом судебной власти определенного уровня.

Замечание 4

Специфика построения судебной системы Российской Федерации, где существует большое количество судебных органов районной направленности с небольшим количеством судей, также обусловила потребность законодательной регламентации случаев, когда происходит изменение территориальной подсудности является необходимой и вынужденной мерой, которая в свою очередь обеспечивает реализацию основных принципов осуществления правосудия.

История развития института подследственности и предварительного расследования в уголовном процессе России (XIX-XXI вв.)

Расследование преступлений согласно ч.2 т. 15 Свода законов Российской империи до 1860 года входило в круг обязанностей полиции, которая не только расследовала преступления, но и являлась основным органом дознания. В роли следователей обычно выступали квартальные надзиратели. В крупных городах существовали особые должности следственных приставов гражданских и уголовных дел. Производить следствие могли также нижние земские суды, управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины (полицмейстер, частный пристав, следственный пристав). В важных случаях следствие поручалось особым чиновникам, командируемым на места происшествия губернаторами, министром внутренних дел или даже царем.

Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих обнаружить и изобличить виновного. Само следствие делилось на предварительное и формальное. Главной задачей первого являлось установление факта происшествия, обладающего признаками преступления, задачей второго — выяснение, действительно ли и «в каком виде и степени» обвиняемый совершил преступление, и подлежит ли он наказанию.

А.Ф. Кони, характеризуя работу полицейских чинов по законодательству России до 1860 года, отмечал, что несмотря на свою добрую волю и желание, усилия следователей (т.е. полицейских чинов) приведут в большинстве случаев к уклонению от правосудия в форме оставления «под подозрением», которое, несмотря на красноречие улик, может привести к обвинительному приговору лишь при наличии собственного признания обвиняемого, считаемого «лучшим доказательством всего света».1

Описывая порядок производства полицией дознания, И.Я. Фойницкий отмечал, что закон регламентирует этот вид деятельности только в самых общих чертах для того, чтобы оставалась возможность полиции производить расследование теми средствами и методами, которые диктуются конкретными обстоятельствами дела для быстроты, целесообразности его расследования.2

Вопиющая медлительность, повальное взяточничество, процветавшее среди больших и малых чинов, процессуальная запутанность требований, и другие пороки парализовали всю судебную систему в целом и предварительное расследование в частности.3

Резкой критике подвергали судебную систему и предварительное расследование видные ученые (А.Ф. Кони), революционные демократы (А.Н. Радищев, декабристы А.И. Герцен, Н.П. Огарев) и революционеры-разночинцы, и даже отъявленные реакционеры не могли не признать необходимости судебных реформ.4

Предварительное следствие, возникшее в результате реформы 1860-1864 гг. как предварительное судебное исследование, должно было явиться существенной гарантией вынесения судом законного и справедливого приговора. Описанные затруднения вызвали необходимость создания специального судебного органа (введение должности судебного следователя), который освободил суд от деятельности, мешающей отправлению правосудия.

Наряду с идеей усовершенствования досудебного производства, основной причиной, вызвавшей реформу следственных органов, было стремление правительства накануне крестьянской реформы усилить административную власть, освободив ее от несвойственных ей функций, в том числе по производству предварительного следствия. В основе Судебной реформы 1864 года лежала идея разделения уголовного преследования (обвинения) и следствия, которое рассматривалось как часть судебной деятельности.

Первым шагом в практическом проведении судебной реформы было принятие в мае 1860 года Государственным советом закона о судебных следователях, санкционированного императором. Законопроект был разработан с учетом опыта таких европейских стран, как Англия, Австрия, Германия, и в первую очередь Франции.1

В соответствии с императорским указом от 8 июня 1860 года следственная часть отделялась от полиции, в 44 губерниях вводились должности судебных следователей. Согласно ст.7, 8 «Основных положений об устройстве судебных мест», утвержденными 29 сентября 1862 года, судебные следователи осуществляли свою деятельность по расследованию преступлений в пределах определенных для них участков. Далеко не все участки заняли подготовленные люди, иногда их попросту не хватало. Например, большинство следователей в участках Симбирской следственной палаты не только не имели юридического образования, но и вообще в никаких учебных заведениях и курса не окончили.

Одновременно императором были утверждены Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступление или проступок.3 Данные документы внесли существенные изменения в положение следователя, его взаимоотношения с судом, прокуратурой и полицией и в дальнейшем были включены в Устав уголовного судопроизводства.

Обобщая все условия, в которых начал действовать институт судебных следователей, Б.Л. Бразоль отмечал крайне тягостное положение первых следователей в России.1

Ключевым документом Судебной реформы стал Устав уголовного судопроизводства, утвержденный императором 20 ноября 1864 года, достаточно подробно регламентировавший как предварительное следствие и дознание, так и другие стадии уголовного процесса.

Реализация института подследственности в системе уголовно-процессуальных институтов

По смыслу ст. 38 УПК РФ, следователь является должностным лицом, уполномоченным самостоятельно осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Предполагается, что следственные и иные процессуальные действия производит непосредственно он. Однако в ходе производства по делу может возникнуть необходимость проведения следственных или оперативно-розыскных действий в районах, удаленных от места производства предварительного следствия.

В действующем УПК РФ отдельной статьи, регламентирующей порядок направления и исполнения отдельных поручений следователя, нет. Данные действия регулируются положениями п.4 ч.2 ст.38 и ч.1 ст. 152 УПК РФ. Согласно ст. 38 следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, о производстве иных процессуальных действий. Согласно ст. 152 УПК РФ в случае необходимости следователь вправе поручить производство следственных или розыскных действий соответственно следователю или органу дознания. Нет никаких сомнений, что в подобных случаях должны учитываться нормы о подследственности.

На наш взгляд, стоит согласиться с мнением А.И. Михайлова о том, что обращения следователя к следователю или дознавателю с письменным поручением о производстве следственных или оперативно-розыскных мероприятий стоит именовать отдельным поручением следователя, которое должно быть оформлено в письменном виде.1

Читайте также:  Когда банк может забрать квартиру за долги

На основании анализа норм УПК РФ, поручения следователя могут быть разбиты на две группы.

К первой группе относятся такие, которые вправе девать следователи только органам, осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия. В силу ст.38 УПК РФ следователь не вправе самостоятельно осуществлять подобные мероприятия, а согласно ст. 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» соответствующие органы обязаны исполнять поручения, полученные в письменной форме от следователя о производстве оперативно-розыскных мероприятий.

При направлении подобных поручений, не носящих уголовно процессуального характера, следователь в своем поручении не вправе устанавливать, методы, средства и способы его исполнения, так как это не входит в его компетенцию. Такого рода поручения должны быть направлены руководителю органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, который в свою очередь выделяет оперативного работника для его выполнения.

Ко второй группе относятся поручения о производстве следственных и иных процессуальных действий, то есть поручения уголовно-процессуального характера, которые направляются в органы, осуществляющие предварительное расследование. В данной связи видится верным мнение о том, что поручения подобного характера должны направляться только в случае отсутствия у следователя возможности произвести их лично.2

Закон не регламентирует, какие следственные действия должны исполняться лично следователем, в производстве которого находится уголовное дело, а какие могут быть выполнены путем направления поручения.

Представляется, что наиболее значимые для конкретного уголовного дела следственные действия, в результате которых появляются наиболее важные сведения об обстоятельствах, указанных в ст. 73 УПК РФ, как правило, должны производиться лично следователем, в производстве которого находится уголовное дело, хотя это и может быть связано с выездов в другой город или область.

В случаях возникновения необходимости производства различных следственных действий в другом районе (области), следователь в порядке ст. 152 может поручить их производство органам расследования, дислоцирующимся в этом районе. Но при необходимости производства в другом районе ключевых для расследования уголовного дела следственных действий или следственных действий в большом объеме, они должны быть выполнены самим следователем, ведущим дело, путем выезда на место. Производство их по отдельному поручению означало бы перекладывание своих обязанностей на другого следователя.

В ст.38 УПК РФ в общей форме указано, что по письменному поручению следователя могут быть произведены действия по исполнению постановлений о задержании, приводе, аресте, о производстве иных процессуальных действий. Подобная законодательная формулировка не случайна. Ключевым на наш взгляд, в ст.ст. 38, 152 УПК РФ является формулировка «поручать производство», то есть само решение о необходимости производства, а также надлежащее оформление принятого решения (вынесение соответствующего постановления, обращение в установленном порядке в суд за санкцией и т.д.), должно приниматься следователем, в чьем производстве находится уголовное дело.

Что же касается производства по поручению следователя следственных действий, то закон никаких ограничений либо конкретных перечней не содержит. Однако есть ряд следственных и розыскных действий, которые не следует выполнять путем направления отдельного поручения. Прежде всего, это поручения следователям другого района истребовать и пересылать к месту производства расследования по делу различного справок. Подобные запросы о выдаче соответствующих справок, характеристик, копий судебных решений и прочих документов подлежат направлению непосредственно в те организации и учреждения, которые располагают соответствующими данными и документами.

В связи с возможностью выполнения отмеченных процессуальных действий по поручению, возн��кает вопрос о том, какому конкретно органу расследования направляется такое поручение. Четкого ответа на этот вопрос в уголовно-процессуальном законе не содержится.

Думается, что исполнение отдельных поручений следователя должно осуществляться, прежде всего, при строгом соблюдении предметной, территориальной и персональной подследственности уголовных дел. Так, если дело по предметному признаку подследственно следователю органов внутренних дел, то и выполнение этих процессуальных действий следует поручить следователю этого ведомства. Лишь в исключительных случаях их производство может быть поручено следователям следственного комитета при прокуратуре РФ или следователям других органов. В случае, например, необходимости провести допрос военнослужащего, подобное поручение должно направляться следователю военного следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ, либо командиру воинской части, осуществляющему в порядке ст. 40 УПК РФ, функции органа дознания. Естественно, что поручение необходимо направлять в тот орган предварительного расследования, который правомочен осуществлять такую деятельность в том районе, где необходимо исполнить поручение, то есть в соответствии с критериями определения территориальной подследственности.

Исходя из того, что в соответствии со ст. 38 УПК РФ отдельное следственное поручение должно направляться в письменном виде, видится верной позиция, что отдельное поручение должно состоять из трех частей: вводной, описательной, резолютивной1. При этом добавим, что именно во вводной части отдельного поручения определяется его исполнитель с учетом предметной, персональной и территориальной подследственности уголовных дел.

Понятие и виды подсудности уголовных дел. Передача дела по подсудности

Подсудность уголовных дел — характер уголовного дела, определяющий, каким конкретно судом первой инстанции и в каком судебном составе дело должно быть рассмотрено.

Родовая подсудность определяется родом (видом) преступления, составляющего предмет производства по уголовному делу. С помощью родового признака подсудности устанавливается, суд какого звена судебной системы компетентен рассматривать данное дело, и разграничивается компетенция между судами. Родовая подсудность определяется путем прямых указаний закона об отнесении определенной категории уголовных дел к ведению тех или иных судов.

Территориальная подсудность определяется правилом о том, что уголовное дело должно рассматриваться судом, в районе деятельности которого совершено преступление. Территориальный признак подсудности позволяет распределить дела между одноименными судами, конкретизирует, к ведению какого именно суда относится данное дело (какого района, какой области и т.д.).

Если определить место совершения преступления невозможно, дело подсудно тому суду, в районе деятельности которого закончено предварительное следствие или дознание по делу.

Подсудность по связи дел выделяет признаки, по которым направляет в тот или иной суд дело по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений или группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений:

1. Если дело о нескольких преступлениях, совершенных одним лицом, одновременно подсудно нескольким одноименным судам, оно должно рассматриваться тем судом, в районе деятельности которого закончено предварительное следствие.

2. При обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны разноименным судам, дела обо всех преступлениях рассматриваются вышестоящим судом.

3. При обвинении одного лица в совершении нескольких преступлений или группы лиц, если дело подсудно военному суду хотя бы в отношении одного лица или одного преступления, дело обо всех лицах и преступлениях рассматривается военным судом.

Виды подследственности

Закон выделяет прямую подследственность и иные виды: нередко возникают сложности с определением форм преступлений, которые расследуются тем или иным органом.

Кроме альтернативной подследственности, выделяют:

  • территориальную;
  • персональную.

При определении подследственности, ее виды могут конкурировать, но этот вопрос регламентирует порядок межведомственного взаимодействия.

В порядке предметной подведомственности органы ФСБ призваны обеспечивать безопасность на территории РФ, как отдельного человека в обществе, так и в масштабах всей страны. Это называется обеспечение национальной безопасности. Законодатель в ст. 151, ч.2, п. 2 определяет виды преступлений, относящихся к ведению для следователей ФСБ:

  • измена РФ;
  • терроризм;
  • акты диверсии;
  • разведывательная и контрразведывательная деятельность россиянина в пользу иностранного государства;
  • нарушение границы;
  • кустарное производство оружия, включая то, которое наносит массовый ущерб и т.д.

Статьи УК РФ указывают следователям на состав преступления. Традиционно, в уголовном праве выделяют 4 составляющих этого понятия:

  • вина;
  • умысел;
  • причинно-следственная связь;
  • мотив.

Подведомственность административных дел судам

Перечень правонарушений, по которым дело рассматривают именно суды, обширен. Его устанавливает часть 1 стати 23.1 КоАП РФ. Но сами суды тоже делятся. Они бывают мировыми, районными, арбитражными, судами субъекта РФ и т.п.

По общему правилу дело по существу рассматривает мировой суд.

Районный суд рассматривает дело по существу, во-первых, если по делу проводилось административное расследование. Во-вторых, если наказание за правонарушение КоАП устанавливает в виде административного выдворения, приостановление деятельности, дисквалификацию.

Судьи районных судов будут выносить решения по делам:

  • о нарушении законодательства в сфере собраний, митингов, шествий и т.п. (ст. 5.38)
  • в области охраны объектов культурного наследия (ст. 7.13-7.16, ч. 18,19 ст. 19.5)
  • неповиновение законному требованию сотрудника органа власти (19.3)
  • возбуждение ненависти, вражды и иные, предусмотренные частью 3 ст. 23.1 КоАП РФ.

Судьи арбитражных судов рассматривают правонарушения, перечень которых устанавливает статья 23.1, когда они совершены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Это правонарушения в экономической сфере.

Часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ говорит, что ряд дел тоже рассматривают судьи. Если орган власти передает суду материалы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *