Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПДД для пешеходов и велосипедистов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно определению, содержащемуся в пункте 1.2 ПДД, тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Комментарии к пункту 4.1 ПДД
Итак, данные 4 абзаца, в первую очередь, расставляют приоритеты участков дороги, где могут ходить пешеходы. При этом, опускаться ниже по такому приоритету можно только в случае, если специальный участок для пешеходов отсутствует или нет возможности по нему идти.
Приоритеты расставлены так:
- пешеходы, согласно пункту 4.1, должны ходить по пешеходным дорожкам или тротуарам или велопешеходным дорожкам – все 3 участка на выбор самого пешехода,
- если вышеуказанных участков нет или нет возможности по ним идти, то можно идти по обочине автомобильной дороги,
- когда отсутствует и обочина тоже, то нога пешехода может вступать на велосипедную дорожку (при её наличии, разумеется) или идти по краю проезжей части, но только в один ряд и только навстречу потоку (по левой стороне, если движение двустороннее). Здесь также на выбор пешехода: или велосипедная дорога, или проезжая часть дороги.
Однозначно, если рядом идут велодорожка и пешеходная, как это часто бывает, то пешеходам запрещено идти по велодорожке, даже если качество покрытия там лучше… И даже с коляской.
По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?
Чтобы обезопасить перемещение пешеходов, дороги оснащаются специально отведенными участками, например, тротуарами или пешеходными дорожками. На дорогах без тротуаров пешеходам разрешается перемещение по обочине дорожного полотна. Также, если нет тротуара, пешеходу разрешено идти по велосипедной дорожке. По краю проезжей части можно двигаться только людям на инвалидных колясках или лицам, везущим объемные грузы. Пешеходам запрещено двигаться посередине дороги, а также рядом с разделительной полосой. Это не только расценивается как нарушение ПДД, но несет большую опасность для здоровья и жизни самого человека. Человек, идущий по обочине дороги, обязан направляться в сторону, противоположную движению автомобилей. Но когда пешеход ведет в руках другое транспортное средство, например, скутер или мотоцикл, он должен двигаться в ту же сторону, что и водители. Перемещаясь по тротуару, пешеход обязан придерживаться правой стороны, то есть перемещаться в направлении движения автомобилей.
16. Пешеход имеет право:
16.1. передвигаться по дорогам в соответствии с настоящими Правилами;
16.2. на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу,также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем сигнале регулировщика или светофора.
17. Пешеход обязан:
17.1. двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине.
В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.
При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами;
17.2. переходить (пересекать) проезжую часть дороги по подземному, надземному пешеходным переходам, а при их отсутствии, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, — по наземному пешеходному переходу (при отсутствии наземного пешеходного перехода — на перекрестке по линии тротуаров или обочин);
17.3. при отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.
При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).
Для пешего перемещения вдоль дорожного покрытия предназначены тротуары. Зачастую они примыкают к полосе движения автосредств или велосипедной дорожке, но могут быть отделены от них ограждением или газоном. Для пешехода наиболее безопасно двигаться по тому тротуару, который отделен от дороги участком земли.
Тротуар предназначен для передвижения пешеходов, но в некоторых ситуациях по нему могут перемещаться и транспортные средства. Такой заезд на тротуары возможен в случаях, когда водителям дорожных и коммунальных предприятий нужно подъехать к какому-либо месту, а также при доставке грузов.
Двигаться по тротуару нужно по правой стороне. В определенных ситуациях (при отсутствии велосипедной дорожки и невозможности двигаться по краю проезжей части) по ним могут передвигаться на велосипеде.
Будут ли ужесточать штрафы
Разговоры об этом ведутся давно. Действительно, штраф не более 500 рублей, как правило, не способен напугать человека и остановить его противозаконные действия. Тем более что в связи с реформой ГИБДД сотрудников ДПС стало меньше, и их основное внимание приковано к автомобилям.
Если водителей могут ожидать штрафы до нескольких десятков тысяч рублей, то пешие люди могут отделаться очень маленькими суммами. В то же время нередко именно действия пешеходов становится причиной ДТП. Поэтому возможно, что в скором времени появятся законопроекты, ужесточающие санкции для таких лиц.
Так активно обсуждается законопроект, обязывающий лиц, передвигающихся пешком, носить на одежде светоотражающие элементы не только за городом, но и на территории населенных пунктов.
Особенности движения в темное время суток
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:
«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами. В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.
Например, можно надеть специальный желтый жилет, который обычно используют дорожные рабочие. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 — 200 рублей.
Отмечу, что за отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь световозвращатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено.
Тем не менее светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость, поэтому рекомендую пешеходам постоянно их использовать. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.
Пункт 4.1 менялся несколько раз. А последнее новшество было в ноябре 2014 года, когда в последнем абзаце вместе с рекомендацией пешеходам надевать светоотражающие жилеты появилась ещё и обязанность делать это в тёмное время суток на трассе. А саму рекомендацию расширили на только на движении вдоль дороги, но и поперёк – при переходе.
При движении При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Ранее, в марте 2014 года изменились первые 2 абзаца пункта 4.1 Правил, когда законодатели ввели термин «велопешеходная дорожка» – им и дополнилось перечисление участков дорог, где можно ходить пешеходам.
И, наконец, самое старое изменение было в 2005 году – тогда изменился 3 абзац:
Вне населённых пунктов при движении по При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Кто такой пешеход в соответствии с ПДД?
Прежде чем переходить к рассмотрению ПДД для пешеходов, нужно понять, кто является пешеходом с точки зрения правил. Согласно пункту 1.2 правил дорожного движения:
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
В качестве пешехода может выступать:
- Человек вне транспортного средства.
- Велосипедист, мопедист, мотоциклист.
- Человек на роликовых коньках, самокате, скейтборде.
1. Обратите внимание на тот факт, что велосипедист, мопедист, мотоциклист могут выступать как в роли пешеходов, так и в роли водителей транспортных средств.
Например, если Вы сели на велосипед, то Вы — водитель, если слезли с велосипеда — пешеход. Это позволяет использовать правила дорожного движения в собственных интересах.
Если Вы хотите воспользоваться пешеходным переходом, то следует спешиться. Правила перевозки пассажиров? Если Вы хотите продолжить движение по проезжей части, то сядьте на велосипед.
Чтобы обезопасить перемещение пешеходов, дороги оснащаются специально отведенными участками, например, тротуарами или пешеходными дорожками. На дорогах без тротуаров пешеходам разрешается перемещение по обочине дорожного полотна.
Также, если нет тротуара, пешеходу разрешено идти по велосипедной дорожке. По краю проезжей части можно двигаться только людям на инвалидных колясках или лицам, везущим объемные грузы.
Пешеходам запрещено двигаться посередине дороги, а также рядом с разделительной полосой. Это не только расценивается как нарушение ПДД, но несет большую опасность для здоровья и жизни самого человека.
Человек, идущий по обочине дороги, обязан направляться в сторону, противоположную движению автомобилей. Но когда пешеход ведет в руках другое транспортное средство, например, скутер или мотоцикл, он должен двигаться в ту же сторону, что и водители.
Перемещаясь по тротуару, пешеход обязан придерживаться правой стороны, то есть перемещаться в направлении движения автомобилей.
Кто является пешеходом по ПДД?
Правила дорожного движения содержат права и обязанности пешеходов. Определение понятия указано в пункте 1.2 ПДД, среди прочих терминов.
Так, под понятием пешеход понимается физлицо, которое участвует в передвижении, является полноправным членом дорожного движения без использования механического транспорта.
- лиц, которые передвигаются пешком, без использования какого-либо дополнительного средства передвижения;
- граждан использующих инвалидную коляску;
- передвигающихся с помощью роликов, лыж или других спортивных снарядов;
- имеющих с собой велосипед или иной транспорт, который катится рядом.
Законодатель также ввёл некоторые понятия, которые прямо относятся к данной категории:
- Пешеходная дорожка – специально обозначенный участок дороги, на котором можно передвигаться пешеходам только самостоятельно, без использования транспорта. Имеется также велопешеходная дорожка, на которой также можно проезжать на транспорте, таком так велосипеды, ролики и так далее.
- Пешеходная зона – отдельный участок, который специально выделен для граждан. Отличается от дорожки тем, что представляет собой более широкую территорию для пешеходов, на которой можно передвигаться только самостоятельно.
- Пешеходный переход – участок, отмеченный специальной разметкой и знаком, который используется для пересечения физлицами дороги. То есть это специальная зона, через которую можно перейти с одной стороны дороги на другую.
Права и обязанности пешехода
Права и обязанности пешеходов обозначены в главе 4 ПДД. Среди основных моментов можно выделить следующие:
- Движение пешехода осуществляется по специально отведённым местам. На проезжую часть следует выходить только в случае их отсутствия.
- Если иного варианта нет, то двигаться можно по краю дороги, по направлению движения транспорта.
- В ночное время суток человек должен обеспечить максимальную видимость, используя светоотражатели. На территории населённых пунктов это рекомендация, а вот за их пределами – уже требование.
- Пешие колонны всегда направляются по направлению движения. Не допускается более 4 человек в один ряд. Спереди и сзади должны находиться направляющие с красными флажками. При плохой видимости они должны использовать фонари, спереди – белый, а сзади – красный (пункт 4.2 ПДД).
- Пересечение дороги производится на светофорах и специальных переходах, а когда они отсутствуют – на перекрёстках (пункт 4.3 ПДД).
- На регулируемых участках люди должны подчиняться общим требованиям (пункт 4.4 ПДД).
- Перед пересечение дороги, пешеходы должны убедиться в безопасности манёвра (пункт 4.5 ПДД).
- Нельзя останавливаться при переходе, если это не связано с обеспечением безопасности (пункт 4.6 ПДД).
- Граждане также должны пропустить машины со спецсигналами. Если они уже находятся на дороге, то должны максимально быстро освободить её (пункт 4.7 ПДД).
- Ждать транспорт можно на специальных площадках, а при их отсутствии – на тротуарах (пункт 4.8 ПДД).
Пешеходы имеют те же права, что и прочие участники дорожного движения. Среди особых прав можно выделить преимущество на специальных переходах, тротуарах, а также при соответствующем сигнале светофора.
Кто такие пешеходы по ПДД?
По п. 1.2 Правил дорожного движения пешеходом считается человек, который:
1Ведет инвалидную коляску или передвигается на ней (коляска без мотора).
2Ведет в руках велосипед, санки, мотоцикл, тележку, детскую коляску.
3Едет на самокате, скейтборде, роликах или использует для передвижения иные аналогичные средства.
4Или просто находится снаружи транспортного средства.
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства» (здесь и далее — ПДД).
Лица, которые участвуют в ремонтных работах на дороге, не считаются за пешеходов.
Велосипедисты, водители мопедов и мотоциклов могут в зависимости от ситуации руководствуются правилами:
- Для пешеходов — когда ведут свое ТС в руках;
- для водителей — когда управляют им.
Пешеходы — это полноценные участники дорожного движения. Они обязаны соблюдать правила дорожного движения точно так же, как и водители, если даже не более скрупулезно. Ведь в отличие от водителей, пешеходы не защищены ремнями безопасности и обшивкой автомобиля, а в случае ДТП пострадают намного серьезнее.
Передвижение на перекрёстках
Согласно общепринятым правилам, пешеходы обязаны переходить дорогу только по специально назначенным для этого переходам (подземным и надземным), и только при их отсутствии — на перекрёстках вдоль линии тротуаров или обочин. На контролируемых зонах разрешено переходить проезжую часть между противоположными углами (по диагонали) лишь при наличии знаков разметки 1.14.1 или 1.14.2.
Если поблизости нет подобных переходов, то гражданам можно пересекать дорогу под прямым углом относительно края проезжей части без разделительной полосы и ограждений, если территория хорошо просматривается в обе стороны. Причём условия данного пункта не распространяются на велосипедные локации.
Зато в местах, где езда машин контролируется (регулировщиком или светофором), пешеходы имеют право опираться на подаваемые сигналы от профессионала, а при его отсутствии — уже цветов светофора. Причём во время путей вне пешеходного перехода люди не должны намеренно создавать помех для движения машин и выходить из-за стоящего автомобиля или иного препятствия, который ограничивает обзор, не убедившись в отсутствии какого-либо транспорта вблизи.
Особенности передвижения в тёмное время суток
Главная цель ПДД РФ – создать полноценный свод правил, которые сумели бы гарантировать максимальную безопасность для каждого участника движения. Поэтому ситуация в ночное время – отельный вопрос, ведь в условиях ухудшенной видимости риск попасть в ДТП увеличивается в несколько раз. Так п. 4.1 освещает нужные установки по поводу требуемой стороны дороги и запросов в адрес людей, которые выходят туда ночью:
- В границах населённых пунктов советуют иметь при себе светоотражатели, если они собираются переходить дорогу.
- За пределами оговоренных территорий жители России тем более обязаны иметь аналогичные средства предупреждения водителей.
- При отсутствии обочины и тротуара, пешеход обязан идти вдоль путей навстречу движению любого транспорта.
Если у человека нет специального элемента для эффективного отражения света, но перейти дорогу крайне важно, рекомендуется использовать любую похожую альтернативу (фонарь, мобильный телефон), которая привлечёт взгляд автолюбителя и позволит избежать происшествия. Обычно при достаточно хорошем уличном освещении подобная проблема автоматически отпадает, но на деле подобные условия редко где наблюдаются.
В каких местах можно пересекать дорогу?
Пешеходы должны переходить дорогу строго по пешеходным переходам. Подобные участки найти несложно, они помечены специальной дорожной разметкой и обозначены характерными знаками.
Переходы могут быть надземными, подземными, а также особыми участками, расположенными на перекрестках.
В большинстве случаев все виды переходов, кроме подземных, регулируются светофорами. Здесь все ясно, переход можно осуществлять переход на специальный разрешающий знак регулировщика или зеленый свет установленного светофора.
Это надежно, безопасно и достаточно быстро, чего нельзя сказать о переходе дорожного полотна вне пешехода. Мало того, что это более затратно по времени, так как приходится долго ждать подходящего случая, но также крайне опасно.
Стоит всегда пользоваться установленными переходами и не рисковать своим здоровьем и жизнью в целом.