Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешний долг России: 1994 – 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.
Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…
…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.
А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.
Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.
А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.
Международная инвестиционная позиция в России по президентам
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Владимир Путин (2) | 07.05.2002 — | 529.6000 | 524.9000 | 537.5000 | 524.9000 | -0.89% |
Динамика российского государственного долга
За последнее десятилетие госдолг РФ заметно вырос. Одной из причин такого положения является замедление роста экономики из-за санкций, введенных в 2014 году США и странами Европейского Союза. Другая причина — необходимость финансирования федерального бюджета при отсутствии резервов.
Какой внешний долг России на 2022 год? По данным, предоставленным Счетной палатой, он достиг почти 460 млрд долларов США. Около 70% от этой суммы составляют долги по государственным бумагам в иностранной валюте, а 30% — государственные гарантии РФ, номинированные в той же валюте.
Для определения разницы между доходами и расходами государства задолженность сравнивают с ВВП. Только сравнению подлежит общий долг России, то есть, внешний и внутренний. Чем показатель выше, тем сложнее ситуация, тем большую проблему составляет необходимость погашать долг. Если показатель низкий, значит, государство способно покрыть свои обязательства.
На 1 апреля 2021 года соотношение госдолга РФ к ВВП составило 17%. Это даже ниже, чем в 2020, но выше, чем в 2019. Показатель до 30% говорит о том, что в данное государство можно инвестировать, уровень рисков довольно низкий.
Внешний долг РФ: динамика, размер и структура
Если у страны имеются долги перед другими государствами, то некая часть таких денежных обязательств называется внешним долгом. Он может быть государственным и корпоративным. В первом случае задолженность представляет собой денежную ответственность перед другими странами, которая должна быть выплачена в иностранной валюте к определённому сроку. Корпоративный долг – это составная часть общего долга страны перед нерезидентами. Если валюта конвертируется свободно, то граждане могут получать займы в иностранных банках.
Ежегодная статистка свидетельствует о том, что наша страна год от года занимает всё меньшие суммы у других государств. Рассмотрим подробнее информацию о состоянии задолженности РФ перед зарубежными кредиторами и о графиках выплат внешнего долга РФ.
По данным Центробанка на 01.07.2018 внешний долг РФ составляет примерно 490,7 миллиарда долларов.
Данная сумма складывается из задолженностей госорганов управления страны, ЦБ и банковских организаций с участием государства (госсектор). Занимают деньги на различные нужды за рубежом и различные представители крупного и мелкого бизнеса (частный сектор). При этом в частном секторе банки и корпорации являются основными должниками. Долг органов управления в общем долге составляет почти 50 млрд. $ (по состоянию на 01.07.2018).
Таблица. Внешний долг России государственный и корпоративный по годам:
По состоянию на | Внеш. долг государственного сектора, в миллиардах долларов |
Внеш. долг частного сектора, в миллиардах долларов |
Общий, в миллиардах долларов |
---|---|---|---|
1 июля 2018 | 231 | 259,7 | 490,7 |
1 окт 2017 | 259,3 | 270,2 | 529,5 |
1 окт 2016 | 262,8 | 255,5 | 518,3 |
1 окт 2015 | 277,5 | 259,4 | 536,9 |
1 окт 2014 | 351,6 | 329,3 | 680,9 |
1 окт 2013 | 371,6 | 344,7 | 716,3 |
1 окт 2012 | 277,2 | 321,7 | 598,9 |
1 окт 2011 | 212,9 | 312,7 | 525,6 |
1 окт 2010 | 190,7 | 285,5 | 476,2 |
1 окт 2009 | 176,2 | 297,2 | 473,4 |
1 окт 2008 | 183,1 | 357,1 | 540,2 |
1 окт 2007 | 187,6 | 251,2 | 438,8 |
1 окт 2006 | 125,4 | 144,1 | 269,5 |
Скачать с нашего сайта файл ЦБ с полной расшифровкой — 46-debt.xlsx.
Размер внешнего долга на душу населения
Дата проведения оценки | Внешний долг на душу населения, $ |
---|---|
2018 | 3540 |
2017 | 3527 |
2016 | 3486 |
2015 | 3539 |
2014 | 4100 |
2013 | 5072 |
2012 | 4440 |
2011 | 3767 |
2010 | 3420 |
2009 | 3262 |
2008 | 3381 |
2007 | 3270 |
2006 | 2202 |
За счет чего формируется долг
Когда расходная часть бюджета превышает доходную, государство может воспользоваться единственной доступной ему возможностью и покрыть дефицит за счет кредитных средств. Аналогичную практику используют частные финансовые институты (в первую очередь это касается коммерческих банков), которые используют заемные ресурсы для покрытия долгов или инвестирования в новые проекты.
Совокупная задолженность государства и отдельных его субъектов формирует внешний государственный долг, но РФ также взяла на себя обязательства по выплате советских кредитов, которые были получены до развала СССР.
На текущий момент Россия должна выполнить обязательства:
- перед странами, которые не являются участниками Парижского клуба;
- перед государствами, которые являются бывшими членами Совета экономического взаимодействия;
- перед многосторонними партнерами-кредиторами;
- по облигациям, предназначенным для получения внутреннего займа;
- по гарантиям в иностранной валюте и т. д.
Структура внешнего долга РФ
Размер внешней задолженности формируется из целого ряда компонентов, доля которых в общей сумме финансовых обязательств может корректироваться как в краткосрочном, так и в долгосрочном обозрении. Основными из этих компонентов являются:
- Обязательства по оплате импортных сделок.
- Проценты по зарубежным кредитам и ценным бумагам.
- Суммы, необходимые для выкупа (погашения) ценных бумаг с истекшими сроками действия.
- Гарантии по кредитам и ссудам, выданным зарубежными финансово-кредитными учреждениями представителям национального корпоративного сектора.
- Задолженность промышленных предприятий, учреждений, организаций, иных субъектов хозяйствования перед зарубежными партнерами и финансовыми институтами.
- Международные обязательства Центробанка.
Итоговая сумма преимущественно складывается из обязательств центральных органов государственного управления, а также представителей корпоративного и банковского сектора.
Долги Индии остаются загадкой
Индийское министерство финансов опубликовало сведения о долге перед Россией в размере 1,1 млрд долларов. Эта цифра была актуальна на конец прошлого года. Деньги Индия занимала на закупку вооружений у СССР, а гасится он за счет экспорта индийских товаров в Россию.
Весной прошлого года Индия перестала платить по кредиту после ввода американских санкций против «Рособоронэкспорта». Стороны не могли урегулировать вопрос почти год, но в итоге все-таки пришли к компромиссу. На данный момент достоверно неизвестно, есть ли еще задолженность по закупкам российского вооружения у Индии. Причем возможная задолженность могла образоваться не перед Россией как государством, а перед «Рособоронэкпортом».
Одно из индийских СМИ зимой текущего года сообщало, что между Россией и Индией существуют определенные договоренности. На этом основании первая сторона отправляет Индии оборудование для атомной электростанции «Куданкулам». После поставок Россия сама расплачивается с поставщиками, а Индия в дальнейшем должна покрыть российские издержки.
В свою очередь, индийская сторона переводит долг на корпорацию по атомной энергии, а правительство предоставляет последней субсидии на закрытие долга. Проблема в том, что власти Индии сократили бюджетную поддержку атомной корпорации в 2018 году. В этой связи начались задержки по кредитным выплатам.
Весной 2018 года долг индийской корпорации перед РФ составлял 600 млн долларов, но это только долг одной корпорации. Сколько в общей совокупности должна Индия достоверно неизвестно.
На том же сайте вы можете посмотреть предполагаемый график погашения внешних задолженностей, имеющихся у России. На данный момент есть документ с цифрами, актуальными на апрель 2020 год, обновляется он ежеквартально.
Предполагается, что окончательное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств года произойдет в 2047-ом году. Будет выплачено в последний год порядка 7 миллиардов долларов США, а в общей сложности погашений будет сделано на 41.170,816 миллионов долларов США.
Какие можно сделать выводы? По-прежнему во внешнем долге нашей страны значительное место принадлежит задолженностям, которые возникли после распада СССР, но также и солидную часть составляют внешние облигационные займы.
На данный момент уровень внешнего долга постепенно сокращается, пусть и не такими ударными темпами как раньше. Оснований для этого много – сокращение ВВП, проседание рубля по отношению к другим валютам, зарубежные санкции и т.д., сейчас еще свое влияние оказывает сложная эпидемиологическая ситуация. Тем не менее, страна следует графику, и полное погашение долга уже не за горами.
Держатели российских долгов хотят быть немножко беременными
Резкое снижение кредитного рейтинга России западными аналитическими компаниями следует рассматривать как один из видов санкционной политики Запада, полагает Никита Донцов, руководитель коммуникационной группы «Влияние». Сегодня сложно назвать такие рейтинги объективным критерием качества экономики, потому что они руководствуются, в том числе, политическими мотивами.
Все возможные риски российской экономики уже были щедро учтены в кредитном риск-рейтинге, но даже с учетом последних событий фундаментальных изменений в нашей экономике не произошло, указывает полититог. На рынках, конечно, отмечается паника, но не стоит ей поддаваться, потому что кризис — это всегда время возможностей, и за пиковыми значениями всегда приходит коррекция. Экономика России очень далека от дефолта, и никто внутри России в нем не заинтересован, уверен Никита Донцов. Российский рынок, вероятно, переориентируется на работу с другими внешними партнерами, но не будет изолирован.
Преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук считает, что понижение международных кредитных и инвестиционных рейтингов России вызвано не состоянием российской экономики, которая уверенно восстановилась после пандемии и показала существенный рост ВВП, а пакетами санкций, введенных США и ЕС против Банка России, финансовых и промышленных институтов. Санкции ограничили доступ России к международным валютным резервам, включая валютные депозиты и ценные бумаги, размещенные в ЕС, США, и Японии, которые можно было использовать в кризисных ситуациях.
Дефолт страны возможен в случае ее отказа выплаты внешним кредиторам долгов, признает эксперт. При этом внешний долг России по состоянию на 1 января 2022 года составил 422, 2 млрд долларов. Объем ВВП России в 2021 году составил 1,65 трлн долларов. Таким образом, величина госдолга составляет чуть более 25% ВВП. Это соответствует полной устойчивости финансовой системы нашего государства. Россия в текущем году должна выплатить кредиторам по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте 2 529, 432 млн долларов и 132,081 млн долларов США по кредитам правительств иностранных государств, международных финансовых организаций и иностранных юридических лиц.
Но поскольку активы Банка России и ФНБ заблокированы санкциями США и ЕС, у них возникла проблема получения выплат по внешнему госдолгу России — в первую очередь, американским держателям ОФЗ. Ближайший платеж на 107 млн долларов запланирован на 16 марта. 3 марта Минфин США выпустил лицензию, разрешающую инвесторам получать долговые платежи по суверенным еврооблигациям России. Держатели российских суверенных еврооблигаций в иностранной валюте смогут продолжать своевременно получать платежи по этим бумагам от России до 25 мая 2022 года.
Прогнозы МВФ по части долговых обязательств мировых держав
Чтобы сравнивать долги РФ и прочих стран, следует понимать, что экономика каждого государства уникальна. Индивидуальна и методика подсчёта.
Пример: задолженность Японии на 2015 г. достигала 250% годового ВВП. Фактически, это означало, что граждане данной страны могли бы 2,5 года трудиться только ради покрытия своих внешних обязательств. Однако реальность такова, что Япония – один из главных кредиторов Соединённых Штатов Америки.
Если гипотетически предположить, что все государства одновременно потребовали вернуть долги, спрогнозировать, кто оказался бы в наиболее грустном положении, нельзя. По этой причине, говоря о внешнем долге, всегда подразумевают его привязку к ВВП – для пущей наглядности.
Как правило, кроме текущих данных о долге учитываются ещё и прогнозируемые показатели. Они приводятся в процентах к актуальному ВВП.
Таблица 2. Прогнозируемый долг некоторых стран в процентах к ВВП.
Гос-во | Год | |||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | |
Австралия | 38,74 | 36,12 | 34,18 | 32,24 |
Беларусь | 49,63 | 47,49 | 46,12 | 43,22 |
Великобритания | 85,18 | 84,52 | 83,62 | 82,51 |
Евросоюз | 76,76 | 74,63 | 72,41 | 70,16 |
Канада | 81,16 | 78,68 | 74,41 | 74,26 |
Китай | 57,56 | 60,45 | 63,05 | 65,45 |
Россия | 19,95 | 20,01 | 20,14 | 20,35 |
США | 111,26 | 113,12 | 115,23 | 116,87 |
Украина | 71,68 | 66,92 | 63,05 | 59,37 |
Япония | 232,29 | 231,43 | 230,71 | 229,65 |
Из приведённых выше сведений от МВФ понятно, что Российская Федерация на сегодня находится в одном из лучших положений по части внешнего долга., если сравнивать с др. странами.
Показатели внешнего долга
Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:
Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).
В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.
Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:
Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.
Различают внешний долг государственный и корпоративный, когда субъекты экономической деятельности имеют задолженность перед иностранными кредиторами. Государственный складывается из внешних обязательств органов власти и управляющих структур. Сюда входят и гарантии под займы частного капитала.
Корпоративный долг — долг частных или государственных компаний. Корпоративный долг является составляющей в расчете общего внешнего долга. Государство не имеет обязательств по корпоративным долгам, если нет госгарантий.
Внешний долг делится на текущий и общегосударственный. В текущем учитываются суммы для выплат по долговым обязательствам текущего года. Общегосударственный объединяет все текущие долги и задолженность, которая будет погашаться в дальнейшем.
В структуре долга выделяют краткосрочные займы на срок не более 1 года, среднесрочные – на 5 лет и долгосрочные займы на срок свыше 5 лет. Именно краткосрочные кредиты наиболее обременительны для государства, что объясняется высокими процентными ставками и сжатыми сроками возврата. Подобные займы приходится консолидировать или пролонгировать, что возможно лишь при согласии кредиторов.
Интересно: Внутренний государственный долг — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
Суть проблемы внешнего долга государства
Долги государства негативно влияют на экономическое положение. Внешний долг признан самым обременительным по нескольким причинам. Проблемы внешнего долга:
В случае, когда выплаты по долговым обязательствам превышают 30% от внешнеэкономической деятельности, правительству становится сложнее получить новый транш. Кредиторы диктуют свои условия, требуют поручительств, дополнительных гарантий, повышают процентные ставки.
Между государственным долгом и бюджетным дефицитом существует прямая зависимость. Бюджетный дефицит провоцирует правительство к новым заимствованиям, государственный долг растет, а статья расходов на покрытие займа становится значительной. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, приходится повышать ставки налоговых платежей для населения, что повышает социальную напряженность в обществе.
Рейтинг 10 стран мира, у которых наименьший внешний долг на 2018 год
Название страны | Внешний долг (млн. долларов) | Внешний долг к ВВП (%) |
Бруней | ||
Макао | ||
Республика Палау | ||
Экваториальная Гвинея | 174 | 1 |
Алжир | 3 389 | 2 |
Иран | 15 640 | 4 |
Нигерия | 15 730 | 5 |
Фиджи | 127 | 5 |
Гаити | 428 | 7 |
Азербайджан | 6 059 | 8,2 |
Чем примечателен Люксембург — главный должник во всем мире?
Люксембург — это крошечное государство в центре Европы, даже по отношению к остальным союзникам США имеющее просто астрономический долг в $16,14 млрд. на всего 590 тыс. населения (это меньше, чем население Барнаула или Иркутска). Это 3600% от ВВП. Переведу на «привычный язык» — долг равен 36 годам бесплатной работы всех граждан страны или по $3.6 млн. с каждого из них при средней зарплате 4090 евро в месяц (кстати, зарплата выше, чем в самих США — 3.3 тыс. евро по обменному курсу к доллару США и Германии — около 3 тыс. евро).
Можно удивляться далее:
- Люксембург оффшор с льготным налогообложением в Европе (это в условиях борьбы с оффшорной юрисдикцией!);
- крупный финансовый центр — в городе работает 220 банков (это больше, чем в любом другом городе Евросоюза);
- каждый гражданин Люксембурга имеет на личном банковском счету (в среднем!) около $315 тыс. (это 4-й показатель в мире после Швейцарии, Австралии и Норвегии).
Чем примечателен Люксембург для ФРС США?
- Географически — это центр Западной Европы, имеющий общие границы с Бельгией, Францией и Германией;
- Территориально — место расположения сразу нескольких военных баз США и трех штаб-квартир НАТО, в т.ч. командования Агентства НАТО по вопросам обслуживания и материально — технического обеспечения всего Альянса (NAMSA — NATO);
- По рельефу местности на севере Люксембурга расположены Арденны — горный массив с природными и построенными на протяжении веков казематами и крепостями. Например, легендарные казематы Бок (подземная сеть туннелей протяженностью 17 км), использовались еще в годы 2-й мировой и «холодной войны» в качестве бомбоубежищ и военных арсеналов;
- Люксембург — «великое герцогство» (конституциональная монархия), что облегчает инвесторам и союзникам решение многих вопросов, в отличие от президентских и парламентских республик ЕС;
- Люксембург — активный… инвестор строительства новых военных баз. Так, в ноябре 2019г. ВС Люксембурга выделили из собственного бюджета 3 млн. евро на модернизации военной базы Адажи под Ригой (Латвия).
Оптимизация внешнего долга
Какие шаги предпринимать для оптимизации внешнего долга? Аналитики рекомендуют:
- Улучшать кредитную историю (погашать долги своевременно, выполнять взятые перед кредиторами обязательства и т.д.), повышать кредитный рейтинг следствием чего кредиты станут доступными по низкой ставке. Ниже проценты – меньше цена обслуживания долга;
- Развивать экспорт, сокращать зависимость от импорта. Это улучшит внешний торговый баланс, обеспечит приток, а не отток иностранной валюты, укрепит национальную валюту;
- Наращивать доходы бюджета. При профиците бюджета излишки поступлений можно направить на увеличение валютных резервов или инвестировать в развитие экономики, при дефиците возникает потребность кредитования с целью закрыть возникшую финансовую брешь;
- При возникновении проблемы с выплатой долга убедить кредиторов провести реструктуризацию, иначе придется объявлять дефолт.