Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата труда работников бюджетной сферы в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
Основная часть заработной платы
Основной частью заработной платы работников учреждений образования является оклад (ставка, должностной оклад), размер которого устанавливается руководителем учреждения по соответствующим профессионально-квалификационным группам с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации (п. 12 Положения N 1600 ).
Приказ Минобрнауки России от 17.11.2008 N 1600 «Об утверждении примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности».
Напомним, что Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н. Например, должности работников учебно-вспомогательного персонала подразделены на два уровня: к первому относятся должности вожатого, помощника воспитателя, секретаря учебной части, ко второму — должности дежурного по режиму, младшего воспитателя, диспетчера образовательного учреждения, старшего дежурного по режиму.
Расчет по фиксированной ставке
Ежегодно в образовательных учреждениях утверждают тарификацию. В тарификации фиксируют, сколько получают учителя начальных классов, предметники, педагогические и административные работники, младший обслуживающий персонал. За ставку заработной платы педагог отрабатывает определенное количество часов. На ее основе определяется базовый оклад. Но к нему применяются повышающие коэффициенты, позволяющие увеличить доход:
- за квалификационную категорию (максимум 1,15);
- за ведение трудовой деятельности в сельской местности;
- за обучение сирот;
- за работу с детьми с ограниченными возможностями;
- за наличие в классе учащихся с девиантным поведением.
Система оплаты труда работников образовательного учреждения — правовые нормы
Сейчас в Российской Федерации большинство образовательных учреждений относятся к организациям бюджетной сферы. То есть к таковым, существование и деятельность которых обеспечиваются за счет государственного бюджета Российской Федерации. А значит — вопросы оплаты труда в них во многом регламентируются именно государством и государственными нормативными актами.
Однако также законодательство не запрещает и функционирование частных заведений, где предоставляется возможность получить образование — и с каждым годом таких организаций становится все больше. Поэтому необходимо учитывать, что особенности различных систем оплаты труда работников образовательных учреждений в первую очередь зависят от того, относятся таковые учреждения к бюджетной сфере, или непосредственно к сфере коммерческих заведений.
Принципы НСОТ в образовательной сфере
Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.
- Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
- С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
- Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
- В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
- Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.
Как внести изменения в трудовые договоры с работниками, если они согласны перейти на новую систему оплаты труда?
Повысят ли оклад учителя, если он ниже МРОТ? Может ли ставка быть ниже МРОТ?
Как следует из ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Основная проблема этой формулировки заключается в том, что термин «заработная плата» включает в себя не только сам оклад, но и другие компенсационные и стимулирующие надбавки и доплаты, например за разъездной характер работы. Отдельные надбавки периодически исключаются из расчета МРОТ решениями высших судов. В настоящий момент при расчете соответствия заработной платы минималке не учитываются:
- доплаты за совмещение, временное исполнение обязанностей, увеличение объема работ или зоны обслуживания;
- доплаты за работу в выходные и праздники, вредную, ночную и сверхурочную работу;
- матпомощь, премии к праздникам.
О выплатах-компенсациях
Квалификационная группа сотрудника по профессии становится фактором, заслуживающим больше всего внимания. Проценты от основных окладов и ставок – основная единица измерения для компенсаций. Допустимо применение абсолютных величин. Исключение – когда федеральные законы или Президентские указы предполагают другой порядок.
Помимо компенсационных перечислений, есть другие виды вознаграждений, которые от данной группы не зависят.
Данный вид вознаграждений включает:
- За тяжёлые работы, с факторами, наносящими вред здоровью. Для каждого из рабочих мест проводят обязательную аттестацию. При таких условиях есть свой минимум вознаграждения за труд. Он равен 4% от общих ставок, установленных для работы при обычных обстоятельствах.
- За нахождение на территориях, где складываются особенные климатические условия.
- Если выявлены условия, отличающиеся от нормальных. Речь идёт о совмещении должностей и сверхурочной работе, выходе на неё в выходные и праздники, ночью. Такой компенсации требуют любые действия, из-за которых хотя бы на протяжении некоторого времени учитель испытывает повышенную нагрузку. И любые действия, которые не включены в стандартные инструкции для той или иной профессии.
Функции классного руководителя можно возлагать на сотрудника только в том случае, если он даёт своё согласие. Стандартный размер денежных вознаграждений за такую работу – 1000 рублей.
Это правило действует для классов, где постоянно находится не менее 14 человек. Если их меньше – то и оплата уменьшается пропорционально.
Повышенные надбавки устанавливаются и в других нормативных актах, которые применяются для того или иного конкретного субъекта РФ.
Повышение оплаты предполагается за выполнение следующих видов задач:
- Заведование пришкольным участком.
- Каждый рабочий компьютер.
- Внеклассная работа, связанная с физкультурой.
- Заведование мастерскими.
- Классное руководство.
- Проверка тетрадей.
- Заведование кабинетом.
Добавляются деньги и за работу со сведениями, которые представляют государственную тайну. Руководитель может устанавливать другие виды компенсаций. Главное – чтобы они были чётко прописаны в соглашениях каждого вида.
Удлинять отпуска обязаны всем, кто представляет сферу педагогической работы. Правительственное Постановление №274 – основной документ, где описана информация по этому вопросу. Следующие должности дают право на основные отпуска продолжительностью в 56 дней:
- Учителям, работающим полный день в группах с воспитанниками-инвалидами.
- Логопеды.
- Дефектологи.
- Инструкторы по физкультуре.
- Воспитатели.
- Музыкальные руководители.
На 42 дня такого отдыха могут рассчитывать:
- Директора и их заместители.
- Методисты.
- Педагоги-психологи.
Право получения дополнительных отпусков у педагогов появляется как минимум раз в десять лет. Его продолжительность может составлять до 1 года. Порядок, условия предоставления таких отпусков раньше корректировались руководителем. Теперь за установление основных правил отвечают только федеральные органы исполнительной власти.
Компенсационные выплаты
Сколько: до 200 процентов от зарплаты.
Кто может рассчитывать: все категории педагогов.
Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.
Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.
Компенсацию платят за:
- сверхурочную работу;
- проверку письменных работ;
- заведование кабинетами;
- руководство предметными комиссиями;
- работу в сельской местности;
- работу с детьми-сиротами.
Рейтинг регионов по средней зарплате учителей 2021
по федеральным округам
Центральный федеральный округ
№ |
Субъект РФ |
Средняя зарплата учителей, руб. |
1 |
г. Москва |
98 197 |
2 |
Московская область |
57 525 |
3 |
Белгородская область |
38 711 |
4 |
Калужская область |
36 973 |
5 |
Тульская область |
34 923 |
6 |
Ярославская область |
34 221 |
7 |
Владимирская область |
32 885 |
8 |
Липецкая область |
32 778 |
9 |
Воронежская область |
31 308 |
10 |
Рязанская область |
31 224 |
11 |
Тверская область |
31 181 |
12 |
Курская область |
31 093 |
13 |
Костромская область |
30 391 |
14 |
Смоленская область |
29 870 |
15 |
Орловская область |
28 918 |
16 |
Брянская область |
28 331 |
17 |
Тамбовская область |
26 877 |
18 |
Ивановская область |
26 841 |
Норма нагрузки учителя
Работа учителя определяется количеством часов недельной учебной нагрузки, а также выполнением обязанностей, предусмотренных ТКХ. Норма часов за ставку заработной платы для учителя начальных классов — 20 часов, других — 18. Ниже или выше этой нормы учебную нагрузку руководство учреждения может установить только с письменного согласия работника. Нагрузку, установленную в начале учебного года, без согласия работника изменять нельзя.
Следует отметить, что у учителя (если это его основное место работы) должен сохраняться тот объем учебной нагрузки, с которым он работал в предыдущем учебном году. Исключение — если сокращаются часы по учебному плану или классы-комплекты.
В ней непосредственно учитывается деятельность по обучению детей. Её оценивают в количестве часов, потраченных на проведение уроков. Важно учитывать, что для повышения уровня своей работы, педагоги должны тратить время на своё совершенствование, повышая уровень своих знаний. Кроме времени, потраченного на уроки, здесь должны учитываться дополнительные виды работы, которые обеспечивают продуктивность основного труда.
Учителю в обязательном порядке приходится проверять тетради, что требует большого количества времени. Отнимает достаточно сил выполнение классного руководства. В большинстве случаев учителя делают или занимаются приобретением наглядных пособий по преподаваемому им предмету. В процессе обучения неоднократно приходится использовать раздаточный материал, который приходится в большинстве случаев делать самостоятельно.
Кроме перечисленного, в эту часть зарплаты включаются доплаты за квалификацию и интенсивность труда. Необходимо принимать во внимание, что иногда выполнение обязанностей может усложняться, что также должно учитываться.
Все перечисленные и аналогичные виды работ, выполняемыми преподавателями должны оплачиваться в составе основной части базового оклада.