- Правовые ответы

Ходатайство о назначении транспортно-трасологической экспертизы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ходатайство о назначении транспортно-трасологической экспертизы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.

Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.

2. В суде первой инстанции.

3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Как выбрать экспертную организацию для определения ущерба ДТП?

Выбор экспертной компании является очень важным этапом. Из многообразия и многочисленности фирм, оказывающих услуги на рынке экспертиз, бывает не просто выбрать ту, которая сможет предложить квалифицированную помощь.

Кроме того, нужно быть предельно внимательным при выборе оценочной организации, поскольку и здесь встречаются недобросовестные специалисты и мошенники. Так, например, в практике был случай с одним из оценщиков — «А», который производил оценку для известной страховой компании, и якобы назывался независимой экспертной организацией. По документам это действительно так. Но на самом деле «А» делал оценку только для страховой компании данного страховщика и была создана вышеуказанной страховой компанией.

При определении ущерба существенно занижалась стоимость нормо-часа работы, стоимость запасных частей и расходных материалов для ремонта и окраски. Запчасти, указанные в калькуляции, не имели каталожных номеров деталей — это при расчете стоимости ремонта автомобилей иностранного производства. В самом отчете отсутствовали ссылки на источники информации по ценам на запасные части. Все это приводило к существенному занижению стоимости восстановительного ремонта вплоть до 20 процентов от реальной суммы ущерба.

Наиболее гарантированным способом поиска достойного оценщика (эксперта), могут послужить опрос ваших друзей и знакомых, возможно кто-то из них уже обращался в независимую экспертизу по ДТП и остался доволен результатом. Если нет, то обзвоните несколько независимых экспертиз, поинтересуйтесь ценами на услуги экспертизы, сроками выполнения работ и выберите ту независимую экспертизу, которая вас больше устроит.

Читайте также:  До какого возраста военнообязанный в России

Поинтересуйтесь также: какие специалисты работают в экспертной компании – обладают ли достаточными знаниями и опытом, чтобы оценить конкретно ваш автомобиль, какими источниками и компьютерными программами будут пользоваться при оценке. Если вас что-то настораживает, не стесняйтесь оговорить это при заключении договора с экспертной организацией.

Выбор независимой экспертизы является решающим фактором при взыскании страховой выплаты со страховой компании, к этому шагу стоит подойти серьезно.

Порядок проведенияе автотехнической экспертизы

После выбора авторитетной экспертной организации следует в обязательном порядке известить вторую сторону о времени и месте проведения предстоящей экспертизы и провести новое исследование в строгом соответствии с нормами законодательства.

Перед проведением своей экспертизы следует указать на неточности или ошибочности уже проведенной экспертизы.

Что необходимо выяснить перед проведением новой экспертизы?

  • компетентен ли эксперт, проводивший исследование;
  • все ли вопросы, поставленные перед экспертом, разрешены
  • есть ли неточности или противоречия в изложении выводов;
  • нет ли противоречий в описательной и резолютивной частях заключения;
  • правильно ли были использованы источники для определения характера повреждений, а также стоимости восстановительного ремонта;
  • и другие вопросы.

Для предстоящей экспертизы необходимо составить список вопросов, на которые следует ответить эксперту.

Когда можно подать заявление

Основной закон, регулирующий порядок проведения экспертизы, — Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». При этом порядок обращения участника дела к суду с просьбой проведения исследования регламентируется еще и другими законодательными актами.

В качестве нормативно-правовой базы, основываясь на которой можно подать ходатайство о назначении трасологической экспертизы, рассматриваются гл. 27 УПК РФ, ст. 82 — 87 гл. 7 АПК РФ, ст. 79 — 87 гл. 6 ГПК РФ.

В КоАП РФ процедура проведения экспертизы рассматривается в ст. 26.4 — 26.5 гл. 26.

Обратиться с подобным заявлением может любая сторона дела. Подать ходатайство можно как на этапе предварительного следствия, так и уже во время рассмотрения в суде первой инстанции.

Если участник процесса подает ходатайство о проведении экспертизы во время рассмотрения дела в апелляционном органе, он обязан сослаться на уважительные причины, которые помешали сделать это раньше.

Рассмотрение ходатайства о назначении экспертизы ДТП

Поступившее к судье ходатайство о назначении экспертизы ДТП рассматривается в судебном заседании с участниками процесса и выяснением мнения участвующих в деле лиц. Суд должен исследовать причины, побудившие лицо обратиться с ходатайством, цель и необходимость ее проведения. Заключение эксперта должно стать одним из доказательств по гражданскому делу. Участники дела могут заявить возражение на ходатайство, подготовить свои вопросы для эксперта или просить о проведении исследования другим экспертом.

Назначается проведение экспертизы ДТП вынесением определения суда. Отказ самостоятельному обжалованию не подлежит, но доводы о несогласии с такими действиями суда можно включить в апелляционную жалобу по делу. Повторно подать ходатайство о назначении экспертизы ДТП закон не позволяет.

Что требуется для исследования

Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:

  • модель участка ДТП;
  • протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
  • фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
  • участвовавшие в аварии ТС;
  • результаты анализа технического состояния машин;
  • объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.

Конкретный список определяет эксперт в каждом случае, исходя из оценки возможности решения поставленных перед ним задач. Поэтому представленный нами перечень может включать и другие материалы/документы.

Проведение при дорожно-транспортном происшествии

Трасологическая экспертиза проводится одним или сразу несколькими экспертами в несколько этапов, каждый из которых необходим для правильного установления и выяснения причин дорожно-транспортного происшествия:

  1. Подготовительный этап. Происходит сбор всей необходимой информации об аварии для того, чтобы иметь представление общей картины и схемы ДТП, а после чего составить заключение.
  2. Ознакомление эксперта с представленными материалами и документами.
  3. Проведение необходимых действий (сбор частиц и материалов, оставленных на месте аварии, фото и видеосъемка, измерение и фиксация следов).
  4. Осмотр самих транспортных средств, участвующих в аварии для правильной оценки повреждения той или иной детали автомобиля.
  5. Объединение всех фактов в единую целую картину. Как правило, в настоящее время это осуществляется с помощью компьютерного моделирования.
  6. Подготовка заключения трасологической экспертизы и составление отчета.
Читайте также:  Образец объяснительной записки об опоздании на работу

Как выбрать экспертную организацию для определения ущерба ДТП?

Выбор экспертной компании является очень важным этапом. Из многообразия и многочисленности фирм, оказывающих услуги на рынке экспертиз, бывает не просто выбрать ту, которая сможет предложить квалифицированную помощь.

Кроме того, нужно быть предельно внимательным при выборе оценочной организации, поскольку и здесь встречаются недобросовестные специалисты и мошенники. Так, например, в практике был случай с одним из оценщиков — «А», который производил оценку для известной страховой компании, и якобы назывался независимой экспертной организацией. По документам это действительно так. Но на самом деле «А» делал оценку только для страховой компании данного страховщика и была создана вышеуказанной страховой компанией.

При определении ущерба существенно занижалась стоимость нормо-часа работы, стоимость запасных частей и расходных материалов для ремонта и окраски. Запчасти, указанные в калькуляции, не имели каталожных номеров деталей — это при расчете стоимости ремонта автомобилей иностранного производства. В самом отчете отсутствовали ссылки на источники информации по ценам на запасные части. Все это приводило к существенному занижению стоимости восстановительного ремонта вплоть до 20 процентов от реальной суммы ущерба.

Как назначить экспертизу или оспорить имеющуюся в суде?

После проведения собственной независимой экспертизы нужно составить претензию, опираясь на данные обеих проведенных экспертиз, в которой четко и подробно указать на неточность, ошибочность процедуры или результатов первичной экспертизы. Предоставить новое заключение, составленное в полном соответствии с законодательством РФ.

Альтернативным вариантом проведения новой экспертизы служит написание экспертом-специалистом рецензии на уже состоявшуюся автотехническую экспертизу с указанием на ошибки и несоответствия проведенного исследования. Рецензия также может служить доказательством причиненного ущерба как при обращении за урегулированием в досудебном порядке или уже в судебном процессе.

В случае отказа от принятия рецензии или результатов вновь проведенной экспертизы, проведенной согласно всем необходимым правилам, можно готовить исковое заявление в суд.

После принятия заявления судом и назначения судебного заседания на рассмотрение суду будет представлены результаты обеих экспертиз. На основании данных документов суд может принять один из вариантов либо назначить повторную экспертизу.

Как правило, о назначении повторной или дополнительной экспертизы нужно будет ходатайствовать самостоятельно с изложением весомых аргументов для ее проведения. Ходатайство следует обязательно составить в письменной форме, обосновать, аргументировать его и приобщить к материалам дела.

Виды экспертиз после аварий

Вопросов для изучения аварии множество: условия, обстоятельства дорожно-транспортного происшествия (ДТП), состояние водителя, транспортного средства (ТС), дороги. Поэтому экспертиз может быть проведено несколько:

  1. Судебно-медицинская. Определяет тяжесть телесных повреждений и отвечает на вопросы медицинского характера.
  2. Автотовароведческая. Устанавливает имущественный ущерб.
  3. Автотехническая. Определяет состояние автотехники и обстоятельства совершения ДТП. Включает проверку:
      технического состояния ТС;
  4. механизма ДТП;
  5. инженерно-психофизиологическую, оценивающую состояние водителя;
  6. маркировки автотранспорта;
  7. дорожно-транспортную, определяющую состояние дороги;
  8. шин;
  9. транспортно-трасологическую, позволяющую выяснить траектории и точки взаимодействия ТС.

Иногда назначается судебная экспертиза, но уже в рамках уголовного расследования.

Что требуется для исследования

Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:

  • модель участка ДТП;
  • протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
  • фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
  • участвовавшие в аварии ТС;
  • результаты анализа технического состояния машин;
  • объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.

Конкретный список определяет эксперт в каждом случае, исходя из оценки возможности решения поставленных перед ним задач. Поэтому представленный нами перечень может включать и другие материалы/документы.

Что требуется для исследования

Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:

  • модель участка ДТП;
  • протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
  • фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
  • участвовавшие в аварии ТС;
  • результаты анализа технического состояния машин;
  • объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.
Читайте также:  Льготы на коммунальные услуги многодетным семьям в 2022 году

Во сколько обойдется экспертиза

Стоимость трасологической экспертизы будет определяться ситуацией и конкретной экспертной организацией. Чем больше объем работы, тем проверка дороже. Важную роль играют сроки. Если их устанавливает суд, графика приходится придерживаться, а за срочность – доплачивать.

Платит всегда заказчик, а окончательно расплачивается потом виновник, признанный судом.

Государство не регулирует тарифы на экспертные услуги. Цена устанавливается экспертными организациями и зависит от региона. В среднем по России стоимость быстрой экспертизы составляет 10-20 тыс. рублей. Если сроки не давят, а материалов достаточно, заказчику экспертиза обойдется примерно вдвое дешевле. Но может затянуться на месяц и дольше. Поэтому рекомендуется интересоваться, как, в какие сроки проводится экспертиза и сколько стоит.

Для чего назначается?

Причины назначения трасологической экспертизы:

  1. Появление споров со страховой компанией по поводу выплаты компенсации после аварии. Часто страховщики пытаются любыми способами свести к минимуму размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в разрешении данного спора.
  2. Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия. Для решения этой ситуации суд назначает проведение независимой экспертизы.
    Например, нельзя обойтись без трасологии в случаях, связанных с перестроением автомобилей, которые ехали попутно. Оба участника аварии могут утверждать, что в их движении не было изменения, а также, что оппонент перестроился, нарушив требование ППД РФ о предоставлении преимущества движения автомобилю, ехавшему прямо. В этом случае трасологи будут определять наличие следов на месте происшествия и зачинщика аварии.
  3. Спор по поводу компенсации – выплаты, которую должен произвести зачинщик аварии пострадавшим сторонам. Часто происходят ситуации, когда пострадавшие утверждают, что при столкновении появились определенные вмятины, когда на самом деле они были уже давно.
  4. Проведение идентификационного сравнения следов происшествия с представленными образцами.
    Например, с поврежденного автомобиля были сняты следы эмали, оставленные транспортным средством, скрывшимся с места аварии. Проводилось расследование этого дела, и, спустя время была найдена машина, с похожим отслоением эмали. Трасологическое экспертное исследование будет сравнивать и выяснять причастность задержанного автомобиля к данной аварии.

Таким образом, основной задачей трасологической экспертизы является определение причины аварии. Проверку назначить можно в любой день производства по делу о происшествии, но правильнее будет проводить ее на стадии предварительного расследования. Именно в это время определение виновника аварии будет самым верным и точным.

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *