- Правовые ответы

13.3. Виды и формы бюджетной отчетности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «13.3. Виды и формы бюджетной отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отчетной стадии бюджетного процесса посвящен отдельный разд. VIII.1 Бюджетного кодекса РФ, в котором установлены как общие для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации требования к составлению и утверждению отчетности об исполнении бюджетов, так и нормы, предусматривающие развитие данной стадии бюджетного процесса как на уровне субъектов Федерации, так и на уровне органов местного самоуправления.

Требования к ведению бюджетного учета для формирования единой и точной системы движения средств

Обязательства сферы бюджетного учета основаны на предоставлении максимально прозрачных сведений, полном информировании казначейства о движении средств. Для поступления средств необходимо предварительно направлять заявки и подтверждать подписями руководства. Бюджетная организация не может провести списание средств самостоятельно без проверки органами казначейства. Одними из главных особенностей бюджетного учета являются:

  • все государственные задания и заявки выполняются только по средствам, заложенным в определённом уровне бюджета;
  • имущество не является собственностью учреждения, владельцем выступает государство;
  • земельные участки предоставляются в пользование бессрочно, но не принадлежат как собственность;
  • обязательства собственников не являются равными по отношению к аналогичным требованиям со стороны бюджетной организации;
  • бюджетная организация не может самостоятельно распоряжаться имуществом даже при условии закрепления собственником такого права.

Нормативное обоснование

В письмах Минфина и Федерального казначейства представлены особенности составления отчетности на 2022 г. В письмах было обращено внимание на то, что анализ и раскрытие данных в бухгалтерской отчетности происходит согласно действующей бюджетной классификации РФ, которые осуществляются с определенным учетом:

  • утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 №85н применения и порядком формирования бюджетной классификации Российской Федерации;

  • определенный перечень кодов бюджетной классификации на 2022 г., утвержденного приказом Минфина России от 08.06.2021 №75н;

  • применение кодов классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 №209н;

  • таблицы соответствия кодов классификации доходов и статей КОСГУ кодам классификации доходов, установленным Руководством по статистике государственных финансов.

Порядок составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении федерального бюджета

Бюджетный кодекс РФ содержит отдельную главу, определяющую порядок составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Российской Федерации (гл. 25.2 БК РФ).

Составлением годовой бюджетной отчетности занимается Федеральное казначейство. При этом оно использует данные, представленные главными администраторами бюджетных средств.

Годовая бюджетная отчетность представляется в Министерство финансов РФ, а затем в Правительство РФ.

Годовая бюджетная отчетность оформляется в форме проекта закона об исполнении федерального бюджета.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой РФ.

Отчетность в Счетную палату РФ направляется как главными администраторами средств федерального бюджета (по соответствующему ведомству), так и Правительством РФ (в целом).

Состав форм годовой бюджетной отчетности

Бюджетная отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении учреждения и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бюджетного учета по установленным формам.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, предназначена для субъектов бюджетной отчетности:

  • o органов, организующих исполнение бюджетов, — финансовых органов публично-правовых образований;
  • o органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов (казначейств);
  • o главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета.

Баланс главного распорядителя

Рассмотрим сначала, что такое баланс в более широком плане.

Определение 3

Баланс – это количественное соотношение двух элементов равных друг другу, представляющее приход и расходование одинакового количества финансовых средств, либо товара. В основе баланса лежит закон сохранения: «сколько убудет – столько и прибудет».

Также балансом называет документ, отражающий балансовый отчет субъекта хозяйствования.

Бухгалтерский баланс – это документ бюджетной отчетности, в котором можно увидеть подробную информацию о финансовом и хозяйственном положении дел казённого предприятия за определённый отчетный период.

Бухгалтерский баланс можно разделить на части:

  • Активы баланса – размещение и состав финансовых и нефинансовых активов.
  • Пассивы баланса – обязательства и финансовый результат.

На какие документы обратить внимание

Порядок составления и представления годовой квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ регламентирован приказом Минфина РФ от 28.12.2010 №191н (ред. от 16.12.2020 № 311н). Порядок составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений определен приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (ред. от 30.11.2020 № 292н), Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 15н (ред. от 16.12.2020 г. № 313н).

Раскрытие данных в отчетности осуществляется на базе действующей бюджетной классификации, утвержденной приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н, кодов (перечней кодов) бюджетной классификации РФ, относящихся к федеральному бюджету, утвержденных приказом Минфина РФ от 29.11.2019 № 207н, а также правил применения кодов классификации операций сектора государственного управления, утвержденных приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209 н.

Не забудьте также положения приказа Минфина РФ от 08.06.2020 № 99н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)»

Сроки представления отчетности для ПБС, РБС, БУ и АУ устанавливаются главными администраторами бюджетных средств в соответствии с Инструкциями № 191н и № 33н. Представление отчетности за 2020 год также регламентируется законодательством, в частности — Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете»,

Как представлять отчетность за 2020 г., можно также найти в письмах Минфина РФ.: ГРБС, БУ, АУ — от 31.03.2020 №02-06-07/25698; ФО, ОУГВФ — от 31.03.2020 №02-06-07/25700; ГРБС, БУ, АУ — от 06.04.2020 №02-06-0/27328; ГРБС, БУ, АУ, ФО, ОУГВФ — от 30.04.2020 №02-07-07/36532; ФО, ОУГВФ — от 03.07.2020 №02-06-07/58288; ГРБС, БУ, АУ – от 03.07.2020 №02-06-07/58289; ГРБС, БУ, АУ — от 30.09.2020 №02-06-07/85969; ФО, ОУГВФ — от 30.09.2020 №02-06-07/85972; ГРБС, ФО, ОУГВФ — от 22.10.2020 № 02-06-07/92321; для ГРБС, бюджетных, автономных учреждений – от 17.12.202 №02-04-04/110850 / 07-04-05/02-26291 и т.д.

Читайте также:  ВНЖ по браку: особенности оформления в 2022 году

Документов достаточно много. Бухгалтер, составляя отчетность, сможет найти необходимые ответы на вопрос: «Что и как делать?»

Нарушения и ошибки, встречающиеся при сдаче годовой отечности

21.09.2020 Счетной палатой было опубликовано Заключение на отчет об исполнении федерального бюджета за 2019 г., содержащее, в том числе подраздел 5 «Результат проверки и анализа составления и представления бюджетной отчетности, ведения бюджетного учета», а также Приложение 5 к подразделу 5, содержащее информацию о нарушениях и недостатках ведения бюджетного учета и составления годовой отчетности. Был произведен анализ данного Заключения, представлены наиболее распространенные ошибки.

1. Ошибки отражения доходов будущих периодов:

  • 401.40 «Доходы будущих периодов» КБК «ХХХХХХХХХХХХХХ120» в ф. 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (кредиторская задолженность) (далее ф. 0503169) по состоянию на 1 января 2020 г. отражено начисление доходов будущих периодов, неподтвержденных регистрами бухгалтерского учета;
  • в ф. 0503169 по состоянию на 1 января 2020 г. допустили превышение показателя счета 401.40 над показателями счетов 205.21 «Расчеты по доходам от операционной аренды» и 205.23, поскольку документы по отражению в бухгалтерском учете признания доходов будущих периодов доходами текущего периода представлены не в полном объеме.

2. Ошибки в учете капитальных вложений:

  • нарушение требований п. 127 Единого плана счетов и инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), согласно которому вложения в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации, изготовлении, а также затраты связанные с выполнением научно-исследовательских разработок, опытно-конструкторских работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве нефинансовых активов, учитываются на счете 106.00 «Вложения в нефинансовые активы», расходы, произведенные казенным учреждением в 2019 г. по объекту, в ф. 0503130 «Баланс ГРБС, РБС, ПБС» (далее ф. 0503130) отражены по строке 570 «Финансовый результат экономического субъекта», а не по строке 120 «Вложения в нефинансовые активы» (010600000)» и не отражены в ф. 0503190 «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» (далее ф. 0503190) по данному объекту.

3. Ошибки в учете нематериальный активов:

  • нарушение п. 56 Инструкции № 157н, которым определено, что к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного использования и (или) постоянного использования в деятельности учреждения в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев, в ф. 0503130 по строке 040 «Нематериальные активы (балансовая стоимость 010200000)» и по строке 060 «Нематериальные активы (остаточная стоимость, стр. 040 — 050)» стоимость нематериальных активов завышена.
  • нарушение п. 56 Инструкции № 157н на счете 010200000 «Нематериальные активы» в ф. 0503130 не отражена стоимость нематериального актива.

4. Ошибки учета и классификации дебиторской задолженности:

  • по счету 205.32 «Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» в ф. 0503169 по состоянию на 1 января в разделе 1 по графе 9 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, всего», графе 11 «Просроченная задолженность» и в разделе 2 «Сведения о просроченной задолженности» кредиторская задолженность, погашенная в соответствии с исполнительным листом, отражена необоснованно;
  • по счету 209.71 «Расчеты по ущербу основным средствам» в ф. 0503169 по состоянию на 1 января 2020 г. отражена неподтвержденная дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности;
  • в ф. 0503169 в состав долгосрочной дебиторской задолженности включена просроченная дебиторская задолженность;
  • нарушение требования п. 3 решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет, утвержденного приказом, необоснованно признана безнадежной и списана дебиторская задолженность. Задолженность подлежит восстановлению в учете, вследствие чего ф. 0503169 и корреспондирующие с ней ф. 0503110 «Справка по заключению счетов» (далее ф. 0503110) и ф. 0503130, подлежат исправлению;

5. Ошибки в учете основных средств:

  • нарушение п. 53 Инструкции № 157н в ф. 0503168 «Сведения о движении НФА» (далее ф. 0503168) графе 4 «Наличие на начало года» и графе 11 «Наличие на конец года» по строкам 011 и 012 консолидированной бюджетной отчетности и отчетности центрального аппарата стоимость объекта отражена недостоверно. Объект учета, который в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости (далее, ЕГРН) представляет собой нежилое здание, отражен на счете 101.11 «Жилые помещения» вместо счета 101.12 «Нежилые помещения (здания и сооружения)», что повлекло искажение соответствующих показателей отчетности;
  • нарушение абз.5 п. 45 Инструкции № 157н, абз. 2 п.10 ФСБУ «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России № 257Н, в соответствии с которым объектом основным средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно-обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются, учреждением при принятии к учету приобретенного объекта недвижимого имущества, приобретенные в составе здания два пассажирских лифта и система приточно-вытяжной вентиляции, система кондиционирования, пожарная сигнализация, которые могут свои функции выполнять только в составе здания, а не самостоятельно, были поставлены на баланс как движимое имущество отдельными инвентарными номерами, что занизило балансовую стоимость здания. Таким образом показатели ф. 0503168 недостоверны, так как сумма по строке 012 «Нежилые помещения (здания и сооружения)» занижена, а сумма по строке 014 «Машины и оборудование» завышены.

6. Ошибки применения бюджетной классификации:

  • не проведено уточнение части платежа, поступившего в 2017 г. на надлежащий КБК, в результате чего искажены показатели поступления денежных средств в ф. 0503127 «Отчет об исполнении бюджета» (далее ф.0503127) и ф. 0503169.

7. Ошибки заполнения отчетных форм.

8. Ошибки в рабочем плане счетов:

  • нарушение пп. «б» п. 9 ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» Учетная политика учреждения не содержит применяемые счета бухгалтерского учета, которые применялись в 2019 г.

9. Ошибки при проведении инвентаризации:

  • нарушение части 1 ст. 11 ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете», которым установлено, что проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бюджетной отчетности, кроме имущества инвентаризация которого проводится не ранее 1 октября отчетного года, инвентаризация по счетам учета не проведена в полном объеме.

10. Ошибки при учете санкционирования расходов:

  • в консолидированном отчете ф. 0503128 «Отчет об обязательствах» (далее ф. 0503128) отражены обязательства,которые отсутствуют в отчетах, включаемых в состав сводного отчета.
Читайте также:  Злоупотребление процессуальными правами в гражданском судопроизводстве Введение

11. Ошибки в учете финансового результата:

  • нарушение п. 44 Инструкции № 191н в консолидированной ф. 0503110 показатели граф 2, 3,4.5,6 по счету 040130000 завышены.

Рассмотрим общую схему исправления ошибок прошлых лет. Согласно вступившему в силу Приказу Минфина РФ от 14.09.2020 № 198Н, который внес Изменения в Инструкцию № 157, были изменены счета исправления ошибок прошлых лет. Хотя данные счета начали действовать с1 января 2021 г., Министерство Финансов не отрицает возможность применения данных счетов к бухгалтерским операциям 2020 г., при условии включения их в Учетную политику учреждения за 2020 г.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Понятие и виды бюджетной отчетности

Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений можно разделить на внутригодовую и годовую. Внутригодовая включает в себя отчетность за месяц, квартал и полугодие и является промежуточной. Ее ведут с момента начала отчетного периода в порядке нарастающего итога.

Квартальная отчетность сдается по актуальным данным на 1 июля, 1 апреля и 1 октября. Отчетный период полугодия длится до 1 июля, а за годовой отчетный период принято считать календарный год: с 1 января по 31 декабря.

Для организации, которая сформировалась менее года назад, отчетность за год ведется с момента регистрации учреждения по 31 декабря.

Бюджетное учреждение, которое образовалось в течение текущего финансового года в результате изменения его организационной формы, годовую отчетность нужно вести с момента, когда было вынесено решение о замены формы организации, по 31 декабря. Например, если тип учреждения изменился 7 августа, отчетный период будет длиться с 7 августа до конца календарного года.

При преобразовании муниципального учреждения в казенное отчетный год считается с 1 января до момента смены типа учреждения. То есть, если учреждение изменило статус 10 октября, бухгалтерская отчетность за год предоставляется за период с 1 января по 10 октября.

Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений ведется с начала года в рублях, значения указываются с точностью до сотых, то есть до копеек. Отрицательные показатели учета вносятся в соответствующие графы со знаком «минус».

Данные отчетности должны содержать информацию обо всех подразделениях и отдельных филиалах учреждения. Сведения предоставляются в тот государственный орган, который взял на себя функции учредителя относительно данной организации.

Отчетную документацию подписывает руководитель учреждения и главный бухгалтер. Если отчет содержит финансовые прогнозы, планы и другую аналитическую информацию, его подписывает также руководитель отдела формирования финансового анализа.

Обычно отчетность составляют в двух одинаковых копиях: первый для учреждения и второй для учредителя. Сам документ скрепляется и оформляется в виде брошюры, а страницы нумеруются. К нему прилагается сопроводительная бумага с описанием тех видов документов, которые включены в отчетность, и указанием соответствующих страниц.

  1. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.
  2. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
  3. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.
  4. Шавалеев, Михаил О неотвратимости юридической ответственности в России / Михаил Шавалеев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 180 c.
  5. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.

Вышли Письма Минфина России, Казначейства России от 31.03.2020 № 02-06-07/25698, 07-04-05/02-6676 «Об особенностях составления и представления в 2020 году месячной и квартальной бюджетной отчетности, консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на 01.04.2020 главными администраторами средств».

Учитывайте при подготовке отчетности на 1 апреля 2020 года.

  1. Отчет (ф. 0503738-НП) составляется и представляется на 1-е число каждого месяца, за исключением отчетности на 1 апреля 2020 года, в соответствии с пунктами 47.1, 48.1, 49.1 Инструкции № 33н.
  2. ​Бухгалтерская (финансовая) отчетность бюджетных и автономных учреждений на 1 апреля 2020 года не составляется и не представляется.
  • Справка (ф. 0503125).
  • Отчет (ф. 0503127).
  • Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184).
  • Пояснительная записка (ф. 0503160) — текстовая часть.
  • Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164).
  • Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
  • Сведения (ф. 0503178).
  • Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296).

Дополнительно составляются и представляются:

  • Сведения о принятых обязательствах по объектам капитального строительства, включенным в федеральную адресную инвестиционную программу (ф. 0503128 ФАИП).
  • Отчет (ф. 0503127 Z).
  • Отчет (ф. 0503127 ПРП 600).
  • Сведения (ф. 0503178 Z).

Далее вспомним основные правила составления отчетности и учтем очередные изменения Инструкций.

С 2018 года состав промежуточных квартальных отчетных форм, представляемых на 1 апреля, значительно уменьшился. Но даже в таком «усеченном» варианте квартальная отчетность — это прежде всего ответственность за достоверность представленных данных.

По состоянию на 1 апреля 2020 года казенные учреждения представляют следующие документы:

  1. Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
  2. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127).
  3. Пояснительная записка (ф. 0503160). Текстовая часть, а также отдельные формы Пояснительной записки в следующем составе:
  • сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
  • сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178);
  • сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам (ф. 0503296);
  • сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).

Состав форм у бюджетных и автономных учреждений:

  1. Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725).
  2. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).
  3. Пояснительная записка к балансу учреждения, текстовая часть (ф. 0503760) и отдельные формы:
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
  • сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295);
  • сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).
Читайте также:  Прием на работу с видом на жительство в 2022 году

Годовая отчетность бюджетной организации

На официальном сайте Федерального казначейства размещены обновленные контрольные соотношения к бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Внесены корректировки в контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений.

Форма

Суть корректировки

0503769

Сведения по кредиторской задолженности

Установлено требование о равенстве показателей граф 5 и 6 по счету 302 00. Отклонения показателей допускается в части операций по восстановлению кассовых расходов

0503769

Сведения по дебиторской задолженности

Установлено требование о равенстве показателей граф 7 и 8 по счету 206 00. Отклонения показателей допускаются в части операций по восстановлению кассовых расходов

Показатель в графе 6 по счету 206 00 не допускается. Исключение – исправительные записи (например, уточнение КБК)

0503769

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности

Показатели по счету 210 05 допускаются исключительно в Сведениях (0503769) по КФО 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)»

Правила формирования бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений ведется с начала года в рублях, значения указываются с точностью до сотых, то есть до копеек. Отрицательные показатели учета вносятся в соответствующие графы со знаком «минус».

Данные отчетности должны содержать информацию обо всех подразделениях и отдельных филиалах учреждения. Сведения предоставляются в тот государственный орган, который взял на себя функции учредителя относительно данной организации.

Отчетную документацию подписывает руководитель учреждения и главный бухгалтер. Если отчет содержит финансовые прогнозы, планы и другую аналитическую информацию, его подписывает также руководитель отдела формирования финансового анализа.

Обычно отчетность составляют в двух одинаковых копиях: первый для учреждения и второй для учредителя. Сам документ скрепляется и оформляется в виде брошюры, а страницы нумеруются. К нему прилагается сопроводительная бумага с описанием тех видов документов, которые включены в отчетность, и указанием соответствующих страниц.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора

При составлении сведений (ф. 0503178) за квартал необходимо учитывать ряд особенностей (п. 2.5 Письма).

В графе 1 разд. 1 «Счета в кредитных организациях» показатели по счетам 1 201 23 000 «Денежные средства учреждения кредитной организации в пути» и 1 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» отражаются в структуре «00000000000000000000».

Распорядители (получатели) бюджетных средств формируют названные сведения с указанием номеров лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства (графа 1 разд. 2 «Счета в финансовом органе»), в структуре «ххххххххххх000000000».

В графе 1 разд. 2 сводных сведений (ф. 0503178) отражаются номера лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, в структуре «00000000000000000000».

Статья 264.1. Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности

Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

  • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
  • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
  • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
  • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
  • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Кто должен представлять декларации?

Налоговую отчетность сдают все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют экономическую деятельность, предполагающую оборот денежных средств.

Перечень подлежащих уплате налогов и, соответственно, подготавливаемых деклараций, разнится в зависимости от организационно-правовой формы предприятия и выбранного режима налогообложения. Так, индивидуальные предприниматели могут выбрать 3 режима: основной, упрощенный, единый налог на вмененный доход.

Обратите внимание: индивидуальные предприниматели должны подавать отчетность не только в ФНС, но также во внебюджетные фонды – ПФР, ФСС. В последние инстанции декларации необходимо сдавать ежеквартально, в налоговую службу (по упрощенной системе налогообложения) – ежегодно. Каждый год также необходимо подавать сведения о работниках ИП.

Юридические лица, использующие для расчетов с бюджетом ОСНО, каждый квартал должны представлять расширенный пакет отчетных документов:

  • Бухгалтерская отчетность по 6 установленным формам;
  • Пояснительная записка к БО;
  • Декларации по НДС, налогу на доход физических лиц и другие;
  • Отчеты в ФСС, ПФР, Росстат.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *