Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «13.3. Виды и формы бюджетной отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отчетной стадии бюджетного процесса посвящен отдельный разд. VIII.1 Бюджетного кодекса РФ, в котором установлены как общие для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации требования к составлению и утверждению отчетности об исполнении бюджетов, так и нормы, предусматривающие развитие данной стадии бюджетного процесса как на уровне субъектов Федерации, так и на уровне органов местного самоуправления.
Требования к ведению бюджетного учета для формирования единой и точной системы движения средств
Обязательства сферы бюджетного учета основаны на предоставлении максимально прозрачных сведений, полном информировании казначейства о движении средств. Для поступления средств необходимо предварительно направлять заявки и подтверждать подписями руководства. Бюджетная организация не может провести списание средств самостоятельно без проверки органами казначейства. Одними из главных особенностей бюджетного учета являются:
- все государственные задания и заявки выполняются только по средствам, заложенным в определённом уровне бюджета;
- имущество не является собственностью учреждения, владельцем выступает государство;
- земельные участки предоставляются в пользование бессрочно, но не принадлежат как собственность;
- обязательства собственников не являются равными по отношению к аналогичным требованиям со стороны бюджетной организации;
- бюджетная организация не может самостоятельно распоряжаться имуществом даже при условии закрепления собственником такого права.
Нормативное обоснование
В письмах Минфина и Федерального казначейства представлены особенности составления отчетности на 2022 г. В письмах было обращено внимание на то, что анализ и раскрытие данных в бухгалтерской отчетности происходит согласно действующей бюджетной классификации РФ, которые осуществляются с определенным учетом:
-
утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 №85н применения и порядком формирования бюджетной классификации Российской Федерации;
-
определенный перечень кодов бюджетной классификации на 2022 г., утвержденного приказом Минфина России от 08.06.2021 №75н;
-
применение кодов классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 №209н;
-
таблицы соответствия кодов классификации доходов и статей КОСГУ кодам классификации доходов, установленным Руководством по статистике государственных финансов.
Порядок составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении федерального бюджета
Бюджетный кодекс РФ содержит отдельную главу, определяющую порядок составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Российской Федерации (гл. 25.2 БК РФ).
Составлением годовой бюджетной отчетности занимается Федеральное казначейство. При этом оно использует данные, представленные главными администраторами бюджетных средств.
Годовая бюджетная отчетность представляется в Министерство финансов РФ, а затем в Правительство РФ.
Годовая бюджетная отчетность оформляется в форме проекта закона об исполнении федерального бюджета.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой РФ.
Отчетность в Счетную палату РФ направляется как главными администраторами средств федерального бюджета (по соответствующему ведомству), так и Правительством РФ (в целом).
Состав форм годовой бюджетной отчетности
Бюджетная отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении учреждения и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бюджетного учета по установленным формам.
Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, предназначена для субъектов бюджетной отчетности:
- o органов, организующих исполнение бюджетов, — финансовых органов публично-правовых образований;
- o органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов (казначейств);
- o главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета.
Баланс главного распорядителя
Рассмотрим сначала, что такое баланс в более широком плане.
Баланс – это количественное соотношение двух элементов равных друг другу, представляющее приход и расходование одинакового количества финансовых средств, либо товара. В основе баланса лежит закон сохранения: «сколько убудет – столько и прибудет».
Также балансом называет документ, отражающий балансовый отчет субъекта хозяйствования.
Бухгалтерский баланс – это документ бюджетной отчетности, в котором можно увидеть подробную информацию о финансовом и хозяйственном положении дел казённого предприятия за определённый отчетный период.
Бухгалтерский баланс можно разделить на части:
- Активы баланса – размещение и состав финансовых и нефинансовых активов.
- Пассивы баланса – обязательства и финансовый результат.
На какие документы обратить внимание
Порядок составления и представления годовой квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ регламентирован приказом Минфина РФ от 28.12.2010 №191н (ред. от 16.12.2020 № 311н). Порядок составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений определен приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (ред. от 30.11.2020 № 292н), Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 15н (ред. от 16.12.2020 г. № 313н).
Раскрытие данных в отчетности осуществляется на базе действующей бюджетной классификации, утвержденной приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н, кодов (перечней кодов) бюджетной классификации РФ, относящихся к федеральному бюджету, утвержденных приказом Минфина РФ от 29.11.2019 № 207н, а также правил применения кодов классификации операций сектора государственного управления, утвержденных приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209 н.
Не забудьте также положения приказа Минфина РФ от 08.06.2020 № 99н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)»
Сроки представления отчетности для ПБС, РБС, БУ и АУ устанавливаются главными администраторами бюджетных средств в соответствии с Инструкциями № 191н и № 33н. Представление отчетности за 2020 год также регламентируется законодательством, в частности — Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете»,
Как представлять отчетность за 2020 г., можно также найти в письмах Минфина РФ.: ГРБС, БУ, АУ — от 31.03.2020 №02-06-07/25698; ФО, ОУГВФ — от 31.03.2020 №02-06-07/25700; ГРБС, БУ, АУ — от 06.04.2020 №02-06-0/27328; ГРБС, БУ, АУ, ФО, ОУГВФ — от 30.04.2020 №02-07-07/36532; ФО, ОУГВФ — от 03.07.2020 №02-06-07/58288; ГРБС, БУ, АУ – от 03.07.2020 №02-06-07/58289; ГРБС, БУ, АУ — от 30.09.2020 №02-06-07/85969; ФО, ОУГВФ — от 30.09.2020 №02-06-07/85972; ГРБС, ФО, ОУГВФ — от 22.10.2020 № 02-06-07/92321; для ГРБС, бюджетных, автономных учреждений – от 17.12.202 №02-04-04/110850 / 07-04-05/02-26291 и т.д.
Документов достаточно много. Бухгалтер, составляя отчетность, сможет найти необходимые ответы на вопрос: «Что и как делать?»
Нарушения и ошибки, встречающиеся при сдаче годовой отечности
21.09.2020 Счетной палатой было опубликовано Заключение на отчет об исполнении федерального бюджета за 2019 г., содержащее, в том числе подраздел 5 «Результат проверки и анализа составления и представления бюджетной отчетности, ведения бюджетного учета», а также Приложение 5 к подразделу 5, содержащее информацию о нарушениях и недостатках ведения бюджетного учета и составления годовой отчетности. Был произведен анализ данного Заключения, представлены наиболее распространенные ошибки.
1. Ошибки отражения доходов будущих периодов:
- 401.40 «Доходы будущих периодов» КБК «ХХХХХХХХХХХХХХ120» в ф. 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (кредиторская задолженность) (далее ф. 0503169) по состоянию на 1 января 2020 г. отражено начисление доходов будущих периодов, неподтвержденных регистрами бухгалтерского учета;
- в ф. 0503169 по состоянию на 1 января 2020 г. допустили превышение показателя счета 401.40 над показателями счетов 205.21 «Расчеты по доходам от операционной аренды» и 205.23, поскольку документы по отражению в бухгалтерском учете признания доходов будущих периодов доходами текущего периода представлены не в полном объеме.
2. Ошибки в учете капитальных вложений:
- нарушение требований п. 127 Единого плана счетов и инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), согласно которому вложения в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации, изготовлении, а также затраты связанные с выполнением научно-исследовательских разработок, опытно-конструкторских работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве нефинансовых активов, учитываются на счете 106.00 «Вложения в нефинансовые активы», расходы, произведенные казенным учреждением в 2019 г. по объекту, в ф. 0503130 «Баланс ГРБС, РБС, ПБС» (далее ф. 0503130) отражены по строке 570 «Финансовый результат экономического субъекта», а не по строке 120 «Вложения в нефинансовые активы» (010600000)» и не отражены в ф. 0503190 «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» (далее ф. 0503190) по данному объекту.
3. Ошибки в учете нематериальный активов:
- нарушение п. 56 Инструкции № 157н, которым определено, что к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного использования и (или) постоянного использования в деятельности учреждения в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев, в ф. 0503130 по строке 040 «Нематериальные активы (балансовая стоимость 010200000)» и по строке 060 «Нематериальные активы (остаточная стоимость, стр. 040 — 050)» стоимость нематериальных активов завышена.
- нарушение п. 56 Инструкции № 157н на счете 010200000 «Нематериальные активы» в ф. 0503130 не отражена стоимость нематериального актива.
4. Ошибки учета и классификации дебиторской задолженности:
- по счету 205.32 «Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» в ф. 0503169 по состоянию на 1 января в разделе 1 по графе 9 «Сумма задолженности на конец отчетного периода, всего», графе 11 «Просроченная задолженность» и в разделе 2 «Сведения о просроченной задолженности» кредиторская задолженность, погашенная в соответствии с исполнительным листом, отражена необоснованно;
- по счету 209.71 «Расчеты по ущербу основным средствам» в ф. 0503169 по состоянию на 1 января 2020 г. отражена неподтвержденная дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности;
- в ф. 0503169 в состав долгосрочной дебиторской задолженности включена просроченная дебиторская задолженность;
- нарушение требования п. 3 решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет, утвержденного приказом, необоснованно признана безнадежной и списана дебиторская задолженность. Задолженность подлежит восстановлению в учете, вследствие чего ф. 0503169 и корреспондирующие с ней ф. 0503110 «Справка по заключению счетов» (далее ф. 0503110) и ф. 0503130, подлежат исправлению;
5. Ошибки в учете основных средств:
- нарушение п. 53 Инструкции № 157н в ф. 0503168 «Сведения о движении НФА» (далее ф. 0503168) графе 4 «Наличие на начало года» и графе 11 «Наличие на конец года» по строкам 011 и 012 консолидированной бюджетной отчетности и отчетности центрального аппарата стоимость объекта отражена недостоверно. Объект учета, который в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости (далее, ЕГРН) представляет собой нежилое здание, отражен на счете 101.11 «Жилые помещения» вместо счета 101.12 «Нежилые помещения (здания и сооружения)», что повлекло искажение соответствующих показателей отчетности;
- нарушение абз.5 п. 45 Инструкции № 157н, абз. 2 п.10 ФСБУ «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России № 257Н, в соответствии с которым объектом основным средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно-обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются, учреждением при принятии к учету приобретенного объекта недвижимого имущества, приобретенные в составе здания два пассажирских лифта и система приточно-вытяжной вентиляции, система кондиционирования, пожарная сигнализация, которые могут свои функции выполнять только в составе здания, а не самостоятельно, были поставлены на баланс как движимое имущество отдельными инвентарными номерами, что занизило балансовую стоимость здания. Таким образом показатели ф. 0503168 недостоверны, так как сумма по строке 012 «Нежилые помещения (здания и сооружения)» занижена, а сумма по строке 014 «Машины и оборудование» завышены.
6. Ошибки применения бюджетной классификации:
- не проведено уточнение части платежа, поступившего в 2017 г. на надлежащий КБК, в результате чего искажены показатели поступления денежных средств в ф. 0503127 «Отчет об исполнении бюджета» (далее ф.0503127) и ф. 0503169.
7. Ошибки заполнения отчетных форм.
8. Ошибки в рабочем плане счетов:
- нарушение пп. «б» п. 9 ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» Учетная политика учреждения не содержит применяемые счета бухгалтерского учета, которые применялись в 2019 г.
9. Ошибки при проведении инвентаризации:
- нарушение части 1 ст. 11 ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете», которым установлено, что проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бюджетной отчетности, кроме имущества инвентаризация которого проводится не ранее 1 октября отчетного года, инвентаризация по счетам учета не проведена в полном объеме.
10. Ошибки при учете санкционирования расходов:
- в консолидированном отчете ф. 0503128 «Отчет об обязательствах» (далее ф. 0503128) отражены обязательства,которые отсутствуют в отчетах, включаемых в состав сводного отчета.
11. Ошибки в учете финансового результата:
- нарушение п. 44 Инструкции № 191н в консолидированной ф. 0503110 показатели граф 2, 3,4.5,6 по счету 040130000 завышены.
Рассмотрим общую схему исправления ошибок прошлых лет. Согласно вступившему в силу Приказу Минфина РФ от 14.09.2020 № 198Н, который внес Изменения в Инструкцию № 157, были изменены счета исправления ошибок прошлых лет. Хотя данные счета начали действовать с1 января 2021 г., Министерство Финансов не отрицает возможность применения данных счетов к бухгалтерским операциям 2020 г., при условии включения их в Учетную политику учреждения за 2020 г.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Понятие и виды бюджетной отчетности
Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений можно разделить на внутригодовую и годовую. Внутригодовая включает в себя отчетность за месяц, квартал и полугодие и является промежуточной. Ее ведут с момента начала отчетного периода в порядке нарастающего итога.
Квартальная отчетность сдается по актуальным данным на 1 июля, 1 апреля и 1 октября. Отчетный период полугодия длится до 1 июля, а за годовой отчетный период принято считать календарный год: с 1 января по 31 декабря.
Для организации, которая сформировалась менее года назад, отчетность за год ведется с момента регистрации учреждения по 31 декабря.
Бюджетное учреждение, которое образовалось в течение текущего финансового года в результате изменения его организационной формы, годовую отчетность нужно вести с момента, когда было вынесено решение о замены формы организации, по 31 декабря. Например, если тип учреждения изменился 7 августа, отчетный период будет длиться с 7 августа до конца календарного года.
При преобразовании муниципального учреждения в казенное отчетный год считается с 1 января до момента смены типа учреждения. То есть, если учреждение изменило статус 10 октября, бухгалтерская отчетность за год предоставляется за период с 1 января по 10 октября.
Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений ведется с начала года в рублях, значения указываются с точностью до сотых, то есть до копеек. Отрицательные показатели учета вносятся в соответствующие графы со знаком «минус».
Данные отчетности должны содержать информацию обо всех подразделениях и отдельных филиалах учреждения. Сведения предоставляются в тот государственный орган, который взял на себя функции учредителя относительно данной организации.
Отчетную документацию подписывает руководитель учреждения и главный бухгалтер. Если отчет содержит финансовые прогнозы, планы и другую аналитическую информацию, его подписывает также руководитель отдела формирования финансового анализа.
Обычно отчетность составляют в двух одинаковых копиях: первый для учреждения и второй для учредителя. Сам документ скрепляется и оформляется в виде брошюры, а страницы нумеруются. К нему прилагается сопроводительная бумага с описанием тех видов документов, которые включены в отчетность, и указанием соответствующих страниц.
- Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.
- Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
- Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.
- Шавалеев, Михаил О неотвратимости юридической ответственности в России / Михаил Шавалеев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 180 c.
- Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.
Вышли Письма Минфина России, Казначейства России от 31.03.2020 № 02-06-07/25698, 07-04-05/02-6676 «Об особенностях составления и представления в 2020 году месячной и квартальной бюджетной отчетности, консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на 01.04.2020 главными администраторами средств».
Учитывайте при подготовке отчетности на 1 апреля 2020 года.
- Отчет (ф. 0503738-НП) составляется и представляется на 1-е число каждого месяца, за исключением отчетности на 1 апреля 2020 года, в соответствии с пунктами 47.1, 48.1, 49.1 Инструкции № 33н.
- Бухгалтерская (финансовая) отчетность бюджетных и автономных учреждений на 1 апреля 2020 года не составляется и не представляется.
- Справка (ф. 0503125).
- Отчет (ф. 0503127).
- Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184).
- Пояснительная записка (ф. 0503160) — текстовая часть.
- Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164).
- Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
- Сведения (ф. 0503178).
- Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296).
Дополнительно составляются и представляются:
- Сведения о принятых обязательствах по объектам капитального строительства, включенным в федеральную адресную инвестиционную программу (ф. 0503128 ФАИП).
- Отчет (ф. 0503127 Z).
- Отчет (ф. 0503127 ПРП 600).
- Сведения (ф. 0503178 Z).
Далее вспомним основные правила составления отчетности и учтем очередные изменения Инструкций.
С 2018 года состав промежуточных квартальных отчетных форм, представляемых на 1 апреля, значительно уменьшился. Но даже в таком «усеченном» варианте квартальная отчетность — это прежде всего ответственность за достоверность представленных данных.
По состоянию на 1 апреля 2020 года казенные учреждения представляют следующие документы:
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127).
- Пояснительная записка (ф. 0503160). Текстовая часть, а также отдельные формы Пояснительной записки в следующем составе:
- сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
- сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178);
- сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам (ф. 0503296);
- сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
Состав форм у бюджетных и автономных учреждений:
- Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725).
- Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).
- Пояснительная записка к балансу учреждения, текстовая часть (ф. 0503760) и отдельные формы:
- сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
- сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295);
- сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).
Годовая отчетность бюджетной организации
На официальном сайте Федерального казначейства размещены обновленные контрольные соотношения к бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
Внесены корректировки в контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений.
Форма |
Суть корректировки |
0503769 Сведения по кредиторской задолженности |
Установлено требование о равенстве показателей граф 5 и 6 по счету 302 00. Отклонения показателей допускается в части операций по восстановлению кассовых расходов |
0503769 Сведения по дебиторской задолженности |
Установлено требование о равенстве показателей граф 7 и 8 по счету 206 00. Отклонения показателей допускаются в части операций по восстановлению кассовых расходов |
Показатель в графе 6 по счету 206 00 не допускается. Исключение – исправительные записи (например, уточнение КБК) |
|
0503769 Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности |
Показатели по счету 210 05 допускаются исключительно в Сведениях (0503769) по КФО 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)» |
Правила формирования бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений ведется с начала года в рублях, значения указываются с точностью до сотых, то есть до копеек. Отрицательные показатели учета вносятся в соответствующие графы со знаком «минус».
Данные отчетности должны содержать информацию обо всех подразделениях и отдельных филиалах учреждения. Сведения предоставляются в тот государственный орган, который взял на себя функции учредителя относительно данной организации.
Отчетную документацию подписывает руководитель учреждения и главный бухгалтер. Если отчет содержит финансовые прогнозы, планы и другую аналитическую информацию, его подписывает также руководитель отдела формирования финансового анализа.
Обычно отчетность составляют в двух одинаковых копиях: первый для учреждения и второй для учредителя. Сам документ скрепляется и оформляется в виде брошюры, а страницы нумеруются. К нему прилагается сопроводительная бумага с описанием тех видов документов, которые включены в отчетность, и указанием соответствующих страниц.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора
При составлении сведений (ф. 0503178) за квартал необходимо учитывать ряд особенностей (п. 2.5 Письма).
В графе 1 разд. 1 «Счета в кредитных организациях» показатели по счетам 1 201 23 000 «Денежные средства учреждения кредитной организации в пути» и 1 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» отражаются в структуре «00000000000000000000».
Распорядители (получатели) бюджетных средств формируют названные сведения с указанием номеров лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства (графа 1 разд. 2 «Счета в финансовом органе»), в структуре «ххххххххххх000000000».
В графе 1 разд. 2 сводных сведений (ф. 0503178) отражаются номера лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, в структуре «00000000000000000000».
Статья 264.1. Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности
Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:
- одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
- имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
- если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
- обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
- если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.
ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».
Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.
Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.
Рассмотрим эти особенности подробнее.
Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.
Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:
- классифицирует доходы;
- распределяет виды расходов;
- показывает, из какого источника организация финансируется;
- какой вид деятельности является целевым;
- синтетические и аналитические счета;
- поступление и выбытие объектов.
Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:
- Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
- Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
- приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
Кто должен представлять декларации?
Налоговую отчетность сдают все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют экономическую деятельность, предполагающую оборот денежных средств.
Перечень подлежащих уплате налогов и, соответственно, подготавливаемых деклараций, разнится в зависимости от организационно-правовой формы предприятия и выбранного режима налогообложения. Так, индивидуальные предприниматели могут выбрать 3 режима: основной, упрощенный, единый налог на вмененный доход.
Обратите внимание: индивидуальные предприниматели должны подавать отчетность не только в ФНС, но также во внебюджетные фонды – ПФР, ФСС. В последние инстанции декларации необходимо сдавать ежеквартально, в налоговую службу (по упрощенной системе налогообложения) – ежегодно. Каждый год также необходимо подавать сведения о работниках ИП.
Юридические лица, использующие для расчетов с бюджетом ОСНО, каждый квартал должны представлять расширенный пакет отчетных документов:
- Бухгалтерская отчетность по 6 установленным формам;
- Пояснительная записка к БО;
- Декларации по НДС, налогу на доход физических лиц и другие;
- Отчеты в ФСС, ПФР, Росстат.