Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тихие омуты: как распределяются субсидии и субвенции российского бюджета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).
Как субвенция, так и субсидия не облагается налогами. Решение об их выделении принимается уполномоченными лицами. Однако субвенция выдаётся только бюджетам другого уровня или юридическим лицам. Это могут быть малые предприятия, образовательные учреждения, административные единицы. Запрос на получение помощи, как правило, идёт «снизу вверх». Субсидия может выдаваться и физическим лицам в рамках целевой программы, а также индивидуальным предпринимателям. В этом случае она распространяется на неограниченный круг лиц, то есть помощь выделяется «сверху вниз».
Каким критериям должны удовлетворять выданные субвенции
Выданные субвенции должны удовлетворять следующим критериям:
Критерии выдачи субвенции | Условия использования субвенции |
Возвратность средств | Подлежит возврату при неиспользовании по целевому назначению |
Форма выдачи | Субвенция выдается только денежными средствами |
Кому выдается | Субвенция выдается строго бюджету более низкого уровня, юридическим лицам |
Налогообложение | Субвенция налогами не облагается |
Целевое использование | Целевое использование субвенции обязательно |
Контроль за целевым использованием | Контроль за целевым использованием субвенции обязателен |
Объем инвестиций | Объем субвенции достаточен чтобы полностью покрыть необходимый объем денежных средств |
Государственная помощь затребована во множестве направлений, она необходима органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам. Она может оказаться необходимой не только в финансовом плане – не напрасно субсидии часто предстают в форме оборудования, вещей, прочего.
Имея государственную поддержку, регионы могут активно развивать экономику, проводить социально значимые мероприятия, оказывать помощь незащищенным слоям населения. Подобные возможности положительно отражаются на качестве жизни, множестве других показателей.
Государственная помощь незащищенным слоям становится гарантом достойной старости, дает дополнительные возможности молодым и многодетным семьям, позволяет людям не бедствовать. Своевременное обращение за помощью через органы соцзащиты дает возможность на достойную жизнь даже при достатке ниже минимального – на это и нацелено государственное финансирование.
Широкий спектр программ, связанных с субсидированием и помощью, начал развиваться после наступления экономического кризиса, и на сегодняшний день эта мера помощи остается актуальной, востребованной и действенной.
Важно, что часть субсидий предоставляется автономным и некоммерческим организациям, а также коммерческим структурам. Фактически возникает механизм вывода государственного финансирования из-под регулирования законом о госзакупках. Оценка точной доли таких субсидий при текущей структуре данных трудоемка, но ее планируется сделать в этом году.
Можно вспомнить, как в 2015 году Аналитический центр при правительстве был преобразован из федерального государственного бюджетного учреждения в подчиненную правительству автономную некоммерческую организацию. У этого решения могли быть свои резоны, но одним из последствий стало выведение всех расходов организации из-под закона 44-ФЗ о госзакупках, причем не подвело организацию под гораздо более простой в исполнении 223-ФЗ о закупках бюджетных учреждений и госкомпаний. Получателями крупных субсидий являются и компании или НКО, не подчиненные правительству, но получающие субсидии, иногда на миллиарды рублей. Вполне возможно, что законодательство о закупках слишком жесткое и не годится на все случаи жизни. Но разве хорошо, что мы не знаем, как в итоге распределяется немалая часть бюджетных средств? Мы знаем только, на что и кому их выделили, но как они использовались — неизвестно.
Разница между субсидией и субвенцией
Передача денежных средств для поддержки перспективных проектов, оказания срочной и адресной помощи – это нормальная практика, которая общепринята во всём мире. В России различают субсидии и субвенции, которые предоставляются широкому кругу субъектов и имеют определённую целевую направленность. По сути, это финансовая помощь, которая призвана разрешить ту или иную проблему. В чём разница между данными понятиями?
Субсидия – финансовая помощь, которая выделяется из государственного или регионального бюджета и передаётся юридическому или физическому лицу либо в нижестоящий бюджет. Её основные свойства: долевое финансирование, целевое назначение, безвозвратность. К примеру, субсидия может выделяться определённым категориям граждан на строительство и реконструкцию жилья, юридическим лицам – на реализацию инновационных проектов, и так далее.
Субвенция – денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов юридическим лицам или бюджету другого уровня. Главные особенности такой помощи – целевое расходование и срочность. Если нарушено какое-либо из этих условий, то денежные средства подлежат возврату в бюджет, который их выделил. Субвенции могут полностью покрывать расходы на реализацию проекта и использоваться без привлечения собственных средств.
Сметно—бюджетное финансирование — безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из федерального бюджета на основе смет.
Принципы сметно—бюджетного финансирования:
-
безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств;
-
целевое направление средств, т.е. определение конкретных мероприятий и целей на которые они должны быть использованы;
-
получение максимального эффекта при минимуме затрат;
-
финансирование в меру выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями.
Смета — финансовый план предприятия или учреждения, определяющий объем поступающих доходов и целевое распределение этих доходов на финансирование проведения необходимых расходов.
Основная структурная единица сметы — статья.
Законом установлен строго определенный список сметных статей, который не может быть произвольно изменен.
Виды сметных статей:
1) индивидуальные — статьи отдельных доходов и расходов;
2) укрупненные — заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения.
Основу сметных статей составляют нормы расходов — единые плановые показатели сметных расходов.
Этапы сметного процесса:
-
составление — смета составляется бюджетным учреждением на текущий финансовый год (с периодичностью: I квартал, полугодие, 9 месяцев и год).
Действие утвержденных смет доходов и расходов начинается 1 января и прекращается 31 декабря соответствующего года.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
-
рассмотрение;
-
утверждение органом или должностным лицом, обладающим полномочиями по утверждению смет.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.
-
исполнение;
-
отчет по смете.
Бюджетная роспись -документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; распределяет ассигнования между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией.
Структура:
В соответствии с Порядком сводная бюджетная роспись федерального бюджета, составляемая Минфином России, включает бюджетные ассигнования:
-
по расходам федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе ведомственной структуры расходов федерального бюджета;
-
по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.
Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.
Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.
Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
Основополагающими моделями, представляющими суть межбюджетных трансфертов, обозначаются дотации, субсидии и субвенции.
Перевод бюджетных средств между определенными структурами, который перечисляется на бескорыстном и невозвратном основании, без указания направлений и (или) условий их реализации называется дотация.
Понятием «субсидия» обозначается межбюджетный трансферт, определяемый на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации софинансирования и выполнения расходных договоренностей. Они возникают при реализации полномочий, относящихся к компетенции официального правового образования, которому предоставляется субсидия.
Дотации и субсидии представляют собой финансовую опору и поддержку соответственному бюджету. Важно отметить, что дотациями называются средства, которые предоставляются без распоряжения о цели их расходования, в то время как субсидии выделяются именно на определенные цели.
Субвенция является межбюджетным трансфертом, который выделяется на безвозмездном и невозвратном основании в целях финансового гарантирования расходных обязательств, появляющихся при исполнении общественно-правовым образованием, принимающим субвенцию, полномочий общественно-правового образования, выделяющего субвенцию.
Собственно говоря субвенции применяются для компенсирования дополнительных затрат, которые возникают у общественно-юридических образований в связи с передачей полномочий с одной ступени бюджетной системы на другую.
Бюджетный Кодекс: формы, условия, черты
Бюджетный кодекс (БК) РФ формирует и утверждает формы межбюджетных трансфертов, которые могут циркулировать с различных параллелей бюджетной структуры (ст. 129, 135, 142 БК РФ) и вместе с этим утверждает условия выделения межбюджетных трансфертов.
Солидарным условием при получении регионами трансфертов является выполнение ими бюджетного и налогового законодательства. Многие другие условия зависят от величины принимаемых трансфертов и устанавливаются в виде сформулированных ограничений самостоятельности для получающего субъекта при реализации его бюджета (ст. 130, 136 БК РФ). Нарушение договоренностей и положений предоставления межбюджетных трансфертов служит причиной приостановки или уменьшения их предоставления (главным образом это касается дотаций и субсидий)
Невзирая на то, что БК РФ устанавливает атрибуты выделения межбюджетных трансфертов, в отношении отдельного уровня бюджетной системы, могут быть определены конкретные общие черты, свойственные для всех межбюджетных трансфертов.
Основанием для выделения субвенции являются:
- соответствующие законы и подзаконные акты;
- решения органов местного самоуправления;
- разнообразные целевые программы.
Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают незапланированные или избыточные расходы.
При выявлении таких затрат для хозяйственных субъектов (юрлиц) решения о выделении денег принимаются органами местной власти.
Целевая программа — это целый перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. В зависимости от поставленной задачи, программы могут быть:
- научно-техническими;
- экологическими;
- социальными;
- внешнеэкономическими;
- производственно-техническими.
На сегодняшний день наиболее популярными являются последние две.
Получатели субвенций — это юрлица или нижестоящие бюджеты субъектов РФ.
Когда что назначается
Разобравшись в деталях, необходимо понять, кому назначаются разные виды этих выплат. Начать стоит с субсидии, на получение которой претендуют малоимущие семьи, незащищенные слои населения, которые являются гражданами РФ, не имеют коммунальных долгов, живут в собственном жилье, имея там постоянную регистрацию.
Если детализировать вопрос, то субсидированию подлежат в первую очередь пенсионеры, инвалиды, молодые и многодетные семьи. Если доход человека, который относится к одной из этих групп, находится ниже прожиточного минимума, и он может доказать это документами, у него появляется возможность претендовать на государственную поддержку в данной ее форме.
Важно! Когда помощь рассчитывают на семью, рассматривается ее полный доход в расчете на каждого из членов – людей, зарегистрированных на одной жилой площади. Доход на каждого человека, рассчитанный таким образом, не должен превысить минимума.
Субвенции же назначаются несколько иначе, это более сложный процесс. Чтобы получить их, местные органы власти должны заполнить и послать заявки, которые создаются после расчета и анализа расходов прошлого года.
Соответственно, назначение можно затребовать на основании региональных потребностей. Заявки направляют в органы центральной власти, где происходит их рассмотрение и одобрение – либо отказ.
Неизрасходованные целевые средства необходимо вернуть в бюджет. При этом если на остатке фигурирует большая сумма, регион может получить штраф на последующий период. Ведь это значит, что работники неверно спрогнозировали затраты и получили суммы, которые могли оказаться полезными в другом месте.
Однако если отчеты приходят верные, заявки отражают полную информацию и точные сведения касаемо необходимости финансирования, проблем с предоставлением средств не возникает, и они планомерно поступают на развитие и другие нужды.
Кроме того, субвенции могут назначаться и в обратном порядке. Иногда их требуют снизу – вверх, то есть, от региона в бюджет. Ситуации в этом плане могут возникать разные, и законодательство позволяет разную направленность этих финансовых потоков.
И субсидия, и субвенция выделяются на определенные цели. В этом заключается их сходство. Чем отличается субсидия от субвенции? Возможные варианты дотаций из госбюджета связаны с общими тенденциями экономики страны. В соответствии с этим можно выделить определенные разновидности этих выплат. Виды субвенций различаются по целям, на которые их выделяют:
- Осуществление органами местной власти своих полномочий.
- Покрытие дефицита бюджета.
Денежная помощь на медицину, образование или строительство являются не видами субвенций, а софинансированием бюджета, который в дальнейшем будет распределен с учетом нужд субъектов.
Виды субсидий – это отражение главных направлений социальной политики в государстве:
- Поддержка семьи, старости, детства.
- Разделение ответственности по уходу за инвалидами.
Государство старается учитывать потребности граждан, поэтому субсидирование является одной из самых гибких систем. Каждые полгода законы, которые регламентируют процедуру назначения выплат, обновляются. На сегодняшний день субсидии выделяются на такие нужды:
- Оплата жилищно-коммунальных услуг.
- Приобретение жилья.
- Открытие бизнеса людям, стоящим на учете по безработице.
- Поддержка инвалидов и граждан, пострадавших от бедствий и катастроф.
- Помощь молодым семьям, многодетным родителям и матерям-одиночкам.
- Пенсионные и детские пособия.
- Квоты на дорогостоящее лечение.
- Льготы для ветеранов и военнослужащих.
Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).
Как субвенция, так и субсидия не облагается налогами. Решение об их выделении принимается уполномоченными лицами. Однако субвенция выдаётся только бюджетам другого уровня или юридическим лицам. Это могут быть малые предприятия, образовательные учреждения, административные единицы. Запрос на получение помощи, как правило, идёт «снизу вверх». Субсидия может выдаваться и физическим лицам в рамках целевой программы, а также индивидуальным предпринимателям. В этом случае она распространяется на неограниченный круг лиц, то есть помощь выделяется «сверху вниз».
Контроль за целевым и своевременным использованием субвенций – обязателен. Если данные условия не соблюдаются, то денежные средства подлежат возвращению. Что касается субсидий, то здесь контроль не настолько строг. Это связано с тем, что они могут выделяться широкому кругу лиц, в том числе физических, а потому возможна лишь выборочная проверка.