Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если ребёнку занижают оценки в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы думаете, что преподаватель намеренно оценивает знания вашего ребенка ниже, сначала стоит попытаться объективно оценить ситуацию. Любой родитель считает своего ребенка самым умным, по этой причине он не может получать неудовлетворительные оценки в школе, соответственно дело в учителе. Стоит понимать, что просто так занижать баллы учителю невыгодно, поскольку это портит его имидж перед коллегами, к тому же по итогам каждой четверти он сдает отчет по успеваемости.
Итак, вы подготовились, изучили критерии оценок, значит, пришла пора отправиться в школу.
- Для начала следует встретиться с проблемным учителем. В процессе разговора важно объективно оценить ситуацию и понять, действительно ли проблема заключается в предвзятом отношении или все-таки ребенок не совсем честен с вами или попросту не до конца понимает собственные ошибки.
- Если встреча с преподавателем не помогла или вы не разделяете его позиции, то следует поделиться своими мыслями с администрацией школы. Не знаете, как написать жалобу на учителя? Это можно сделать официально путем написания заявления на имя директора с указанием конкретных ситуаций и ссылками на нормативные документы либо обсудить проблему в неформальной обстановке за чашкой чая.
Куда обращаться, если учитель занижает оценки? Как поступить, когда администрация учебного заведения отстаивает интересы коллектива и не собирается предпринимать никаких действий? В этом случае придется начинать «военные действия» путем обращения в департамент образования либо направлением жалобы на администрацию школы за бездействие в Рособлнадзор, отвечающий за образовательную деятельность вашего региона.
Когда причина раздора — оценка между «четверкой» и «пятеркой»
Суть конфликта фактически та же, что и в прежних случаях. Не достигнуто понимание между двумя сторонами. Исправить ситуацию поможет открытый диалог. Не всегда можно достичь желаемых результатов, если собеседником учителя будет ученик.
Некоторые педагоги поддерживают точку зрения, что оценки ставятся не только для учеников, но и для родителей. Это способ обратить их внимание на успеваемость ребенка. Родители имеют полное право задать вопросы о том, как учитель оценивает задания, побеседовать о возможных ресурсах улучшения подготовки. Конструктивный диалог поможет выявить недоразумения и избежать конфликтов в будущем.
Внимание! Если результат беседы не удовлетворил родителей, они могут обратиться за помощью к руководителю школьного учреждения.
Что можно почерпнуть из документа, если ученик и его родители не согласны с итоговой оценкой за полугодие или год?
Для таких случаев существует положение о промежуточной аттестации. Данный пункт рассматривает правила выставления итоговых оценок на основании годовой, полученной за экзамен, четвертной и полугодовой. Там же может быть прописан порядок пересмотра оценок.
Пересмотр осуществляется коллегиально с целью соблюдения объективности. В комиссию могут входить, например, 3 человека. Работа комиссии проводится в присутствии родителей ученика и заключается в определении соответствия или несоответствия выставленной итоговой оценки фактическим знаниям предмета. Работа комиссии завершается составлением протокола, который хранится в личном деле учащегося. В основании решений комиссии приводятся положения локального нормативного акта.
Система оценивания знаний в школе направлена на выявление фактического соответствия полученных знаний учебным программам, требованиям. Она предполагает объективность системы оценивания. Однако в процессе обучения принимают участие преподаватели, которые по тем или иным причинам могут снижать оценки. На результат оценивания могут влиять субъективные причины: недовольство поведением ученика во время занятий, невнимательностью. Зачастую в конфликты вовлекаются родители учащихся, которые предъявляют претензии к поведению самого учителя, к его профессиональной подготовленности. Важна позиция, которую занимает администрация, насколько она готова к тому, чтобы исчерпать проблему не прибегая к затяжным конфликтам.
Прежде всего, необходимо понимать, что главное в этой ситуации – интересы ученика. Для того чтобы помочь ему справиться или пересмотреть свое поведение, необходимы совместные усилия.
Если претензии к учителю есть у всего класса, то проблема, скорее всего, в нем. Сменить учителя иногда бывает сложно, но обычно администрация школа идет на уступки, чтобы не было скандала.
- Вначале поговорите с классным руководителем. Если он не хочет вникать или отправляет вас к директору — запишитесь на прием.Это демонстрация вашей доброй воли и нежелания идти на конфликт.
- Приведите конкретные примеры, по которым вы бы хотели заменить учителя.
- Если вам предлагают конфликтную комиссию, соглашайтесь. Директор не может снимать учителей по первой просьбе родителей — так вся школа сойдет с рельсов.
- Постарайтесь уладить конфликт на переговорах в комиссии. Если вы уверены в том, что все бесполезно, скажите директору, что вы будете вынуждены действовать официально.
- Напишите директору письмо на официальную почту. Обязательно перечислите претензии и выразите просьбу сменить учителя. В идеале это сделать на бумаге, подписать у других родителей класса, отсканировать и отправить.
Когда причина раздора — оценка между «четверкой» и «пятеркой»
Суть конфликта фактически та же, что и в прежних случаях. Не достигнуто понимание между двумя сторонами. Исправить ситуацию поможет открытый диалог. Не всегда можно достичь желаемых результатов, если собеседником учителя будет ученик.
Некоторые педагоги поддерживают точку зрения, что оценки ставятся не только для учеников, но и для родителей. Это способ обратить их внимание на успеваемость ребенка. Родители имеют полное право задать вопросы о том, как учитель оценивает задания, побеседовать о возможных ресурсах улучшения подготовки. Конструктивный диалог поможет выявить недоразумения и избежать конфликтов в будущем.
Внимание! Если результат беседы не удовлетворил родителей, они могут обратиться за помощью к руководителю школьного учреждения.
Итак, обратимся к наиболее частым случаям из практики. В основе конфликта — несовпадение мнений и интересов, несоответствие в оценочной шкале, выбранной учеником или учителем.
Ученику предмет дается тяжело, но он постарался, насколько смог. Ему результаты кажутся вполне приемлемыми, по крайней мере, он уверен, что они улучшились, значит, оценка должна стать выше.
Внимание! Учитель оценивает работу с точки зрения шаблонных требований, без индивидуального подхода. Оценка остается та же, что и прежде.
Система выставления оценок предусматривает разные способы аттестовать задания. Личностно-сопоставительный способ предполагает рассмотрение результата в динамике, процессе развития способностей ученика. Называется это отметка. Она выставляется, когда оценивают текущие результаты учебы.
Когда причина раздора — оценка между «четверкой» и «пятеркой»
Суть конфликта фактически та же, что и в прежних случаях. Не достигнуто понимание между двумя сторонами. Исправить ситуацию поможет открытый диалог. Не всегда можно достичь желаемых результатов, если собеседником учителя будет ученик.
Некоторые педагоги поддерживают точку зрения, что оценки ставятся не только для учеников, но и для родителей. Это способ обратить их внимание на успеваемость ребенка. Родители имеют полное право задать вопросы о том, как учитель оценивает задания, побеседовать о возможных ресурсах улучшения подготовки. Конструктивный диалог поможет выявить недоразумения и избежать конфликтов в будущем.
Внимание! Если результат беседы не удовлетворил родителей, они могут обратиться за помощью к руководителю школьного учреждения.
Снижение отметки за почерк – это нормальная практика?
Сколько я видела тетрадей, безжалостно перечёркнутых красной ручкой с надписями об ужасном почерке и оформлении – не счесть. Родители в шоке, ребенок в еще большей стрессовой ситуации, а все от того, что педагогу не нравится почерк ребенка, который далёк от каллиграфического, но вполне читаем. Что же на данный вопрос говорят локальные акты школы?
Рассмотрев различные документы, мы поняли, что все зависит от школы – где-то о почерке и небрежности в выполнении говорится лишь в плане «правильно и аккуратно оформлены все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделаны выводы», кто-то ставит «два» при неряшливо написанной работе. Остается разобраться непосредственно с учителем и локальными актами школы – какой почерк они считают небрежным и что подразумевает под неряшливо написанной работой конкретный педагог.
Когда виноваты родители…
Оценки и воспитание
Наконец, третья группа причин, когда школьник начинает считать, что ему занижают оценки, связана с неправильным воспитанием. Корни его обычно лежат еще в дошкольном детстве.
…Мама купила шестилетнему сынишке барабан. И вот по квартире покатился барабанный грохот. А когда старушка соседка говорит, что у нее от шума болит голова, мама впадает в амбицию. Как это так? Ребенку хочется бить в барабан, а ему не велят. «Играй, маленький, стучи».
Вечером этот инцидент обсуждается за семейным столом. Мама горячо отстаивает правильность своей позиции. Ребенок на то и ребенок, чтобы ему хотелось играть. Что же касается беспокойства, которое шум причиняет соседям, то они могут и потерпеть. К тому же у старухи, конечно, голова вовсе не болит, просто она притворяется.
И постепенно ребенок усваивает мысль, что он — хороший и все, что он делает, тоже хорошо, а если кто-то бывает им недоволен, то это — лишь необоснованные придирки.
Нетрудно представить, к чему это приводит, когда ребенок становится школьником. Все сделанное им раньше всегда вызывало только восторги. Учительница первая начала выражать недовольство его работой — ну, значит, она и виновата. И вот по возвращении домой звучит пресловутое: «Мне занижают оценки!»
Дальше все зависит от родителей. Хорошо, если мама сумеет отказаться от своего слепого покровительства ребенку. Тогда она сообразит, что надо пойти в школу, поговорить с учителем, выяснить систему учебных требований, договориться о единстве действий. Хуже, если мама заражена той же болезнью, что и ребенок. Тогда она идет в школу защищать свое дитя от жестокого и несправедливого учителя. И каким бы опытным, тактичным, знающим и мягким этот учитель ни оказался, для нее он все равно будет воплощением всего самого дурного, ибо он ставит плохие отметки ее ребенку.
Одним словом, если ваш сын или дочь заявляют, что им в школе занижают оценки, то, пытаясь разобраться и помочь своим детям, обязательно задайте себе вопрос: а не является ли это мнение результатом ошибок в воспитании?
Выгодно ли учителю занижать отметку?
На самом деле хороший учитель, как и родитель. Всегда предлагает помощь ученику в изучении своего материала различными методами, тем самым поддерживая его любопытство к учебному материалу. Ему точно уже никак не интересно занижать оценки, от этого напрямую зависит его коэффициент профессионализма.
Тем не менее, каждую четверть или полугодие учитель подает отчет по успеваемости учеников. Даже в некоторых школах зарплата учителей прямо пропорционально выставленным оценкам. Из-за плохих оценок страдает рейтинг школы, что сказывается на всей ее администрации. За этого учитель, может не получить награды или вообще его могут постоянно лишать премии.
Всегда родителям нужно прислушиваться к своим детям, но и помнить, что бывают и другие факторы. Для лучшего разрешения ситуации стоит потратить время и разобраться в вопросе. От исхода событий будет зависеть качество образования чадо. Да и родительский активный интерес поможет укрепить эмоциональную связь и близкие отношение с самим ребенком. Может помочь в развитии отношений с работниками школы и отслеживания получения качественного обучающего материала, что очень сильно скажется на успеваемости ребенка и послужит хорошим началом для формирования сильной, независимой личности.
Вопрос об изменении оценок учащегося в меньшую сторону за плохое поведение также должен и регулируется внутренними локальными документами каждого учебного заведения. Если такая возможность предусмотрена, то преподаватель имеет полное право снизить оценку ученику за неудовлетворительное поведение на период нахождения в школе. Подобная практика применяется скорее среди учащихся начальных классов. И эти плохие отметки могут быть выставлены исключительно в дневник, но никак не в журнал, так как в последнем должны отражаться критерии успеваемости.
При выставлении итоговых оценок за четверть, полугодие либо год плохое поведение не является поводом либо обоснованием, позволяющим педагогическому составу снижать выставляемые отметки.
Можно ли ее решить и как она проявляется?
Возникает она за не осуществившихся себя ожидания родителей. Ведь каждый человек будь то взрослый или ребенок берет пример у людей повзрослее его самого. Для детей такой пример приходится на родителей. Как говорилось выше, психика у детей очень чувствительная и в сравнении с родителями, у которых всегда все получается, как им кажется. Они начинают чувствовать себя неудачниками. Впоследствии их самооценка с каждым разом становиться ниже и в следствии появляется фобия. Теперь ему в лучшем случае сложнее выйти к доске и грамотно рассказать выученный материал, а в худшем — он просто будет молчать или вообще начнет выходить с уроков, когда будет подходить его очередь отвечать. В этом случае его или ее лучше не ругать и обратиться за помощью к психотерапевту, он поможет с решением данной ситуации.
Исковое заявление в суд
Важным инструментом в ситуациях причинения работником педагогической профессии морального и (или) материального вреда являются правомочия родителей по обращению в суд с исковым заявлением.
Такое право может быть реализовано в соответствии со ст. ст. 150 и 151 ГК РФ путем подачи иска мировому судье или в суд общей юрисдикции по месту проживания ответчика.
Запомните! Принимая во внимание положение п. 5 ч
1 ст. 23 ГПК РФ, к мировому судье нужно обращаться только в случае причинения материального ущерба на сумму, не превышающую 50 000 рублей.
Если моральный ущерб производен от материального и оценивается в размере, не превышающем указанную сумму, дело также подсудно этой инстанции.
Таким образом, в суд общей юрисдикции следует подавать исковые заявления на возмещение:
- только морального вреда;
- только материального вреда на сумму больше 50 000 рублей;
- морального и материального вреда, превышающего 50 000 рублей;
- материального вреда на сумму менее 50 000 рублей, если при этом одновременно был причинен моральный ущерб, не связанный с повреждением имущества (угрозы, оскорбления и прочее).
Если есть связь между действиями учителя и какими-либо последствиями для физического здоровья ребенка, иск подается также в суд общей юрисдикции по месту жительства педагога или по месту причинения вреда (ч. 5 ст. 29 ГПК РФ).