Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальное обслуживание: какие ожидаются новации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социальное обслуживание — это деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и оказанию материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
При этом, трудная жизненная ситуация — это ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность гражданина (полная нетрудоспособность по причине возраста или инвалидности, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.) и сложная для его самостоятельного разрешения.
Социальное обслуживание как один из важнейших факторов социальной защиты населения РФ в настоящее время имеет девять основных видов, которые должны способствовать практическому решению сложных ситуаций жизнедеятельности общества в целом, отдельных семей и личности. Вот этот список видов обслуживания:
- Стационарное.
- Полустационарное (отделения дневного, ночного присутствия).
- Надомное обслуживание.
- Обеспечение временным приютом.
- Социальная реабилитация.
- Срочное обслуживание.
- Материальная помощь.
- Социальная консультация.
- Социальный патронаж.
Необходимо рассмотреть подробнее, какую именно помощь предоставляет клиентам социальных центров каждый из этих видов обслуживания, а также кто из нуждающихся граждан имеет право ими воспользоваться.
Под стационарными социальными видами услуг социального обслуживания подразумевается круглосуточное пребывание нуждающихся граждан в специально оборудованных для этой цели заведениях. Такие учреждения предназначены для людей, полностью или частично неспособных к самообслуживанию и (или) передвижению, нуждающихся в постороннем уходе, бытовом обслуживании, постоянном присмотре, медицинской помощи, а именно:
- пенсионеры;
- ветераны;
- инвалиды (как взрослые, так и дети);
- граждане с физическими или психическими нарушениями;
- сироты и несовершеннолетние, оказавшиеся в затрудненных жизненных ситуациях либо лишенные опеки.
Учреждения стационарных видов социального обслуживания отличаются по назначению, пребывание в них может быть временным или постоянным. Есть общего типа дома-интернаты, куда принимают граждан пенсионного возраста, совершеннолетних инвалидов (первая, вторая группа), которые полностью или частично неспособны к самообслуживанию.
Для несовершеннолетних предоставляются учреждения общего типа, куда направляются сироты, дети без постоянной либо временной родительской опеки или оказавшиеся в тяжелой для ребенка жизненной ситуации.
Одна из форм социальной поддержки реализуется по отношению к инвалидам и пенсионерам, которые в состояние осуществлять хотя бы необходимые действия самообслуживания. Когда у этих людей нет крайней необходимости переезжать в стационарные заведения, работники соцслужб оказывают помощь клиентам в условиях их привычного бытового окружения, то есть на дому.
Относится полустационарное социальное обслуживание к формам и видам услуг, которые также осуществляются в специальных заведениях, но не постоянно, а в определенное время суток. Такое обслуживание распространяется на инвалидов и пенсионеров, способных активно передвигаться и обслуживать себя, на детей, которые пребывают в сложных психологических, физических и материальных обстоятельствах.
В этих заведениях работники социального обслуживания виды услуг гражданам оказывают в такой форме:
- предоставляют горячее питание, спальное место с чистой постелью и другие бытовые условия, а также элементарные условия для досуга;
- помогают получать путевки для санаторного лечения, мероприятий лечебно-оздоровительного и реабилитационного характера, добиться протезирования;
- организовывают условия для санитарно-гигиенических действий;
- предоставляют помощь психолога;
- содействуют в получении профподготовки, образования, трудоустройства;
- помогают получить правовые услуги;
- оказывают помощь ритуальных услуг.
Также в РФ действуют полустационарные учреждения ночного пребывания. В них предоставляется ночлег, необходимая доврачебная помощь, бесплатное единоразовое питание, средства гигиены и другие социальные виды обслуживания гражданам, не имеющим какой-либо определенной занятости и жилья, а также, освободившимся недавно из мест заключения. Последним работники социальных центров также помогают восстановить документы, социальные связи с родственниками и права на жилье.
Это разовая помощь, которую получают граждане в специализированных отделениях социального обслуживания. К формам и видам срочной поддержки прибегают, в первую очередь, инвалиды и пожилые люди. Гораздо меньший процент составляют одинокие граждане, многодетные и неполные семьи, безработные, бездомные, погорельцы, беженцы и другие люди.
На срочную разовую помощь может рассчитывать каждый нуждающийся, попавший с тяжелую для жизни ситуацию. Для этого необходимо в отделение ЦСО подать заявление и приложить документ, который подтверждает минимальный доход или дает право получить соцпомощь.
Срочные отделения могут в разовом порядке обеспечить одеждой, теплыми вещами, предметами, необходимыми в первую очередь, продуктовым пайком или горячей пищей, оказать элементарную или организовать экстренную медпомощь, посодействовать в трудоустройстве, юридической и других консультациях.
Денежная помощь в отделениях срочной соцподдержки предусматривается, когда небольшие суммы необходимы гражданам, к примеру, для получения или восстановления документов и других подобных действий.
Не менее, чем материальная, в работе социальных центров важна консультативная поддержка клиентов, которая заключается в таких видах помощи:
- информационной;
- психологической;
- педагогической;
- правовой.
Контактную информацию (при непосредственном общении со специалистом), а также письменную и дистанционную (по телефону) консультационную помощь оказывают практически в каждом заведении социального обслуживания.
Кроме того, по одному из 300 работающих в стране телефонов линии доверия можно получить информационно-психологическую поддержку. И эта практика продолжает распространяться.
Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:
оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:
оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;
других установленных федеральным законом целей.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации разрабатывается с участием Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в субъектах Российской Федерации — с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.Порядок исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.
Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения.
Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.
Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально – педагогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д.
В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.
Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.
Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:
— нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2 % расходной части бюджета;
— поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
— средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;
— финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
— дополнительных средств на областной и местный бюджеты, на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни и другое;
— доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений службы;
— благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.
Основным принципом организации социальных служб в РФ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.
Развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:
— слабая правовая база системы социального обслуживания;
— ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;
— отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
— нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;
— низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
— недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Согласно указанному Закону, инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет – категория «ребенок-инвалид».
Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества: для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственным программах, предоставления им социальной помощи и т.д.
В соответствии с Федеральными Законами определяются следующие формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:
— социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
— полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
— стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях);
— срочное социальное обслуживание в целях оказания несложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;
— социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.
Все большую роль играют нестационарные учреждения, в том числе центры социального обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов.
Согласно Примерному положению о Центре социального обслуживания (от 20 июля 1993 г.) — это учреждение социальной защиты населения осуществляет на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.
Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и т.д.
Основными задачами деятельности Центра являются:
— выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.);
— определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной помощи;
— дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;
— предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
— анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
— привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координации их деятельности в этом направлении.
В настоящее время расширяется система медико-социальной помощи инвалидам.
Так, Федеральный Закон о социальной защите инвалидов конкретизирует понятие медико-социальной экспертизы как определения в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использований классификаций и критериев, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения.
На Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:
- определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
- разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
- участие в разработке комплексной программы профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
- определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;
- определение причины смерти инвалида в случаях, когда действующим законодательством предусматривается предоставление льгот семье умершего.
Закон вводит понятие реабилитации инвалидов как системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им экономической независимости и его социальной адаптации.
Определение 1
Социальная защита – это особая политика государства, которая направлена на обеспечение экономических, социальных, политических и иных гарантий и прав человека независимо от его национальной принадлежности и других факторов.
В процессе организации социальной защиты населения государство играет основополагающую роль, организуя при этом пенсионное обслуживание, обеспечение различными пособиями и субсидиями, социальное обслуживание несовершеннолетним детям и малоимущим семьям. Организация социальной защиты основывается на законодательстве по социальной защите граждан, положении по структуре социальной политики, рекомендациях и нормативах по разработке региональных социальных программ, обеспечивая при этом международное сотрудничество, и анализируя уровень жизни разных категорий населения.
Различают следующие виды стационарных учреждений социального обслуживания:
- в зависимости от того, на обслуживание какой категории населения направлена деятельность учреждения, различают стационарные учреждения:
- общего типа;
- психоневрологические;
- специальные;
- в зависимости от того, каков возраст лиц, обслуживаемых в учреждении, различают стационарные учреждения:
- для детей-инвалидов;
- для инвалидов;
- для лиц пожилого возраста;
- для лиц пожилого возраста и инвалидов;
- по продолжительности получения социальных услуг различают стационарные учреждения:
- оказывающие услуги на постоянной основе круглосуточно (сюда относятся интернаты для престарелых и инвалидов, интернаты психоневрологической направленности;
- интернаты для детей с умственной отсталостью; интернаты для детей, имеющих физические недостатки);
- оказывающие услуги круглосуточно в течение определенного срока (например, социальный приют для лиц, не достигших совершеннолетия).
В данные учреждения помещаются лица пожилого возраста и инвалиды в возрасте от 18 лет, не владеющие возможностью полностью или частично обслуживать себя в быту и имеющие потребность в постоянном постороннем уходе.
Выдачей путевок на размещение в учреждения социального обслуживания занимается служба социального обеспечения на основании заявления и данных медицинской карты.
В стационарных учреждениях для пожилых и инвалидов осуществляются меры по организации адекватных уровню здоровья и возрасту условий, проведению мероприятий по социально-медицинской реабилитации, уходу, медицинских процедур, а также организации досуга.
Размещению в специальные дома-интернаты (специальные отделения) подлежат пожилые и инвалиды, за которыми установлен административный надзор (например, закончившие отбывать срок в местах лишения свободы), судимые, привлекаемые за бродяжничество и попрошайничество и пр. Указанные категории лиц принимаются на проживание в стационарные учреждения по их личному желанию (по направлению органами внутренних дел) и при отсутствии медицинских противопоказаний согласно порядку, установленному органами исполнительной власти.
Одинокие престарелые могут быть помещены в специальные дома для престарелых – учреждения, где на постоянной основе проживают одинокие граждане или супружеские пары пенсионного возраста, имеющие полностью или частично возможность самообслуживания, но испытывающие потребность в подходящих жизненных условиях.
Если лицам, находящимся в стационарных социальных учреждениях, требуются специализированные медицинские услуги, они направляются в соответствующие государственные медицинские организации, при этом оплата за оказанную медицинскую помощь происходит за счет бюджета и средств медицинского страхования.
Граждане, помещенные в стационарные социальные учреждения, имеют право заключать трудовые договора на выполнение посильной работы. Проживающие в стационарных учреждениях также могут по собственному желанию принимать участие в лечебно-трудовой деятельности: принудительные меры в данном вопросе недопустимы.
В соответствии со ст. 32 закона г. Москвы от 9.07.2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в г. Москве, к организациям, осуществляющим социальное обслуживание стационарного типа, относятся:
- дом-интернат (пансионат), в том числе детский, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия;
- специальный дом-интернат, в том числе для престарелых;
- психоневрологический интернат, в том числе детский;
- специальный жилой дом для одиноких престарелых граждан;
- социально-реабилитационный центр, в том числе для несовершеннолетних, ветеранов войн и Вооруженных сил;
- реабилитационный центр по социальной адаптации инвалидов и участников военных действий;
- социально-оздоровительный центр;
- геронтологический центр;
- геронтопсихиатрический центр;
- социальный приют для детей и подростков;
- детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- санаторно-лесная школа;
- специализированный дом ребенка;
- центр содействия семейному воспитанию, в том числе для детей с особенностями развития;
- центр социальной (постинтернатной) адаптации.
К организациям по оказанию социальных услуг населению в полустационарной форме относятся:
- социально-реабилитационный центр, в том числе для несовершеннолетних;
- центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- реабилитационный центр, в том числе для детей и подростков с ограниченными возможностями;
- кризисный центр помощи женщинам;
- центр психолого-педагогической помощи населению;
- центр социального обслуживания, в том числе территориальный;
- социально-оздоровительный центр;
- консультативный центр;
- центр социальной адаптации (помощи), в том числе для лиц без определенного места жительства и занятий;
- дом ночного пребывания;
- социальный приют;
- социальная гостиница;
- центр поддержки семьи и детства;
- центр социальной помощи семье и детям;
- городской ресурсный центр содействия семейному воспитанию.
Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 24.11.2014 г. № 940н утверждены Правила организации деятельности организаций социального обслуживания в Российской Федерации, их структурных подразделений, которые:
определяют порядок организации деятельности организаций социального обслуживания и их структурных подразделений, предоставляющих социальные услуги в сфере социального обслуживания.
Определяют рекомендуемые нормативы штатной численности и перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания граждан РФ, оказывающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
Например, указанным правовым актом-установлены следующие рекомендуемые нормативы штатной численности организации социального обслуживания – дома-интерната для престарелых и инвалидов:
Административно-хозяйственная часть |
||||
Директор |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Заместитель директора по общим вопросам |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
Заместитель директора по медицинской части |
1,0 при наличии лежачих получателей социальных услуг (свыше 200 коек) |
1,0 при наличии лежачих получателей социальных услуг (свыше 200 коек) |
||
Старшая медицинская сестра |
— |
— |
1,0 |
1,0 |
Заместитель директора по пожарной безопасности |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Юрисконсульт |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Главный бухгалтер |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Бухгалтер |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
Кассир |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Экономист |
— |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Администратор баз данных |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Секретарь-машинистка |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Делопроизводитель |
— |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Начальник хозяйственного отдела |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Заведующий складом |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
Кладовщик |
— |
— |
1,0 |
1,0 |
Агент по снабжению |
0,25 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
Инженер по охране труда и технике безопасности |
0,5 |
0,5 |
1 |
1,0 |
Специалист гражданской обороны |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
Специалист по кадрам |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
Инженер (систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования и теплоснабжения) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
Техник (систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования и теплоснабжения) |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Слесарь-сантехник |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования |
1,0 |
1,0 |
||
Оператор котельной (при отсутствии централизованного отопления) |
Рассчитывается с учетом норм времени и норм обслуживания |
|||
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Водитель автомобиля (на 1 автомобиль) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Подсобный (транспортный) рабочий |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
Гардеробщик (на 150 номеров при наличии гардеробной) |
1,0 |
1,0 |
||
Лифтер (на лифт) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Маляр |
— |
— |
1,0 |
1,0 |
Столяр |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Уборщик производственных и служебных помещений |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
Садовник (при наличии сада) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Рабочий по благоустройству |
0,5 |
3,5 |
1,0 |
1,0 |
Уборщик территории (в соответствии с нормами по уборке площади) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Сторож (вахтер) |
Рассчитывается с учетом норм времени и норм обслуживания |
|||
Специалист по пожарной безопасности |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Социально-медицинское отделение |
||||
Заведующий отделением |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Врач-терапевт |
0,5 |
1,0 |
1,0 на 100коек при совмещении с должностью заведующего отделением |
1,0 на 100 коек при совмещении с должностью заведующего отделением |
Врач-психиатр |
— |
— |
1,0 на 200 коек |
1,0 на 200 коек |
Врач-невролог |
— |
— |
1,0 на 200 коек |
1,0 на 200 коек |
Врач-окулист |
— |
— |
0,5 |
1,0 |
Врач-стоматолог |
— |
— |
0,5 |
1,0 |
Лор-врач |
— |
— |
0,5 |
1,0 |
Врач-хирург |
— |
— |
0,5 |
1,0 |
Фельдшер |
— |
— |
1,0 |
1,0 |
Старшая медицинская сестра |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Медицинская сестра процедурная (на кабинет) |
1,0 |
1.0 |
1,0 |
1,0 |
Медицинская сестра по физиотерапии |
0,5 |
1,0 на 100 коек |
1,0 на 100 коек |
1,0 на 100 коек |
Медицинская сестра по массажу |
0,5 |
1,0 на 100 коек |
1,0 на 100 коек |
1,0 на 100 коек |
Инструктор по лечебной физкультуре |
0,5 |
Численность устанавливается исходя из действующих расчетных норм нагрузки и объема работы |
||
Лаборант |
— |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Фармацевт |
— |
—. |
1,0 |
1,0 |
Медицинский дезинфектор |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
Санитарка-уборщица |
1,25 |
3,0 |
5,0 |
5,0 |
Отделение милосердия |
||||
Заведующий отделением |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Старшая медицинская сестра |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Медицинская сестра |
5,0 в сутки |
5,0 в сутки |
5,0 в сутки |
5,0 в сутки |
Медицинская сестра по массажу |
0,5 |
1,0 на50 коек |
1,0 на 50 коек |
1,0 на 50 коек |
Сестра-хозяйка |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Санитарка палатная |
1,0 на 5 коек в сутки |
1,0 на 5 коек в сутки |
1,0 на 5 коек в сутки |
1,0 на 5 коек в сутки |
Санитарка-буфетчица |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Санитарка-ваннщица |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
Санитарка-уборщица |
1,25 |
1,0 на 40 коек |
1,0 на 40 коек |
1,0 на 40 коек |
Санитарка ритуального зала (на 50 коек) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Отделение активного долголетия |
||||
Заведующий отделением |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Старшая медицинская сестра |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Медицинская сестра |
1 на 50 коек в сутки |
1 на 50 коек в сутки |
1 на 50 коек в сутки |
1 на 50 коек в сутки |
Сестра-хозяйка |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
Санитарка палатная |
1,0 на 10 коек в сутки |
1,0 на 10 коек в сутки |
1,0 на 10 коек в сутки |
1,0 на 10 коек в сутки |
Санитарка-ваннщица |
0,5 |
1,0 на 75 коек |
1,0 на 75 коек |
1,0 на 75 коек |
Санитарка-уборщица |
1,25 |
1,0 на 40 коек |
1,0 на 40 коек |
1,0 на 40 коек |
Социально-реабилитационное отделение |
||||
Заведующий отделением |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Инструктор по трудовой терапии (на 50 человек, которым разрешена трудотерапия) |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Воспитатель (на 25 инвалидов молодого возраста) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
Библиотекарь |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Культорганизатор |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Киномеханик (при наличии киноустановки) |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
Отделение бытового обслуживания |
||||
Заведующий отделением |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Заведующий прачечной |
— |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Машинист по стирке и ремонту спецодежды (белья) |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
6,0 |
Кастелянша |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Швея |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
3,0 |
Парикмахер |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
3,0 |
Обувщик по ремонту обуви |
0,5 |
0,5 |
1.0 |
1,0 |
Как оформить родственника в государственный дом престарелых
Процедуру оформления в пансионат можно инициировать лично либо через законного представителя. На содействие со стороны государства имеют право не все граждане.
Главная причина в том, что, не смотря на не слишком комфортные условия проживания, в государственных домах-интернатах свободные места, как правило, отсутствуют. В любом случае, нужно дождаться направления от органов социальной защиты, без него попасть в пансионат невозможно.
Для оформления путевки в государственный дом для инвалидов и пожилых людей необходимы следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- полис ОМС;
- заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья;
- справка о присвоенной группе инвалидности (при наличии);
- СНИЛС;
- пенсионное удостоверение.
Номер документа: | 395-З |
Дата принятия: | 22.05.2000 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 31.05.2000 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Демографические и социально-экономические процессы, динамика здоровья населения страны обусловливают рост численности людей, нуждающихся в уходе и социальной реабилитации. Для Республики Беларусь, как и для других европейских стран, характерно постепенное повышение доли людей старших возрастов.
Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, позволяющие охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.
К целям социального обслуживания относят: прогнозирование и предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций; оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций и (или) адаптации к ним; активизация собственных усилий граждан, создание условий для самостоятельного преодоления трудных жизненных ситуаций.
Такие центры могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей.
Социальное обслуживание основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.
Активизации мероприятий по созданию безбарьерной среды и обеспечению инвалидам свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры будет способствовать выполнение Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007 – 2010 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2007г. № 424).