- Наследование

Отдел обеспечения процедур банкротства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отдел обеспечения процедур банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для руководителей и собственников бизнеса причиной неплатежеспособности могут стать не только их личные налоговые долги, но и долги обанкротившихся организаций. Это называется субсидиарная ответственность.

Кому грозит банкротство по инициативе налоговой: условия

Налоговая может подать в суд заявление о банкротстве должника, как если он является физическим лицом (в том числе ИП), так если и юридическим.

Чтобы суд признал обращение правомерным и обоснованным, просрочка должна быть больше 3 месяцев, а сумма долга должна составлять:

  • в случае с физическим лицом и ИП — более 500 000 рублей;
  • в случае с юридическим лицом — более 300 000 рублей.

Право подачи заявления о банкротстве должника возникает у налоговой не ранее чем через 30 с даты возбуждения приставом исполнительного производства.

Момент подачи заявления о банкротстве налоговой может быть отложен по основаниям, предусмотренным законодательством. Например, должник оспаривает действия или бездействие сотрудников ИФНС.

    Признаки и условия банкротства юридического лица

    Финансовая несостоятельность фирмы имеет место, если совокупная величина долгов достигла 300 тысяч рублей, включая налоговые обязательства, и по каждому отдельному кредитору требования не исполняются беспрерывно в течение трех месяцев. Без этих условий инициирование процедуры в суде невозможно. К неформальным критериям, обусловливающим банкротство юридических лиц с долгами, относится увеличение размера задолженности перед инвесторами и контрагентами, рост невыполненных обязательств в части обязательных взносов, налогов и сборов. Признаками трудностей являются блокировка расчетных счетов, поступление требований об оплате от налоговых органов на большую сумму, начисление штрафов и недоимок, поступление претензий от кредиторов, инициирование судебных процессов по взысканию долгов. Определяющими сигналами тревожности служат изменение структуры баланса и уменьшение оборотных активов.

    Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

    Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

    Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

    Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

    Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

    Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Признаки неплатежеспособности юридического лица

    Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:

    • неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
    • недостаточное количество имущества и активных средств.

    Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:

    • временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
    • хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
    • абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.
    Читайте также:  Как рассчитать налог при продаже квартиры?

    Аналитический отдел, как явствует из названия, занимается производством анализа всех находящихся в его распоряжении сведений — то есть исследованием фактов, поиском новых, обобщением информации и цифр, расстановкой информационных блоков, распределением информационных тортов, выведением общих закономерностей, на основе которых идет прогрессирование и поступательное развитие профессионализма в деятельности налоговых служб.

    Данная работа требует применения всего логического инструментария и умения оперировать большими массивами цифровых данных.

    Четкое следование официальным инструкциям, исключение утечек информации и неукоснительное соблюдение порядка работы (заданной последовательности и строгой подотчетности вышестоящим налоговым инстанциям) делают профессию налогового аналитика одной из наиболее взыскательных, к которым предъявляются повышенные требования личной ответственности, пунктуальности, добросовестности и владения специальными познаниями.

    Сохранность и хранение данных, что носят характер коммерческой тайны. Специалисты также учитывают налоговую тайну, поэтому всесторонне подходят к вопросу безопасности информации. Каждый специалист, ведающий данным вопросом, подписывает специальное соглашение.

    Если он разгласит сведения третьим лицам, то ждут серьезные меры. Поэтому клиенты получают полную безопасность и конфиденциальность. Это один из базовых принципов деятельности специалистов.

    Если от клиентов поступают жалобы, то они должны быть рассмотрены в рамках компетенции специалиста. В приоритетах стоит точность данных, решение имеющейся проблемы. Современные условия диктуют требования оперативной работы.

    Только профессионалы, обладающие опытом, могут совмещать оперативную и результативную работу.

    Неплательщики требуют работы. Тоже можно сказать и о бизнесменах, проигнорировавших вопрос предоставления декларации. Инспектор контрольно-аналитического отдела берется за дело. Применяются методы и формы воздействия, строго прописанные законом.

    Специалист никогда не выходит за их рамки. Соответствие инструкции и точность сведений всегда стоят в приоритетах. Инспектор не должен допускать ошибок. Каждая ситуация требует скрупулезного подхода.

    Перечислим функции аналитического отдела налоговой службы.

    Расследует наиболее трудоемкие случаи с налоговыми недостачами.

    Занимается исследованием схем уклонения от уплаты налогов, вскрывающихся налоговыми инспекторами в процессе своей работы.

    Работники аналитического отдела по имеющимся у инспекторов доказательствам, догадкам и предположениям прослеживают всю цепочку шагов, предпринимаемых субъектами налогообложения для избавления от налогового бремени или существенного уменьшения налоговой нагрузки, и ищут эффективные способы борьбы с мошенническими уловками.

    Таким образом, аналитический отдел предоставляет налоговым инспекторам разработанные ими методики борьбы с серыми налоговыми схемами, а также предоставляет методические материалы, знакомящие молодой кадровый состав с исследованными противозаконными схемами.

    Сводит воедино всю имеющуюся информацию о текущей деятельности штата налоговых сотрудников для выведения статистических закономерностей о сумме налоговых поступлений, числе субъектов налогообложения, охваченных в тот или иной отчетный период, сумме задолженностей по налогам и сборам.

    Такая деятельность необходима прежде всего для понимания уровня эффективности того или иного налогового подразделения: справляется ли данный территориальный отдел с порученными ему подконтрольными организациями и предпринимательской деятельностью; есть ли у него какие-либо проблемы со взиманием налогов с граждан (касательно налогов на землю, автотранспортные средства, на сдачу в найм квартир и прочие виды сборов).

    Проводит статистическую работу по числу судебных разбирательств с участием налогового подразделения.

    После комиссии по легализации налоговой базы назначат выездную проверку?

    Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.

    Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана. По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.

    В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?

    Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.

    Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить. По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:

    Читайте также:  Как восстановить права при утере

    Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.

    🏛 Структура налоговой инспекции

    На основании п. 4 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 г. в систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) и территориальные органы. Иерархия налоговой инспекции состоит из нескольких уровней: федеральный, муниципальный и местный.

    В структуру ФНС входят:

    На межрегиональном уровне в систему контроля входят межрегиональные инспекции по федеральным округам, по крупнейшим налогоплательщикам, по обработке данных, по ценообразованию и по камеральному контролю.

    Типовая инспекция налоговой службы подотчетна ФНС. Инспекции бывают межрайонного и районного уровней. После реформирования системы организации налоговых служб многие районные инспекции упразднили и преобразовали в межрайонные инспекции (они распространяют свое действие на несколько районов в городе).

    Размер задолженности для инициации процесса банкротства налоговым органом

    При процедуре банкротства налоговый орган имеет статус кредитора, то есть они также имеют право на участие в собрании кредиторов, а также вправе определять судьбу как имущества должника, так и его самого. Физлицо, коммерческая компания, налоговый орган или любой другой кредитор может осуществлять контроль деятельности арбитражных и финансовых управляющих, а также обжаловать из действие или бездействие.

    Важно! Самым частым инициатором банкротства является налоговый орган (ФНС), который является уполномоченным органом в этой процедуре. Поэтому при проведении такой процедуры, налоговая консолидирует задолженность компании перед государственными внебюджетными органами и органами исполнительной власти.

    300 000 рублей является порогом, достаточным для инициации процедуры банкротства. При этом суммируется совокупный долг компании по налогам, страховым взносам, а также иным обязательным платежам. Когда инициатором банкротства по налоговой задолженности выступает налоговый орган, то помимо подачи заявления в суд, инспекция также уведомляет государственные внебюджетные фонды, госведомства, а также запрашивает сведения по долгам этой компании. После этого полученные сведения направляют в судебный орган для того, чтобы общая задолженность была включена в реестр требований всех кредиторов.

    Можно ли избежать процедуры банкротства?

    Важно! Компания не сможет избежать процедуры банкротства при исключении юрлица из ЕГРЮЛ в соответствии с решением ИФНС.

    Даже в том случае, если владельцы бизнеса бросают свою компанию в надежде на то, что налоговый орган исключит ее из ЕГРЮЛ как недействующую, то это не поможет избавиться от фирмы и ее долгов.В соответствии с законом №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП», существует возможность закрытия юрлица без ее длительной ликвидации. То есть в том случае, когда происходит ее исключение из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

    Без обращения в суд налоговый орган может ликвидировать компанию в случае соблюдения определенных условий:

    • юрлицо в предыдущие 12 месяцев не предоставляло отчетов по налогам и сборам;
    • хотя бы по одному из счетов юрлица не производились операции.

    Налоговым органом принимается решение о том, чтобы исключить юрлицо из ЕГРЮЛ, после чего оно подлежит публикации в «Вестнике государственной регистрации». Далее происходит ожидание трехмесячного срока с момента публикации заявлений от заинтересованных лиц возражениями относительно исключения фирмы из ЕГРЮЛ. Если заявлений не поступит, то юрлицо будет признано недействующим.

    Этап реализации имущества компании

    Как и в случае с финансовой реабилитацией, стадия реализации имущества компании проводится под контролем внешнего управляющего и направлена на достижение юридическим лицом выполнения всех долговых обязательств без ликвидации. При грамотном управлении компания может полностью рассчитаться со всем своими долгами, как перед кредиторами или контрагентами, так и перед сотрудниками и остаться на рынке.

    При этом все руководство компании лишается своих полномочий, предприятием полностью руководит назначенный управляющий менеджер. В большинстве случаев эту стадию считают целесообразной при возникновении подозрений в отношении компетентности прежнего административного состава фирмы.

    Большинство инвесторов, контрагентов и кредиторов склоняются к одобрению этого этапа. Если управляющий сможет реанимировать предприятия, принадлежащие юридическому лицу, у заимодавцев появится шанс вернуть свои средства в полном объеме. А вот на этапе конкурсного производства достичь подобного результата можно крайне редко.

    Читайте также:  Ипотека для семьи с двумя детьми в 2023 году

    На этапе внешнего управления менеджер вправе проводить следующие мероприятия:

    • искать новые каналы сбыта;
    • продавать убыточные активы;
    • устранять невыгодные в финансовом плане направления деятельности;
    • переуступать права требования;
    • начать дополнительный выпуск ценных бумаг.

    Также менеджер вправе разорвать некоторые контракты, если они ему кажутся заведомо невыгодными. При необходимости он сможет и оспорить некоторые сделки с недвижимостью. Такое управление может длиться от шести месяцев до полутора лет.

    Вспомогательными мерами являются запрет на выплату финансовых обязательств на срок внешнего управления. Также имущество юридического лица не подлежит аресту на этом этапе восстановления компании.

    При положительном эффекте от перечисленных выше мер дело о признании банкротства юридического лица может быть закрыто. В противном случае начинается следующий этап – конкурсное производство, которое приведет к ликвидации компании.

    Признаки предприятия-банкрота

    Порядок повеления процедуры банкротства регламентирован Конституцией РФ, Гражданским Кодексом и Федеральным Законом №127 от 26 октября 2002 года. Согласно российскому законодательству не каждая компания может заявить о банкротстве, для начала этой процедуры нужно, чтобы имели место некоторые условия:

    • общая сумма долга по выставленным счетам и государственным сборам, без пеней и штрафов, должна составлять не менее 300 000 рублей (для монополий – от 1 млн. рублей);
    • компания не может платить зарплату и пособия своим сотрудникам;
    • невыполнение долговых обязательств длится более трех месяцев.

    Только при наличии этих признаков можно инициировать процедуру банкротства юридического лица.

    Уполномоченный орган в делах о банкротстве — Федеральная налоговая служба

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, является ФНС России (см. Порядок разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России, утвержденный Приказом ФНС России от 18.10.2004 N САЭ-3-19/2@).

    ФНС России осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные налоговые органы, выполняющие функции уполномоченного органа на основании доверенностей, выданных в установленном порядке.

    Подача налоговыми органами в суд заявления о введении процедуры банкротства

    При подаче заявления о введении процедуры банкротства в арбитражный суд, включении в реестр кредиторов требований по уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, осуществлении иных действий, направленных на выполнение функций уполномоченного органа, в качестве такового в реестре кредиторов подлежит указанию ФНС России. При этом налоговый орган обязан сообщить суду и всем заинтересованным сторонам следующее: поскольку непосредственное осуществление функций уполномоченного органа возложено на работников территориальных налоговых органов, всю корреспонденцию по делу о банкротстве и процедуре банкротства следует направлять по адресу территориального налогового органа.

    В случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, установленном Законом о банкротстве, уполномоченный орган не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа либо по истечении 30 дней с даты получения уведомления (уведомлений) о наличии задолженности по обязательным платежам или уведомления (уведомлений) о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией от федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

    Камеральная налоговая проверка при банкротстве

    Камеральная проверка проводится на территории налоговой инспекции без выезда специалистов непосредственно на банкротящееся предприятие. При такой проверки анализируется имеющаяся в распоряжении ФНС документация по налогоплательщику и при необходимости делается запрос

    Шанс на решение об отмене камеральной проверки возрастает при соблюдении следующих условий:

    • юрлицо ответственно подходило к вопросу сдачи отчетности и сдавала ее в положенные сроки;
    • у компании отсутствовали дебиторы и кредиторы;
    • юрлицо сдавало нулевые балансы;
    • у общества единственный учредитель;
    • несостоятельная организация не вела деятельность последние три года.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *