Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный бюджет РФ 2023-2025 – что нужно знать инвестору». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.
Средства ФНБ будут использованы для обеспечения сбалансированности федерального бюджета в объемах 2,9 трлн рублей в 2023 году и 1,3 трлн рублей – в 2024 году, создавая условия для перехода с 2025 года к нормализации бюджетной политики, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета, с которой ознакомился «Интерфакс». Также будет продолжено использование средств ФНБ на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию.
Пополнение ФНБ в 2023 году не планируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов из-за приостановки бюджетного правила в 2022 году, а также увеличения расходов, связанных с поддержкой экономики и граждан в условиях геополитического и санкционного давления.
В 2024 и 2025 годах ожидается увеличение средств ФНБ за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в 2023-2024 годах, в объемах 939 млрд рублей и 656,3 млрд рублей соответственно. К концу 2023 года ФНБ составит 6,253 трлн рублей, к концу 2024 года — 5,947 трлн рублей, к концу 2025 года — 6,644 трлн рублей.
В 2022 году на финансирование дефицита бюджета планируется направить 3,197 трлн рублей из ФНБ, на конец года в фонде, как ожидается, будет 8,987 трлн рублей (в начале года он был на уровне 13,565 трлн рублей).
Российский госдолг растет, но насколько быстро?
В консервативном российском обществе любые долги воспринимаются негативно – это кредитная кабала, из которой выбраться невозможно (и в которую по жизни попадают жители большинства западных стран). Тем не менее, в последние годы ипотечные кредиты стали восприниматься в обществе гораздо лучше – кредит оказался выгоднее аренды, да и с самыми невыгодными микрозаймами начал бороться Центробанк. Однако, когда речь заходит о государственном долге, понять это становится сложно – ведь зачем России занимать (и платить за это проценты), если у страны есть огромные резервы в ФНБ?
Масла в огонь подливает свежая статистика – в конце февраля Счетная палата отчиталась о размере госдолга страны и его движении в течение 2020 года. Как оказалось, за год долги выросли почти на 40% и составили около 19 триллионов рублей. Это 17,8% от суммы ВВП, а еще примерно соответствует доходной части бюджета. Другими словами, Россия задолжала примерно столько же, сколько за год получает федеральный бюджет.
Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на:
- Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
- Кредиты для банков и других типов кредиторов.
- Невыплаты компенсаций физ. и юр. лицам.
Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на:
- По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
- Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
- Гарантийные обязательства под внешние займы.
- Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.
Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.
На 1 января 2019 года государственный долг с расширенным пониманием превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний день чистый долг. Тем самым, экономика России является одной из наиболее интересных по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину. Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.
По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это довольно хороший резерв для того, чтобы ускорить медленные темпы роста экономики.
Внешний долг России в 2021 году
Россия сократила объем внешнего долга. Как заявил ЦБ России, внешний долг РФ, по состоянию на первое января 2021 года, составляет 470,1 миллиарда долларов, что по сравнению с показателем годовой давности меньше на 21,3 миллиарда долларов.
Отмечается, что снижение долговых обязательств перед нерезидентами было зафиксировано во всех секторах экономики. Наиболее заметным, как отметили представители регулятора, стало сокращение иностранной задолженности прочих секторов, касающейся привлеченных кредитов.
Напомним, что в период с февраля по март 2021 года экономика РФ оказалась одновременно под воздействием пандемии COVID-19, оказавшей пагубное влияние на мировую экономику в целом, а также обвала цен на нефть.
В связи с этим, по отношению к доллару и евро рубль существенно обесценился. С целью поддержания экономики и населения, российские власти последовательно ввели несколько пакетов соответствующих мер.
Так, объем антикризисной поддержки в период пандемии COVID-19 составил 4,5% ВВП, что позволило преодолеть особо тяжелый пери од без серьезных потерь, имеющих необратимый характер. По данным на 15 января, снижение международных резервов РФ составило 1,2%, по сравнению с показателями на восьмое января, зафиксировавшись на отметке 590,4 миллиарда долларов.
В качестве основной причины сокращения резервов эксперты называют отрицательную курсовую переоценку и снижение цен на золото. Напомним, что международные резервы, представляющие собой иностранные активы, отличающиеся высокой ликвидностью и имеющиеся в распоряжении правительства РФ и банка России, состоят из специальных прав заимствования, средств в иностранной валюте, монетарного золота, а также резервной позиции в МВФ.
Кризис удваивает госдолг
- Российские власти последнее время любят повторять – страна подошла подготовленной к кризису. Вся «подготовка» России заключается в изначально низком государственном долге – на начало 2020 года он не превышал 12,5% ВВП. Но всего за год суверенный долг вырос до 20% ВВП и теперь не является самым низким в мире.
- В пересчете на рубли Россия должна 22 трлн руб. кредиторам, или чуть больше одного годового федерального бюджета. Но в 2021 году Россия должна будет уже 26,4 трлн руб. Это на 3,7% больше, чем было прописано в проекте бюджета, поскольку на финансирование дефицита бюджета уйдет 2,7 трлн руб., а на обслуживание госдолга – еще 1,7 трлн.
- При этом в 2020 году Минфин уже занял почти 5,4 трлн руб., 4,4 трлн из которых пошли на латание дыры в бюджете, а 967 млрд руб. – на погашение предыдущих кредитов. Власти могли не использовать госдолг, а взять деньги из Фонда национального благосостояния, в котором находится 9 трлн руб. Но президент Владимир Путин поставил блок на использование средств «кубышки».
- С одной стороны, госдолг России и в 24% ВВП можно считать не критичным. Однако нельзя забывать, что страна входит в число развивающихся стран и является сырьевой экономикой. Безопасным уровнем долга для такого типа стран считается 40% ВВП, для развитых же – 70%. При этом среди развивающихся стран средний уровень долга – 53,8%, по большей части из-за Бразилии (91,9%) и Индии (68,6%).
- По словам министра финансов Антона Силуанова, долг в 20% ВВП для России – это «опасная черта» и правительству не очень хочется ее пересекать. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина предостерегала власти от «неаккуратного» наращивания госдолга. Преимуществом России всегда был низкий долг на контролируемом уровне. Но кризис, вызванный коронавирусом, это преимущество у страны отнимает.
Внутренний госдолг РФ по годам
Год |
Сумма долга (млрд рублей) |
Ноябрь 2012 |
4 592 |
Ноябрь 2013 |
5 210 |
Ноябрь 2014 |
5 753 |
Ноябрь 2015 |
7 119 |
Ноябрь 2016 |
7 422 |
Ноябрь 2017 |
8 996 |
Ноябрь 2018 |
9 094 |
Ноябрь 2019 |
10 678 |
Ноябрь 2020 |
13 924 |
Сам факт наличия внешнего долга – не повод для беспокойства. Реальное положение дел отражает не столько его размер, сколько удельный вес в совокупном государственном долге и в структуре ВВП страны. По первому критерию на 2021 и последующие два года для России прогнозируется снижение:
Годы | Внутренний долг, % | Внешний долг, % |
---|---|---|
2021 | 77,8 | 22,2 |
2022 | 79,3 | 20,7 |
2023 | 80,8 | 19,2 |
Данные по госдолгу России
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Государственный долг к ВВП | 18.2 % | 2021 |
Международная инвестиционная позиция | 437 USD млрд. | 3 кв./22 |
Государственный долг | 15504 RUB млрд. / 249.676 млрд. USD | 2 кв./22 |
Государственный внешний долг
Государственный долг России (млрд. долл.)
Внешний государственный долг России c 1991 по 2018 год представлен в таблице.
Дата | Сумма, млрд долл. США |
---|---|
1991, 25 декабря | 67,8 |
1997, 31 декабря | ▲123,5 |
2000, 1 января | ▲158,7 |
2001, 1 января | ▼143,7 |
2002, 1 января | ▼133,5 |
2003, 1 января | ▼125,7 |
2004, 1 января | ▼121,7 |
2005, 1 января | ▼114,1 |
2006, 1 января | ▼76,5 |
2007, 1 января | ▼ 52,0 |
2008, 1 января | ▼ 44,9 |
2009, 1 января | ▼ 40,6 |
2010, 1 января | ▼ 37,6 |
2011, 1 ноября | ▼ 36,0 |
2012, 1 января | ▼ 34,7 |
2013, 1 января | ▲ 54,4 |
2013, 1 октября | ▲ 62,7 |
2014, 1 января | ▼ 61,7 |
2014, 1 апреля | ▼ 53,6 |
2014, 1 июля | ▲ 57,1 |
2014, 1 октября | ▼ 49,3 |
2015, 1 января | ▼ 41,6 |
2015, 1 апреля | ▼ 33,6 |
2015, 1 июля | ▲ 36,4 |
2015, 1 октября | ▼ 32,4 |
2016, 1 января | ▼ 30,8 |
2016, 1 апреля | ▼ 30,6 |
▲ 50,8 | |
2017, 2 февраля | ▲ 51,2 |
2018, 1 марта | ▼ 50,6 |
- Перенос бремени долга страны на последующие поколения (если ВВП растет меньшими темпами, чем долг).
- Доходы внутри населения перераспределяются. Те, кто вкладываются в облигации – поучают проценты по выплатам, а те, кто такой возможности не имеют, просто платят налог в бюджет, часть которого идет на погашение долга.
- Государственные ценные бумаги вытесняют с экономики частные инвестиции.
- Устойчивость экономики государства снижается, что приводит к рискам обвала валюты или кризису. Например, у США огромный государственный долг, но их преимущество в том, что процент выплат очень низкий. Но в годы кризиса процент по кредитам возрастает, что увеличит на нагрузку на экономику государства.
- Рост государственного долга снижает рост ВВП страны на душу населения.
- Увеличение заложенности обратно пропорциональна объему внешних инвестиций в государство, что затормаживает его экономическое развитие.