Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перераспределение земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.
Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков
В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:
- Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
- Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.
Комментарии к статье 39.28 земельного кодекса РФ
Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, находящихся в частной собственности, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Использование механизма перераспределения предполагается в тех случаях, когда в целом для изменения местоположения границ земельного участка, находящегося в частной собственности, прямых препятствий не существует, а в некоторых случаях такая процедура является желательной, но предоставление и образование для этих целей самостоятельного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, запрещено или нецелесообразно.
Возможна ли прирезка одного и того же участка в несколько этапов
Допустим, есть смежный с находящимся в вашей собственности участком, государственный участок, который не стоит на кадастровом учете. Можно ли осуществить прирезку к государственному участку в пределах 10%, а далее повторить процедуру до полного «исчерпания» государственного земельного участка?
Лично я не вижу ничего в этом ничего противозаконного. Однако, решать этот вопрос лучше предметно на месте и с кадастровым инженером. Собственник ЗУ может любым не запрещенным законом способом определять судьбу данного земельного участка, а именно: увеличивать, уменьшать, делить, выделять, дарить, продавать и т.д. Единственное следует учитывать, чтобы формируемый участок не превышал допустимых пределов по площади (см. ПЗЗ Вашего муниципального образования), а также соответствовал виду его разрешенного использования.
Правовые предпосылки и условия
Процедура перераспределения площади и границ участка регулируется статьей 11.7 Земельного кодекса РФ. Нормативный акт предусматривает возможность перераспределить границы в упрощенном порядке – для этого собственники смежных участков должны заключить письменное соглашение и зарегистрировать его в местных органах муниципальной власти. Завершающий этап упрощенного перераспределения – постановка новообразованных участков на кадастровый учет. Действующее законодательство выделяет три варианта изменений границ с непосредственным участием собственников:
- Юридические и физические лица. Для завершения процедуры нужно заключить соглашение между собственниками и получить разрешение от государственных органов.
- Муниципальные структуры. Такой вид сделок характерен для государственных учреждений, которые передают право собственности от одного к другому.
- Муниципальные структуры и физические лица. Законодательство предъявляет особо жесткие требования к участкам, а процедура регулируется особым регламентом.
В 2016 году вступил в силу Федеральный закон № 344, который внес несколько изменений в регламент перераспределения земли. Вот основные нововведения:
- Решения по территориям сельских поселений переходят в компетенцию местных органов самоуправления.
- Если корректировка границ участков затрагивает земли сельских поселений, нужно разрешение от администрации района, к которому территориально относятся землевладения.
- После завершения процедуры и постановки участков на кадастровый учет владельцы приобретает исключительные права и полномочия по использованию наделов.
Перераспределение земельных участков с государственной или муниципальной землей
Основания для процедуры указаны в статье 39.27 Земельного кодекса РФ. Перераспределению подлежат муниципальные земли и участки:
- не предоставленные ранее в пользование частным лицам и не обремененные правами частных лиц за исключением сервитутов;
- предоставленные в пользование одному лицу с его согласия на одном виде права.
Перераспределение земельных участков муниципальной собственности регулируется статьей 39.28 Земельного кодекса с учетом требований Федерального закона РФ № 171 от 23 июня 2014 года. Процедура возможна при выполнении требований:
- Исходные земельные участки расположены в пределах застроенной территории, на которую подписан договор о развитии. Цель процедуры – приведении границ в соответствие с проектом межевания.
- Границы участков приводятся в соответствие с проектной документацией для устранения ошибок – вклинивания и вкрапления смежных владений, изломанности границ, чересполосицы. Площадь новообразованного участка не должна превышать допустимые законодательством граничные лимиты.
- Муниципальные земли и участки перераспределяются для выделения наделов под садоводство или огородничество, ведение дачного или личного подсобного хозяйства;
- Участки изымаются для муниципальных нужд при строительстве линейных или иных капитальных объектов недвижимости.
Процедура требует обязательного заключения соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Документ должен содержать обязательства сторон по обеспечению образования земельных участков, включая следующие моменты:
- распределение расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию участков;
- информацию о правах, возникающих на образуемые участки.
Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной собственности, не допускается, если:
- Территории находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, отсутствует согласие указанного лица, данное в письменной форме.
- Проектом межевания территории или схемой расположения участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек.
- Границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
- Имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка.
Перераспределение земельных участков частной собственности
Процедура осуществляется на основании проекта межевания территории или схемы расположения ЗУ на кадастровом плане. Требует обязательного заключения соглашения в простой письменной форме. К соглашению заявитель прикладывает кадастровый паспорт на участок. Если в ходе перераспределения площадь нового участка увеличивается, владелец обращается в муниципальные органы для расчета размера платы.
В соглашении обязательно указываются:
- личные данные владельцев смежных участков;
- техническая информация на землевладения;
- данные о праве собственности на перераспределяемую землю;
- сущность процедуры – цель и порядок перераспределения.
- распределение права собственности и иных имущественных прав на новообразованные участки;
- распределение долей в праве собственности;
- распределение расходов на оплату услуг кадастрового инженера;
- согласование сроков вступление в право собственности на новые участки;
- размер и порядок компенсации в случае неравноценного перераспределения либо причинения убытков одному из собственников.
Документ передается кадастровому инженеру, после окончания геодезической съемки направляется в исполнительный орган власти для регистрации права собственности на новый участок и оформления кадастрового паспорта на землю.
Помимо соглашения для заказа услуги в МФЦ или специализированной компании понадобятся:
- Заявление о перераспределении земель.
- Схема расположения земельного участка (только в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков).
- Копия проекта межевания территории и решение об его утверждении.
- Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
- Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица.
- Заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства.
- Учредительные документы (Нотариально заверенная копия или копия с предъявлением оригинала 1 экз., предоставляется без возврата для юридических лиц).
- Выписка из ЕГРП о правах на здания, сооружения, расположенные на перераспределяемом земельном участке.
- Выписка из ЕГРП о правах на перераспределяемый земельный участок.
- Кадастровый паспорт исходного земельного участка.
Порядок перераспределения частных земельных участков
- Как говорилось выше — главное, это сформированная в голове цель и договоренность со второй стороной перераспределения. Когда устно все решено — дело почти сделано!
- Дальше нужно обратиться к кадастровому инженеру. Вопреки вашему рвению к заключению письменной договоренности, нужно сначала посоветоваться со специалистом и взвесить ваше решение. Бывает, что после консультации появляется совсем другой вариант прохождения границы. Это может быть связано как с чисто технической стороной вопроса, так и с практической, так как у кадастрового инженера большой опыт работы с земельными вопросами.
- Когда окончательно все решено, можно приступить к оформлению решения и , если нужно, схемы перераспределения. Самостоятельно или делегировать специалисту — решать Вам. Это не принципиально.
- Далее дособираете документы, описанные выше и передаете все цветные сканы на почту кадастровому инженеру.
- Он подготавливает межевой план по перераспределению и передает Вам для подачи в МФЦ или Росреестр.
- Когда в Росреестре будете подавать межевой план есть два варианта.
- Если вы просто обменялись частями земельного участка с соседом без дополнительных договоренностей, то подаете сразу заявление о перерегистрации. То есть одновременно меняете участок и регистрируете права.
- Если в результате перераспределения предусматривается договор купли- продажи или что-то подобное (это должно быть описано в соглашении), то регистрация права возможна только после проведения этого договора через нотариуса. То есть Вы сначала вносите изменение в кадастр, а потом регистрируете права в Росреестре.
Порядок перераспределения земельных участков
Порядок проведения работ по распределению земли регламентируется земельными и гражданскими нормами права. В правоотношениях всегда выступают две стороны — собственники земли. Среди них могут быть граждане, юр. лица, а также органы муниципалитета или соответствующего субъекта нашей страны.
Существует несколько общих оснований для осуществления такой процедуры.
- Необходимость поменять границы территории. Такое мероприятие проводится по инициативе правообладателей двух соседних участков. Причиной служит необходимость изменения границ для комфортной эксплуатации участков, в том числе строительства с учетом всех технических требований.
- Исправление «кривых» границ, когда кадастровый инженер при межевании некачественно провел геодезические работы. В результате границы между смежными участками имеют неровности, что затрудняет нормальное использование, например, установку забора. По закону такие участки не должны ставиться на кадастровый учет, так как специалисты Росреестра должны выносить отказ в учете. Но фактически таких участков существует множество.
- Участие земли в федеральных или региональных программах по развитию или строительству. К таким программам можно отнести строительство железных дорог, магистралей, прокладку газовых или тепловых коммуникаций. По причине строгих требований к порядку проведения указанных работ, а также установленных нормативов к отступам от участков граждан, государству приходится договариваться с собственниками участков о смене границ.
- Постановление суда, которое обязывает фактических землепользователей провести перераспределение по ряду оснований.
- При разграничении территории между несколькими сособственниками участка. В таких случаях необходимо обеспечить каждому вновь образуемому участку свободный доступ, что невозможно без проведения процедуры перераспределения.
- При необходимости использовать участок соседа для монтажа коммуникаций необязательно заключать соглашение о сервитуте. Можно навсегда переиграть границы двух участков.
Перераспределение земельных участков: сложности и особенности законодательства
Процедура перераспределения земли не требует больших затрат или специальных знаний со стороны владельцев участка. Вместе с тем рекомендуем ознакомиться с особенностями данной процедуры, которые существенно упростят проведение работ.
- В ряде случаев простым решением становится установление сервитута. Поэтому грамотно оцените необходимость проведения перераспределения.
- При нахождении земли в долевом владении на проведение указанных кадастровых мероприятий требуется согласие всех совладельцем.
- Обязательно нужно получить явное согласие владельцев участка.
- Позаботьтесь о том, чтобы не нарушались права других соседей. При установлении такого факта в дальнейшем все изменения могут быть отменены судом.
- Старайтесь быстро собрать весь пакет документов, так как многие справки могут иметь определенный срок действия.
- Договоритесь с соседом о том, кто будет оплачивать услуги специалистов кадастровой организации.
Правила перераспределения земли и земельных участков
Допустим, ваша земля требует изменения границ — они слишком изломаны. Вы договорились с соседями по земельному участку о перераспределении, то есть об объединении наделов и закреплении новых границ собственности. Получается, что вы совместными действиями с другими собственниками создали новые земельные участки. Это и есть перераспределение (ст. 11.7 ЗК РФ).
Суть перераспределения земли, находящейся в собственности, состоит в том, чтобы прекратить существование неудобных наделов и образовать обновленные земельные участки. Перераспределить можно исключительно смежные наделы и только по согласию всех владельцев. Если собственники согласны, то инициатор собирает необходимые документы и обращается в местную администрацию.
Участниками перераспределения выступают заинтересованные стороны — выгодоприобретатель, по инициативе которого и перераспределяется земля, и владельцы смежных земельных участков.
Сторонами могут быть физические и юридические лица, муниципалитеты и даже государство. Перераспределение возможно между двумя или несколькими гражданами-владельцами частной собственности, таким же способом перераспределить земельные участки могут и собственники из числа юридических лиц.
Законодательство позволяет проводить перераспределение земель, находящихся в частной собственности, и государственных/муниципальных наделов. В некоторых случаях проводится изменение границ между государственными/муниципальными землями.
Сама процедура проходит так: собственники составляют соглашение о разграничении, регистрируют результат своих договоренностей в органах местного самоуправления, после чего ставят новые земли на учет.
Если сторонами сделки выступают граждане или юридические лица (два юридических лица, физическое лицо и организация, два гражданина), то владельцы наделов подписывают соглашение и запрашивают разрешение у соответствующих органов.
В тех случаях, когда перераспределение земельных участков проводится между муниципальными структурами и гражданами, нужно получить особое разрешение и подтвердить основание для такой процедуры.
Сделки между двумя или несколькими государственными/муниципальными структурами весьма редки — они проводятся для перерегистрации одного надела, находящегося в собственности владельца, в пользу нового административного собственника.
Все вопросы о перераспределении земель решаются на уровне локальных администраций, муниципалитетов и органов местного самоуправления (для сельских поселений).
Запустить процедуру можно только между соседними (смежными) наделами — перераспределяемые земельные участки должны соприкасаться хотя бы в одной точке. Земля, в отношении которой проводится имущественная сделка, не может быть арестованной, ограниченной или обремененной.
Для того чтобы перераспределение земельных участков было законным, инициатору надлежит получить согласие всех собственников и их супругов (при наличии).
Сам процесс и его результаты не должны затрагивать интересы третьих лиц. В отношении всех распределяемых объектов необходимо провести межевание (подтверждающие документы должны быть в наличии). После завершения процедуры образования нового надела все права и обязанности переходят к собственнику.
Перераспределение земельных участков — это не бесплатная процедура. Заявитель оплачивает государственную пошлину и обязательные услуги кадастрового инженера (он проводит перерегистрацию). Если площадь надела после окончания процедуры останется такой же, то никаких дополнительных платежей перечислять не нужно. Если же общая площадь земельного участка увеличится, то владельцу придется заплатить:
- 15% от стоимости надела по кадастру — при незначительном превышении установленных норм;
- 100% кадастровой стоимости участка — если новое земельное образование превышает государственные нормативы на 10% и более.
Когда необходима процедура
Основные условия для проведения данной процедуры:
- Если необходимо проложить коммуникации и инженерные сети на площади смежной земли.
- Если по требованию закона необходимо привести в соответствие минимальное расстояние от постройки до границы земельного участка.
- Принятие решения суда относительно изменения границ на смежном участке.
- Если несколько владельцев одного земельного надела решили его между собой разделить.
- Если необходимо выровнять границу смежных территорий.
- При возведении жилого дома между смежными землями, если они перешли в собственность одного владельца.
- В случае соединения нескольких участков в единый для общего пользования.
Распределение одного участка земли также может происходить при принятии наследуемого имущества несколькими наследниками, которые изъявили желание выделить свою долю.
Перераспределение как способ образования земельных участков
Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).
Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.
Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.
Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:
- инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
- разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
- регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.
Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.
Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения
На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.
Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:
- отдельный самостоятельный договор;
- часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).
На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).
Требования к перераспределяемым земельным участкам
Земельный кодекс не содержит прямых требования к перераспределяемым земельным участкам. В статье 11.9 установлены требования к образуемым участкам. Однако, исходя из них уполномоченным на то органом производится оценка участков, границы которых просят перераспределить их собственники.
Перераспределить границы участков можно только тогда, когда они являются смежными. Участки должны быть зарегистрированы установленным образом.
Кроме того, участки должны находиться на территории одного и того же муниципального образования, должны принадлежать к одной и той же категории земель. Границы перераспределяемых участков не должны так же пересекать границ муниципального образования и населенного пункта.
Исходя из того, что существовавшие до перераспределения участки перестают существовать, право собственности их владельцев не должно быть обременено, за исключением сервитута. Под обременениями понимаются арест, иные обременения, которые будут препятствовать использованию новых участков в соответствии с ВРУ.
- Если на участке имеются строения, перераспределение не должно препятствовать использованию их по назначению.
- Если строений нет, перераспределение границ не должно препятствовать их возведению и эффективному (рациональному) использованию самих участков.
- Если участок пересекает границы территориальной зоны, его границы так же не могут быть перераспределены.
Порядок перераспределения
Данная процедура проходит в несколько этапов в соответствии с законодательными актами:
- Составление соглашения в письменном виде между собственниками смежных участков.
- Заполнение заявления и подготовка необходимого пакета документов.
- Предоставление заявления в ЕГРН, а также в организацию, которая проводит межевание земли.
- Получение постановления в местных органах власти о разрешении провести перераспределение земли.
- Проведение межевания (геосъемка, межевой план, оформление межевого дела согласно схеме кадастра).
- Формирование протокола об образовании дополнительных участков земли, а также оформление соответствующего паспорта.
- Получение выписки из государственных органов, которая подтверждает право собственности на образовавшийся надел.
Весь процесс по перераспределению земель на практике занимает не более двух месяцев.